Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 
Старости::2010::Декабрь

Индийскую писательницу и общественного деятеля Арундати Рой обвиняют в «подстрекательстве к мятежу». Мы публикуем стенограмму ее выступления, ставшего причиной судебных разбирательств, и интервью, объясняющее ситуацию

«Мои слова были вырваны из контекста и превращены в действительно опасный сплав откровенных нелепостей и абсурда. Иногда я чувствую, что на самом деле веду кампанию против глупости (пустых разговоров!). Если то, что льётся с наших телеэкранов, является мерилом интеллекта нации, то мы оказались в очень тяжёлом состоянии — уровень шума на ток-шоу находится в обратно пропорциональной зависимости от коэффициента интеллекта. К счастью, я много путешествую и разговариваю с людьми из реального мира, чтобы знать, что всё не настолько плохо».

Стенограмма выступления Арундати Рой: «Речь “подстрекателя”»
Интервью по мотивам выступления: «Азади: единственный путь»

29 декабря 2010

«“Война” как симптом» тяжелой болезни значительной части российских левых — редактор «Скепсиса» Сергей Соловьёв о скандальной «арт-группе» и её защитниках

«Тем ценнее сейчас здравый смысл – не здравый смысл обывателя, а рациональность, выстроенная на научном понимании окружающего мира. И если ставить вопрос шире: поддержкой “Войны” ее сторонники из левого лагеря отказываются от наследия Просвещения, от наследия великих революций XIX – XX веков, и ставят себя в совершенно иной контекст. Надо выбирать: либо Просвещение и марксизм, Троцкий и Чернышевский, либо постмодернизм и “акционизм”, Бодрийяр и группа “Война”. Гибрид, как мы видим, можно попытаться соорудить, но он неминуемо окажется вопиюще эклектичным, противоречивым – и уродливым». [Читать]
27 декабря 2010

170-и летию со дня рождения Д.И.Писарева «Скепсис» посвящает статью А.И.Володина «И это называется нигилизмом?»

«Споры о “литературном значении” Д.И. Писарева начались сразу после его смерти. Демократический публицист П.А. Гайдебуров, выступая над раскрытой могилой Писарева, обвинил издателя его сочинений Ф.Ф. Павленкова в непонимании истинной роли критика. В этом столкновении – как бы завязка острых, длящихся по сей день споров о сути и содержании творчества Писарева, о месте его в истории русской культуры и общественной мысли». [Читать]
26 декабря 2010

Александр Тарасов считает, что события на Манежной площади не были погромом, а явились результатом провокации. Кому и зачем это было нужно читайте в статье «…вот теперь-то мы затянем гаечки!»

«Я вижу за 11-м провокацию (хотя и не такую, как в 2002-м). Власти заранее прекрасно знали о несанкционированном митинге – знали за четыре дня, с момента перекрытия Ленинградки. Призывами прийти на Манеж был переполнен интернет». [Читать]
25 декабря 2010

В годовщину смерти знаменитого латиноамериканиста и в память о нём редакция «Скепсиса» публикует статью Кивы Майданика «Затравленная империя и её авторитарные друзья в Центральной Америке», написанную еще 1983 году, но совершенно не потерявшую своей актуальности: константы неолиберальной политики до сих пор не изменились

«Империализм, диктатуры, террор... Применительно к Латинской Америке этот круг вопросов, привлекает к себе в последние годы повышенное внимание мировой общественности. <...> В начале и середине 70-х годов стал меняться облик право-террористических диктатур, насаждаемых и патронируемых империализмом: в Южной Америке возникли режимы фашистского толка. В том же направлении стали эволюционировать традиционные реакционные диктатуры Центральной Америки, Парагвая, Гаити. С другой стороны, на фоне складывающегося империалистически-фашистского альянса, тем больший интерес приобрело беспрецедентное — по интенсивности, и по амплитуде шараханий, по радикальности смены ориентиров – использование тематики “прав человека”, “борьбы с терроризмом” и т.п. во внешнеполитическом курсе США (и прежде всего в их латиноамериканской политике). Соответствующие лозунги вновь стали знаменем идеологической, а затем и военно-политической экспансии Вашингтона». [Читать]
24 декабря 2010

Две статьи о войне, которую колумбийская армия и правительство при поддержке США с применением авиации и химического оружия ведут против собственного населения

«Нельзя забывать, что до тех пор, пока сохраняются социальные, экономические и политические условия, которые вынуждают людей защищать себя, а партизан — сражаться с оружием в руках <…>, никакие фосфорные бомбы не в состоянии предотвратить появление нового Моно Хохоя, восставшего против несправедливости в Колумбии. Поэтому повстанцы имеют неоспоримое право на использование оружия и на применение партизанских методов, и никто не может отнять у них это право. <…> Непростая и трагическая судьба ждёт Колумбию, если этот конфликт не прекратится. И наша прямая обязанность — внимательно и пристально следить за ситуацией, чтобы в нужный момент прийти на помощь народу, ведущему борьбу за свое освобождение».

Дэниел Ковалик «США и Колумбия покрывают зверства и массовые захоронения»
Педро Эчеверриа Варгес «С химическим оружием — белым фосфором, напалмом и зажигательными бомбами МК-77 — против РВСК и крестьян в Колумбии»

22 декабря 2010

Признать теологию наукой. Статья Максима Борисова «Возня со священными надбавками, или Административное доказательство бытия Божьего»

«Средневековье — несомненный идеал для государственных “борцов с научной косностью и академическим мракобесием”. Многочисленные активисты — православные иерархи, религиозно озабоченные чиновники и “общественные деятели” с судебно-погромными настроениями — бомбардируют требованиями и засыпают реляциями научное сообщество. После введения в школы Основ православной культуры и всё ширящегося “возвращения церковных ценностей” (разгрома музеев и т.д.) на повестке дня очередной болезненный пункт “дорожной карты”: признание богословия строго научной дисциплиной со всеми сопутствующими аксессуарами — государственными надбавками, изучением в государственных вузах и т.д. Торг здесь уже практически неуместен». [Читать]
19 декабря 2010

Издательский дом «Территория будущего» совместно с журналом «Скепсис» выпустил книгу известного марксиста Терри Иглтона «Теория литературы». Мы публикуем предисловие переводчика и автора «Скепсиса» Елены Бучкиной «Литературоведение, меняющее литературу»

«Издание на русском языке книги “Теория литературы: введение”, одной из самых известных работ Иглтона, может обогатить отечественное литературоведение, помочь ему заново открыть собственный опыт марксистского анализа. Этот подход может оказаться важным для понимания того, почему литература не есть “вещь в себе”». [Читать]

Описание книги доступно здесь.

17 декабря 2010

Видеоэкскурсия по Рязанскому кремлю и рассказ о противостоянии музея и церкви

«Недавно принятый закон “О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения” — лишь легальное оформление давней практики РПЦ по захвату историко-культурных ценностей. Экспансия церкви при попустительстве или поддержке государства осуществлялась и до принятия закона, ведь православие вновь, как во времена самодержавия, востребовано властью в качестве духовной пищи бедных и безграмотных, а институт РПЦ — в качестве органа идеологического контроля. <…> О том, что такое историко-архитектурный музей-заповедник Рязанский кремль, как происходит рейдерский захват этого памятника церковью, смотрите в фильме, снятом Красным ТВ совместно с журналом “Скепсис”, “РПЦ против музеев: осада Рязанского кремля”». [Читать]
14 декабря 2010

Cборник документов со вступительным очерком Бориса Шумяцкого, изданный в 1926 году, объективно показывает настоящую, а не фальсифицируемую историю Гражданской войны в Сибири. Документы иллюстрируют установление Советской власти, мятеж Чехословацкого корпуса, период т.н. «демократической контрреволюции» и начало кровавой диктатуры Колчака (декабрь 1917 — декабрь 1918 г.)

«Выполнивши оружием революции эту разрушительную работу, сведя счеты со своим классовым врагом – самодержавно-помещичье-капиталистическим строем, сибирская деревня, прошедшая школу революционной грамоты еще за годы существования сибирской политической ссылки, взяла от революции нужные ей облегчения – возвращение с фронта сыновей, освобождение от налогов и зависимости от города, – отошла от одного-двух десятков городских революционных очажков Сибири, окопалась в глубоком деревенском тылу, не пошла на союз с сибирским пролетариатом, – тем самым объективно предавая его иностранному империализму в образе белогвардейской и чехословацкой контрреволюции». [Читать]
13 декабря 2010

Расследование Левона Нерсесяна: «Патриархийные пиарщики против центра «Детство», или Ест ли Гаслов наш мозг?»

«Читать собрание сочинений господина Гаслова пришлось не только мне, но и ни в чем не повинному заместителю директора реабилитационного центра «Детство» — и надо сказать, это было весьма занимательное чтение, а местами — весьма поучительное, поскольку с чрезвычайной наглядностью демонстрирует рецепты, по которым изготавливается та, простите, баланда, которой нынче принято кормить доверчивую аудиторию...» [Читать]
11 декабря 2010

Сегодня исполнилось 72 года со дня рождения философа Юрия Алексеевича Муравьева. Мы обращаемся ко всем, кто был знаком с Ю.А. Муравьёвым и слушал его лекции, с просьбой сообщить в редакцию о сохранившихся записях лекций, спецкурсов, публикациях в научной и периодической печати и других материалах

«Свою философскую позицию характеризовал как трансмарксистскую, понимая под трансмарксизмом “теорию Большого Синтеза”, которая, с одной стороны, генетически связана с научным марксизмом (в этом смысле трансмарксизм противостоит парамарксизму и марксоидной идеологии), а с другой – нацелена на “усвоение всего истинного из других философий”. По мысли Ю.А. Муравьева, в качестве современной формы марксизма трансмарксизм должен преодолеть исторически обусловленные заблуждения и абсолютизации аутентичного марксизма и заполнить его теоретические лакуны». [Читать]
9 декабря 2010

Рецензия Ильи Смирнова на актуальную сегодня книгу Дмитрия Ростиславова «Опыт исследования об имуществе и доходах наших монастырей»

«Что касается основного текста, то его убедительная сила состоит как раз в том, что автор занимался именно исследованием, а не пропагандой, и представил на суд непредубежденного читателя огромный экономико-статистический материал с экскурсами в историю, богословие и право. Он сам преподавал в духовной академии и, естественно, от атеизма далек. <…> Он с уважением отзывается о “древних монахах”, которые “сами себя питали” (34) и не боялись “стоять за истину” перед царями. А дальше с идеалом соотносится повседневная практика той самой “России, которую мы потеряли”». [Читать]
7 декабря 2010

Две жизни, сломанные сталинизмом: в тексте «Танька! Танечка! Таня!..» Борис Беленкин рассказывает о судьбах Анны Панкратовой (вероятно, послужившей прототипом героини известной поэмы Н. Коржавина) и её мужа Григория Яковина, — о большевиках, один из которых стал убеждённым сталинским партийцем, а второй непримиримым противником режима.

«В 1929 г. Панкратова решает ехать к арестованному мужу. Цель поездки — вырвать его из плена троцкистских заблуждений. Поездка была согласована с партийным руководством и, скорее всего, с ОГПУ. Через семь лет она так рассказывала об этом эпизоде на партсобрании: “Я с мужем разошлась в 1927 г. /…/ В 1929 г. у меня появилась мысль воздействовать на Яковина. Я /…/ поехала в Ташкент, где Яковин был в тюрьме. В течение 3–4 дней я в гостинице жила с ним, но после беседы с ним я увидела, что мы люди враждебные и, таким образом, связь с мужем оборвалась”. Двадцать лет спустя А. М. Панкратова назвала этот разрыв “самым трудным и больным” событием своей жизни. Объясняя причины этого решения, она по-прежнему писала, что “...мы с ним по-разному понимали задачи партии”». [Читать]
4 декабря 2010

30 ноября президент Медведев подписал закон о церковной реституции, презрительно проигнорировав мнение граждан и заключив тем самым новый конкордат с РПЦ. Последствия принятия этого закона подробно комментирует научный сотрудник Третьяковской галерии Левон Нерсесян

«Государство делает шаг навстречу церкви? Призадумайтесь, и может быть вам, как и мне, покажется, что оно пытается сбросить за борт огромный “балласт” в виде “убыточных” музеев, которые зарабатывают гроши, а на содержание требуют миллионы – ибо и школы, и больницы, и музеи, в отличие от нефтяных скважин, всегда и везде убыточны…» [Читать]
1 декабря 2010
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
Дружественный проект «Спільне»
Сборник трудов шаламовской конференции
Книга Терри Иглтона «Теория литературы. Введение»
 
 
Кто нужен «Скепсису»?