Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Типы текстов:
Человек в этнической (национальной) системе
Юлиан Бромлей
«Кстати сказать, с биологическим подходом к проблеме национально смешанных семей так или иначе связан появившийся несколько лет назад в нашей научной литературе тезис, согласно которому в результате таких браков возникают некие химеры. К сожалению, в последнее время подчас предпринимаются попытки в прямой или косвенной форме вновь реабилитировать этот чудовищный тезис. Более того, в научный обиход все настойчивее вводится «энергетическая» концепция неравенства народов — наличия у одних из них высокого, а у других — низкого процента пассионариев, то есть лиц с повышенной способностью абсорбировать энергию из природной среды».
10 февраля 2007
Деосапиенсы, приапиды и батька Махно
Илья Смирнов
«Главный редактор “Литературной газеты” Юрий Поляков борется за высокую культуру против бескультурья, насаждаемого современными коммерсантами. И слова говорит благородные, правильные - не поспоришь. Вопрос в другом - какие конкретно образцы “высокой культуры” тем временем рекламирует его собственная газета. Знаете ли вы, например, кто такие “деосапиенсы”? Не знаете? Тогда читайте!»
5 февраля 2007
«Остров»: фильм как форма социального контроля
Иван Лещинский
«При чтении статей об этом фильме поневоле отмечаешь их общую поверхностность. Напрочь отбрасывается критический анализ содержания, а вместо того обсуждаются художественные качества картины, игра актеров, режиссерская и операторская работы и т.п. То есть всеми признается нравственный подвиг героя и воспитательное значение фильма в наше время. Речь идет лишь о том, правильно ли Лунгин выполнил заказ. В необходимости его никто не сомневается. На сомнение в этом наложен негласный запрет».
3 февраля 2007
Парижская коммуна и французские интеллигенты
Самарий Великовский
«Многие прославленные светочи тогдашней французской культуры, как это ни прискорбно, испытания не выдержали и почли за благо побрататься с версальской чернью. Под непечатной оскорбительной руганью, обрушенной на головы коммунаров, сплошь и рядом значились подписи не одних мелких наемных поденщиков пера, но и столь громкие имена, как Готье, Леконт де Лиль, Гонкуры, Флобер, Доде, Золя, Ренан, Тэн, Анатоль Франс, Дюма-сын, даже чувствительная народолюбка розоватого оттенка Жорж Санд».
16 января 2007
Авангард имперской культуры. «Волкодав» и «Апокалипсис»
Андрей Манчук
«Впрочем, создатели “Волкодава” – сущие щенки в сравнении с питомцами старой псарни, расположенной к северу от Лос-Анджелеса. Образцом нового поколения голливудского агитпропа стал “Апокалипсис” – детище Мэла Гибсона, активно практикующего католика, не так давно оштрафованного за антисемитские реплики».
14 января 2007
Путь Сартра-драматурга
Самарий Великовский
«Литератор энциклопедического склада, Жан Поль Сартр в сегодняшней культуре Запада скорее исключение, чем правило. Разносторонние дарования не были чем-то из ряда вон выходящим во Франции просветительского XVIII века, в XX столетии они редкость. Гораздо чаше писатели склонны получать философию из вторых рук, а журналистскую работу по возможности сводить к подписыванию манифестов и к интервью по случаю. Сартра разделение умственного труда словно не коснулось. Философ солидной университетской закваски, виртуоз журнально-газетной полемики, блистательный эссеист, он, кажется, и создан для того, чтобы быть идеологом, властителем дум рядом со своими собратьями-художниками слова».
10 января 2007
«Гадкие лебеди»: редкий пример неразвлекательной кинофантастики
Иван Лещинский
«Сейчас фантастика выродилась в бульварный жанр вроде детектива или женского романа, с дурными литературными канонами и чисто коммерческими устремлениями. Это в полной мере касается и экранизаций. По счастью, в нашей стране это случилось позже, чем на Западе. Но последние отечественные фантастические фильмы основаны, мягко говоря, не на лучших литературных образцах. И экранизация Стругацких в наше время не может не заинтересовать».
8 января 2007
Суд да дело
Марина Дмитревская
«С ХVIII века русские просветители боролись за то, чтобы в России торжествовал закон, а не милость… Через несколько дней стало ясно: в нашей сегодняшней стране не выполняются ни законы, ни указания Президента. Конечно, сперва я не могла не обрадоваться тому, что до В. В. Путина дошло письмо ветеранов, не могла не быть благодарна этой ситуации. Конечно, думала я, восторжествовал не закон, а президентская, царская воля, но все же… И что это за страна такая, где, в обход закона, не получив разрешения КГИОПа, Союз театральных деятелей “переуступает” инвестору землю, являющуюся памятником культуры и находящуюся под государственным надзором?»
8 января 2007
Дом ветеранов сцены: итог борьбы
Редакция Скепсиса
Дом ветеранов сцены отстояли. Земля не будет продана, Дом для 90 стариков будет отремонтирован. Но из-под носа руководства СТД ушло 20 млн долларов - и оно этого, конечно, ветеранам и тем, кто за них заступился, не простит.
8 января 2007
«Драматическая трилогия» Тома Стоппарда
Илья Смирнов
«В нашей высокой “духовности”, откуда можно поплёвывать на “бездуховных” англичан с американцами, выросло уже целое поколение, которое, в лучшем случае, понятия не имеет, кто такой Белинский. В худшем случае, фамилию знают, но твердо убеждены, что в известном споре “бунтовщика” Белинского с “патриотом” Гоголем именно Гоголь был стопроцентно прав. Вот этим уже ни драматург Стоппард, ни режиссер Бородин не помогут».
31 декабря 2006
Коричневый слюнявчик для мальчика-мажора
Илья Смирнов
«Преступления Сталина проистекают из глубокого извращения идей, которые являлись разумными и справедливыми. В нацизме же с самого начала портить и извращать было нечего. В нём не содержалось ничего такого, чем культурный человек середины ХХ столетия мог искренне обмануться. Но в России 90-х годов коммунизм оказался не просто равноценен нацизму. Официальные идеологи пришли к выводу, что коммунизм хуже. Крайняя демонизация советской эпохи была необходима им для самооправдания».
26 декабря 2006
Сартр — литературный критик
Самарий Великовский
«О ремесле и уделе литературных критиков, — разумея под ними, как это принято во Франции, и тех, кого у нас именуют литературоведами, — Жан Поль Сартр высказывался обычно без малейшего снисхождения, а то и попросту с издевкой: “Критики — это в большинстве случаев неудачники, которые однажды, подойдя к порогу отчаяния, нашли себе скромное тихое местечко кладбищенских сторожей”».
19 декабря 2006
Жан Поль Сартр о самом себе
Самарий Великовский
«“Слова Сартра” — произведение примечательное. “Критическое введение в личность” одного из властителей дум “левой интеллигенции” Запада. Честное, до жестокости, до святотатства откровенное исследование духовного микрокосма, подчиненного тем же, хотя и философски сублимированным законам, что и вызвавшая его к жизни материальная вселенная — французское общество XX столетия».
16 декабря 2006
Почему Варнавский не любит Льва Толстого
Николай Новиков
«Да, г-н Варнавский сделал вид, что его эта проблема не касается. Но почему - об этом избирателям спросить лучше его самого. Ходили также слухи, что помещение продано кому-то из родственников высокопоставленных чиновников. Но на это нет документальных подтверждений. Во всяком случае - пока нет. Вообще, случай с библиотекой имени Л. Н. Толстого - яркое подтверждение того, как власть относится к учреждениям культуры и соответственно культурным запросам рядовых горожан. Какая гарантия у остальных 46 муниципальных библиотек, что они не разделят судьбу библиотеки имени Л.Н. Толстого?»
12 декабря 2006
Рок‘н‘ролл мёртв. К 25-летию ленинградского рок-клуба
Илья Смирнов
«На Рубинштейна не заставляли петь песни советских композиторов про Ленина. Пойте свои, в ритмах какой хотите зарубежной эстрады, главное, чтоб это были песни ни о чем. Вот он, универсальный алгоритм так называемой “молодёжной культуры”. Кто в него вписывался, получал право на концертную деятельность за пределами рок-клуба».
9 декабря 2006
Страницы: 1-15 16-30 31-45 46-60 61-75 76-90 91-105 106-120 121-135 136-150 151-165 166-180 181-195 196-210 211-225 226-240 241-255 256-270 271-285 286-300 301-315 316-330 331-345 346-353
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
Дружественный проект «Спільне»
Сборник трудов шаламовской конференции
Книга Терри Иглтона «Теория литературы. Введение»
 
 
Кто нужен «Скепсису»?