Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 
Старости::2010::Апрель

Развенчанию старых и вновь создаваемых идеологически ангажированными историками мифов, а также новым фактам, обнаруженным в германских архивах, посвящена рецензия Нины Дмитриевой на сборники документов по высылке за границу российской интеллигенции в 1922-1923 гг.

«Авторы предисловий и сами замечают парадоксальность своих утверждений… Но принятая с самого начала идейная установка обязывает, и потому им волей-неволей приходится пренебрегать логикой фактов. Однако Макаров и Христофоров, а также их коллеги публикуют столько “говорящих” документов, что их собственные теоретические выводы волей-неволей приходится воспринимать как недоразумение». [Читать]
30 апреля 2010

Андрей Шумаков, «Кокаиновая республика» — материал, рассказывающий о связях правительства Колумбии с наркомафией и «эскадронами смерти», а также развенчивающий миф о том, что герилья левых партизан основана на наркоторговле

«С середины 80-х картели более активно стали сотрудничать с неправительственными ультраправыми вооруженными группировками. Первые “отряды самообороны” были созданы при активной правительственной поддержке еще в 70-х для борьбы с партизанами. <...> “Парамилитарес” обучались и вооружались на деньги картелей, правительства и крупных землевладельцев, которым требовалась превентивная защита от “революционных мероприятий” повстанцев. Причастность армейских офицеров к противоправной деятельности и вооружённым расправам “парамилитарес” была хорошо известна. Высшие армейские круги, “парамилитарес”, крупные землевладельцы, правительственные чиновники и наркокартели волею судьбы оказались по одну сторону баррикад». [Читать]
28 апреля 2010

О результатах «макдональдизации» высшего образования рецензия Михаила Маяцкого «От Болоньи до Болоньи, или Тупиковый процесс»

«Но самая разительная перемена, произошедшая в университете за последние 10 – 15 лет, протекшие под знаком Болоньи, — это изменение самого университетского духа. Вожделенное сближение с жизнью вылилось прежде всего в то, что студент превратился в покупателя, а университет — в супермаркет, с соответствующей логикой взаимоотношений между ними». [Читать]
26 апреля 2010

Фильм «Утомлённые солнцем 2» — идеологический, эстетический, финансовый апофеоз давно начатой кампании по фальсификации истории Великой Отечественной войны в кино. «Грязные воспоминания о великой войне» — так назвал свою рецензию известный критик Михаил Трофименков

«Мне-то что, у меня нервы крепкие. Как говорила изнасилованная героиня К. Кардинале в “Однажды на Диком Западе” С. Леоне: “Еще одно грязное воспоминание. Приму ванну, и всё пройдет”. Ужаснее всего были лица ветеранов на премьере. Телегруппа пыталась узнать их мнение о фильме и терялась, слыша: “Пытка”, “Плевок нам в лицо”, “Так снимать нельзя”. Да, время стирает в памяти физиологический ужас войны. Но если бы в экранном ужасе была хоть крошка правды, ветераны не говорили бы того, что они говорили. Слава богу, никому из них не стало плохо в зале». [Читать]
25 апреля 2010

Ленина и его политическую деятельность сейчас модно клеймить словами «экстремизм», «терроризм», даже «людоедство». Поэтому мы считаем необходимым напомнить научные и философские основания ленинской политической практики — во фрагменте «Гибель капитализма и диалектика» из новой книги Тамаша Крауса

«Ленин, например, считал политикой, выведенной из абстрактных принципов, теорию перманентной революции Парвуса и Троцкого, а также неограниченную привязанность анархистов к конечным целям. Защищая диалектику, он с переменной интенсивностью, в борьбе с разными противниками неизменно критиковал те теории, которые ограничивали или парализовывали деятельность революционного движения, стимулировали авантюристические выступления, усиливавшие изоляцию рабочего движения. Именно поэтому он отвергал политику терроризма, а также независимую от конкретных ситуаций абстрактную революционность, сторонники которой действовали под отвлеченным девизом “будь всегда и во всех случаях революционнее других”». [Читать]
22 апреля 2010

140-летию со дня рождения Владимира Ленина — самого ненавидимого реакционерами и либералами политика и мыслителя, более любого другого изменившего ход истории XX века, посвящается эта подборка материалов «Скепсиса»

Лифшиц М.А. «Нравственное значение Октябрьской революции»
Логинов В. «Послесловие [к сборнику “В. И. Ленин. Неизвестные документы. 1891-1922гг.”]»
Старцев В.И. «Политик и человек»
Жижек С. «Что может сказать нам Ленин о свободе сегодня?»
Альтюссер Л. «Ленин и философия»
«Оргии белого террора и поток ретроградных настроений, уход в личную жизнь, возвращение к богу – вот обычный исход таких обратных движений. Религия праздновала победу. Но торжество её с внутренней точки зрения – вовсе не торжество. Ведь истинная нравственность состоит в том, чтобы создавать условия подлинного единства людей, неспособного обернуться дьявольским раздором и взаимным утеснением».
22 апреля 2010

Псевдонаучные обоснования национализма рассматривает Виктор Шнирельман в статье «Лукавые цифры и обманчивые теории: о некоторых современных подходах к изучению мигрантов»

«Следует отметить, что в России опасения по поводу фатального изменения “этнокультурного портрета” направлены исключительно в адрес нерусских мигрантов. Ни один сторонник этих взглядов даже не пытался применить их к ситуациям широкого расселения русских по национальным окраинам как в царское время, так и, особенно, в советский период. Никого из них не тревожило, например, преобладание русского населения в ряде национальных республик Российской Федерации. И тем более, никто из них не решался ссылаться на такую “процентную норму” для объяснения, скажем, ситуации с русскими в Латвии или Эстонии. Отъезд массы евреев и немцев из страны тоже не порождает у них опасений за “традиционный этнодемографический портрет”». [Читать]
16 апреля 2010

С телевизионных экранов нас постоянно учат безоговорочно доверять экономическим аналитикам. Об их роли в разразившемся кризисе и особом цинизме в отношении экономических «неудачников» материал Кевина Девайна «Греция, Ирландия и кризис еврозоны»

«Но венчает эту пирамиду евро, сам находящийся в беде. Вот одна из причин, почему Меркель считает ирландскую модель образцовой. Последняя предоставляет возможность сократить дефицит и поднять валюту без увеличения расходов. Но нет никакой гарантии, что эти меры позволят разрешить кризис, тем более когда они не затрагивают в первую очередь проблемы, которые к нему и привели. Кроме того, сокращения могут даже усугубить кризис — за счёт воздействия на спрос на товары и услуги, который в конечном счёте позволяет капитализму существовать». [Читать]
15 апреля 2010

В 1918 году в Финляндии произошла революция и к власти пришли левые социал-демократы. Как и в России, за этим последовала гражданская война ― только здесь победили белые. О жесточайшем белом терроре и страшной участи десятков тысяч простых финнов после подавления революции рассказывает шведский журналист Бьярне Стенквист в статье «Чёрная месть белых»

«Всего было арестовано свыше 80 тысяч человек, почти три процента населения страны, из которых 75 тысяч были посланы в спешно организованные лагеря, где заключённым не хватало места, воды, еды и медицинской помощи. В худшем из лагерей, в Экенесе, где содержалось около 9 тысяч заключенных, умерло 30 процентов, ― столько же, сколько в японских лагерях во время Второй мировой войны». [Читать]
14 апреля 2010

Неолиберальная политика привела к глубокому социально-экономическому кризису Испанию, Португалию, Ирландию, Грецию. На примере последней Яннис Албанис в статье «Отчаяние и сопротивление в Греции» показывает, что власти как самой страны, так и ЕС в целом стремятся разрешить кризис за счет бедных, совершая осознанный классовый выбор в пользу богатых

«Социальная катастрофа, от которой страдает сегодня греческий народ, является результатом неолиберальной структуры Европейского валютного и финансового союза. Единая валюта без общего бюджета, единый европейский рынок без каких-либо механизмов перераспределения ресурсов от богатых к бедным, Пакт стабилизации, основанный на радикальных неолиберальных догмах, единственная цель которых — получение прибыли, а не улучшение благосостояния людей. Кризис показал, что нельзя больше жить по правилам Маастрихтского договора». [Читать]
12 апреля 2010

«Коммуна» — смелый, новаторский фильм, посвящённый парижским революционным событиям 1871 года, — встретил в Европе активное неприятие со стороны официальных СМИ. Режиссёр Питер Уоткинс — о поставленных перед собой целях, о съёмках, о борьбе с продюсерами — и о судьбе независимого кино

«Мы с вами — современники довольно мрачного периода истории человечества — когда воедино соединились постмодернистский цинизм (устраняющий гуманистическое и критическое мышление из системы образования), откровенная алчность, порождённая потребительским обществом и охватывающая под своим крылом немало людей; общественная, хозяйственная и экологическая катастрофа в виде глобализации; в огромных масштабах увеличилось страдание и эксплуатация людей так называемого “третьего мира”, а также — отупляющее “подчинение и стандартизация”, постоянно пропагандируемые мировыми аудиовизуальными СМИ — всё это создало мир, в котором мораль, нравственность, общественная солидарность и долг (кроме как к оппортунизму) — считаются “старомодными”. Где безудержная и дешёвая эксплуатация стала нормой жизни — этому учат с детства. В таком мире, как тот, что был в Париже весной 1871 года, представлена (и до сих пор представляется) идея необходимости борьбы за лучший мир и потребности в определённой форме общественно-социальной Утопии — в которой МЫ сегодня нуждаемся столь отчаянно, как умирающие люди нуждаются в плазме. Задача фильма — показать, из чего рождается эта потребность». [Читать]
10 апреля 2010

Возможна ли «чистая наука», стоящая в стороне от нравственных и политических вопросов современности? Обязан ли учёный иметь осознанную гражданскую и этическую позицию? Ответы на эти вопросы даёт ведущий российский этнолог Виктор Шнирельман в статье «Наука и этика, или Могут ли учёные избежать ксенофобии?»

«Аморальная наука идет во вред и обществу, и самой науке, и чувствующий свою социальную ответственность ученый обязан в той или иной форме препятствовать использованию своих данных расистами и не позволять им своими фантастическими интерпретациями искажать суть научного знания. Именно он должен доводить до сведения общественности истинную позицию науки по тем или иным животрепещущим вопросам современности». [Читать]
9 апреля 2010

В капиталистическом мире в отношения конкуренции вступают не только товары, но и языки, поэтому России, при фактическом отсутствии государственной языковой политики, грозит вымирание малых языков — читайте интервью с известным российским лингвистом Ольгой Казакевич

«Люди выбирают язык, владение которым дает им социальные преимущества. Обычно престижным считается “большой” язык. Как правило, это язык школьного и высшего образования, его знание обеспечивает карьеру, благополучие. И если с “большим” языком связано представление об экономическом процветании, а с “малым” ассоциируются занятия, не обеспечивающие достойного уровня жизни, такая ситуация ставит под угрозу существование “малого” языка». [Читать]
7 апреля 2010

Был ли генерал-диссидент Петр Григоренко украинским националистом? Читайте статью Григория Шехтмана «Петр Григоренко и бандеровцы. К вопросу о подлинной позиции генерала»

«Генерал П. Григоренко и представить бы себе не мог, что на его родной Украине через дюжину лет после написания им своих мемуаров западноукраинские депутаты аплодисментами встретят сообщение их земляка, также депутата, о том, что 80 % карателей Бабьего Яра составляли оуновцы. Совестливость Петра Григоренко никогда не была свойственна далеким от покаяния бандеровцам, опиравшимся в своих поступках не на совесть вообще, а на “националистическую совесть”». [Читать]
1 апреля 2010
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
Дружественный проект «Спільне»
Сборник трудов шаламовской конференции
Книга Терри Иглтона «Теория литературы. Введение»
 
 
Кто нужен «Скепсису»?