Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Украина: Враг твоего врага не всегда твой друг

Всем прогрессивным деятелям, которые восхищались революцией в Украине: будьте осторожнее в своих мечтах, а то они ведь могут и исполниться. В Украине сейчас (впервые за многие десятилетия в Европе) у власти правительство, где в исполнительной власти откровенно фашистские партии играют весьма серьезную роль. В других европейских странах крайне правые партии пока что только получали некоторые места в парламенте, но не имели реальной власти в кабинете министров. Конечно, не все украинские революционеры обязательно фашисты и нацисты, как говорит российская пропаганда, но и столь же ошибочно и безответственно было бы утверждать, что присутствие фашистов и нацистов в новом правительстве — это только российская пропаганда.

Proto-fascists in Ukraine

Когда крайне правая партия «Свободы» в Австрии в 2000-м году вошла в кабинет министров, то Евросоюз ввел санкции против Вены, а страницы New York Times были заполнены материалами, критикующими лидера партии Йорга Хайдера. Однако когда в Латвии крайне правая партия «Национальный Альянс» вошла в 2011-м году в правительство консерваторов, то это практически было не замечено западными массмедиа. И вот сейчас — поскольку фашистская партия «Свобода» и нацистские штурмовики из «Правого Сектора» сыграли роль авангарда в нынешней украинской антироссийской революции — их роль в новом правительстве Украины старались приуменьшить, а серьезных изобличительных расследований их деятельности практически не было.

Таким образом, получается, что на Западе вхождение крайне правых в правительство вызывает критику, тогда как на Востоке это считается вполне допустимым, если эти партии выступают против России. Те же самые журналисты, которые считают любую критику действий Израиля «антисемитской», затем вдруг оказывают поддержку украинскому правительству, в которое входят партии, использующие такую символику периода Второй мировой войны, как «волчий крюк» (Wolfsangel), — как партия «Свобода» или символ White Power — «крест Одина», который использует «Правый Сектор» То есть фраза «Повторения не будет», по сути, становится пустым звуком, если уж реальные фашисты входят в правительство, а их роль преуменьшают или оправдывают.

Майдан-революция

Большинство протестующих на площади Независимости в Киеве (или Майдане) протестовали против массовой коррупции и олигархического правления Януковича, и в частности против жестокого поведения «Беркута». На Майдане были и просто сторонники евроинтеграции, и левые (выступавшие одновременно против России и ЕС), и ЛГБТ-активисты, и представители этнических и религиозных меньшинств (включая евреев и русских). Однако по оценкам «Антифашистского действия» Украины около 30% от общего числа протестующих в Киеве были именно ультраправыми националистами — и это еще до начала перестрелок, когда к уличным боям присоединилось еще больше ультраправых.

Хотя протестующих на Майдане часто изображали, как настроенных «проевропейски», но «Свобода» и другие крайне правые партии, принимавшие участие в протестах, как раз «антиевропейски» настроены. «Свобода», например, имела статус наблюдателя в Альянсе Европейских Национальных движений, который яростно выступает против ЕС (как и венгерская партия «Йоббик» и Британская Национальная партия). Одним из основных лозунгов «Правого Сектора» является: «Против режима и евроинтеграции». Вероятно, они хотят вступить в ЕС, чтобы затем с ним же там бороться?

Как правительство Асада в Сирии и Аль-Каида — Янукович и украинские ультраправые националисты в действительности были нужны друг другу — они взаимно поддерживали легитимность друг друга. Янукович способствовал жесткой поляризации страны и дальнейшему усилению крайне правых групп националистической оппозиции. Как и в Сирии — умеренные демократические группы оказались зажаты между двумя полюсами в процессе усиления поляризации и в основном потеряли инициативу, перехваченную хорошо тренированными боевиками. И вы, наверное, думаете, что свержение Януковича снизит влияние фашистов, получивших поддержку в ходе борьбы с ним? Однако еще даже до того как начался захват Путиным Крыма (что придало новый импульс усилению ультранационалистов) — их представители уже вошли в новое киевское правительство, возглавляемое поддерживаемым США премьер-министром Арсением Яценюком.

«Свобода»

Лидер партии «Свобода» Олег Тягнибок хорошо известен своими фразами по поводу того, что Украина стала жертвой «московско-еврейской мафии», как, впрочем, и тем, что евреев он называет «жидами». Один из его заместителей основал в 2005-м «Научно-исследовательский центр имени Йозефа Геббельса». Варшавский Центр Восточных Исследований в 2011-м писал о том, что

«рост популярности “Свободы” иллюстрирует растущий спрос в украинском обществе на новую крайне правую партию с антидемократическими, ксенофобскими, просоциальными взглядами, поддерживающую традиционные семейные ценности».

Партия «Свобода» получила 10% голосов на парламентских выборах в октябре 2012-го, при этом в некоторых районах западной Украины она набрала около 40% голосов.

В декабре прошлого года, кстати, Тягнибок был одним из тех оппозиционных лидеров, которых прославлял посетивший Украину сенатор МакКейн. После революции депутат от партии «Свобода» Александр Сыч был назначен на пост вице-премьера. Кроме того, данная партия получила контроль над министерствами образования, сельского хозяйства и экологии. Один из основателей «Свободы» депутат Андрей Парубий занял пост секретаря СНБО — пост весьма значимый для контроля над силами армии и полиции. Заигрывая с западной аудиторией и «Правый Сектор», и «Свобода» пытались убедить израильского посла в том, что они не антисемиты, а защитники украинской национальной революции, в то же время критикуя антисемитизм в русских националистических группах. Однако два года назад «Свобода» организовывала яростные протесты в Киеве против принятия нового закона о языке, который допускал использование двух языков в тех регионах, где неукраинского населения более 10%.

И сейчас первым же делом новое правительство отменило этот закон, что дало Путину повод возможность оправдать «защиту» Крыма, большинство населения которого является русскоязычным. Аналогичным образом в 2003-м году после «демократической» революции в Грузии было установлено националистическое правительство, которое через пять лет начало военное наступление на этнические анклавы, желавшие отделиться от Грузии, что в итоге успешно спровоцировало российское вторжение. И заметно, что такого же рода агрессивную политику правительство Украины стало проводить в Крыму еще до вмешательства Путина.

Вторжение Путина в Крыму вновь придало легитимности ультраправым в глазах многих украинских националистов и (что немаловажно) не позволит миллионам русских в Крыму проголосовать против украинских националистических партий на следующих выборах. Пропутинская банда байкеров, пророссийские бунты на юго-востоке и украинские националисты играют фактически на руку друг другу. Как «Свобода» использует действия Путина для запугивания украинцев, точно так же и Путину тоже нужна партия «Свобода» для того, чтобы запугать россиян. И поляризация лишь возрастает.

«Правый Сектор»

«Правый сектор» еще даже правее «Свободы», но это не помешало тому, что Парубий назначил его лидера Дмитрия Яроша заместителем секретаря СНБО. С самого начала украинской революции боевики «Правого Сектора» стали сносить памятники советским солдатам, освобождавшим республику от нацистов. И это, собственно, потому что они сами и есть нацисты. На их взгляды при этом оказали влияние не только украинский национализм, немецкий национал-социализм, но также распространенное по всему миру движение белых расистов.

«Правый сектор» (как и «Свобода») с восторгом смотрит в прошлое на УПА, во главе которой стоял Степан Бандера, поддержавший завоевание Украины Германией. Однако вскоре оказалось, что Германия не поддерживает его видение Украины в качестве пронацистского украинского марионеточного государства, поскольку Гитлер вообще рассматривал славян в качестве недочеловеков и предполагал отдать плодородные украинские земли немецким поселенцам, так что УПА пришлось уже защищаться и от немцев. Но, как бы то ни было, вы не можете считаться действительно каким-то движением сопротивления, если хотели присоединиться к нацистам, а те сами просто вам не позволили этого.

УПА принимала участие в массовых убийствах евреев в оккупированной нацистами Польше (теперь западной Украине). Они также уничтожили по меньшей мере 50 000 поляков, которые самим своим присутствием мешали претворению в жизнь мечты Бандеры о чисто украинском государстве. Ультраправые группы в Украине недавно провели перезахоронение (с почестями) членов дивизии СС «Галичина», которые тоже использовали символ «волчий крюк», впоследствии принятый также и «Свободой».

В январе «Свобода» провела в Киеве массовую демонстрацию в честь дня рождения Бандеры. Кроме того, его портреты и униформа УПА весьма часто мелькали в ходе протестов на Майдане. На одной из фотографий с Майдана видно щит с нацистской символикой 14/88 (14 слов заповеди Дэвида Лэйна из американской террористической группы «Порядок»: «Мы должны защитить само существование нашего народа и будущее для белых детей» и 88 как закодированное приветствие «Хайль Гитлер»). Как и все фашистские группы в данном регионе, украинские ультраправые яростно выступают против прав ЛГБТ — в частности в 2012-м году они требовали отменить в Киеве гей-парад.

На видео «Правого Сектора» под названием «Великое украинское отвоевание» Ярош говорит о многих общих для нацистов темах:

«против коррумпированной маргинальной демократии, против дегенеративного и тоталитарного либерализма, за традиционную национальную мораль и семейные ценности, за большую украинскую семью, физически и духовно здоровую молодежь, против культа наживы и разврата».

На видео образы уличных бойцов в масках (со щитами «Викинг») и красивых гетеросексуальных пар противопоставляются «Беркуту», простым гражданам России, бюрократам ЕС, «цветным» танцорам и т.д. На другом видео «Правого сектора» видны различные группы ультраправых марширующих, тренирующихся и воюющих. И эти видео отнюдь не российская пропаганда о, якобы, предполагаемых фашистах — это и есть пропаганда самих фашистов.

Понятие «фашисты» я отнюдь не настолько вольно трактую, чтобы включать туда и всяких авторитарных консерваторов типа Буша или братьев Кох — их можно считать правыми, но, по сути, они поддерживают глобальный капиталистический порядок (с США в центре). Реальные же фашисты — это крайне правые революционеры-популисты, желающие свергнуть нынешнюю систему и заменить ее диктатурой, гарантирующей абсолютное право на основании принадлежности к определенной этнической, расовой или религиозной группе.

Риторика фашистов иногда может напоминать левацкую в том аспекте, что они противостоят корпоративной глобализации и банкам, милитаризму НАТО и уничтожению природы, но их мотивация в данном случае совершенно иная (у нас она обычно вращается вокруг расистских и антисемитских теорий заговора). Хотя некоторые элементы из движения Tea Party (типа Гленна Бека и Рэнда Пола) колеблются где-то на грани консервативной и фашистской идеологии. Европейцы по опыту Второй Мировой войны гораздо лучше американцев знают, что фашизм это специфическое политическое движение, а не просто некое оскорбление. И потому они менее склонны игнорировать рост фашистской угрозы, когда видят ее.

Плохие парни против хороших?

В США освещение украинской революции зачастую подавалось как просто противостояние Восток — Запад, при том что ЕС и НАТО по самой природе своей, якобы, это что-то хорошее, а Россия по природе своей — нечто плохое. В рамках такого вот упрощенного контекста украинские крайне правые являются для нас своеобразным «неудобным» напоминаем о том, что зло может исходить также и с Запада, уже хотя бы лишь потому что Запад преуменьшает его, считая это зло просто неким преувеличением со стороны России.

Почему же в США представители разных политических направлений (в том числе и прогрессивные круги) способны видеть только конфликт «плохих» и «хороших», даже в ситуации когда конфликт идет между «плохими» и «плохими»? Возможно, в этом виновата наша религиозная традиция противопоставления добра и зла, наше черно-белое видение ситуации. Голливудские фильмы и наша двухпартийная система способствуют подавлению всех нюансов и игнорированию возможности третьей стороны, как альтернативы первым двум.

Мы хотим видеть любых протестующих против репрессивных режимов в образе каких-то героев борьбы «за народную власть», не понимая того, что нынешние угнетенные могут стать (и в действительности становятся) завтрашними угнетателями. Когда распадалась Югославия, внимание западных медиа было сосредоточено на этнических чистках, совершаемых сербами, и практически никогда они не говорили об этнических чистках, совершаемых союзниками США — хорватами или косовскими албанцами. В Афганистане Талибан действительно угнетал афганских женщин, но именно поддерживаемые США боевики-моджахеды (свергнувшие просоветское правительство) были первым афганским правительством ограничившим права женщин. В Ливии и Сирии революции против светских и поддерживаемых Россией диктаторов аналогичным образом лишь усилили позиции исламистских вооруженных формирований. Таким образом, двойные стандарты стран Запада в итоге обращаются против самого Запада и порождают «отдачу» со стороны тех чудовищ, которые он же и породил.

Революции в Ливии, Сирии и сейчас в Украине должны научить нас тому, что враг моего врага еще не всегда означает «мой друг». В соревновании между украинскими и русскими ультранационалистами мы не должны занимать чью-либо сторону. Мы можем защищать мир и демократические права граждан и представителей всех меньшинств по обеим сторонам, не способствуя при этом поляризации общества и не ускоряя рост фашизма. Минус и минус — это все же не плюс.

И в следующий раз, когда вас вдруг вдохновит какой-нибудь фейсбук-мем или слезоточивый ролик на Youtube о нарушении прав человека «врагами» Запада — подумайте сначала о тех жестокостях, которые совершает другая — прозападная сторона конфликта (то, что нам не показывают). Изучите сначала историю этой страны и, возможно, вы узнаете, что какая-то часть так называемой «демократической» оппозиции ведет свою «родословную» от боевиков, совершавших в прошлом массовые убийства этнических, религиозных или политических меньшинств (как, например, это касается УПА или венесуэльских правых оппозиционных партий). Если США будут продолжать поддерживать всех этих безумцев, только потому что они бросаются на врагов США, то затем неизбежно нам же это и откликнется.

Перевод Дмитрия Колесника
Опубликовано на сайте liva.com.ua [Оригинал статьи]



По этой теме читайте также:

Имя
Email
Отзыв
 
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
«Валерий Легасов: Высвечено Чернобылем. История Чернобыльской катастрофы в записях академика Легасова и современной интерпретации» (М.: АСТ, 2020)
Александр Воронский
«За живой и мёртвой водой»
«“Закон сопротивления распаду”». Сборник шаламовской конференции — 2017