Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Хазары и викинги в Древней Руси

Викинги


Рецензия на: Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. – СПб.: «Евразия», 2005. – 640 с.

В учебники истории, в отличие от физики или астрономии, изменения вносятся, как правило, не по каким-то учёным основаниям, а из-за того, что поменялся соцзаказ. Как говорится, «история в сослагательном наклонении». Потому что с начальством сослагается. Но в данном случае первые главы учебников отечественной истории должны быть отредактированы именно потому, что в последние десятилетия совершены открытия, всерьёз меняющие представления о том, «откуда есть пошла Русская земля». Вообще, 8-10 века тонули в тумане, и каждый факт оборачивался ребусом, начиная с первого точного свидетельства о возникновении русского государства – в Бертинских анналах под 839 годом. В книге этот фрагмент текста приводится в оригинале с параллельным переводом на русский. Западному императору Людовику Благочестивому восточный (византийский) император Феофил переправил послов от «хакана народа Рос», каковые послы, в ходе расследования, оказались «народности шведской», и франки заподозрили в них норманнских лазутчиков. Но с какой стати шведам именовать своего правителя высшим тюркским титулом «хакан»? А если попробовать связать посольство с Рюриком наших летописей, поверив летописцу, то, извините, до летописной даты «призвания варягов» недостает целого поколения, 23 года. Эти вопросы разбираются в книге замечательного питерского археолога Глеба Сергеевича Лебедева с опорой на данные археологии, самой точной из наук о человеке. «Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси» – труд жизни учёного, начиная с курсовой, которую он осмелился посвятить норманнам. Как это ни печально, портрет автора в начале – уже с двумя датами под фото. А на самой первой странице посвящение родителям, Сергею Алексеевичу и Нине Григорьевне, «морякам Балтийского флота блокадного Ленинграда 1941-44 гг., петербургской “руси” ХХ века». Вроде, непонятно, если не знать, что «Русь», «русские»" происходит из скандинавско-финской морской терминологии, так называли экипажи гребных судов, то есть древнейшего из флотов, плававших по Балтике. Не на пустое место пришёл Пётр Великий строить столицу и флот... Лингвистические сюжеты – как на протяжении столетий видоизменялись слова, путешествуя из языка в язык – интереснейшие в книге. А кроме того... Достаточно просто перелистать, и вы увидите схему соотношения размеров германских и римских пород скота (римские куда крупнее); картины повседневной жизни виков – древнейших торгово-ремесленных поселений; генеалогии легендарных династий, включая того Амлета, который до сих пор борется с узурпаторами на театральных сценах; монеты, мечи и руны; архитектуру и кораблестроение; классификацию этносов по «Повести временных лет», здесь же целая хрестоматия поэзии и прозы, если позволительно так называть саги; подробнейшим образом представлена археология Старой Ладоги. Нужно быть скальдом, чтобы достойно отблагодарить издательство «Евразия» и федеральную программу «Культура России» за то, что проявили достоинство хорошего конунга – щедрость, не стали экономить на картах, схемах, иллюстрациях в цвете и без. В порядке конструктивной критики на случай переиздания замечу: такому обширному междисциплинарному исследованию пригодился бы предметный и именной указатель, а также исправление опечаток.

А для понимания авторского подхода к историческому процессу приведу из книги такие характеристики узловых моментов. Исходная мизансцена: «мир варваров», который противостоит «феодальным цивилизациям (при всех различиях - принадлежащим одной социально-экономической формации)». Затем, именно в эпоху викингов «в скандинавских странах начинается, разворачивается и – в основных своих чертах – завершается процесс образования классового общества и государства». В нашей стране «варяги вынуждены были включиться в строительство системы государственных коммуникаций, территорий, центров, институтов, и в силу этого – в значительной степени подчинить свои интересы и цели интересам и целям славянского господствующего класса Древней Руси». Как это происходило, показано шаг за шагом, начиная с природных условий и материального производства, заканчивая высшими сферами религии.

То научное направление, которое талантливо и разносторонне представлено в книге Г.С. Лебедева, наконец-то получило в нашей стране официальное признание. Президент В.В. Путин посетил Старую Ладогу, праздновавшую 1250-летие. И дата основания – 753 год – и изначально полиэтничный характер российского государства, славянско-финско-скандинавско-балтийско-тюркского, возникшего на двух величайших торговых путях, как сказано в книге Лебедева, «этнический состав... с самого начала отличался сложностью, разнородностью и быстрым смешением разноэтничного населения» – всё это конкретное достоверное прошлое извлечено из тьмы забвения археологами.


Рецензия была озвучена в программе «Поверх барьеров» на радио «Свобода» [Оригинал статьи]




Хазары


Рецензия на: Хазары: Евреи и славяне. Т. 16 / Под ред. В. Петрухина, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. – Иерусалим, М.: Гешарим-Мосты культуры, 2005. – 568 с.

«Фундаментальный сборник» – странное словосочетание, но перед нами толстенное иллюстрированное издание, в нём учёный интернационал из 8 стран представляет современное состояние исследований Хазарского каганата, тоже полиэтничного и поликонфессионального государства, существовавшего в 7-10 веках нашей эры на Северном Кавказе, в Приазовье, Крыму, Поволжье и включавшего ряд племён будущей Руси. Собственно, хазары, главный этнос каганата – тюрки. Их влияние прослеживается в терминологии, обозначавшей на Руси высокий социальный статус: «каган» (так, напомню, именовались первые русские князья) или «боярин». Они также сыграли важную роль в истории венгров и болгар. В книге как раз освещается широчайший спектр хазарской проблематики, от антропологии, то есть физического облика людей, похороненных в древних могильниках, до богословских дискуссий и изобразительного искусства, которыми эти люди украшали свою нелёгкую раннефеодальную жизнь.

Редактор всей серии «Хазарский проект» – археолог Владимир Яковлевич Петрухин. Я пользуюсь случаем, чтобы обратить внимание на выход в свет переиздания вузовского учебника «Очерки истории народов России», написанного им в соавторстве с Дмитрием Сергеевичем Раевским. Учебника, без которого сегодня, на мой взгляд, невозможно заниматься ничем, что хоть как-то связано с национальными отношениями.

Книга «Хазары», конечно, более специальная. Героям её в отечественной историографии не повезло вдвойне. Во-первых, кочевники – хотя на самом деле «в степях открыты сотни поселений, оставленных земледельческим населением, сооружавшим крепкие дома». А «кочевники рассматривались как негативный фактор». Другое отягчающее обстоятельство: то, что их правящий слой (или часть его) где-то около середины 8 века имел неосторожность принять иудаизм.

Видимо, в истории иудаизма был период, когда он мог стать 4-ой мировой религией, им интересовались не только тюрки. Арабы, например. Почему не удалось? Наверное, не хватило тех общепонятных аргументов, которыми императоры и халифы подкрепляли проповедь своих миссионеров. Но возникли и чисто богословские сложности – они отражены в интереснейшем источнике – «Книге защиты и свидетельства о презренной вере» Иегуды Галеви. Разбирая этот источник, Элиэзер Швайд отмечает, что успехи хазар, принявших иудаизм, «не могли служить утешением для еврейского народа». Напротив, наводили на мысль о том, что он «лишился избраннического статуса, перешедшего к кому-то другому». Очень рано сменив политеизм на единобожие, разработав изощрённую теологию и этику, приверженцы иудаизма, тем не менее, так и не сумели избавиться от архаичных представлений, связывающих религию с родом – племенем. Схожий случай – с индуизмом.

Хотя в хазарском выборе просматривается трезвая политика. За двумя другими монотеистическими религиями стояли интересы опасных соседей: Византии и Халифата. Так или иначе, степные иудеи очень пригодились национально озабоченным гражданам ХХ века. «Чтобы избежать обвинений в антисемитизме» они, цитирую, «пытаются вуалировать свои взгляды с помощью метафор и эвфемизмов. Одним из таких эвфемизмов служит название “хазары”». Поскольку здесь отметились люди со степенями, с ними до сих пор приходится полемизировать. Это нелегко. Ведь специалисты по хазарским заговорам, переходящим в масонские и большевистские, знают очень много. У них готова анкета отдела кадров на любого персонажа 8 века (включая вымышленных или попавших в источник по ошибке переводчика), на его тётю и двоюродную любовницу. А специалисты по истории знают намного меньше. И то, что знают – «стиль изображения животных», обломки кирпичей, разработка относительной хронологии – всё это как-то невыигрышно для споров у барьера НТВ.

Да ещё сомневаются всё время. Вот интереснейшая статья о материальных свидетельствах, которыми археологи могли бы подтвердить сообщения средневековых авторов о религиозной принадлежности хазар. Как вообще об этом судить? Наверное, по развалинам культовых сооружений, по погребальным обрядам. И по такой низменной материи, как пищевые отходы. Так вот, считаем кости. Далее цитирую, «при таком высоком уровне потребления мяса диких животных, включая кабана, какое-либо влияние иудаизма на население Правобережной крепости надо полностью исключить». И вообще, «дело не в том, что мы не находим следов иудаизма, а в том, что раскопки постоянно, повсеместно... обнаруживают абсолютное господство язычества». Письменных источников это не отменяет, просто, по мнению авторов статьи, Валентины Евгеньевны и Валерия Сергеевича Флёровых, «надо больше говорить о политическом решении верхов каганата, нежели о выборе религии».

Вот так всё непросто в истории. А у меня по ходу дела возник вопрос: интересно, какие выводы сделают будущие археологи о верованиях современных москвичей? Самое распространённое здесь культовое сооружение – игорный притон...


Рецензия была озвучена в программе «Поверх барьеров» на радио «Свобода» [Оригинал статьи]

По этой теме смотрите также:

Имя
Email
Отзыв
 
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
Дружественный проект «Спільне»
Сборник трудов шаламовской конференции
Книга Терри Иглтона «Теория литературы. Введение»
 
 
Кто нужен «Скепсису»?