Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 
Старости::2010::Июль

Религиозный мистицизм — характерная черта периодов реакции. В современной России это приняло форму превращения в благостный лубок взглядов и трудов «столпов» русской религиозной философии. О том, что на самом деле представляла из себя эта публика, читайте в статье Любови Аксельрод из № 3-4 «Скепсиса». Также вашему вниманию предлагается краткий очерк философской биографии неправославного «Ортодокса»

«Когда читаешь христианско-аскетические проповеди гг. Булгаковых и Бердяевых, лик которых обращен одной стороной к бирже, а другой к Голгофе, невольно приходят на память слова евангелия: “Горе вам, книжники, фарисеи, лицемеры и т. д.”».

Александр Боев «Любовь Аксельрод: История неправославного ортодокса»
Любовь Аксельрод (Ортодокс) «Господин Бердяев и моя бабушка»

30 июля 2010

«Другая Британия» — журналист Шеймас Милн о мифах вокруг знаменитой шахтерской забастовки середины 80-х, поражение которой закрепило победу неолиберализма в Британии

«Забастовка была необходимым актом защиты горняками своего жизненного уклада и права на существование. Она также стала вызовом перестройке экономики по лекалам “свободного рынка” во имя разрушительной жажды наживы и дала шанс появлению другой Британии, объединенной совместными действиями в согласии ради общей цели, в противовес индивидуализму и алчности времен тэтчеризма, то есть тому, что до сих пор определяет нашу жизнь». [Читать]
27 июля 2010

Скромное обаяние обладания автомобилем уже давно имеет обратную сторону медали. Тому, что стоит за этой «обратной стороной», посвящена статья Андре Горца «Общественная идеология автомобилизации»

«Обещая всем, что они будут ездить еще быстрее, автомобильная промышленность приходит к предсказуемому результату, определяемому простым законом гидродинамики: скорость потока частиц определяется самой медленной. Хуже того: будучи изобретен, чтобы позволить своему владельцу домчаться туда, куда он пожелает, со скоростью, которой захочет, автомобиль становится наиболее рабским, рискованным, ненадежным и неуютным из всех транспортных средств. Даже если вы оставите себе достаточный запас времени, из-за пробок вы всегда не уверены, что приедете вовремя. Вы связаны с дорогой столь же неумолимо, как поезд со своими рельсами». [Читать]
24 июля 2010

На 94-м году ушёл из жизни Луис Корвалан, один из самых известных коммунистов мира. На его долю выпало немало испытаний: борьба в нелегальных условиях, аресты, концлагерь, вынужденная эмиграция, потеря сына. Но это не сломило его верности избранным идеалам и принципам. Считая его жизнь примером настоящей борьбы, «Скепсис» посвящает памяти Корвалана подборку своих материалов

Лисандро Отеро Разум и сила: Чили. Три года Народного единства
Орландо Летельер «Чикагские мальчики» в Чили: ужасная плата за «экономическую свободу»
Из материалов Первого Международного общественного трибунала над чилийской хунтой

22 июля 2010

Издательством «Альпина нон-фикшн» выпущена книга, подготовленная в сотрудничестве с редакцией «Скепсиса»: «Эйнштейн о религии»

В книгу вошли подобранные «Скепсисом» тексты Эйнштейна, его письма, выступления, беседы с ним, — развеивающие спекуляции вокруг «религиозности» великого ученого и снимающие «доказательства» равной ценности религиозной веры и научных исследований. Издание можно приобрести в крупных книжных магазинах и торговых сетях страны, а также через наш сайт [Описание книги].
Дмитрий Субботин «Вера Эйнштейна» (предисловие к книге)
Страница Эйнштейна в библиотеке «Скепсиса»
21 июля 2010

Историк Владимир Родионов в исследовании «Идеологические истоки расовой дискриминации славян в Третьем рейхе» доказывает несостоятельность модного ныне в кругах националистов и монархистов мифа о якобы «освободительном» характере войны, которую вела нацистская Германия против Советского Союза

«Одним из ведущих теоретиков расовых исследований в Третьем рейхе являлся Ойген Фрайхерр фон Эйкштедт (1892 – 1965). В 1938 г. ассистентка мэтра (и будущий биограф) Ильзе Швидецки опубликовала под его редакцией книгу “Расоведение древних славян” (Rassenkunde der Altslawen). Книга эта, как давно уже утверждают российские последователи западных идей расизма, якобы доказывает, что в рейхе славян причисляли к “нордической” расе. На самом деле, читали они ее предельно невнимательно, а скорее не читали совсем – ибо книга доказывает ровно обратное, причем точно повторяя (но уже в новом ракурсе и с новыми, антропологическими доводами) идеи Гобино». [Читать]
18 июля 2010

Почему сознательный ученый в глазах общества — «выродок» и где коренится это противоречие, читайте в «Защитительной речи в пользу интеллектуалов» Жана-Поля Сартра

«Таким образом, образование воспитывает в людях a priori две роли: ученых и служителей гегемонии, т.е. хранителей традиции. Вторая роль превращает их, если пользоваться терминологией Грамши, в “функционеров надстройки”; в этой своей роли они получают некоторую власть, власть исполнять второстепенные функции социальной гегемонии и политического правительства (исследованиями занимаются полицейские, профессора проводят отбор и т.д.). На них имплицитно возложена функция передавать ценности и отрицать аргументы и ценности всех остальных классов, ссылаясь на свои технические знания. На этом уровне они выступают агентами идеологического партикуляризма, явного (агрессивный национализм нацистских мыслителей) или скрытого (либеральный гуманизм, или ложная универсальность)». [Читать]
16 июля 2010

Заложничество семей военспецов — реальность или миф? Ответ на один из самых сложных вопросов истории Гражданской войны ищите в статье Андрея Ганина «Измена и предательство повлечёт арест семьи...»

«Вопрос о заложничестве и репрессиях в отношении членов семей военспецов крайне политизирован. Од­нако почему-то исследователи и публи­цисты, отстаивающие такую дополни­тельную кровожадность большевиков, не только не приводят конкретных при­меров, но и закрывают глаза на нахо­дящиеся в явном противоречии с этой точкой зрения сотни случаев измены военспецов советской власти, имевших место на всём протяжении Гражданской войны». [Читать]
11 июля 2010

«“Германский след” в Октябрьской революции. Анализ одной из главных исторических мифологем ХХ века» историком Юрием Бахуриным

«Сотворение мифа произошло тогда, в эпоху великих потрясений. Он сохранил жизнеспособность в послереволюционном российском обществе. В годы “перестройки”, ознаменовавшейся плюрализмом мнений, гласностью и небывалой интенсивностью информационной энтропии, миф ожил и в благоприятной среде сомнений в прежних идеалах, доверчивости к историческим сенсациям, снизившегося научного уровня выходящей литературы обрел статус едва ли не историографической традиции». [Читать]
9 июля 2010

Монархию Николая II до сих пор вопреки фактам и логике пытаются выставить «потерянным раем». Научная прививка против монархической пропаганды — в статье выдающегося историка Андрея Анфимова «Царствование императора Николая II в цифрах и фактах»

«Начальное образование в России понималось властями чрезвычайно узко, как умение читать, писать, считать и знать наизусть несколько молитв, начиная с “Отче наш”. Поэтому подавляющее число начальных школ было одногодичными (“одноклассными”). Двухклассных школ было мало (например, в 1903 г. двухклассную школу окончили лишь 9% школьников). Грамота для женщины-крестьянки считалась излишней роскошью, почему девочки и составляли лишь 28,4% всех школьников. Учащихся заставляли зубрить азы, но не учили думать, чтобы легче было управлять этими “грамотными”». [Читать]
5 июля 2010

В последнее время католических священников всё чаще обвиняют в насилии над детьми, а самого папу — в сокрытии этих случаев. В статье «Переполох в католической церкви» Кевин Девайн анализирует социальную роль католической церкви и причины, по которым подобные преступления могли столько лет оставаться безнаказанными

«Иерархи замалчивали насилие священников вовсе не для того, чтобы прикрыть “паршивых овец”. Это была целенаправленная политика организации, веками усиливавшей свою власть за счёт унижения сокровенных человеческих чувств и обогащавшейся самыми ханжескими способами. Теперь мы знаем, что насилие над детьми среди церковников уходит корнями в глубокое прошлое. Однако уже в новое время во многих странах произошло сближение церкви с государственным аппаратом, и полученная церковниками власть дала дополнительные возможности утверждать своё превосходство и эксплуатировать людей если не сексуально, то просто физически. Поскольку церковь являлась одним из агентов социального контроля, жестокое обращение с несчастными, находящимися под её попечением, стало орудием, средством расширения влияния». [Читать]
1 июля 2010
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
Дружественный проект «Спільне»
Сборник трудов шаламовской конференции
Книга Терри Иглтона «Теория литературы. Введение»
 
 
Кто нужен «Скепсису»?