Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 
Старости::2010::Март

Фрей Бетто — один из ведущих представителей теологии освобождения — объясняет, как и почему неолиберализм уничтожает человечность

«Для неолиберализма имеет значение не прогресс, а рынок; не производство, а спекуляции; не качество продукта, а его рекламный успех; не потребительная стоимость товара, а тот фетиш, которым он обладает.<...> Так, уже не считается человеком тот, кто видит ценность товара в его прямом предназначении, например, чтобы использовать ткань как рубашку; наоборот — этикетка рубашки «маркирует» своего обладателя так же, как роскошный автомобиль служит платформой для социального вознесения своего владельца. Человека начинают воспринимать по украшающим его вещам. С неолиберальной точки зрения человек как таковой, видимо, не представляет никакой ценности». [Читать]
28 марта 2010

О роли анархистов в Гражданской войне в Испании — статья Кивы Майданика «Испанский анархо-синдикализм в первый период национально-революционной войны 1936–1939 гг.»

«Слабость промышленного пролетариата, преобладание в городах ремесленников и вообще мелкой буржуазии, необычайная устойчивость партикуляристских традиций и стремлений, соответствие анархистских идей настроениям и чаяниям значительной части испанского крестьянства и батрачества, стихийная революционная бунтарская традиция испанского народа явились важнейшими первоначальными причинами успеха анархизма в Испании». [Читать]
25 марта 2010

Леона Токер в статье «Самиздат и проблема авторского контроля в судьбе Варлама Шаламова» исследует причины знаменитого «отречения» писателя от «Колымских рассказов»

«Статья представляет собой попытку объяснить отрицательное отношение Варлама Шаламова к самиздату 70-х годов, тем более странное, если учесть роль самиздата в становлении неофициальной популярности Шаламова в 1960-х. Подобную перемену в отношении автор данной статьи связывает с борьбой Шаламова за авторский контроль над точностью воспроизведения, компоновкой и доступностью своих рассказов. Невозможность осуществлять такой контроль ощущалась им в каком-то смысле как продолжение невозможности заключенных распоряжаться собственной судьбой <...>. Одной из последних мер в борьбе Шаламова за контроль над судьбой своих произведений стало отправленное в 1972 году в “Литературную газету”». [Читать]
21 марта 2010

«Зона, или Риэлторы в рясах на псковской земле»: преданный анафеме журналист Олег Дементьев рассказывает об экспансии местного монастыря и о своем «отлучении»

«Игуменья Елисавета (Беляева Т.И.) пришла в Псковское областное Собрание депутатов с требованием принять постановление “Об утверждении границ зон охраны Собора Спасо-Елеазаровского монастыря, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон”. Согласно ему жителям и дачникам десяти населенных пунктов только после специального разрешения можно будет осуществлять деятельность на территории земель охранный зоны, площадь которой превышает 3 тысячи гектаров. В зону попали речки и озера, леса и лужайки, оздоровительные лагеря, земельные участки местных жителей и дачников из Пскова, прибрежные земли Псковско-Чудского водоема». [Читать]
19 марта 2010

Ислам против христианской цивилизации? — Излюбленный миф правых опровергает Тарик Али в статье «Во имя “столкновения цивилизаций”»

«Семидесятилетний конфликт между США и СССР не оставил нетронутой ни одну “цивилизацию”. Коммунистические партии пользовались массовой поддержкой не только в лютеранской Германии, но и в конфуцианском Китае и мусульманской Индонезии. В 20-30-х гг. космополитические призывы марксизма и популистский вызов Бенито Муссолини и Адольфа Гитлера разделили арабских интеллектуалов точно так же, как и их европейских товарищей. Либерализм, воспринятый как идеология Британской империи, пользовался тогда меньшей популярностью. Ныне фундаменталисты могут рассматриваться как мусульманская версия французского Национального фронта или неофашистов из итальянского правительства». [Читать]
18 марта 2010

Программная статья Герберта Маркузе «Конец утопии»: почему утопия — это отнюдь не «беспочвенные мечтания», а необходимое условие для борьбы с отчуждением и несвободой

«Наличествуют все материальные и интеллектуальные силы, которые могут быть использованы при создании свободного общества, а то, что они не используются для достижения этой цели, объясняется тотальной мобилизацией существующего общества против собственного потенциала освобождения. Но подобная ситуация никоим образом не делает утопичной саму идею коренного преобразования». [Читать]
16 марта 2010

«Из истории теоретической разработки В. И. Лениным национального вопроса» — статья Юрия Семёнова, показывающая принципиальные различия между сталинской и ленинской позициями в национальном вопросе

«Национальный гнет есть одна из форм политического гнета. Вопрос о самоопределении наций, как неоднократно подчеркивал В.И. Ленин, целиком и полностью относится к области политики. Национальное движение есть движение политическое. А это значит, что общность людей, именуемая нацией, выступает прежде всего в общественной жизни в ка­честве определенной политической силы». [Читать]
13 марта 2010

Среднее и высшее образование (вплоть до Национального ядерного университета), музеи, армия — трудно найти ту сферу, куда быстро и агрессивно не проникала бы РПЦ. А теперь еще и экология... Зарисовка Веры Русаковой по мотивам посещения круглого стола «Церковь и проблемы экологии».

«Некоторое время назад мне представилась возможность принять участие в круглом столе под названием “Церковь и проблемы экологии”. <…> Будучи атеисткой, я сначала хотела отказаться, но потом передумала. Во-первых, в силу профессионального интереса; во-вторых, в силу интереса, так сказать, идеологического: вдруг увижу и услышу нечто такое, что заставит меня переменить прежние взгляды». [Читать]
10 марта 2010

«Свобода за полцены» — рецензия Андрея Солдатова на книгу известного британского журналиста Джона Кампфнера «Свобода на продажу. Как мы заработали деньги и потеряли независимость»

«Фактически, это книга о том, как рухнула популярная в 90-х годах модель, утверждавшая, что рост благосостояния обязательно приведет к развитию политических свобод, что капитализм связан с демократией и без демократии неэффективен. Через двадцать лет оказалось, что капитализм вполне может обходиться без демократии». [Читать]
9 марта 2010

На Shalamov.ru выложена аудиозапись авторского чтения рассказа «Сентенция»

«Сентенция – что-то римское, твердое, латинское было в этом слове. Древний Рим для моего детства был историей политической борьбы, борьбы людей, а Древняя Греция была царством искусства. Хотя и в Древней Греции были политики и убийцы, а в Древнем Риме было немало людей искусства. Но детство мое обострило, упростило, сузило и разделило два этих очень разных мира. Сентенция – римское слово. Неделю я не понимал, что значит слово “сентенция”. Я шептал это слово, выкрикивал, пугал и смешил этим словом соседей. Я требовал у мира, у неба разгадки, объяснения, перевода. А через неделю понял – и содрогнулся от страха и радости. Страха – потому что пугался возвращения в тот мир, куда мне не было возврата. Радости – потому что видел, что жизнь возвращается ко мне помимо моей собственной воли». [Читать]
8 марта 2010

В МИФИ — национальный ядерный университет — приехал патриарх. К его визиту на месте известного символа с девизом «Дорогу осилит идущий» появился крест, напоминающий могильный. А патриарха назначили почетным доктором МИФИ. Взгляд студентов «национального ядерного» на эту комедию абсурда в статье «Заставь ректорат богу молиться...»

«У креста тут же выставили охрану, как бы чего не вышло. И правильно сделали. Мы, конечно, не можем говорить за всех, но есть такое ощущение, что мифисты, уже привыкшие и к храму в подвале Главного корпуса, и к грядущему визиту Патриарха, и даже к кафедре теологии СарФТИ НИЯУ МИФИ, все равно были в большинстве своем шокированы этой молниеносной акцией. Ропот недовольства можно было услышать по всему институту. Наутро в среду неизвестные мифисты оклеили весь институт плакатами с протестами (которые, разумеется, тут же срывались)». [Читать]
8 марта 2010

Александр Солдатов о том, как «Широко шагает православная церковь», закупая недвижимость в Париже у Эйфелевой башни

«Миллиарды рублей российских налогоплательщиков направлены на покупку престижного участка рядом с Эйфелевой башней в центре Парижа, а еще миллиарды пойдут на строительство там кафедрального собора и семинарии РПЦ МП. Пути духовного возрождения нашего отечества становятся все более извилистыми…». [Читать]
3 марта 2010

Государство наконец решило придать «законный» характер захвату Русской православной церковью памятников культуры и музейного имущества, чаще именуемому «церковным рейдерством». Об очередном этапе «возрождения духовности» методом разрушения культуры — в материале Михаила Ситникова «Без права передачи»

«Скрываемая от посторонних глаз “концепция” предполагала не только передачу в собственность Церкви всего имущества, которым она пользуется, но и — “по желанию” — непрофильных объектов, если они “по территориальному, архитектурному и функциональному признакам неразрывно связаны с объектами религиозного назначения”. Даже МЭРТ здесь не скрывал опасений, что при энергичности Церкви обретение всего, на что замахнулась она в концепции, сделает РПЦ крупнейшим негосударственным собственником в РФ». [Читать]
1 марта 2010
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
Дружественный проект «Спільне»
Сборник трудов шаламовской конференции
Книга Терри Иглтона «Теория литературы. Введение»
 
 
Кто нужен «Скепсису»?