Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 
Старости::2006::Декабрь

Реабилитация фашизма как игра на понижение интеллектуального уровня нации? Читайте статью Ильи Смирнова о процессах в современной российской культуре:
«Коричневый слюнявчик для мальчика-мажора»

«Преступления Сталина проистекают из глубокого извращения идей, которые являлись разумными и справедливыми. В нацизме же с самого начала портить и извращать было нечего. В нём не содержалось ничего такого, чем культурный человек середины ХХ столетия мог искренне обмануться. Но в России 90-х годов коммунизм оказался не просто равноценен нацизму. Официальные идеологи пришли к выводу, что коммунизм хуже. Крайняя демонизация советской эпохи была необходима им для самооправдания». [Читать]
26 декабря 2006

В продолжение темы состояния современной российской науки — Юрий Нечипоренко: «Достижения современной биофизики»

«Недо-образованность стала бичом нашего времени: для того чтобы “сделать” настоящего ученого, требуется не менее 8-10 лет: 5-6 лет обучения в вузе или Университете и три года в аспирантуре. Все это время молодого человека должны содержать родители, если же он начинает “подрабатывать”, то, как правило, это завершается уходом “в офис”. Однако найти родителей, которые на протяжении десятка лет готовы пестовать свое дитя и ублажать его интерес к науке, довольно трудно. Такие родители могли бы найтись в научной среде, если бы сами ученые имели достаточное финансирование. Благодаря длительному образованию получается “долгоиграющий” специалист, однако обрыв образования на полпути приводит к “недоучкам”». [Читать]
24 декабря 2006

Лекция замечательного историка науки Симона Шноля «История российской науки. На пороге краха»

«Я хочу вам всем сказать напоследок: замечательная вещь – наука. Это высшее наслаждение – прочтя геном, узнать, что мы с вами отличаемся от шимпанзе меньше, чем на 1%, колоссальное умственное наслаждение. Я желаю всем нам это наслаждение испытывать». [Читать]
23 декабря 2006

Борис Литвак: «О некоторых чертах психологии русских крепостных первой половины XIX в.»

«Крепостные сознавали свою зависимость от одного, “своего” помещика и хотели от нее избавиться. Самым массовым стереотипом крестьянских выступлений за личную свободу является коллизия, возникавшая при смене владельца. Смерть владельца, продажа и все прочие случаи перехода крепостных из рук в руки оживляли борьбу за личную свободу. Здесь сказывалось крестьянское представление о личной зависимости, которая кончается с исчезновением данного господина. Такое представление и послужило питательной почвой для высшей формы личной мести — убийства помещика». [Читать]
21 декабря 2006

Самарий Великовский: «Сартр — литературный критик»

«О ремесле и уделе литературных критиков, — разумея под ними, как это принято во Франции, и тех, кого у нас именуют литературоведами, — Жан Поль Сартр высказывался обычно без малейшего снисхождения, а то и попросту с издевкой: “Критики — это в большинстве случаев неудачники, которые однажды, подойдя к порогу отчаяния, нашли себе скромное тихое местечко кладбищенских сторожей”». [Читать]
19 декабря 2006

От вмешательства политиков страдают не только общественные науки, но и естественные. Читайте статью Алексея Николаева «Луговая собачка под гнетом цензуры»

«Другой известный ученый – метеоролог, руководитель института НАСА по исследованиям климата Джеймс Хансен – утверждает, что администрация президента Буша жестко контролирует его общение с прессой и “давит” на него, указывая, какие темы можно затрагивать в своих выступлениях. Так, по его словам, цензуру проходят все его научные работы и тексты лекций и даже «посты» на форумах Института имени Годдарда». [Читать]
17 декабря 2006

Книгу П.В.Седова «Закат Московского царства: Царский двор конца XVII века» представляет Илья Смирнов

«Религиозные споры могли расколоть аристократию – как в Англии и во Франции. Россия этого избежала. Как? Покровители старообрядчества могли сохранять своё высокое положение. Но при условии: не устраивать демонстраций, не посягать на царский авторитет. Условие, с которым не пожелала считаться Морозова».
[Читать]
17 декабря 2006

«Жан Поль Сартр о самом себе» — филолог Самарий Великовский об известнейшей сартровской повести «Слова»

«“Слова Сартра” — произведение примечательное. “Критическое введение в личность” одного из властителей дум “левой интеллигенции” Запада. Честное, до жестокости, до святотатства откровенное исследование духовного микрокосма, подчиненного тем же, хотя и философски сублимированным законам, что и вызвавшая его к жизни материальная вселенная — французское общество XX столетия». [Читать]
16 декабря 2006

Франциш Санченя: «Славянство — превыше всего? Один из крупнейших книжных магазинов Минска приторговывает расистской литературой»

«Три дня я, злобный «инорасовый Кащей Бессмертный», подозрительный “полукровка” захаживал в Дом книги, надеясь, что казус “рассосется” сам. Хоть бы этот злополучный гримуар был куплен каким-нибудь выжившим из ума патриотом! Увы – “Расология” по прежнему зияет посреди дорогих сердцу каждого белоруса книг о Государственной идеологии как транспарант». [Читать]
16 декабря 2006

Ещё о Пиночете: Борис Кагарлицкий «На смерть злодея»

«Либеральная московская интеллигенция обожала генерала Пиночета. Во-первых, подавил революцию, а во-вторых, поднял экономику. Относительно экономического подъема говорилось как-то смутно, без подробностей, зато про массовые расстрелы и расправы над коммунистами поклонники Федора Михайловича Достоевского и демократических ценностей вспоминали подробно и со смаком».
[Читать]
15 декабря 2006

Юрий Семёнов о крупнейшем американском этнографе и историке: «Льюис Генри Морган: легенда и действительность»

«Каким же образом умеренный либеральный буржуа, да к тому же еще и ревностный христианин, смог подняться до материалистического понимания истории, как согласовать приписываемую Моргану приверженность к капитализму, как лучшей из всех систем, с тем фактом, что он не только подверг критике цивилизацию — общество товарного производства, основную форму нашего, современного общества, но и высказался о грядущем преобразовании этого общества в таких выражениях, которые мог бы произнести Карл Маркс?»
[Читать]
15 декабря 2006

Александр Тарасов: «Меняющиеся скинхеды. Опыт наблюдения за субкультурой»

«При этом за исключением расизма и симпатий к ультраправому политическому спектру, никаких пересечений с традиционной субкультурой скинхедов у этих групп не наблюдается: они не выглядят так, как должны выглядеть скинхеды, они не слушают музыку в стиле “ой!”, они не поддерживают или почти не поддерживают контактов со скинхедами из других городов. Фактически это означает, что в криминализированной молодежной среде, как минимум, Перми и Кирова быть скинхедом, а не просто шпаной, считается модным и престижным».
[Читать]
14 декабря 2006

Почему обрушились башни ВТЦ в Нью-Йорке, если их строили на века? Свои вопросы к официальной версии событий 11 сентября 2001 года задает Анатолий Копейкин в статье «Удивительная история»

«В общем, не могли эти башни выдержать одна 15 процентов своего веса, а другая — 25 процентов. Одна седьмая одной башни раздавила всю остальную башню, а четверть другой башни — все остальное у себя. До тех пор, пока что-то куда-то еще могло сыпаться, оно сыпалось. Интересно, что 30 лет эти башни держали этот вес, а в один момент перестали быть способны его держать. Нам отвечают: удар 15 верхних этажей был такой сокрушительной силы, что буквально смял в гармошку эти башни». [Читать]
12 декабря 2006

Об отношении представителей власти к культуре собственной страны в интервью с Николаем Новиковым «Почему Варнавский не любит Льва Толстого»

«Да, г-н Варнавский сделал вид, что его эта проблема не касается. Но почему - об этом избирателям спросить лучше его самого. Ходили также слухи, что помещение продано кому-то из родственников высокопоставленных чиновников. Но на это нет документальных подтверждений. Во всяком случае - пока нет. Вообще, случай с библиотекой имени Л.Н. Толстого - яркое подтверждение того, как власть относится к учреждениям культуры и соответственно культурным запросам рядовых горожан. Какая гарантия у остальных 46 муниципальных библиотек, что они не разделят судьбу библиотеки имени Л.Н. Толстого?» [Читать]
12 декабря 2006

Продолжение серии статей Юрия Семёнова о возникновении религии: «Тотемизм, первобытная мифология и первобытная религия»

«Тотемизм в своей исходной форме представлял собой глубокую, не знающую сомнений веру в полное тождество членов того или иного человеческого коллектива с особями одного определенного вида животных. Этот вид животных, а тем самым и каждое животное данного вида, являлся тотемом данной группы людей, а тем самым и любого из ее членов». [Читать]
11 декабря 2006

Вчера умер Аугусто Пиночет. Мы разочарованы. Нет, не смертью диктатора, а тем, что очередной фашистский преступник умер не на эшафоте, не в тюрьме и не под судом. И так как отечественные СМИ опять пропели хвалу творцу «экономического чуда», за которое было заплачено жизнями «всего» 2-3 тыс. человек, «Скепсис» напоминает, что такое на самом деле был пиночетовский режим и каких жертв он стоил народу Чили.

Александр Тарасов «Хватит врать о Пиночете!»
Стив Кангас «Чикагские мальчики и чилийское экономическое чудо»
Сальвадор Альенде «Последнее обращение к чилийскому народу»
Александр Тарасов «Верите, что можно подружиться с крокодилом?»
Олег Ясинский «Убийца Виктора Хары известен»
11 декабря 2006

Обновление видеогалереи на сайте hirosima.scepsis.ru

В раздел «Видеофрагменты» выложены документальные кадры последствий атомной бомбардировки Хиросимы. Вашему вниманию предлагается небольшой отрывок записи, случайно найденной несколько лет назад в фильмохранилище Токио. [Смотреть]
11 декабря 2006

«Рок’н’ролл мёртв. К 25-летию ленинградского рок-клуба» — комментарий Ильи Смирнова

«На Рубинштейна не заставляли петь песни советских композиторов про Ленина. Пойте свои, в ритмах какой хотите зарубежной эстрады, главное, чтоб это были песни ни о чем. Вот он, универсальный алгоритм так называемой “молодёжной культуры”. Кто в него вписывался, получал право на концертную деятельность за пределами рок-клуба». [Читать]
9 декабря 2006

Илья Смирнов рассказывает «Откуда есть пошёл Союз театральных деятелей»

«Вот оно, главное. Общая вера в то, что цель театра – “не праздная забава, а нравственное, умственное и художественное совершенствование человека”. Ужасное отступление от плюрализма, но этот принцип на съезде не оспаривался. Никто не пытался переубедить коллег: нет, наша цель - нахапать денег! Или зад со сцены показать. Нынешние заказные критики по голым задницам скажут: идеализм тогдашней интеллигенции. На самом деле - наоборот». [Читать]
9 декабря 2006

Обновление в разделе «Где найти?»

В раздел «Где найти?» добавлена информация о Комсомольске-на-Амуре.
[Читать].
8 декабря 2006

Георгий Малинецкий «Национальное достояние в опасности»

«Отделение математических наук (ОМН) Российской академии наук вышло с предложением к Президиуму РАН ликвидировать Ордена Ленина Институт прикладной математики имени М.В. Келдыша РАН. На его основе, а также на основе двух других ликвидируемых институтов (Института математического моделирования РАН и Института автоматизации проектирования РАН) должна быть создана новая научная организация.». [Читать]
8 декабря 2006

Александр Тарасов: «Между вулканами и партизанами: Никарагуанский пейзаж»

«Сандино, напротив, гордился своей внешностью и своим происхождением. “Я никарагуанец и горжусь тем, что в моих жилах течет кровь американских индейцев”, – писал он в 1927 году в “Политическом манифесте”. В том же “Манифесте” были еще более удивительные и смелые для тогдашней Никарагуа строки: “Я городской рабочий, ремесленник, но мои стремления общенациональны, мой идеал – обладать правом на свободу и правом требовать справедливости, даже если для завоевания этого потребуется пролить и свою и чужую кровь. Олигархия, эти гуси из грязной лужи, скажут, что я плебей. И пусть. Я горжусь тем, что вышел из среды угнетенных, ведь именно они – душа и честь нашего народа”».
[Читать]

7 декабря 2006

Сегодня «Тихий юбилей» — столетие Л.И.Брежнева. Борис Кагарлицкий анализирует уроки истории периода «эпохи застоя»

«На фоне незыблемости официальной идеологии возникала другая идеология – реальная. Это была идеология потребления, странным образом ассоциировавшаяся у интеллектуалов с “демократией”, которая представлялась не властью граждан, обществом набитых доверху товарами магазинов». [Читать]
6 декабря 2006

Продолжена публикация книги Лорена Грэхэма «Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе»

«Советская философия науки — диалектический материализм — это целая область интеллектуальных усилий тысяч специалистов в Советском Союзе, и эти усилия остаются практически полностью вне поля зрения исследователей на Западе. Немногочисленные авторы, правда, уже анализировали дискуссии в советской науке, посвященные отдельным проблемам философии науки (таким, например, как философские вопросы биологии или психологии), и все-таки за последние 25 лет практически никто не пытался изучить в деталях проблему отношений диалектического материализма и советской науки в целом».

Выложены главы VII и VIII. [Читать]
6 декабря 2006

Воспоминания историка и революционера Н.М. Дружинина «О трёх участницах революционной борьбы»: Инессе Арманд, Людмиле Воскресенской и Вере Фигнер

«Одной из особенностей революционного движения в России в ХIХ и в начале XX в. было широкое и активное участие в нем женщин, преимущественно молодых. В то время как в Англии, Франции, Германии и других западноевропейских странах подавляющая масса женщин ограничивалась домашним хозяйством и была слабо затронута революционным движением, иную картину представляла дореволюционная Россия». [Читать]
5 декабря 2006

Книга российского философа Натальи Сергеевны Автономовой «Рассудок — Разум — Рациональность».

Монография посвящена рассмотрению проблематики рациональности в историческом и теоретико-познавательном плане. Соответственно в ней анализируются концепции, наиболее полно выразившие традиции рационализма и иррационализма в европейской философии. В книге содержится большой фактический материал из области гуманитарного знания. Особое внимание уделено проблеме рациональности мифа и других вненаучных форм творческой деятельности, а также роли изучения естественного языка в осмыслении проблемы рациональности. [Читать]
3 декабря 2006

«И нет меры счастью и отчаянию нашему» — эссе одного из первых исследователей массовой культуры, социолога Эрнеста ван ден Хаага

«Может показаться парадоксальным само рассуждение о массовой культуре как о плоде подавления и вместе с тем его орудии. Она вовсе не выглядит подавленной, наоборот, в глаза бросается ее необузданность. Однако кажущийся парадокс исчезает, как только мы поймем, что оглушительный грохот, хриплый вой и крики — всего лишь попытка заглушить отчаянный вопль пропадающего втуне дара, вопль подавленной личности, обреченной на бесплодие». [Читать]
2 декабря 2006

Так как статью Александра Тарасова «Мало читать Маркса. Его надо еще ПОНИМАТЬ» активно обсуждают в форуме уже в нескольких темах, мы решили опубликовать её на нашем сайте

«Наши сталинисты, как пресловутые французские аристократы, “ничего не забыли и ничему не научились”. Они потерпели грандиозное всемирно-историческое поражение – но выводов никаких делать не хотят!» [Читать]
2 декабря 2006

Две статьи: психолога Александра Мещерякова и биолога Александра Малиновского, — посвященные проблеме социализации слепоглухонемых детей и педагогическому эксперименту, который впервые позволил решить её на научной основе

Эта, казалось бы, частная проблема специальной психологии на самом деле затрагивает принципиальные вопросы соотношения социального и биологического в человеке, возникновения и развития человеческой психики, строения мышления; соотношение образа и слова (знака) и т.д. Именно поэтому этот эксперимент проходил при активном участии одного из самых глубоких философов советского периода — Эвальда Васильевича Ильенкова.

Александр Мещеряков «Познание мира без слуха и зрения»
Александр Малиновский «Некоторые возражения Э.В. Ильенкову и А.И. Мещерякову»

1 декабря 2006
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
Дружественный проект «Спільне»
Сборник трудов шаламовской конференции
Книга Терри Иглтона «Теория литературы. Введение»
 
 
Кто нужен «Скепсису»?