Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 
Старости::2007::Декабрь

Комментарий Ильи Смирнова: «Угроза существованию человека. “Дипломатическая борьба в Европе накануне Второй мировой войны”»

«Александр Олегович Наумов — совсем молодой исследователь, в 2001-м году закончил университет, стажировался в Америке, в его работе нет признаков того, что он коммунист или вообще марксист, но собранный и систематизированный им огромный материал по истории дипломатии утверждает, в сущности, ту самую принципиальную позицию, на которой воспитывалось мое поколение и за которую воевали наши деды. Нацизм — это абсолютное зло, от которого, цитирую, “исходила угроза самому существованию человека”». [Читать]
30 декабря 2007

В продолжение темы открытого письма академиков президенту публикуем отклик нашей читательницы Анны Леонтьевой

«По моему мнению, это уже именно проблема – и не одна, и заключается она не только в тех мыслях, которые изложены в письме авторитетных представителей научной общественности, посвятивших науке не один десяток лет. Письмо явилось скорее результатом явного стремления РПЦ к власти. Хотелось бы отметить, что имеют место две проблемы: во-первых, клерикализация общества в целом и, во-вторых, стремление РПЦ к доминированию над остальными конфессиями в Российской Федерации». [Читать]
28 декабря 2007

О тяжелом состоянии, в котором находится на данный момент у нас в стране социологическая наука, и о конфликте на соцфаке МГУ как о симптоме болезни читайте в интервью с профессором социологического факультета РГГУ Данаилом Кондовым: «В фокус конфликта попал вопрос о самом существовании социологии в России»

«Единственным продуктом, по которому я могу судить о социологическом образовании на соцфаке МГУ, являются учебные пособия, издаваемые преподавателями факультета с невероятной скоростью (что естественным образом заставляет сомневаться в их качестве). Увы, ничего большего, сопоставимого по известности, они пока не сделали – если не считать, конечно, шумихи в прессе по поводу восстановления смертной казни. Для факультета университета, который описывает себя как оплот “фундаментальной науки” в России этого конечно же недостаточно». [Читать]
27 декабря 2007

«Скепсис» завершает публикацию исторического исследования
Н.А. Троицкого «Безумство храбрых. Русские революционеры и карательная политика царизма 1866—1882 гг.»

«Первая особенность — это сознательное стремление революционеров, как правило, на каждом судебном процессе превращать скамью подсудимых в трибуну для обличения существующего строя и пропаганды революции, а самый процесс — в акт революционной борьбы. Вторая особенность поведения обвиняемых на политических процессах 1866—1882 гг. — их безграничная и бескорыстная, далеко не всегда “целесообразная” самоотверженность. Именно такие действия М. Горький назвал “безумством храбрых”».

Добавлены главы: «Политические процессы 1879—1882 гг. как арена революционной борьбы» и «Вместо заключения» [Читать]

25 декабря 2007

Сегодня российский читатель получает смехотворно мало информации о странах Восточной Европы. Особенно тщательно замалчивается информация о классовых конфликтах (наши СМИ замолчали даже недавние мощные забастовки в Венгрии, Польше, Чехии и Хорватии). Тем более скрывается информация о политических репрессиях, в частности против лидеров рабочего движения. О румынских политзаключенных — профсоюзных лидерах читайте в материале «Призыв к освобождению румынских шахтеров»

«7-го июля мы посетили другую тюрьму, находящуюся в помещении бывшего нацистского концлагеря, где получили много впечатлений, проходя мимо железных клеток с заключенными. Все это напоминало “человеческий зверинец”. Тюремный врач, сопровождавший нас, шептал: “Вам тут нужны психиатры”!».
[Читать]
25 декабря 2007

Комментарий Ильи Смирнова: «“Сверхрегулирование душит творчество”. “Свободная культура” по Лоуренсу Лессигу»

«По мнению Лоуренса Лессига, то, что происходит сегодня вокруг интеллектуальной собственности, вступает в противоречие с базовыми представлениями о культуре и прогрессе. “Сверхрегулирование душит творчество”. Информационные технологии пытаются подчинить законам эпохи феодализма, когда “собственность принадлежала горстке людей и структур… Феодализм зависел от максимального контроля и концентрации. Он боролся со всякой свободой, которая могла помешать такому контролю… Как феодальная собственность извращает свободный рынок, так и свободную культуру калечат нынешние экстремальные права собственности”». [Читать]
23 декабря 2007

Зарисовка из жизни подпольщиков — социал-демократов начала XX века в мемуарном очерке В. Розанова «Побег»

«Оказалось, что когда об аресте ЦК в Москве департамент полиции циркулярно оповестил все жандармские управления, полковник Карпов затребовал почерки арестованных и их фотографии. Получив требуемое, он через экспертов установил тождество моего почерка с почерком, которым был написан адрес на той открытке, и таким образом нашёл формальное основание привлечь меня к делу. Я расписался в том, что сие мне объявлено и что я, как полагается, отказываюсь давать показания. Полковник Карпов в Ростове-на-Дону — это тот самый, который погиб потом от взрыва бомбы на квартире провокатора Петровского. Да, способный был жандарм. От такого и улизнуть приятно». [Читать]
22 декабря 2007

Рецензия Ильи Смирнова: «“Театр и зрители”. Мир идей как мир сценических образов»

«Отдельно хотел бы поблагодарить профессора Дмитриевского за то, что он разъяснил вопрос с Художественным театром, который меня давно занимал и на который я, к сожалению, так и не нашел внятного ответа в более специальной монографии Инны Натановны Соловьёвой “Художественный театр. Жизнь и приключения идеи”. Вопрос такой: как до революции сочетались между собой две принципиальные установки: “художественность” и “общедоступность”? Оказывается, с трудом сочетались». [Читать]
17 декабря 2007

На сайте hirosima.scepsis.ru публикуются воспоминания Акира Оноджи

«Я хорошо помню ту картину. До дня бомбежки, вода в реке всегда была чистой, но в день взрыва, все дома вдоль этой реки были снесены ударной волной в реку, вместе со всей мебелью, утварью и кусками кровли. Река была наполнена мертвыми людьми, а у берегов стояли те, кто мучился от жажды. Поверхности воды практически не было видно. Множество людей кричали и просили о помощи». [Читать]
16 декабря 2007

Комментарий Бориса Кагарлицкого о причинах неудачи Уго Чавеса на референдуме и перспективах революционного процесса в Венесуэле: «Венесуэла: кто выиграл, кто проиграл?»

«Предложив радикальную централизацию власти в качестве стратегического ответа на кризис революции, Чавес не просто совершил ошибку – он совершил ошибку, которая была очевидна всем его искренним сторонникам. По существу, он предпочел поддержку бюрократии поддержке масс, благодаря которой сумел удержаться у власти во время переворота 2002 года. Логика президента понятна – это логика, которой склонны следовать очень многие политики, оказавшиеся заложниками обстоятельств: надо успокоить аппарат, заручиться его лояльностью. А народ нас и так поддерживает. Куда же он денется?» [Читать]
15 декабря 2007

Интервью с кандидатом биологических наук Владимиром Фридманом об отличиях коммуникации животных и коммуникации человека, о научной и лженаучной этологии и о причинах живучести мифов в области исследований биосоциальной природы человека: «В человеке самое интересное то, чем он отличается от животного…»

«Если набрать слово “психология” в Интернете, то там 80% работ будет про что-то вроде управления персоналом или психологию влияния, а это следствия доминирования капитализма в экономике. А поскольку капитализм размывает идейные основы еще и своей церковной альтернативой, то для человечности просто не остаётся места. Вероятно, задача настоящих учёных создать представление о человеке как социальном и духовном существе: свободное от религиозных мифов, с другой стороны от диктата идеологии, вполне научное и в то же время неживотное». [Читать]
13 декабря 2007

Еще один отзыв на книгу Валерия Есипова «Варлам Шаламов и его современники» — Виктор Широков: «Гомер ГУЛАГа. Варлам Шаламов, античный титан»

«О Варламе Шаламове можно (и нужно) говорить бесконечно. Если Солженицын преимущественно публицист, то Шаламов, по сути, единственный художник слова, раскрывший лагерную тему в прозе эпически и на все времена. Он — Гомер ГУЛАГа». [Читать]
12 декабря 2007

Продолжение «защиты чести и достоинства» главы «Союза театральных деятелей» Калягина: деньги для Петербургского театрального журнала собирают ветераны сцены. Марина Дмитревская: «И от судеб защиты нет (Еще раз о Доме ветеранов сцены)»

«Я от души благодарю всех, кто почти год поддерживал нас, сопротивлявшихся изо всех сил Иску Калягина. Четыре года мы боролись за сохранение Дома ветеранов сцены им. Савиной, суд был не первой репрессивной мерой в отношении “Петербургского театрального журнала”». [Читать]
12 декабря 2007

Недавно в Общественном центре имени Андрея Сахарова прошла презентация книги Валерия Есипова «Варлам Шаламов и его современники», организованная редакцией «Скепсиса». Комментарии к этой книге читайте в рецензии Ильи Смирнова

«…Судя по экранизациям Шаламова, путаница продолжается до сих пор. Заслуга Валерия Васильевича Есипова — в ее преодолении. Интересный избран им методологический прием: показать своеобразие исторической личности через отношения с равновеликими — с Пастернаком, Солженицыным, Твардовским. В качестве приложения в конце короткий, спокойный и сокрушительный отзыв на новую телевизионную продукцию, снятую якобы по Шаламову, на самом же деле писатель был господами кинематографистами просто “привлечен для обслуживания” политического заказа — роль, для живого Шаламова неприемлемая и ненавистная». [Читать]
10 декабря 2007

Анализ массовых забастовок и других протестных выступлений во Франции в статье Бориса Кагарлицкого «Французский ремейк»

«Во Франции все время что-то не так. После того как массовые протесты сорвали принятие закона о первом найме, а на референдуме о Европейской конституции провалился неолиберальный проект, все были уверены, что страна поворачивает влево». [Читать]
8 декабря 2007

В продолжение наших публикаций о Гватемале читайте статью Константина Сапожникова о сегодняшнем положении в этой стране: «“Банановый занавес” вокруг Гватемалы приподнимается?»

«Гватемала ждет перемен. Предпосылки для возрождения страны есть: через решительное преодоление последствий гражданской войны и использование вдохновляющего примера тех латиноамериканских стран, в которых у власти находятся так называемые “популистские режимы”. Именно они провозгласили своей целью построение социально справедливого общества, предоставили индейскому населению своих стран реальные конституционные права».
[Читать]
7 декабря 2007

Карнавализм, стремление к замене серьезной политической борьбы игровой деятельностью и саморекламой стали бичом современных левых молодежных организаций. Однако это началось не сегодня и не в России. Критику карнавализма в западногерманском молодежном движении 60-х годов читайте в статье Ульрики Майнхоф «Напалм и пудинг»

«Ну разумеется, преступление — не сбрасывать напалмовые бомбы на женщин, детей и стариков, а протестовать против этого. Преступно не уничтожение посевов — что обрекает миллионы на голодную смерть — а протест против этого. Не разрушение электростанций, лепрозориев, школ и плотин — а протест против этого. Не террор и пытки, применяемые “частями специального назначения” в Южном Вьетнаме — а протест против этого. Недемократичны не подавление свободного волеизъявления в Южном Вьетнаме, запрет газет, преследования буддистов — а протест против этого в «свободной» стране».
[Читать]
6 декабря 2007

О том, какова истинная научная ценность расологических теорий, читайте в статье Виктора Шнирельмана «“Цепной пес расы”: диванная расология как защитница “белого человека”»

«Даже, если бы ученым удалось доказать наличие у отдельных человеческих популяций каких-либо биологических характеристик, несовместимых друг с другом, это был бы научный факт, не имеющий отношения к расизму. Однако таких фактов не существует, и даже деление человечества на расы ставится сегодня немалым числом специалистов под сомнение. В то же время сознательное стремление использовать непроверенные, сомнительные или давно отброшенные наукой гипотезы и подходы в качестве основания для глобальных историософских построений, а тем более для практических политических рекомендаций в отношении тех или иных “расовых (этнических) групп” высвечивает очевидную расистскую тенденцию. И если эксперты ее не заметили, то это говорит либо об их низкой квалификации, либо о том, что они разделяют ту же самую идеологию». [Читать]
5 декабря 2007

Что такое «оранжевые революции» в Грузии, Киргизии и на Украине? Возможно ли повторение сценария «майдана» в России? Читайте статью Бориса Кагарлицкого «“Оранжевый мираж” или начало политики»?

«“Оранжевые революции” были возможны лишь в обществе, которое еще не разделилось на присущие капитализму классы либо еще не осознало этого разделения. В России эволюция социально-экономической системы прошла достаточно далеко, чтобы исключить подобные варианты». [Читать]
4 декабря 2007

В продолжение дискуссий об этологии «Скепсис» публикует статью Владимира Фридмана о попытках биологизаторской интерпретации расизма и национализма: «Национализм и ксенофобия: социальные причины и психологическая основа явления»

«Факторы и механизмы, порождающие ксенофобию и другие проявления национальной ненависти (до вполне этаблированного “политического” национализма) - не биологической, а социальной природы. Современное капиталистическое общество устроено так, что особенности его функционирования регулярно затушёвывают в сознании людей тот фундаментальный факт, что все люди равны». [Читать]
3 декабря 2007

Комментарий Ильи Смирнова: «Демократия через самоуправление свободных крестьян»

«История как политика, повернутая в прошлое — особенность не только российская. А пресловутый региональный сепаратизм автор объясняет не просто племенными раздорами, но, в первую очередь, социально-экономическими особенностями каждого региона. Если в Южной Англии активно развивался феодализм, похожий на континентальный, то на Севере “уклад определялся преобладанием свободного крестьянства с неотчуждаемыми земельными участками”, оно было “активнее политически и, вместе с тем, теснее смыкалось с местной знатью”, которая “немногим отличалась от зажиточных крестьян по своему общему патриархальному укладу жизни”». [Читать]
2 декабря 2007

О развитии марксистской мысли и о проблемах революционного движения в настоящем и будущем читайте интервью с Александром Тарасовым: «Сакральная функция революционного субъекта»

«Эта концепция должна решать вопросы не локальные, а именно глобальные и предъявлять очень высокие требования к своим адептам: очень высокие требования к уровню развития личности, очень высокие требования к способности к самопожертвованию. Строго говоря, эта теория не рассчитана на среднего человека. Новая идеология вынуждена будет исходить из того, что её сторонники должны будут сильно отличаться от среднего человека. Они должны будут иметь способность даже в состоянии тотальной изоляции продолжать оставаться единицей Сопротивления и держать в голове общую картину, общую задачу, общий смысл и сопрягать свои шаги именно с этими общим смыслом, общей задачей. То есть помнить всегда, что цель и задача их — планетарная Революция».
[Читать]
1 декабря 2007
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
Дружественный проект «Спільне»
Сборник трудов шаламовской конференции
Книга Терри Иглтона «Теория литературы. Введение»
 
 
Кто нужен «Скепсису»?