Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 
Старости::2010::Сентябрь

Галина Андреева, член Президиума Российского комитета Международного Совета музеев по просьбе редакции «Скепсиса» комментирует обсуждение законопроекта о передаче церкви госимущества и объясняет отличия российского и мирового опыта взаимоотношений музеев, церкви и власти

«Сегодня в мире насчитывается свыше 60 000 музеев, из них не менее 2 500 – в России. Являясь важным общественным достоянием, музейные коллекции имеют особое юридическое положение и защищены международным законодательством. Мы же в России сейчас, по сути, имеем дело с размузеефикацией ряда памятников, в которых находятся музеи, и стоим перед угрозой размузеефикации музейных предметов, превращением их в “имущество” функционального назначения. Это наносит урон самому главному приоритетному принципу всех международных актов и конвенций — принципу обеспечения сохранности памятников для передачи их последующим поколениям. Притязания религиозных организаций к музеям продолжаются и носят “программный” характер».

«Культура — достояние всего общества»
«Музеи и памятники религиозного искусства. Международные нормы и опыт»
30 сентября 2010

«Экспертное заключение Российского института культурологии, Государственного института искусствознания и ИКОМ России по проекту федерального закона № 391395-5 “О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности”»

«Ошибка состоит в том, что музейные предметы и коллекции не являются имуществом. Любое общество в процессе развития осознает некоторые объекты как культурные ценности, подлежащие изъятию из повседневного обихода с целью сохранения и передачи из поколения в поколение. Для этого обществом созданы специальные институты, именуемые музеем и архивом. В тот момент, когда культурный объект попадает в государственный музей, он перестает быть имуществом религиозного или любого другого назначения. Он становится памятником истории и культуры — национальным достоянием, а его первоначальное назначение — фактом истории». [Читать]
29 сентября 2010

Современные нобелевские лауреаты по экономике, несмотря на кризис, продолжают твердить догмы неолиберализма — Сергей Ермолаев рецензирует книгу Пола Кругмана «Возвращение великой депрессии?»

«Примеров заимствования Кругманом идей “энтузиастов свободного рынка” можно привести еще много. Их Кругман вроде бы критикует, но с удовольствием предается свойственным им заблуждениям. Как же объяснить такую двойственную позицию автора? Кажется, разгадка в том, что он просто не видит этой двойственности.<...> По Кругману выходит, что свободный рынок может выступать в различных вариантах, и в форме “кейнсианской конвенции” он тоже вполне возможен. И не просто возможен, но даже предпочтителен, раз кейнсианская стратегия принесла в свое время столь хорошие результаты». [Читать]
28 сентября 2010

«Скепсис» публикует документ — заключительное слово председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций С.А. Попова («Единая Россия») на парламентских слушаниях законопроекта «О передаче в собственность религиозным организациям имущества религиозного назначения» 15 сентября 2010 года. За комментарием редакция обратилась к научному сотруднику Третьяковской галереи Левону Нерсесяну

«Вот она хранилась, хранилась, потом раз, и между 53 и 56 годом раскололась надвое… Такая трещина, здоровая, почти сантиметр была. И где у нас все были? Куда смотрели? [обращается к музейщикам] А потом, когда ее стали выставлять, для поклонения… И, прошу прощения, у православных есть такой ритуал - целование иконы, кто не знает. Так вот, восемь сантиметров, это примерно мы посчитали, более миллиона приложений было к этой иконе… Вот эта трещина срослась!» [Читать]
25 сентября 2010

Вчера Госдума приняла в первом чтении закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Музейщиков не выслушали и не услышали — статья Ирины Кусовой «Власть и церковь против культуры» о прошедших 15 сентября парламентских слушаниях по законопроекту

«И, наконец, особо следует отметить выступление крупнейшего специалиста в области древнерусского искусства Л.И. Лившица, который дал резко отрицательную оценку законопроекту, определив его как “экспроприационный”. В других странах уже давно разработано охранное законодательство, нужно умело использовать имеющийся опыт. Функциональное же использование древних памятников всегда служит причиной их утраты, утилитарные подходы к культурному наследию ученый сравнил с “запретом читать Евангелие вне храма”». [Читать]
23 сентября 2010

22 сентября в Госдуме в первом чтении должен обсуждаться закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения», призванный легализовать захват церковью памятников культуры. Что ждет российскую культуру после принятия этого закона, почему памятники нельзя передавать церкви, где и почему на самом деле гниют иконы — на эти и другие вопросы корреспондентам «Скепсиса» отвечает специалист по истории древнерусского искусства, научный сотрудник Третьяковской галереи Левон Вазгенович Нерсесян

«Понимаете, для меня просто нет такого вопроса: отдавать или не отдавать. Или какие иконы можно отдавать, а какие — нельзя. Отдавать вообще ничего не нужно, нужно оставить всё, как есть. И так будет лучше и для современного общества, и для будущих поколений, и, безусловно, для самой православной церкви. Но понять эту, на самом деле, очень простую мысль можно только перестав искать повсюду “врагов православия”, перестав делить мир на “своих” и “чужих” и бормотать при этом разные истерические глупости про “иконы в плену” и “музейщиков-атеистов”. Перестав наконец решать вопрос, кто будет икону иметь, и позволив ей просто быть». [Читать]
22 сентября 2010

«Шарпевильский расстрел — водораздел в истории Южной Африки» — размышления Ричарда Амброза Ривза, англиканского священника и активного борца с апартеидом, об одном из самых наглядных, позорно не усвоенных уроков истории

«Однако нет ни малейшего доказательства того, что между трагедиями в Като-Манор и Шарпевиле существовала какая-то прямая связь. Хотя, с другой стороны, косвенно они связаны друг с другом общим происхождением, в том смысле, что обе эти трагедии были порождением политики, проводившейся в жизнь на протяжении предыдущих десяти лет власть имущими, которые сделали все возможное, чтобы принудительная сегрегация сковала жизнь миллионов африканцев подобно смирительной рубашке». [Читать]
21 сентября 2010

Об очередном эпизоде деиндустриализации и о том, каковы социальные последствия остановки цехов и целых заводов, в заметке Владимира Половинко «Ломать — не строить»

«Самое страшное в этой истории вовсе не безразличие руководства к судьбам людей — так себя ведет буржуазия всегда и везде. Страшно то, что рабочие завода безропотно молчали, когда увольняли их товарищей. Не вышли на митинг протеста, не стояли с плакатами в пикете. Да и сами уволенные покорно покинули предприятие, даже голодовку никто не объявил». [Читать]
20 сентября 2010

Был ли верующим Эйнштейн? Илья Смирнов рецензирует книгу «Эйнштейн о религии», подготовленную издательством «Альпина нон-фикшн» и журналом «Скепсис»

«Журнал “Скепсис” поставил себе целью отразить посягательства на Альберта нашего Эйнштейна. Справились ли “скептики” с задачей? Безусловно, справились. Под обложкой собраны важнейшие статьи, беседы, письма Эйнштейна по религиозно-философским, мировоззренческим вопросам. Отмечаем те фразы, которые обычно используют, чтобы привязать великого физика к церковной ограде. И становится понятен механизм шулерства. Фразы либо вырываются, просто выдираются с мясом из контекста, либо прочитываются специфическим образом, так, чтобы метафоры приобретали буквальный смысл». [Читать]

Также смотрите [Описание книги]

18 сентября 2010

«Восточный Тимор: забытый геноцид, замалчиваемые проблемы» — Денис Пилаш об одном из самых кровавых преступлений неоколониализма конца XX — начала XXI века

«Геноцид, осуществленный индонезийской армией в Тиморе, был бы невозможен без постоянного поступления вооружения стоимостью свыше миллиарда долларов от “западных демократий” — Великобритании, Франции, Австралии и, конечно же, США. 90% оружия, которое применялось индонезийскими силами во время вторжения, было произведено в США; американцы тренировали одиозные эскадроны смерти “Копассос”, пользуясь богатым опытом подготовки ультраправых офицеров и парамилитарес в Центральной Америке. А представитель США Даниэл Патрик Мойнихэн мог успешно блокировать в Совете Безопасности ООН попытки ввести санкции против агрессора». [Читать]
16 сентября 2010

15 сентября в Думе планируются слушания на тему «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения», в связи с чем «Скепсис» начинает публикацию новой серии материалов, посвященных проблеме захвата РПЦ памятников культуры. Подборку открывает выступление Ирины Кусовой, координатора Общественного комитета в защиту историко-архитектурного музея-заповедника «Рязанский кремль», на пресс-конференции, организованной активистами комитета — «Пятый год борьбы за Кремль»

«Рязанский кремль — это один из самых ярких случаев, но, к сожалению, далеко не единственный. Такая же ситуация разворачивается во многих музеях-заповедниках нашей страны. Не так остро, не так, может быть, критично, как у нас, но, тем не менее, проблема эта существует. И обостряется эта проблема в связи с тем, что в сентябре Государственная Дума начинает рассмотрение федерального закона “О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности”» [Читать]
12 сентября 2010

Андрей Шумаков отсылает нас к событиям прошлого года, чтобы ещё раз проанализировать ход и последствия военного переворота в Гондурасе, ставшего ответом на попытку социальных и политических реформ. Несмотря на массовый характер, противостояние перевороту потерпело неудачу. Статья «Гондурас-2009: Отсроченная революция» наглядно объясняет почему

«Если прямое всенародное волеизъявление граждан — это попрание основ демократии, то самое время пересмотреть определение этого понятия». [Читать]
10 сентября 2010

Один из подвигов блокадного Ленинграда — сохранение во время бомбежек, артобстрелов и голода знаменитой Вавиловской коллекции мировых растительных ресурсов. Статья Владимира Левановского рассказывает о том, как создавалась и как сохранялась знаменитая коллекция и как современные российские чиновники и нувориши постарались «Доделать дело Гитлера»

«Убыль Вавиловской коллекции в годы нового режима – власти “свободного рынка” – сопоставима с убылью в годы Великой Отечественной войны. Но после войны много сил и средств было брошено на ее восстановление, а сейчас ее собираются уничтожать и дальше, до полного обращения живого труда многих поколений в сухие денежные знаки. Современная российская власть здесь делает почти то же самое, что планировали и организовывали на оккупированных восточных территориях фашисты, но по другим – абсолютно меркантильным – причинам и пока не столь зверскими методами. Так что не удивляйтесь, например, распространению идеологии фашизма и национализма в современной России». [Читать]
8 сентября 2010

«Скепсис» сообщает о выходе нового издания классической книги Юрия Ивановича Семёнова «Происхождение брака и семьи»

В книге известного отечественного историка и философа, специалиста по истории первобытного и раннеклассового общества Ю.И.Семенова предпринята попытка исходя из достижений современной науки нарисовать конкретную картину возникновения и эволюции брака и семьи. В книге приведен богатейший и в то же время малоизвестный материал по истории семейно-брачных отношений, родственных связей и систем родства. Описано историческое развитие взглядов на проблему семьи и брака - от представлений античных мыслителей до теории американского ученого XIX века Л.Моргана. Автор рассматривает и подробно описывает все формы брака, существовавшие на протяжении веков и приведшие в конце концов к возникновению моногамной семьи.
Книга вышла в издательстве «УРСС» («Красанд»), и её можно найти в крупных книжных магазинах страны.

Предлагаем вниманию читателей две статьи Ю.И.Семёнова на эту тему, уже опубликованные на нашем сайте:
«Социальная организация отношений между полами: Возникновение и развитие»
«Пережитки первобытных форм отношений полов в обычаях русских крестьян XIX – начала XX в.»
6 сентября 2010

В годовщину окончания Второй мировой мы публикуем очерк знаменитого чилийского писателя-политэмигранта Луиса Сепульведы «Белые Розы Сталинграда», посвященный памяти лётчицы Лилии Литвяк. Короткий очерк Сепульведы заставляет задуматься: что осталось от победы СССР в войне после ликвидации страны, перехода к периферийному капитализму и придания анафеме социалистических идей?

«Да, именно выжившая, потому что эта старушка, которая принесла свой жертвенный вклад и отдала лучшие годы юности борьбе с коричневой чумой, выживает сегодня с пенсией менее чем в 500 песет, что составляет меньше четырех долларов, и продает свои воспоминания на одной из московских улиц». [Читать]
2 сентября 2010
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
Дружественный проект «Спільне»
Сборник трудов шаламовской конференции
Книга Терри Иглтона «Теория литературы. Введение»
 
 
Кто нужен «Скепсису»?