Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике

  • Глава 1
    1. Что дала и чего еще не дала методика в школе
    2. О каких проблемах пойдет речь в книге
  • Глава 2
    1. Какие опасности подстерегают учителя при противопоставлении или сближении жизни, изображенной в произведениях классиков, с современ­ной жизнью
    2. Что такое «наивный реализм» в восприятии литературы, в чем его достоинства и недостатки
    3. Как должен учитель руководить чтением учащихся
    4. Что такое «чтение по объекту» и почему оно мало воспитывает учащихся
    5. О чем учителю надо говорить с учениками при изучении литературы и что им ясно и без него
  • Глава 3
    1. Почему необходимо целостное изучение литературного произведения и в чем пороки механического разъединения произведения на части
    2. Что дает и чего не дает школе литературоведческая наука
    3. Почему формализм и вульгарный социологизм - две стороны одной медали
  • Глава 4
    1. В чем принцип методического единства в изучении произведения
    2. Почему нужно «простое» непредвзятое «читательское» восприятие ли­тературы
    3. Какие преимущества дает учителю знакомство с «техничес­кими вопросами» искусства
  • Глава 5
    1. Почему недостаточно «простого непредвзятого чтения»
    2. От знания текста к историко-литературному комментарию и от него к анализу
  • Глава 6
    1. Почему необходимо изучать художественное произведение во всей полноте его компонентов и каковы критерии их отбора
    2. Четыре положения, существенные при анализе литературных произведений: а) включение произведения в круг других произведений, аналогичных по творческому методу; б) определение исторической и индивидуальной «характерности» произведения и его элементов; в) возможность продемонстрировать особенности художественного метода на любой части и компоненте произведения; г) вопрос о сходности, повторяемости деталей и сюжетов, «заимствования» в литературе.
  • Глава 7
    1. Еще раз о целях изучения литературы в школе.
    2. Как мы можем сами того не желая, приучить учащихся к краснобайству и мещанскому эстетству.
  • Глава 8
    1. Как направить внимание учащихся к деталям разбираемого произведения: а) иноязычная лексика в первой главе «Евгения Онегина»; б) переносы, перебои ритма в «Медном всаднике».
  • Глава 9
    1. Как характеристика героев произведения раскрывает идеи писателя: а) царь Борис в трагедии Пушкина; б) Германн в «Пиковой даме»; в) «Старосветские помещики» Гоголя.
  • Глава 10
    1. К чему приводит сведение анализа произведения к сумме характеристик.
    2. Об исторической обусловленности «засилия» изучения образов героев.
    3. Как надо разбирать «Тараса Бульбу», чтобы осознать повесть как единое целое, а не сумму отдельных образов-характеристик.
    4. Учить не тому, что легко школьникам, а тому, что им доступно, хотя и трудно, вести их от менее сложного к более сложному, к более трудному.
    5. Научить учащихся понимать тайны искусства – основная задача преподавания литературы.

Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. – Тула: Автограф, 2000. – 224 с.

Имя
Email
Отзыв
 
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
Дружественный проект «Спільне»
Сборник трудов шаламовской конференции
Книга Терри Иглтона «Теория литературы. Введение»
 
 
Кто нужен «Скепсису»?