Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Записки донбасского эмигранта. Театр военного шоу

Две недели, проведенных под артобстрелами в Горловке, заставили меня переосмыслить многое. Мысли — это, наверное, главное, что все эти дни не позволяло сойти с ума от проникающего снаружи страха и нарастающей внутри апатии. Трудно описать ту экспансию индифферентности, которая день за днем брала в блокаду сердца горловчан (и я уверен, что продолжает свой «антикрестовый поход» до сих пор). Еще вчера ты ужасался обстрелу жилых кварталов Горловки со стороны занятого украинской армией Дзержинска, а через неделю сухо спрашиваешь обитателей ж/м «Строителей», мол, сколько там у вас погибло? Два человека? А-а-а, всего-то. Не будь мыслей, которые ежевечерне не устраивали бы мне свой мини-нюренбергский процесс, то я бы уже давно превратился в месье Мерсо. Мысли помогают найти внутри себя того хайнлановского «кукловода», который под предлогом войны пытается высосать из твоего естества все человеческое, и возвращают к жизни. Ведь так хочется остаться Человеком, даже несмотря на смерти и бесконечную масс-медийную ложь.

image

Сложно собрать воедино все то, что обороняло бастионы разума предыдущие недели. Время, проведенное под раскатами зенитно-минометной «непогоды», теряет привычные свои свойства и приобретает новые, противоречащие классической физике. Кажется, будто еще неделя и все разрешится. Снаряды прекратят свой валькирический полет, и наступит мир. «Неделя будущего» кажется такой короткой. Проходит семь дней. Ты оглядываешься на них и понимаешь, что «неделя прошлого» былая настолько насыщена событиями, как будто прошел уже целый месяц. А что ты сделал за это время? Да почти ничего. Остался жив — вот и все. Как там было у Анатолия Крупнова — «День прошел, а ты все жив». Таков удел людей, которым, не желая того, пришлось стать участниками военной игры украинских и российских политиков. Да, безусловно, было бы легче убедить себя в правильности одной из двух бинарных составляющих современной украинской матрицы. И, отключив здравомыслие, ринуться в бой во имя…. Да, какая разница во имя чего, главное — была бы цель, достигнув которую безоговорочно наступило бы Светлое Будущее. Так ведь проще. Как это ни печально, но для меня двухцветный квадрат мало чем отличается от трехцветного. Все те же четыре грани и четыре угла. И все так же плохо катится по дороге. Гребенщиков метко заметил лет 25 назад: «Нас учили, что жизнь — это бой. По новым данным разведки, мы воевали сами с собой».

Сказки одних о том, что среди защитников Австралии сплошные проантарктические пингвины, имеют такой же процент истинности, как и россказни тех, кто говорит, что достаточно землянам покинуть пределы планеты, как их тут же заберут в ряды марсиан. За эти месяцы майданного и антимайданного противостояния я понял одно — мне не нравятся люди, которые носят оружие. Какие бы идеи они не отстаивали. Человека с оружием трудно переубедить словами, потому что… Правильно, у него есть оружие, а у тебя нет. Отказался брать в руки оружие? Значит, ты неполноценен, в отличие от того, кто согласился. Для них ты слаб и ущербен. Мне такая позиция всегда напоминала людей, которые не могут понять, почему я никогда бы не взял деньги из потерянного кем-то бумажника. Ведь это же деньги! Деньги, власть и оружие не просто портят людей, они дают им несуществующие аргументы решать вместо других. Пообщавшись с такими людьми, я яснее стал понимать почему пришедшим с войны так сложно адаптироваться к мирному обществу, а другие посвящают всю свою жизнь наемным войскам. Потому что не нужно думать и утомлять свой разум доводами. Их идеи надежно подкреплены свинцом.

Как произошло с Украиной? Живет в стране 6,5 млн человек, которые имеют свое мнение по поводу самоопределения своего региона. Месяц они выходят на митинги и просят провести плебисцит по интересующим их вопросам. Как и везде среди них есть радикалы, которых народ до поры до времени не особо поддерживает. Но государство предпочитает не обращать на требования своих 6,5 млн сограждан никакого внимания. Мол, мы тут движемся в Европу и ценности европейские хотим перенять, а тут вы еще. Вы вообще на мнение свое права не имеете, потому что закона у нас такого нет — чтобы кто-то отдельно мнение мог высказывать. И нет бы, все решить, как белые люди из Европы… Государство вспоминает, что у него есть армия. Какая-никакая, но с оружием. А люди-то, к тому времени к радикалам уже прислушиваться стали. Те –то тоже говорят: «Раз слышать нас не хотят — давайте по-иному говорить, потому что с оружием оно-то убедительней будет диалог вести». И понеслось... Одного ни те, ни другие не учли. Мира между ними больше не будет. Да и государство уже расширило понятия «дозволенного» в отношении своих граждан. Вы поддерживаете АТО? А где гарантия, что завтра таким же АТО государство не подавит ваши пока еще безобидные требования? Вы сами развязали этому государству руки. Позволяющего себя сжигать «Беркута» больше нет. Есть батальоны «Киев», «Донбасс», а там и «Галиччина», «Таврия», «Южный Бук». Взгляните сегодня хотя бы на «Правый сектор». Для законно избранного либерального Президента — это уже не патриоты, а конкуренты, которые являются экстремистами, а не теми, кто был ударной силой при Национальной революции. Мавр сделал свое дело, мавр может быть свободен.

Какие сегодня выводы об Украине я сделал для себя? В государстве появилась наконец-то «основная линия партии». Коротко: «Україна понад усе». То, что происходит сегодня в этой стране — это возрождение совковой идеологии в самом худшем ее виде. Если в России «совок» возвращается к махровому авторитаризму 70–80-х (Олимпиада, наращивание военного потенциала и подержание конфликтов в «странах третьего мира»), то в Украине — это тоталитарные 30-е (сборы средств на нужны армии, Внешний Враг, контрреволюция, доносы и враги народа). А ДНР… ДНР — это Украина периода Петлюры (восстание низов), периода становления своей государственности. Отношение жителей ДНР к Украине сейчас, как украинцев к России. Да, я не отрицаю, что ДНР — это военная диктатура и законы ее соответствующие. Люди в Горловке к началу августа вообще стали боятся «пятнистых авто», особенно мужчины. Ну, потому что могут «забрать», «заставить» и «закрыть». Хотя, как и любая военная структура ДНР продолжало поддерживать местное население. Развозить «гуманитарку», обеспечивать подвоз продуктов и воды, содействовать восстановлению водо- и электроснабжения. С другой стороны, расстрелы за мародерство, избиения нетрезвых, «дерзких» и «подозрительных», комендантский час и ограничения по выезду из городов мужского населения. Но к военной структуре, как понимаете, слабо применимы понятия мирного государства. Тем более, отстаивающего звания «справедливой» и «европейской». Аресты инакомыслящих, главенство силы в социальной сфере (к примеру, за продажу хлеба за 8 грн. директору магазина могут прострелить ногу) и пренебрежение правом человека на частную собственность.

С ДНР мне было все понятно еще в марте, когда она была провозглашена Павлом Губаревым и компанией. Как написал один мой хороший товарищ, отличие сторонников Майдана от сторонников ДНР в том, что «на Донбассе прекрасно видели все недостатки ДНР с самого начала, а в Киеве столь же многие видели только красивую картинку Майдана». Помню, сразу после того, как в Донецке самопровозгласили Донецкую Народную республику, мне позвонил редактор местного сайта «Gorlovka.ua» Александр Билинский и попросил высказать свое мнение по поводу этого «новообразования». У меня вышел материал о том, что решение о судьбе промышленного региона, принятое на эмоциях, недопустимо. Я всегда считал, что любые националисты (будь-то украинские или русские) неспособны думать, а главное, воплощать в жизнь экономические реформы. Зная, что ДНР возглавили русские национал-патриотические силы, я не был в восторге от подобного решения. Как и Егор Летов, из двух зол я всегда выбирал советское. Поэтому с ДНР, еще раз повторюсь, было все изначально понятно, а вот Украина…. Украина пытается убедить своих граждан, что она сама «справедливая» и «правильная» страна. И что ведет благородную и священную войну со злыми… проантарктическими пингвинами.

Удивительнее всего то, что граждане, в большинстве своем, верят большинству того, чем их кормят новые правители через СМИ. И если бы гражданской войны в Донбассе не было, то ее нужно было бы придумать. Ну, на что еще можно списать столько неудач и отсутствие хоть каких-то изменений в стране, как не на войну? Есть война — потому приходиться экономить, повышать тарифы, просить кредиты у Запада и принимать социально направленные непопулярные решения. Война — это вообще золотая жила для нынешних властей. Все «ляпы» и «неудачи» легко списать на счет чрезвычайного положения и… Внешнего врага. Ну, в самом-то деле! Народ выходит протестовать против повышения тарифов? Нет, это заговор федеральной службы безопасности Антарктиды. Курс гривны падает — злые власти Антарктиды запретили ввоз украинского льда. Матери военнослужащих выходят против отправки их сыновей на войну с пингвинами — все те же злые агенты Антарктиды. А правительство, которое управляло страной буквально лет 5 назад, вогнав ее в череду экономических кризисов и не проведя ни одной толковой реформы, внезапно все делает правильно и безошибочно.

Я согласен, что страна, которую я знал при Януковиче, поменялась. Еще год назад в ней не призывали убивать террористов. Даже тех, кто устраивал взрывы в Днепропетровске, о которых все уже забыли. Еще год назад за ношение какой-либо ленты не пытались избить толпой. Еще год назад в больницах брали взятки, люди утаивали свои «черные заработки» и стремились найти работу за границей. Хотя все три последних пункта так никуда не ушли из украинской жизни. Но и за ними вскоре придет государство. Ведь лезть в карман к богатым вряд ли кто-то будет, а вот к тем, кто пытается обустроить свое «маленькое буржуазное счастье» — всегда пожалуйста. Будь-то повышение курса доллара, будь-то акцизы или сборы на армию. Как там было? «Я видел генералов — они пьют и едят нашу смерть. Их дети сходят с ума от того, что им нечего больше хотеть». А либеральным «генералам» всегда поможет национальная идея. Ведь государство в социальном и экономическом плане стало лишь хуже, но граждан же нужно как-то воодушевить? Как меня учили еще в институте, если ваш продукт ничем не отличается от предыдущего или конкурентного, то нужно придумать… «уникальное торговое предложение». Какие-нибудь «алоэ-вэрэ», «наногранулы» или «бифидум-бактерии». Так и со страной. Нужно придумать УТГ в виде «единой нации» и «патриотизма». Такая себе биодобавка. Слава Богу, в стране есть мощный агитационный масс-медийный аппарат. А если кто-то из СМИ не соответствует «линии партии», то его можно и прикрыть/поджечь/объявить антинародным.

Советские схемы управления массами никуда не ушли. Только интернет появился. Но и его можно использовать в своих интересах. Попав из военной диктатуры ДНР в авторитарное, но живущее «по-новому» государство, я был шокирован тем, как освещают события в Донбассе центральные украинские каналы. Такое ощущение, что текст им пишут российские журналисты, меняя только полюса. Поразил один сюжет Интера, где речь шла о том, что якобы комбатанты-республиканцы обстреливают Донецк. Приводилось видео из Интернета, которое на самом деле очевидцы снимали, как применение зажигательных бомб украинской армии, и комментарий женщины, которая на эмоциях рассказывает, как ей снаряды повредили кухню. В последнем видео не говорилось кого женщина считает виновным в уничтожении своей кухни. И данный комментарий Интер, ну никак не мог взять у жительницы Донецка, который в свою очередь находится под контролем ДНР, а потому украинским журналистам туда доступа нет. Сразу вспомнились обстрелы Горловки со стороны тех мест, где стоит украинская армия, а потом рассказы СМИ, что обстреливали город проантарктические пингвины.

Комбатанты, конечно, не ангелы. И ведут они себя, особенно представители комендатуры, надменно и агрессивно, но при обстрелах они всегда находятся возле бомбоубежищ и под снарядами доставляют раненных в больницы. Особенно интересно, что комбатанты «обстреливают в городе» те районы, где дислоцируются их подразделения. И да, мне всегда хотелось спросить тех, кто уверен, что огонь по городам Донбасса ведут только комбатанты — а украинская армия вообще чем-то занимается во время АТО? Она просто так держит установки «Град» в предместьях городов и иные крупнокалиберные снаряды? Это такая тактика армии — ждать, когда комбатанты сами разгромят города, в которых они находятся, а потом входят? Посмотрев несколько дней зомбоящик и украинские новости, я понял, чем является война для зрителей Украины. Это увлекательное реалити-шоу, круче чем «Ревизор» и «Украина имеет талант». Шоу, в котором есть обезличенные отрицательные персонажи (прям, статисты из американских боевиков или НПС в шутерах) и разработанный сценаристами увлекательный сюжет. Здесь нет места вопросам и сомнениям. Все уже разложено по полочкам

Две недели, проведенные под артобстрелами в Горловке, — это две недели, за которые я узнал о людях больше, чем за мирные годы до этого. Я помню людей, которые на свои скудные гроши покупали не выходящим дальше подъезда пенсионерам крупы, тушенку и хлеб. Видел, как выталкивают людей из бомбоубежища, потому что «чужие». Видел в глазах многих переоценку обывательских ценностей и страшное понимание, что государству они не нужны. Люди не в теориях Ги Дебора, а на практике увидели, что их общество — это общество спектакля. Только тогда, когда из них сделали декорации.

«А знаете что я говорю людям, когда слышу, что они пишут антивоенную книгу? Я им говорю: а почему бы вам вместо этого не написать антиледниковую книгу? Конечно, он хотел сказать, что войны всегда будут и что остановить их также легко, как остановить ледники. Я тоже так думаю. И если бы войны даже не надвигались на нас, как ледники, все равно оставалась бы обыкновенная старушка-смерть»,

— вот что мне вспоминается в последние дни. Книга Курта Воннегута «Бойня номер пять».

За последние дни я стал еще более антигосударственным и антивоенным человеком. Война, а в частности такая, которая похожа на театральное представление либеральных людоедов для телекамер, никогда не принесет блага. Все эти 15 минутные вывешивания флагов, бравые заявления о победах и набор новых актеров, потому что старых хоронят где-то под сценой. Все эти говорящие головы и статистика смерти. Все эти интернет-ролики и баночки с мелочью «Для армии». Все это призвано развлекать и отвлекать. И мало кто понимает, что маховик военной машины уже не остановить. Разве что в Киеве разыграется новая театральная постановка.

Статья опубликована в блоге Егора Воронова [Оригинал статьи]

По этой теме читайте также:

Имя
Email
Отзыв
 
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
«Валерий Легасов: Высвечено Чернобылем. История Чернобыльской катастрофы в записях академика Легасова и современной интерпретации» (М.: АСТ, 2020)
Александр Воронский
«За живой и мёртвой водой»
«“Закон сопротивления распаду”». Сборник шаламовской конференции — 2017