Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


«Океан» — это я, «Океан» — это ты!

Не так давно мне довелось побывать во Всероссийском детском центре «Океан» и собственными глазами увидеть, как и чему учат наших детей в лагерях федерального значения, чего хочет от наших детей государство.

Согласно информации на официальном сайте лагеря,

«Всероссийский детский центр “Океан” — государственное образовательно-оздоровительное учреждение Российской Федерации, являющееся многопрофильным детским учреждением дополнительного образования интернатного типа.

Постановлением ЦК ВЛКСМ и Совета Министров СССР от 12 мая 1972 года «Об итогах Всесоюзного коммунистического субботника 15 апреля 1972 года» было принято решение о строительстве пионерского лагеря для детей Урала, Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. В связи с этим было выделено 15 миллионов рублей из средств, полученных в результате Всесоюзного комсомольского субботника.

Современный “Океан” представляет собой социально-педагогическое пространство, в котором реализуются уже ставшие традиционными тематические программы. Среди них: “Интеллект”, “Открытый урок”, “Школа Добра”, “Сильные люди”, “Молодые лидеры России”, “Бизнес-экспресс”, “Океанский Олимп”, “Шоу-мастер”, “Российский восход”, “Океанская весна”, “Моя Федерация”, “Океанская Лига КВН” и др. Все программы направлены на развитие лидерского, творческого и интеллектуального потенциала детей и молодежи в возрасте от 11 до 17 лет».

В одной из них мне и «посчастливилось» принять участие. Я сопровождала группу детей для участия в программе «Океанские подмостки». Это смена для детских театральных коллективов, главным событием которой является фестиваль. Участниками фестиваля стали 29 коллективов из 20 субъектов Российской Федерации. Событие считается весьма престижным, так что я охотно отправилась вместе с детьми во Владивосток.

Мы прибыли, погрузились в автобус и немедленно столкнулись с федеральным уровнем культуры и образования: нам включили океанские промо-ролики. Мне стало не по себе. Это была нарезка видео под песенки в стиле «Фабрики звёзд». Что же я увидела на экране? Дети, воспроизводящие различные образцы массовой культуры — хип-хоп, КВН, попсовые песни; дети, разъезжающие на автомобилях, питающиеся в кафе или работающие в этих кафе прислугой, занимающиеся профессиональным спортом. Вот чего ожидает от наших детей государство, вот чем оно их намерено увлечь, вот какие социальные роли оно им предлагает: автовладелец — или авторемонтник, посетитель ресторанов — или официант, транслятор масскульта — и его потребитель, профессиональный спортсмен — и спортивный фанат. Ролики чётко говорили: «Ребята, наше общество делится на прожигателей жизни и их обслугу, других социальных ролей в этой стране для вас нет!»

Отвратительнее всего было то, что всё это говорилось не прямо, а в завуалированной форме. Здесь вообще никто не собирался говорить с детьми откровенно. Только подсознательная обработка и суггестивное воздействие. Но об этом дальше.

Мы очень устали с дороги, так что тогда не хотелось особо задумываться над происходящим. Мысли были только о ванной и постели. Но вместо этого детей мигом утащили на какое-то мероприятие, а нас, сопровождающих, нагрузили бумажной работой.

График был составлен таким образом, чтобы у нас практически не было свободного времени. Для меня, взрослого самостоятельного человека, это стало настоящей пыткой, что уж говорить о детях, особенно о детях, которые любят читать! Все мои надежды на отдых, свободное общение с коллегами или время для самообразования и работы (взяла, наивная, с собой книги и текст диссертации) разбились вдребезги.

Мне кажется, что такой абсурдный ритм океанской жизни и спровоцировал начало эпидемии гриппа, охватившей всю смену, включая и детей, и сопровождающих педагогов, и врачей. Усталые организмы не смогли сопротивляться вирусу. В итоге свыше половины детей (на фестиваль съехалось порядка 600 школьников) оказались в инфекционном отделении городской больницы. Взрослые переносили болезнь на ногах (пропуск мероприятий не приветствовался).

Конечно, так было и в советских пионерлагерях: чёткий распорядок, максимальное включение ребёнка в коллективные дела. Хотя время на библиотеку при этом выделялось! А сегодня нам отовсюду трубят о «свободном развитии личности», о «раскрепощении сознания» — и где же это всё? То же хождение строем, пение хором, речёвки и кричалки. Нам повсюду рассказывают байки про «тоталитарный Советский Союз», но когда дело доходит до конкретики, выясняется, что всё «лучшее» мы берём именно оттуда. Вот и в плане работы с молодёжью наши идеологи «открытого общества» не смогли придумать ничего нового. Взяли обычный советский пионерлагерь и испортили его клубной культурой!

Да, пожалуй, это самое точное определение современной молодёжной политики — как в советское время, только гораздо хуже. Те же пионервожатые, но с деревянными улыбками КВНщиков и стеклянными глазами «нашистов». Те же речёвки, но не в духе Маяковского («Кто там шагает правой?»), а в стиле Ксении Собчак («Пусть всё будет зашибись!»).

Мне стало жутковато за детей, когда они встретили меня в столовой какой-то оглушительной кричалкой. Но вожатые настоятельно попросили нас с детьми не встречаться, о том же просили и другие сотрудники; как выяснилось, похожие просьбы адресовались и детям.

«Первое время, — предупреждали нас, — дети будут жаловаться, проситься назад. Но вы на это не обращайте внимания, дайте нам с ними поработать, и уже через два дня они забудут и вас, и своих родителей».

По-настоящему страшно мне стало на первом массовом мероприятии в киноконцертном зале. Нас запустили туда после детей и рассадили на заднем ряду, так, чтобы дети не могли нас видеть. Зато нáм было видно и слышно всё. Вовсю гремела клубная музыка, метались лучи прожекторов, прыгали дети. В боковых проходах и у сцены стояли вожатые, которые показывали детям движения. Дети повторяли. Мне это напомнило собрание тоталитарной секты. Когда тебя оглушает тяжёлая музыка, глаза слепят мигающие огни, а все вокруг повторяют одни и те же несложные движения, очень трудно не поддаться и не начать двигаться вместе со всеми. Ну а человек, принявший участие в такой массовой пляске, становится очень внушаем — это понимал ещё доктор Геббельс, разрабатывавший методы управления толпой при помощи эмоционального воздействия. В «Океане» это называется «разминка».

Довольно жутко наблюдать с верхнего ряда конвульсивно дёргающееся море спин. Если кто-то из детей и хотел бы пересидеть этот сеанс коллективного безумия, то его просто бы затолкали локтями. Да и вожатые не дремали — поднимали упрямых. Кроме того, оглядевшись по сторонам, я заметила, что многие из взрослых коллег тоже вскочили с мест и принялись отплясывать под песни в духе группы «Руки вверх». Кстати, я так и не поняла: если уж организаторы решили сделать ставку на «модность», то зачем нам регулярно включали эти самые давно устаревшие «Руки вверх» и Ларису Черникову?

Справедливости ради стоит отметить, что в этом шквале попсы присутствовала капелька иной музыки. Для детей исполнялись старые пионерские песни «Зелёное небо» Леонида Сергеева, «Друг-товарищ» Леонида Эпштейна и другие, но делалось это на манер современных поп-звёзд. В остальном же примитивнейшая массовая культура царила над всем: эта «музыка» транслировалась по внутреннему радио, обязательно включалась вожатыми в коридорах и кубриках.

Вторым столпом официальной молодёжной культуры является КВН. Шутить всегда, шутить везде, по любому поводу и как можно примитивнее. На грубых шутках строилось большинство мероприятий, взаимодействие вожатых с детьми.

Да, культура общения вожатых оказалась не на высоте, они позволяли себе материться, как в присутствии старших, так и в присутствии детей, позволяли себе сальные шуточки в отношении девочек. Не говоря уже про обилие сленга, жаргонизмов и просто речевых и орфоэпических ошибок в речи вожатых. Если они надеются таким образом завоевать доверие школьников, то они ошибаются. Ни один ребёнок не станет уважать учителя, ругающегося матом. Но, видимо, идеологи молодёжной политики не мыслят себе культурный уровень современных старшеклассников без матерщины.

Дурновкусие, возведённое в эталон.

В итоге наиболее тяжёлой эта атмосфера стала для самой интеллигентной части молодёжи. Мы, люди старшего поколения, успели пожить при всяких режимах и привыкли молча сносить любую несправедливость и одобрять любой идиотизм. Но я видела, как юные преподаватели, здесь, видимо, впервые столкнувшиеся с понятиями «российская молодёжная политика» и «идеологическая обработка», пытались спорить, лезть на баррикады и что-то доказывать. И наткнулись на презрительное равнодушие администрации, да ещё и получили удар в спину от собственных коллег. В лучших традициях сталинской эпохи руководительницы детских театров составили коллективную кляузу на молодого преподавателя актёрского мастерства из Новосибирска, который всего лишь пытался инициировать обсуждение воспитательных методов центра, хотя и в по-юношески горячей манере. В заявлении, направленном новосибирскому начальству, в частности, указывалось, что крамольный преподаватель позволял себе (о, боже!) критически высказываться о чужих спектаклях, привезённых на фестиваль. Сразу хочу отметить, что подписи под этим заявлением оставили не все педагоги и вожатые.

Поведение вожатых вполне объяснимо. Для них работа в «Океане» — один из немногих сохранившихся в стране социальных лифтов. Вожатым «Океана» администрация ВДЦ помогает с получением высшего образования, наиболее преданных и исполнительных переводят на различные бюрократические и организаторские должности, сотрудникам предоставляется общежитие, а тем, кто за год работы не получит ни одного замечания обещают премию — 100 000 рублей! Неудивительно, что они даже подумать боятся о том, что руководство может быть в чём-то неправо. Но и карают за неповиновение сурово. Одна сотрудница медцентра шепнула мне на ушко:

— Вы бы сказали нашему руководству, что детей надо почаще на прогулки выводить, а помещения проветривать. Иначе мы никогда не справимся с инфекцией.

— Почему я? Ведь вы медицинский работник!

— Мы боимся. Нас уволить могут.

При таком идиотском механизме контроля люди вынуждены делать свою работу плохо. За любые попытки что-то исправить можно лишиться места.

Чему ещё учили детей в Детском центре «Океан»? Для них провели «урок здоровья», «урок мудрости», «урок безопасности» и т. п. На «уроке здоровья» дали ряд стандартных полезных гигиенических советов, предостерегли от гриппа. Несколько странной мне показалась фраза: «Здоровье — это состояние физического, психического и социального благополучия». То есть если кто-то не может найти работу, окажется в ситуации социального неблагополучия, то нам следует его лечить?! А если государство закрывает целый завод, то все его рабочие — больны? Или всё же больно наше государство?

Интересный момент: почти всё воспитание в «Океане» свелось к воздействию на детские эмоции самыми разнообразными способами. Но места для интеллектуальной деятельности в культурно-воспитательной программе почти не нашлось. Танцы, песни, шуточки — то, что на современном сленге называется общим понятием «позитив».

То же самое относилось и к программе, предусмотренной для сопровождающих: педагогов подключили к сочинению бессмысленных вечерних мероприятий. Вместо того чтобы помочь детским коллективам как следует отрепетировать привезённые спектакли, и учеников, и педагогов заставили выдумывать короткие сценки в стиле КВН, чтобы показать друг другу с эстрады, что «мы бодры, мы веселы». А ведь некоторым коллективам репетиции были необходимы как воздух! Кое-кому пришлось буквально на ходу перекраивать свои спектакли в угоду цензуре. Больше всего пострадали классики. Чеховский «Медведь» был объявлен слишком вульгарным из-за присутствия в сюжете поцелуя и бутылки водки, Достоевский был объявлен слишком мрачным.

Вместо репетиций старшеклассники клеили домики из бумаги, а мы слушали лекции об организации воспитательной и культурной работы в ВДЦ «Океан», которые нам, профессионалам, были откровенно скучны. Пожалуй, самым ярким и информативным было выступление начальника образовательного комплекса Этери Вахтанговны Марзоевой.

Выступление началось печальным рассказом о «разрухе 90-х» и плачевном положении дел в лагере, который буквально растаскивали на стройматериалы, и о чудесном явлении Владимира Путина, который своим волевым решением прекратил распад детского центра и превратил его в лагерь федерального значения.

«Да, — подумала я, — сколько же ещё мест предстоит посетить Владимиру Владимировичу по всей России, чтобы и там люди перестали спиваться и вешаться от безысходности!»

Рассказывая о воспитательных методах «Океана», Этери Вахтанговна заявила, что «всякие новые иностранные образовательные системы» нам ни к чему. Кстати, лично я с этим совершенно согласна: реформа отечественного образования по западному образцу или пресловутый ФЗ 83 — это натуральное преступление. Но пафос оратора заключался не в этом, а в апелляции к каким-то «вечным ценностям», которые у нас есть и безо всякого образования! Это что же ещё за «вечные ценности»? «Домострой» и святцы? Ввиду наступления РПЦ на школы это уже не кажется преувеличением.

Между прочим, Этери Вахтанговна положительно отозвалась о советском опыте воспитания молодёжи. Каким же образом и в каком духе воспитывают нынешнюю молодёжь в детском центре федерального значения?

Ответ не заставил себя долго ждать. В рамках смены состоялось пафосное шоу под названием «Служить России!» К разработке этого шоу привлекались и педагоги, и дети. Результат получился жалким, смешным и устрашающим одновременно. Основным сюжетом представления было общение дедушки-фронтовика со своими маленькими внучатами. Дедушка рассказывает внукам о славном прошлом российской армии: о сражении у Чудского озера, Куликовской битве, Войне 1812 года, Великой Отечественной войне... Конечно, во всех этих сражениях Россия боролась с иностранной агрессией и вышла из них победительницей. Я могу понять, что в пропагандистских целях школьникам не стали рассказывать о захватнических войнах, которые вела Россия. Могу понять, что не стали рассказывать о позорно проигранных войнах, таких, как Крымская или Русско-японская.

Но продолжение дедушкиной истории меня просто потрясло! В перечень славных подвигов матушки-Руси вошла кровавая и позорная чеченская кампания, в которой генералы торговали оружием и своими солдатами, а жертвы среди мирного населения мало кто считал; которая началась во многом потому, что Ельцин решил не договариваться с Дудаевым (как договорился, например, с Шаймиевым). Про эту кампанию почти ничего и не говорилось — просто пустили слайд-шоу под грустную музыку.

Потом долго и со вкусом рассказывалось о боевой мощи и техническом потенциале российской армии. Таким способом в сознании детей стремились уравнять патриотизм с милитаризмом (забыв, правда, сообщить про разваленный военно-промышленный комплекс и закупки вооружений за рубежом).

В итоге восхищённый внук пообещал дедушке, что он обязательно станет солдатом и будет стрелять во врагов Родины, а внучка всерьёз опечалилась. Ещё бы! Ведь она девочка и потому не сможет пролить кровь за триколор. На выручку ей пришёл опрос, проведённый к этому дню среди участников смены. Как заявила перед камерой одна школьница, послужить Родине она может, родив сына, который пойдёт в армию и умрёт за Россию. Вот так-то, дорогие ребята: если вы любите Родину, то мальчикам предстоит стать пушечным мясом, а девочкам — машинами по производству пушечного мяса. Не это ли имела в виду Этери Вахтанговна, когда повторяла, что «мужчина должен быть мужчиной, а женщина — женщиной»?

Кто-то из сопровождающих педагогов подсказал организаторам, что неплохо бы упомянуть на этом вечере и гражданские профессии. И — врачей похвалили за то, что один из них однажды вёл переговоры с террористами, учёных — за то, что они выигрывают гранты и премии, а учителей — за то, что они периодически становятся учителями года!

Стоит ли упоминать, что и на этом вечере было полно хип-хопа и попсовых песенок в духе «Россия — это я и ты», «Россия — это ручеёк, Россия — это тополёк» и т. д.

Я могла бы ещё обо многом рассказать, но стоит ли перечислять каждую мелочь? В заключение своих путевых заметок мне всё же хотелось бы сказать большое спасибо организаторам этой поездки. Спасибо, что вы дали мне возможность лично созерцать, что такое российский казённый патриотизм, какого рода идеологию ввинчивает в детские мозги наше государство и какие роли уготовило оно грядущим поколениям в жалкой пародии на «общество потребления» «первого мира».



По этой теме читайте также:

Имя
Email
Отзыв
 
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
«Валерий Легасов: Высвечено Чернобылем. История Чернобыльской катастрофы в записях академика Легасова и современной интерпретации» (М.: АСТ, 2020)
Александр Воронский
«За живой и мёртвой водой»
«“Закон сопротивления распаду”». Сборник шаламовской конференции — 2017