Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Предыдущая | Содержание | Следующая

Глава 19. Коллективное поведение и социальные движения

Это случилось в 7 часов вечера в среду 11 августа 1965 г., в самый жаркий вечер очень жаркого лета. Маркит Фрай, молодой негр 21 года, вместе со своим братом проезжал на автомобиле вблизи Уоттса - негритянского квартала в Лос-Анджелесе. Когда Фрай поехал на красный свет, его остановил белый полицейский. Он обнаружил, что Фрай в нетрезвом состоянии и не может предъявить водительские права. Появились еще двое полицейских, которые собирались арестовать Фрая. Некоторые жители квартала были на улице возле своих домов - спасались от жары. Они столпились и наблюдали за арестом. Пришла также мать Фрая, жившая поблизости.

Неясно, что происходило в дальнейшем, поскольку члены семьи Фрая, сотрудники полиции и свидетели представили противоречивые показания. Вероятно, вначале миссис Фрай укоряла сына. Потом вместе с двумя сыновьями, приободренная быстро растущей толпой, она бросилась к полицейским, пытаясь предотвратить арест. Производивший арест полицейский вытащил пистолет. По рассказам некоторых очевидцев, он заставил всю семью сесть в полицейскую машину, ударив молодого нарушителя дубинкой. По словам очевидца из толпы, "когда это случилось, все люди, стоявшие вокруг, будто сошли с ума. И он тоже".

Тем временем прибыли новые полицейские. В 7.25 полицейская машина, где находилась семья Фрай, уехала; грузовик потащил на буксире автомобиль Фрая. К тому времени собралась большая разгневанная толпа. Полицейские уже собирались уезжать, когда одна женщина плюнула в полицейского, и тот направился в толпу, чтобы ее арестовать. Эту женщину ошибочно приняли за беременную: на ней была блузка навыпуск, поверх юбки. Молниеносно распространился слух, что полицейские избивают и пытаются арестовать беременную. Один человек из толпы тут же припомнил, что однажды полицейские ударили беременную даму и сломали ей нос. Другая женщина добавила: "Видит бог, нашему народу эта жестокость до смерти надоела. Нельзя ведь сидеть всю жизнь и терпеть!"

Когда последняя полицейская машина уехала, кое-кто из толпы уже кидал камни. В квартале Уоттс начались массовые беспорядки, распространившиеся и на соседние улицы, где хулиганы разбивали окна и грабили магазины. На следующее /576/ утро молодые люди стояли вокруг, обсуждая, что произошло и что могло произойти. Вечером беспорядки продолжались. В белых автомобилистов бросали кирпичами и бутылками, некоторых избивали. Были пущены в ход бутылки с зажигательной смесью (так называемый коктейль Молотова), и начались пожары; пожарникам не удалось их потушить. Мятеж охватил территорию, где находилось 150 жилых массивов.

В пятницу стало ясно, что полиция не способна прекратить беспорядки. Пришлось вызвать отряды национальной гвардии, поскольку белые жители стали проявлять беспокойство. К вечеру в пятницу беспорядки распространились на всю южную часть Лос-Анджелеса. В субботу был введен комендантский час и прибыли силы национальной гвардии. Гвардейцы и полицейские начали стрелять в грабителей. Это была кульминация. В следующие несколько дней беспорядки вспыхивали все реже. Они продолжались около 6 дней, за это время 34 человека погибли, 1032 были ранены. Было произведено 4 тыс. арестов; имущественный ущерб составил примерно 40 млн. долл. Вся страна узнала о трагедии в Уоттсе (Обершалл, 1968; Мильграм, Тох, 1969).

КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Что поражает больше всего, когда мы анализируем беспорядки в Уоттсе?

  1. Это было необычно. Ведь беспорядки происходят не каждый день.
  2. Эмоциональное возбуждение достигло высокого уровня. По-видимому, нарушителями общественного порядка овладело главным образом чувство гнева, к нему примешивалось некоторое волнение. Случайные наблюдатели чувствовали тревогу, недоумение, ярость или любопытство (в зависимости от того, кому они сочувствовали).
  3. Этот эпизод был отмечен, ощущением надвигающейся опасности. Люди чувствовали; что-то должно случиться.
  4. Ход событий был стихийным и непредсказуемым. Ни нарушители общественного спокойствия, ни полиция не знали, как сложится ситуация к следующему дню.
  5. Каждый день беспорядки продолжались лишь в течение нескольких часов. Даже когда полиция не пыталась прекратить беспорядки, они обычно вспыхивали от случая к случаю.
  6. Беспорядки в Уоттсе не были "громом среди ясного неба". Они возникли в определенном социальном контексте. Большинство жителей Уоттса переехали с Юга и в большинстве своем отличались низкой квалификацией. Уровень безработицы /577/ среди чёрных, проживавших в этом районе, втрое превышал ее уровень среди белых: 20 процентов негритянских семей имели доходы ниже 4000 долл. в год (Мильграм, Тох, 1969). Отношения между неграми и полицией были напряженными и до начала беспорядков. Негры чувствовали, что полиция часто злоупотребляет своей властью и действует несправедливо, а полицейские полагали, что чёрные непослушны и проявляют враждебность (Обершалл, 1968). Таким образом, сложились условия, способствующие описанному типу коллективного поведения.

Мы, видимо, уже определили важнейшую особенность коллективного поведения: оно необычно, т.е. не соответствует установленным стандартам. Коллективное поведение можно определить как относительно стихийное и неорганизованное поведение группы людей, реагирующих на неопределенную или угрожающую ситуацию. Согласно этому определению, существует коренное различие между коллективным поведением и повседневной деятельностью людей, например, сообщества сотрудников универсального магазина.

Конечно, нам не следует делать вывод, что коллективное поведение всегда четко отличается от других типов поведения. Иногда оно постепенно утрачивает свою необычность и становится привычным. Например, драки между враждующими бандами напоминают стихийные уличные беспорядки, но они могут стать обычными, даже запланированными, событиями. Аналогичным образом расовые беспорядки, происходившие в американских городах в 1966-1968 гг., со временем стали событиями регулярными, почти ожидаемыми. Таким образом, коллективное поведение можно считать одним из экстремальных типов поведения. Другая крайность - стандартное, "институциональное" поведение. Промежуточное положение между ними в какой-то мере занимают организованные мероприятия, например собрания и демонстрации.

ТИПЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В этом разделе мы будем рассматривать главным образом действия толпы и людских масс. Затем мы обсудим в этой главе особенности социальных движений.

Социологи разработали ряд классификаций типов коллективного поведения. Одна из самых обширных классификаций предложена Джоном Лофландом (1981), который прежде всего устанавливает различие между массой и толпой. Толпа - это "относительно большое число людей, находящихся в непосредственной близости друг к другу (лицом к лицу)" /578/ (с.416). Массой называется "совокупность людей, которых волнует одна и та же тема, но они не находятся в непосредственной физической близости друг от друга" (с.416). Беспорядки в Уоттсе были проявлением поведения толпы, участники событий часто действовали в непосредственной близости друг к другу. Широко распространившаяся паника в связи с известием о крахе на фондовой бирже в 1929 г. была примером массового поведения, жители всей Америки реагировали на одно и то же событие.

Коллективное поведение может быть отмечено и на уровне толпы, и в массовом масштабе. Иногда оно наблюдается одновременно на обоих уровнях. В течение нескольких дней после захвата иранскими воинствующими элементами в конце 1979 г. примерно 60 заложников в американском посольстве в Тегеране американцы объединились, потрясенные насилием. В то же время в десятках городов США толпы людей проявляли враждебность по отношению к отдельным иранцам, преследуя и даже избивая их.

Лофланд выделяет три основных типа эмоций, присущих коллективному поведению: страх, враждебность и радость. Эти эмоции могут ощущаться и выражаться толпами и массами людей. Паника, вызванная пожаром в театре, - проявление страха толпы. Восторг миллионов американцев, когда в 1969 г. была впервые осуществлена посадка космического корабля на Луне, - пример массовой радости. Конечно, как и все эмоции, страх, враждебность и радость могут проявляться с различной степенью силы. Например,- слово "страх" может употребляться как обобщенное понятие, включающее переживание ужаса, испуга, тревоги, смятения, оцепенения, паники, жуткого страха, отвращения или трепета (Лофланд, 1981). Учитывая многообразие оттенков эмоций, тем не менее можно проанализировать, каким образом эти три основных чувства влияют на коллективное поведение толп и масс людей. (Шесть категорий этой классификации представлены в табл. 19-1.)

Таблица 19-1. Типы коллективного поведения

Основная эмоция

Условия

Толпа

Масса

Страх

Зрители, в панике убегающие из театра из-за пожара

Заложники, захваченные группой террористов на борту самолета

Стихийные бедствия

Страх кровопролития

Волны преступности

Преследование сектантов

Враждебность

Политические собрания, шествия

Толпы линчующих людей

Расовые беспорядки

Объявление политических деятелей “Козлами отпущения”

Перекрестный огонь

Радость

Собрание членов секты

Фашистские сборища в Нюрнберге

Праздничный карнавал

Рок-концерты

Спортивные события

Золотая лихорадка

Низкопробная мода

Утренний бег как физическое упражнение

Диско

Выступления любимых исполнителей рока

Источник: M. Rosenberg, R.H. Turner. Social Psychology: Sociological Perspectives, 1981.

Страх толпы

Самый знакомый пример страха толпы - паника, которая возникает, если люди оказываются в опасной ситуации. Такая ситуация сложилась вечером 3 декабря 1979 г. на большом стадионе Риверфрант в Цинциннати. Примерно в 13 часов 30 мин. толпа начала собираться у главного входа на стадион, где в 8 часов вечера должен был состояться концерт рок-группы "The Who", На большинстве билетов не были /579/ указаны места, поэтому люди пришли заблаговременно, чтобы занять место. Когда температура понизилась почти до 0°С и холодный ветер подул с реки Огайо, толпа стала увеличиваться и в 18.30 у входа было около 8000 человек. Перед ними два ряда из восьми дверей соединялись и одной точке в форме буквы "V".

Когда толпа услышала, что музыканты начали настраивать инструменты, она двинулась вперед, придавив людей к закрытым дверям. Наконец в 19.05 вечера открылись 4 из 16 дверей, началось долгое мучительное проталкивание вперед. Люди, стоявшие сзади, выкрикивали: "Раз, два, три, толкай!" Люди падали, а их топтали. Нескольких человек задавили насмерть, другие задыхались, когда им удавалось пробраться внутрь. К концу концерта было обнаружено 11 трупов (Флиппо, 1980).

Враждебность толпы

27 ноября 1978 г. бывший инспектор полиции Сан-Франциско Дэн Уайт вошел в здание муниципалитета и застрелил мэра Джорджа Москоуна и полицейского инспектора Харви Милка. Харви Милк был первым гомосексуалистом не скрывавшим этого, избранным на государственный пост в Сан- Франциско. /580/ Он был важным символом для большой общины гомосексуалистов, проживавших в городе. Уайт объяснил убийство мэра тем, что хотел быть переизбранным в коллегию инспекторов, но узнал о планах мэра назначить кого-то другого. Как заявил Уайт, он вошел в кабинет Милка, начал говорить с ним, а затем убил, потому что "Харви самодовольно ухмыльнулся". На судебном процессе по делу Уайта прокурор заявил, что обвиняемый совершил убийство при отягчающих обстоятельствах и должен быть приговорен к смертной казни. Однако 21 мая ему было предъявлено обвинение в преднамеренном убийстве и вынесен приговор: тюремное заключение - максимальный срок 7 лет и 8 месяцев.

В тот вечер небольшая толпа собралась на улице Кастро возле баров и клубов гомосексуалистов и двинулась к зданию муниципалитета в знак протеста против мягкого приговора. К 20 часам вечера шествие, уже достигшее 5000 человек, превратилась в разгневанную толпу; люди поджигала кусты, мусорные урны, газетные киоски. Небольшие группы бежали по переулкам, разбивая окна автомобилей, магазинов и домов. Прибыла полиция, но численность нарушителей порядка оказалась большей, полиции пришлось отступить в здание муниципалитета. Толпа швыряла в окна кирпичи, поджигала полицейские машины. "Дэна Уайта, сюда! Линчевать его!" - кричали они. Прибыли новые отряды полиции, воздух был пропитан слезоточивым газом. К полуночи толпу разогнали; беспорядки нанесли ущерб на миллион долларов; было подожжено 12 полицейских машин, ранено 119 человек, в том числе 59 полицейских (Тэрнер, 1979; Бек, Риз, 1979).

Радость толпы

В конце недели с 15 по 17 августа 1969 г. происходило уникальное событие, которое впоследствии стали называть просто "Вудсток". В тот прохладный дождливый уик-энд в Бетеле (Нью-Йорк) собралось от 300 000 до 400 000 человек, большинство из которых были моложе 30 лет, на Вудстокский музыкальный и художественный фестиваль - самый крупный фестиваль рока когда-либо проводившийся в Америке. "Никогда ни одно событие не собирало такое огромнейшее количество народа. И люди объединились - задушевно, с глубоким смыслом, с такой подлинной радостью, что воздействовали не только на всех окружающих, но и на средства массовой информации, а затем на миллионы других, молодых и старых, на тех, в частности, кто был против подобных мероприятий и не понимал сущности поп-культуры" (Сандер, 1969). Хотя /581/ ощущалась нехватка пищи, воды, туалетов, не было в достаточном количестве полиции, отчего на дорогах на протяжении многих миль происходили заторы транспорта, люди не падали духом. Они делились друг с другом пищей, водой, вином. Преобладало мирное настроение. Вот что рассказал один 19-летний юноша: "Суть не в том, что люди открыто передавали друг другу марихуану; главное, их почти не подавляли и не применяли силу, ведь полицейских было немного, и они дружелюбно относились к собравшимся. Огромная толпа людей вела себя прилично. Это было самое необычайное проявление того, какими хорошими люди могут быть и хотят быть на деле, если их оставят в покое. Здесь этические нормы соблюдала огромная масса людей" ("The New Yorker", 1969, Aug.30, p. 19).

Массовый страх

Утром 13 мая 1974 г. в конторе д-ра Джоэла Л.Нитцкина, директора Бюро защиты прав потребителей округа Дэйд (Флорида) при Министерстве здравоохранения раздался звонок - ему сообщили о тревожной ситуации, сложившейся в начальной школе в Бэй Харборе: прорвалась труба или произошла какая-то утечка и помещение школы заполнил ядовитый газ. Многие дети отравились, и некоторые срочно отправлены в больницу.

Первой жертвой таинственной болезни оказалась Сэнди -11-летняя ученица пятого класса. В 9 часов утра Сэнди и примерно 175 других школьников собрались в актовом зале (который использовался как кафетерий) для репетиции музыкальной программы. В середине репетиции Сэнди плохо себя почувствовала, и некоторые школьники видели, как она вышла из зала. Она пошла в школьную поликлинику и вдруг упала без сознания. Многие другие дети вскоре тоже плохо себя почувствовали. 7 школьников были отправлены в больницу, около 25 ушли домой, примерно сорока учащимся оказывалась помощь в актовом зале.

Проходя по залу и разговаривая с детьми, д-р Нитцкин ощутил в воздухе странный запах. У школьников проявлялись многие необычные симптомы: головная боль, головокружение, простуда, боль в области живота, затрудненное дыхание, слабость. У двоих детей наблюдалась гипервентиляция - они делали быстрые глубокие вздохи. Тем временем выяснилось, что запах исходил от клейкого вещества, использованного для сохранности ковра, уложенного в библиотеке целых две недели назад. Утечки газа не было. /582/

Д-р Нитцкин позвонил в больницу и узнал, что результаты лабораторных анализов детей соответствуют норме.

Школьники, у которых проявилась гипервентиляция, помогли ему найти ключ к разгадке, и его подозрения подтвердились. Дети действительно оказались жертвами эпидемии, но это была эпидемия массовой истерии, вызванная двумя совпадениями. Во-первых, когда Сэнди вынесли из школы на носилках, через холл проходили школьники у которых занятия начинались в 9 часов. Они увидели Сэнди на носилках. А раньше видели, что она вышла из комнаты, и теперь поняли почему. Один из детей сразу пожаловался на недомогание, и это стало началом "эпидемии". Потом произошло второе совпадение. Прибыл местный врач, увидел группу, оказывающую помощь пострадавшим, выслушал жалобы детей на различные симптомы и почувствовал запах клеющего вещества, исходивший от ковра. Ему показалось, что пахнет каким-то ядом, и он кому-то сообщил об этом. Распространился слух о болезни Сэнди и запахе яда в воздухе. Совпадение обоих обстоятельств способствовало массовой истерии (Роуэче, 1978).

Массовая враждебность

28 ноября 1942 г. в здании ночного клуба в Кокоанат Гроув (Бостон, Массачусеттс) возник пожар. Видимо, пламя разгорелось от искры, вспыхнувшей, когда помощник официанта менял электрическую лампочку. Эта искра попала на искусственную пальму, пламя быстро распространилось по всему клубу. Людей охватила паника, и они устремились к выходам. Но в здании их было мало, и произошло столпотворение. Многие люди сгорели или были задавлены насмерть. Погибли 491 человек. Во всей истории Америки мало было пожаров с таким количеством жертв. Вначале местные жители и население всей страны были потрясены. Однако на следующей неделе эту реакцию постепенно сменило некое чувство массового негодования, когда пресса и общественность стали обвинять в случившемся разных людей, которые, возможно, были ответственны за происшедшее. Указали на помощника официанта, на владельцев клуба, которые установили в нём так много предметов из легко воспламеняющихся материалов, кроме того, на инспекторов муниципалитета, закрывавших глаза на многие нарушения правил безопасности. Гнев общества был направлен на отдельных людей, именно их пытались обвинить в случившемся, хотя паника произошла в результате сложного совпадения причин (Вельтфорд, Ли, 1943). /583/

Массовая радость

Самые привычные формы массовой радости - общие увлечения, мода, мания, охватывающие целые общества, а иногда и весь мир. Например, в 60-е годы наблюдалось повальное увлечение группой "The Beatles". Тысячи подростков толпами окружали эту группу, где бы она не появлялась, и замирали от восторга у телевизоров, когда их кумиры пели: "Я хочу удержать твою руку". Позднее объектом массовой радости стала хоккейная команда США. Это произошло после её неожиданной победы над советской командой на зимних Олимпийских играх в Лейк-Плэсиде (Нью-Йорк, 1980). Через несколько секунд после победы команду окружила толпа зрителей, в то время как на улице люди скандировали: "Первые - мы!" Когда диктор восторженно объявил по радио, что эта победа стала величайшим событием в истории спорта за последние 20 лет, в тысячах баров всей страны царила праздничная атмосфера. Через несколько дней члены команды вместе с другими участниками Олимпийских игр были с почётом приняты в Белом доме. Они давали бесчисленные интервью во множестве газет. В заголовке газеты "Нью-Йорк пост" спортсменов назвали "Наши герои ".

Система классификации Лофланда, вероятно, охватывает многие типы коллективного поведения. Но чтобы понять, насколько она полезна, следует более подробно рассмотреть причины, особенности и результаты коллективного поведения. Вначале мы сосредоточим внимание на анализе поведения толпы.

ДИНАМИКА ТОЛПЫ

Исследователи выделили многие образцы поведения толпы. Однако, прежде чем начинать действовать, толпа должна образоваться. Действие, в результате которого люди из разных мест отвлекаются от своих дел и образуют толпу, называется процессом сбора.

Процесс сбора

Кто присоединяется к толпе? Несколько факторов влияют на вероятность вовлечения человека в незапланированные действия толпы. Лишь те, кому что-то известно о несчастном случае, пожаре, беспорядках или другом событии, стремятся попасть на место действия. Некоторые события немедленно вселяют тревогу. Визг шин, глухой стук, звук стекла, разбивающегося /584/ на улице, и пронзительные крики обычно привлекают внимание прохожих. Люди узнают о беспорядках по слухам, по радио или телевидению, а также из многих других источников. Когда толпа начинает собираться в одном месте, прохожие, вначале ничего не знавшие о событии, обычно проявляют к нему интерес и также присоединяются к толпе.

Они могут осознанно вступить в толпу, но многие делают это бессознательно. Люди, которые в прошлом участвовали в беспорядках, склонны затевать их снова. Большинство городских беспорядков, наблюдавшихся в США летом 1967 г., происходили по вечерам или в выходные дни. Именно тогда огромное множество людей не работает и имеет время для участия в действиях толпы. По-видимому, наличие свободного времени - главный фактор, способствующий процессу сбора. Люди, которые лишь в небольшой мере "разрываются" между семьей и работой наиболее склонны реагировать на известия, привлекающие толпу (Мак-Фэйл, Миллер, 1973).

Коммуникация

Если вы когда-нибудь оказывались вблизи толпы, наверное, в самом начале вы спрашивали: "Что происходит?". Вам могли ответить: "Мы идем к зданию муниципалитета; городской совет стремится навязать всем работающим в городе новый подоходный налог". В этих фразах раскрывается один из главнейших принципов динамики или процесса поведения толпы. Между членами толпы постепенно устанавливается коммуникация, благодаря которой события обретают смысл.

Маршалл (1947) исследовал панику среди американских войск в период Второй мировой войны. Он обнаружил, что паника могла быть вызвана простым фактом - видом человека убегающего с поля боя в направлении тыла. Солдаты считали это событие признаком массового отступления и сами тоже устремлялись в тыл. Этот пример показывает, что если толпа действует, как единое целое, члены ее должны понимать ситуацию одинаково.

Слух - самый распространенный тип коммуникации в толпах людей. Слухом называется утверждение, принимаемое на веру, но не подтвержденное официальными источниками (Кнапп, 1940). Наш рассказ о беспорядках в Уоттсе иллюстрирует роль слуха, который способствовал мобилизации толпы к действиям. В Уоттсе инцидент между полицейским и "беременной" женщиной был истолкован в соответствии с предубеждением местных жителей насчет жестокости полиции. Слухи осуществляют несколько важных функций. Помимо /585/ всего прочего, они придают значение ситуации, которую люди не понимают. На это значение глубокое воздействие оказывают верования и ожидания, которые люди уже восприняли. Слухи готовят людей к действиям. Они помогают им понять, что случилось и должно произойти, а также что и где надо предпринять.

Конвенционализация

Конечный результат динамики поведения толпы представляет собой процесс конвенционализации (Блумер, 1951; Тэрнер, Киллиан, 1972). В начале этой главы мы подчеркивали, что существует очень тонкая грань между коллективным и институциональным, или конвенциональным (традиционным), поведением. Поведение толпы становится общепринятым, когда коллективное возбуждение обусловлено определенным важным событием. Обычно такие события приятны - спортивные мероприятия, торжественные вечера или религиозные собрания. Согласно классификации Лофланда, они входят в категорию "радость толпы".

В США такого рода поведение нашло воплощение в праздновании 4 июля. В первые годы завоевания независимости 4 июля и последующие несколько дней опять как бы имитировалась война за независимость с опасными фейерверками и насилием. Однако позже в большинстве штатов было запрещено использование фейерверков без особого разрешения и приняты законы, не допускающие хулиганства во время празднования. Людей приучили себя вести прилично и эта церемония стала вполне организованной. Например, 4 июля американцы, придя на стадион, спокойно сидят и наблюдают фейерверк, устраиваемый специалистами, обученными соблюдению мер безопасности. После окончания грандиозного торжества зрители по очереди покидают стадион, находят свои автомобили и уезжают домой.

ТЕОРИИ КОЛЛЕКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

До сих пор мы рассматривали главным образом, что представляет собой коллективное поведение и как оно проявляется. Но в нашем веке социальных мыслителей также интересует вопрос "почему". Почему люди участвуют в коллективном поведении? Какие мотивы побуждают их к этому? Мы рассмотрим несколько теорий, кратко изложенных в табл. 19-2. /586/

Таблица 19-2. Теории коллективного поведения

Теория

Теоретик

Основная мысль

Заражение

Лебон

В толпе формируется иррациональное поведение

Конвергенция

Олпорт

Участники собираются и действуют в соответствии с уже существующими предрасположенностями

Возникновение норм

Тэрнер

Определенные нормы и оценки включаются в регулирование коллективного поведения

Политический протест

Школьник

Участники выражают недовольство существующим политическим и социальным устройством

Прирастающая ценность

Смелзер

Коллективное поведение есть стремление изменить господствующие социальные условия, оно развертывается путем прохождения шести последовательных этапов

Лебон и теория заражения

Французский социальный мыслитель Лебон наиболее известен как автор теории поведения толпы. Она была выдвинута примерно в начале XX в., когда в Европе происходили глубокие перемены.

Разрушались "старые порядки" в политической, социальной и религиозной жизни, а также поддерживающие их монархии. Лебон оказался среди тех, кто ощущал опасность этих перемен и угрозу некой новой эры массовых беспорядков. Короче говоря, в теории Лебона отражены консервативные взгляды того времени.

В основе теории лежит мысль о том, что с людьми происходят драматические перемены, когда они становятся частью толпы. Разумные люди превращаются в жестоких, обезумевших зверей, способных на поступки немыслимые вне толпы. Лебон полагал, что в толпе формируется коллективный разум. Он выделил три разные источника коллективного поведения:

  1. Чувство анонимности придает силу человеку, находящемуся в толпе;

  2. Заражение (или эпидемия - ред.) распространяется в толпе словно вирус, передаваясь от одного к другому (отсюда название этой теории и аналогичных объяснений - теория заражения);
  3. В толпе люди становятся легко внушаемыми, словно загипнотизированные. Они принимают на веру и послушно исполняют указания фанатичных лидеров. /587/

Лебон подчеркивал важную роль лидера в условиях толпы, он полагал, что власть и престиж лидера оказывают почти магическое воздействие на толпу.

Критики выделили несколько проблем в теории Лебона. В ней не определены специфические условия, при которых "заразительные" эмоции распространяются в толпе. Также не учитываются пределы их воздействия, т.е. не объясняются случаи, когда заражение воздействует лишь на небольшую часть толпы (Мильграм, Точ, 1969).

Несмотря на критику, мысли Лебона представляют интерес. Он предсказал важную роль толпы в наше время. Кроме того, Лебон охарактеризовал методы воздействия на толпу, которые в дальнейшем успешно применяли лидеры наподобие Гитлера, например, использование упрощенных лозунгов. Многие его идеи подтверждены современными исследованиями в области социальной психологии, особенно о влиянии толпы на отдельного человека. Однако другие теории и исследования поставили под сомнение главную мысль Лебона о том, что приличные люди могут стать извергами, когда они становятся частью толпы.

Теория конвергенции

Согласно теории конвергенции (вытекающей из концепции Лебона), толпа сама по себе не является причиной необычного поведения людей, но она влияет на определенные типы людей и способствует проявлению поведения, к которому они уже предрасположены. Теория конвергенции часто используется для объяснения таких вещей, как поклонение рок - "звезде", когда очарование "звезды" воздействует лишь на некоторых людей. Другими словами, только люди, которые предрасположены к поведению такого рода, реагируют на воздействие толпы. Одна из проблем, связанных с теорией конвергенции, состоит в том, что она не может объяснить, почему линия коллективного поведения часто меняется. Если все члены толпы собрались по одной и той же причине, почему восстание иногда приостанавливается или демонстрация неожиданно прекращается. Тэрнер и Киллиан (1972) подчеркивают, что главный недостаток этой теории - недооценка сложности человеческой психологии. Почему поступки человека определяются каким-то одним, а не другим скрытым предрасположением? Почему он склонен к поклонению герою, а не к агрессивности? Тэрнер и Киллиан также полагают, что в теории конвергенции особо подчеркивается роль индивида и утверждается, что каким бы глубоким ни было влияние /588/ группы, не все ему поддаются. Эта мысль противоречит точке зрения Лебона о беспомощности толпы, контролируемой сильным лидером.

Теория возникновения норм

Лебон считал коллективное поведение очень необычным. Он рассматривал коллективное умонастроение, как состояние ума, формирующееся только в толпе, а не в повседневной жизни. Теория конвергенции отличается от концепции Лебона тем, что в ней коллективное поведение рассматривается как аспект повседневной жизни. Толпа с ее необычным поведением не имеет особого значения - оно возникает в результате объединения людей с одинаковыми предрасположенностями.

Теория возникновения норм связана главным образом с именем Ральфа Тэрнера (1964) и основана на предположении о том, что поведение нескольких индивидов становится нормой для всей группы. Это происходит потому, что в группе действуют процессы коммуникации (например, слухи), способствующие формированию общей оценки ситуации и общих норм поведения. Они, в свою очередь, становятся основой коллективного поведения. Другими словами, все знают, каких поступков от них ожидают и это реализуется в соответствующем поведении. Оно также препятствует проявлению других типов поведения и служит для оправдания более сдержанных людей, которые не следуют за группой. Эта теория помогает понять, каким образом в толпе формируется ощущение единства. Тэрнер (1980) рассказывает о человеке, который, делая покупки, находился в подвальном помещении универсального магазина. Вдруг внимание всех людей находящихся в зале привлекло громкое шипение. Продавцов и покупателей моментально охватила паника, и они побежали из подвала через два больших выхода. Их бегство показалось человеку удивительным, и даже забавным, сам он страха не чувствовал и подозревал, что причина шума - разбитая головка огнетушителя. Затем он быстро обнаружил, что шум происходит из-за утечки в контейнере с водородом, используемым для надувания шаров. Решив, что газ не представляет угрозы для здоровья, он не разделял страх сотен людей, разбегавшихся в панике. Однако он побоялся оказаться единственным неправильно оценившим ситуацию. Он подумал о безопасности дочери: "Если бы в самом деле что-то с ней случилось и причинило ей вред, все эти люди не преминули бы сказать, что я подло подверг ее опасности". Проводив дочь в /589/ безопасное место, человек этот снова прошелся по залу, ища сына, но в это время свист прекратился. Затем он увидел человека в одежде Санта-Клауса, который в это время тоже оставался в зале. "Я вдруг снова обрел спокойствие: еще кто-то правильно оценил ситуацию". Когда послышался свист, среди большинства людей быстро распространилось предчувствие "опасности". Оценивая ситуацию, люди так глубоко подвержены влиянию окружающих, что, когда группа ведет себя не разумно, каждый из ее членов безоговорочно поддается ее воздействию. Поэтому человек почувствовал огромное облегчение, когда правильность его оценки подтвердилась кем-то еще.

Процесс формирования норм или общих оценок постоянно имеет место в повседневной жизни при взаимодействии людей в группах. Таким образом, теория возникновения норм объясняет коллективное поведение, не приписывая его, как у Лебона, некоему иррациональному умонастроению или предрасположенности, как это утверждает теория конвергенции.

Коллективное поведение как политический протест

Мы рассмотрели "иррационалистическую" теорию Лебона, выражающую широко распространенную мысль о том, что в действиях толпы и массовом поведении (и некоторых массовых движениях) участвуют главным образом подонки общества - люди, которых считают неполноценными, девиантами или патологическими личностями. Теоретики, поддерживающие эту точку зрения, а часто и широкая публика полагают, что толпы состоят из представителей низших слоев общества: преступников, бродяг, безработных и т.п.

Последние исследования опровергают это мнение. Радикальный переворот, который происходил в США летом 1967 г., исследовала Национальная консультативная комиссия по гражданским беспорядкам. Комиссия провела обширные исследования участников беспорядков в Детройте и Нью-Йорке, а также тех, кто не принимал в них участия. Было выявлено, что типичные нарушители порядка не соответствовали образу подонка. Они были склонны к миграции не больше, чем обычные люди, не участвовавшие в беспорядках. В экономическом отношении те и другие находились примерно на одинаковом уровне. Большинство участников беспорядков не были безработными, хотя занимались низкооплачиваемым трудом и ощущали дискриминацию на работе. Они имели несколько более высокое образование, чем рядовые негры, проживающие в центральных частях городов. Обычно участники волнений /590/ в значительной мере проявляли расовую гордость. На самом деле многие из участников беспорядков боролись за гражданские права, но относились с большим недоверием к политическим лидерам и политической системе. Вообще говоря, агрессивные толпы не обязательно состоят из представителей какого-то одного класса, хотя в студенческих беспорядках 60-х годов участвовали многие выходцы из среднего класса.

Кроме того, "иррационалистический" подход, по-видимому, не очень точно объясняет другие типы коллективного поведения. Школьник (1969) полагал, что расовые беспорядки и студенческие демонстрации 60-х годов были вызваны чувством несправедливости и недовольства политическими и экономическими институтами американского общества. Точка зрения на коллективное поведение (особенно толпы) как форму политического протеста резко отличается от "иррационалистической" теории. Согласно этому подходу, поведение толпы - форма политической борьбы. Люди, участвующие в массовых агрессивных действиях, рассматриваются без учета отмеченных выше психологических проблем. Предполагается, что они политически сознательные личности, недовольные "системой". С этой точки зрения действия толпы представляются крайней мерой в условиях, когда недоступны санкционированные обществом средства выражения политических позиций. Представители низшего класса и других групп, исключенных из общества, лишены возможности встречаться с должностными лицами на, скажем, вечеринках или во время игры в гольф. Поскольку им недоступны эти средства, они обычно склонны к "неинституциональному" коллективному поведению.

Теория прирастающей ценности (Смелзер)

В отличие от психологической теории Лебона теория коллективного поведения как политического протеста утверждает, что коллективное поведение обусловлено главным образом социальными условиями, а не психологическими факторами. Теория прирастающей ценности, предложенная Смелзером, тоже основана на социологических факторах, но идет дальше теории политического протеста. В ней сделана попытка разработать систему, которая может объяснить, каким образом формируется коллективное поведение, т.е. вероятность и направленность такого поведения. Смелзер придает важное значение анализу определенных социальных условий и поведения людей, облеченных властью (например, полиции). /591/

Смелзер рассматривает коллективное поведение как попытку изменить социальную среду. Люди пытаются это сделать на основе так называемого обобщённого верования (Смелзер, 1975). Например, веру людей в то, что космическое пространство населяют какие-то неведомые существа, можно назвать обобщённым верованием.

Теория Смелзера напоминает экономическую концепцию прибавочной стоимости. Эту концепцию можно объяснить на примере превращения железной руды в сталь, а затем в автомобили. Данный процесс состоит из последовательных этапов. К ним относятся добыча руды, выплавка из нее стали, закаливание стали, придание ей формы, соединение стальных элементов с другими частями, окрашивание автомобиля, передача его торговым работникам и продажа. С каждым этапом стоимость автомобиля увеличивается. И все они должны быть определенным образом связаны между собой. Например, неокрашенный автомобиль нельзя доставлять к продавцу. Все этапы необходимы для выработки конечного продукта (Смелзер, 1962). Другими словами, готовый автомобиль - конечный результат труда, а каждый новый этап, на котором возрастает его ценность, - одна из причин, обусловивших конечный результат.

Смелзер применяет эту концепцию для объяснения причин и возможных последствий коллективного поведения. Он анализирует шесть его элементов. Мы рассмотрим их в связи с беспорядками в Уоттсе.

  1. Структурные факторы, способствующие коллективному поведению. Мы имеем в виду основные условия, благоприятствующие коллективному поведению. В период беспорядков в Уоттсе существовала напряженность между полицией и неграми, в то время как во всей стране наблюдались массовые социальные и политические волнения.

  2. Структурная напряженность. Разрушение доверия между полицией и негритянской общиной создавало своего рода структурную напряженность. В более широком масштабе этому способствовало противоречие между верой американцев в принцип равных возможностей и дискриминацией, которую каждый день ощущали на себе жители Уоттса.
  3. Усиление и распространение обобщённого верования. Для осуществления коллективного поведения люди должны оценить ситуацию и решить, как на нее реагировать. Среди негров в Уоттсе сложилось обобщённое верование, что полиция относится к ним с предубеждением и враждебностью. Это послужило основой для истолкования ими ситуации. /592/
  4. Активизирующие факторы. Недоверие жителей Уоттса к полиции усилилось, нескольку на их глазах происходил насильственный арест Фрая и полицейский преследовал женщину, казавшуюся беременной. Такие инциденты могут активизировать действия толпы.
  5. Мобилизация к действиям. Чтобы приступить к действиям, толпа должна стать организованной. В Уоттсе после ареста Фрая женщина плюнула в полицейского, и толпа начала бросать камни в полицейские машины. Полиция была готова принять меры.
  6. Социальный контроль. Развитие событий в какой-то мере зависит от действий представителей власти, способствующих или препятствующих любому проявлению коллективного поведения. По-видимому, в Уоттсе действия властей (полиции и национальной гвардии) вызвали ситуацию, когда простой протест вылился в крупные беспорядки.

Важно помнить, что конечный результат зависит от характера взаимодействия этих детерминант с предшествующими событиями. И любая из них ограничивает возможности действий на следующем этапе (Смелзер, 1962). Например, если бы среди негров не сложилось обобщённое верование в жестокость полиции, люди, ставшие свидетелями ареста Фрая, вели бы себя по-другому.

Теория Смелзера подверглась критике по ряду причин. Главная проблема связана с её применением к ситуациям реальной жизни. По мнению критиков, шесть этапов, выделенные Смелзером, не соответствуют некоторым случаям коллективного поведения. Например, исследователи выразили разные предположения о том, какой тип структурного поведения привел к ситуации, сложившейся в Уоттсе, и даже какой фактор вызвал само восстание. Арест? Слух о беременной женщине? Трудно доказать правильность или ошибочность теории Смелзера из-за сложности большинства случаев коллективного поведения. Это ограничивает возможности формирования гипотез на ее основе (Мильграм, Точ, 1969).

В этом разделе мы рассмотрели несколько теорий коллективного поведения, выдвинутых с конца XIX в. до наших дней. Каждая из них так или иначе подверглась критике. Видимо, потому, что они объясняют разные аспекты коллективного поведения. Очевидно, некоторые теории более полезны, чем другие, при объяснении определенных типов поведения. Например, теории, делающие упор на иррациональные психологические факторы, могут помочь объяснить причины массовых самоубийств среди приверженцев культа Джоунза, происшедших в Гайане в 1978 г. /593/

Социальные протесты, перерастающие в демонстрации или беспорядки, можно глубже всего понять в свете теорий, подчеркивающих роль "рациональных" факторов. Мы имеем в виду теории конвергенции, политического протеста или прирастающей ценности. Наверное, наиболее целесообразно рассматривать эти различные теории как фрагменты некой таинственной картины. В каждом из них в какой-то мере запечатлелась сложная и загадочная стихия человеческого поведения.

МЕТОДЫ И ИЗМЕРЕНИЯ

Обращение к истории

Французская революция 1789-1794 гг. оказала гипнотическое воздействие на историков и вызвала взволнованные споры, продолжающиеся уже почти 200 лет. Отчасти эти дебаты затрагивали проблемы движущих сил революции в период с 1789 по 1794 г. Кем были эти люди, которые собрались для захвата Бастилии, огромными, разъярёнными толпами двигались к королевскому дворцу в Версале и восторженно приветствовали казнь Людовика XVI и юной королевы?

Некоторые историки видят в этих людях героев - простолюдинов, которые помогли возвестить новую эру демократии. Другие считают, что в эти толпы входили лишь подонки французского общества: бродяги, преступники, бездельники, безработные. До недавнего времени ученые обоих направлений отстаивали свои взгляды, располагая лишь скудной информацией, сводившейся к воспоминаниям случайных свидетелей, высказываниям журналистов и политиков того времени. Все эти пресловутые источники были ненадежными.

В конце 50-х годов историк Джордж Руде (1959) попытался в какой-то мере пролить свет на данную проблему, учитывая точку зрения сторонников Густава Лебона о "подонках". Но Руде стремился к поиску новых, более надежных источников информации. Он обнаружил их в архивах полиции, сохранившихся со времени французской революции. Эти архивы содержали данные о людях, которые были убиты, ранены, арестованы или просто допрошены. Французская полиция славится вниманием к подробностям, и в период революции были собраны весьма многосторонние данные. Проводились длительные допросы людей, вызванных в полицию, и в протоколах зарегистрированы род занятий, адрес, место рождения, возраст, степень грамотности и сведения о совершенных преступлениях (если они имели место) всех допрошенных.

Руде тщательно изучил эти архивы и собрал данные о некоторых участниках революционные масс. Его интересовало, кто был в них вовлечен, почему люди участвовали в революционных действиях и кто ими руководил. Исследование Руде по-новому высветило теорию Лебона и обнаружило ее серьезные недостатки. Он показал, что толпы не состояли из людей одного типа, в них входили представители различных социальных групп. Большинство составляли торговцы и ремесленники. Благодаря талантливому исследованию Руде были получены новые важные знания о составе революционных толп и в какой-то мере опровергнуты консервативные взгляды Лебона, но методы /594/ Руде имеют свои собственные недостатки. Были ли убитые, раненые и арестованные подлинными представителями толпы как единого целого? Как утверждает Руде, выборка включала лишь меньшинство участников. Может быть, закоренелые преступники (и другие правонарушители в прошлом) лучше умели прятаться от полиции, чем другие представители толпы? И даже если бы их арестовали, давали бы они правдивые показания?

Мы никогда не узнаем ответы на эти вопросы, поэтому их следует учитывать при оценке метода Руде. Конечно, его подход стал открытием, в огромной мере обогатившим наши знания о той эпохе. Ведь когда-то единственным источником информации о революционных массах были сообщения, полученные не из первых рук.

СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Мы начали эту главу с обсуждения беспорядков в Уоттсе - случае коллективного поведения. Но мы подчеркивали, что это событие не было "громом среди ясного неба". Оно произошло в условиях социального движения в более широком масштабе. Конец 50-х - начало 60-х годов ознаменовались огромными успехами организаций борцов за гражданские права, возглавляемых главным образом Мартином Лютером Кингом. Начиная с 1961 г. студенческий комитет по координации ненасильственных действий провел на Юге общественные кампании по регистрации избирателей, что способствовало активизации движения за права негров. Наряду с усилением студенческих волнений и выступлений против войны во Вьетнаме эти движения способствовали созданию атмосферы протеста, в которой могли произойти различные беспорядки, в том числе и события в Уоттсе (Обершалл, 1978). А сейчас мы обратимся к более широким социальным движениям, представляющим собой организованные коллективные усилия, способствующие или препятствующие социальным переменам.

ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ

В нашем обществе, как и в других странах мира, существует множество социальных движений. Иногда кажется, что все американцы участвуют в каком-нибудь движении. Одни требуют запрета на продажу спиртных напитков или легализации торговли марихуаной. Другие выступают за разрешение абортов и их запрещение. Существуют фашистские и коммунистические движения, движения за права женщин и за мир. Люди объединяются для защиты окружающей среды, спасения китов, тюленей и африканских слонов. Есть движение за гражданские права и сопротивление принятию законодательства /595/ о гражданских правах. Одни требуют положить конец дискриминации гомосексуалистов при приеме на работу, другие призывают не допускать гомосексуалистов на должности школьных учителей. Если вы пройдете вокруг территории какого-нибудь крупного колледжа, вас могут попросить подписать петиции в поддержку десятков движений. Кроме того, социологов заинтересовали религиозные культы и секты, мессианские движения, а также организации, стремящиеся спасти мир от той или иной угрозы. В этой главе мы сосредоточим свое внимание главным образом на политических движениях, поскольку перемены в религиозной жизни уже обсуждались в 15-й главе.

Социальные движения настолько многообразны, что их можно классифицировать самыми разными способами. Они могут быть систематизированы в соответствии с характером перемен, к которым стремятся их сторонники. Некоторые движения (например, культы) энергично борются за изменение поведения своих членов, в то время как другие (антивоенные движения) направляют свои усилия вовне и стремятся изменить окружающее общество. Кроме того, движения можно классифицировать в соответствии с кругом их интересов. Например, существуют религиозные, политические и расовые движения, а также движения за реформы в области образования. Респектабельность и доступ к законным средствам политической борьбы могут также служить основой классификации. Таким образом, движения могут быть весьма разными - от групп, пользующихся хотя бы символической общественной поддержкой, до объединений, применяющих незаконные средства и подвергающихся жестокому подавлению (Тэрнер, Киллиан, 1972).

Другая распространенная система классификации делает упор на цели движения. Например, классификация движений по соотношению между их целями и существующим положением вещей в обществе. Некоторые группы (например, те, которые одобряют использование атомной энергии в мирных целях), желают жить в условиях статус-кво, другие (выступающие против любого использования атомной энергии) стремятся к переменам.

Термины "радикальный", "прогрессивный", "либеральный", "правый", "левый" часто употребляются для определения основных целей групп, но их значение довольно неясно. Иногда на движения навешивают ярлыки - их считают "реформаторскими" или "революционными". Реформаторское движение ведет к ограниченным переменам, например движение за спасение китов. Когда цель связана с крупными переменами /596/ и значительным изменением существующих ценностей, движение является революционным. В качестве примера можно привести движение сторонников ислама в Иране, которое способствовало свержению шаха в 1978 г.

Ни одну систему классификаций социальных движений нельзя считать незыблемой. Социологи изучают многие аспекты социальных движений, и выбор системы классификации отчасти зависит от того, какой аспект они намерены исследовать.

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ

Все социальные движения возникают в связи с чувством некоторого недовольства существующим социальным устройством - заведенным порядком вещей. Это чувство обусловлено двумя причинами. Во-первых, существуют объективные события и ситуации, воздействующие на часть населения, у которых есть потенциальная возможность подвергнуться принудительному изменению образа жизни. Во-вторых, складываются стандарты, по которым люди оценивают события или ситуации. Эти стандарты формируются на основе культурных ценностей или норм, таких, например, как равенство и справедливость.

Недовольство всегда возникает в результате несоответствия между объективными условиями и представлениями о том, какими они должны быть. В США, где укоренилась глубокая вера в принцип равенства, любые проявления несправедливости или неравенства (т.е. ущемление прав инвалидов, унижение заключенных) могут легко вызвать болезненную реакцию со стороны общественности. Такая реакция совершенно не свойственна странам, где равенству подобного значения не придают. Крестьяне Ирландии, Испании, Индии примирились с вопиющей несправедливостью, поскольку там отсутствует идеология, осуждающая эту несправедливость (Гарр, 1970).

Многие события и ситуации могут вызвать недовольство. Как подчеркивает Обершалл (1973), "социальный конфликт возникает в результате структурного распределения индивидов и групп в социальной системе, этому способствует сам факт социальной организации". В любое данное время некоторые люди в большей мере обладают богатством, властью и престижем, чем другие. Это неизбежно приводит к разочарованию и возмущению. Но само по себе недовольство не является главной причиной. Помимо этого, необходимо осознание несправедливости существующего положения дел, его несоответствия /597/ нормам и ценностям общества. Должны быть уверенность, что власти не принимают никаких мер, и не имеют представления о том, как должно быть устроено общество. Наконец, для достижения этой цели необходимо создание своего рода организации. Люди, формирующие эту организацию, становятся ядром или руководящей группой зародившегося социального движения (Киллиан, 1969).

Идеология служит своего рода мостом между недовольством и действием. Она придает значимость социальной проблеме, определяет ее и тех, кто несет за нее ответственность. Идеология помогает осмыслить проблему с точки зрения понятий о добре и зле и предлагает руководство к действию для исправления зла.

Но недовольство не всегда приводит к формированию идеологии, определяющей, что является злом и как с ним бороться. Бедность и политические репрессии сохранялись в течение многих веков, поскольку не возникла новая идеология, способствовавшая переменам. В XVIII в. низшие классы во Франции страдали от гнета монархии, потому что жили в условиях господства феодальной идеологии, которая считала бедность нормальной и неизбежной. Движение за свержение монархии и установление республики возникло лишь тогда, когда в эпоху Просвещения появилось понятие равенства, а образец его дала американская революция.

Иногда недовольство существующим порядком вещей возникает внезапно в результате как бы возросшей социальной чувствительности. Например, "синдром придавленной тяготами жены" не был предметом всеобщего обсуждения несколько десятилетий назад; предполагалось, что эта проблема должна решаться внутри семьи или вовсе не подлежит решению. Однако в последнее время она стала вызывать тревогу общественности главным образом в результате осознания женщинами своих прав. С другой стороны, иногда резкая перемена условий (например, массовая безработица) почти немедленно вызывает протесты.

Наконец, недовольство может возникать под влиянием средств массовой информации и пропаганды даже при отсутствии реальной перемены ситуации. В последние годы средства массовой информации подняли шум по поводу тяжелого положения пожилых людей в крупных городах, хотя драматического изменения ситуации не наблюдалось. Усиление внимания к этой проблеме, видимо, способствовало возникновению новых организаций борцов за права пожилых (вроде "Серых пантер"). /598/

ЛИДЕРСТВО, РЕКРУТИРОВАНИЕ ЧЛЕНОВ И МОБИЛИЗАЦИЯ

Лидерство

При рассмотрении особенностей формирования социальных движений говорилось, что, как только идеология побеждает и мобилизует людей к действиям, должна быть создана своего рода организация. Люди, которые выполняют эту задачу, составляют ядро или стержень нового движения несколькими способами. Лидеры внушают определенную идеологию своим последователям в речах и статьях, намечают стратегию действий. Хотя мы часто отождествляем социальное движение с единственным лидером, более точный анализ выявляет наличие группы лидеров (Киллиан, 1969), в которой часто устанавливается своего рода иерархия. Даже самый могущественный лидер должен пользоваться поддержкой других приближенных к нему людей, составляющих руководящую группу, вокруг которой могут сосредоточиться последователи. Это не значит, что во главе всех социальных движений стоит одна сильная сплоченная руководящая команда; многие из её членов возглавляют несколько групп, и каждая имеет свою собственную структуру.

Во многих случаях несколько групп с противоположными интересами объединяются под знаменем единой идеологии или цели. Однако, когда эта цель достигнута, начинают проявляться конфликты, лежащие в основе отношений между ними. Это происходило в некоторых странах третьего мира, которые вели борьбу за независимость от колониальных держав. Объединившиеся в борьбе за независимость крестьяне, чиновники, интеллигенция и другие слои общества могли действовать вместе. Но, получив независимость, различные лидеры и группы начинали борьбу за власть.

В процессе развития движения требуются руководители разных типов. Если мы выделим в развитии социального движения четыре этапа, то можно определить тип лидера, который требуется на каждом из них (Доусон, Геттис, 1935).

На первом этапе, отмеченном социальными волнениями, типичный лидер является агитатором - человеком, "побуждающим к действиям". На втором этапе наблюдается всеобщее возбуждение и людям необходим пророк - своего рода идейный вдохновитель, вызывающий энтузиазм среди своих последователей. На третьем этапе образуется формальная организация, и администратор контролирует разделение труда, определяет требования к членам этой организации, выполняет любые другие функции, необходимые для координации /599/ движения. На конечной стадии происходит институционализация. В этот период движение принимает более бюрократический характер, и его возглавляет политический деятель - человек, понимающий сущность политических процессов. Он способствует укреплению движения и достижению поставленных целей.

Иногда все эти качества сочетаются в одном человеке, но чаще на различных этапах развития движения необходимы разные лидеры. Это значит, что всегда существует вероятность внутреннего конфликта. Основоположники движения могут расходиться во взглядах с теми, кто руководит им повседневно. Как правило, основоположник концентрирует внимание на первоначальных замыслах и целях движения и считает организатора предателем. Однако последний часто относится к нему как к безнадежному идеалисту. Между этими двумя типами лидеров и их последователями могут возникать конфликты. Это способствует фракционности или расколу внутри движения. Например, в середине 60-х годов возник конфликт внутри движения за гражданские права между Мартином Лютером Кингом, который стал своего рода пророком-организатором, и новыми агитаторами вроде Стокли Кармайкла, лидера фракции борцов за права негров.

Рекрутирование сторонников и мобилизация к действиям

Успех социальных движений зависит не только от лидеров; лидеры должны иметь последователей. Какой тип людей склонен участвовать в движении? По традиции многие социальные мыслители находились под влиянием "иррационалистической" теории. Эрик Хоффер (1951) полагал, что социальные движения привлекают неудачников, лишенных жизненной ориентации: "Подчинение лидеру обусловлено не стремлением к достижению конечной цели, а желанием выполнить его указания. Людям не так важно, куда их ведут" (с. 116). Таким образом, социальные движения рассматривались как выражение личного недовольства.

Позднее эта точка зрения была поставлена под сомнение. Было высказано предположение, что коллективные интересы более важны при формировании движения, чем личные цели (Гэмсон, 1975). Эта точка зрения известна как теория мобилизации ресурсов. Согласно ей, социальные движения различаются в зависимости от способов использования ресурсов, имеющихся в распоряжении лидеров. Один из таких ресурсов - высокая степень централизации власти. Таким образом, если движение может привлечь мощные организационные /600/ ресурсы, вероятно, повышается его "готовность к действиям" (Гэмсон, 1975). К ресурсам относятся деньги и преданные сторонники, а также другие организации, способные присоединиться к движению или оказывать ему помощь. Например, если стихийно образовавшееся движение, выступающее против цензуры в публичных библиотеках, сможет добиться поддержки организаций библиотекарей и преподавателей, шансы его политического успеха повышаются. "Поскольку организация жизненно важна для любого движения, уже организованные группы могут стать его главными ресурсами; без них движение должно создать свою собственную организационную базу.

Обершалл (1973) полагает, что "быстрая мобилизация невозможна, если организация создается из разобщенных и одиноких людей. Она возможна лишь в результате вовлечения объединений людей, которые уже хорошо организованы и готовы действовать сообща" (с. 125). Другими словами, движение будет сильнее и устойчивее, если оно создает мощную организацию, образованную из групп, уже имеющих четкую структуру. Политически активные и приспособленные к борьбе люди являются более ценным ресурсом, чем одинокие неудачники. Этот упор на ресурсы политического протеста (объясняющий коллективное поведение) противоположен "иррационалистическому" подходу.

Кэрол Л. Кронус (1977) использовала теорию мобилизации ресурсов на практике. Она исследовала 209 организаций в крупном городе Среднего Запада. В начале 70-х годов эти организации привлекло движение в защиту окружающей среды; желая ее улучшить, они присоединились к движению. Около половины вновь вовлечённых групп были мобилизованы вкладывать средства (время, деньги и усилия) в движение. Кронус стремилась выяснить, какие факторы оказывали влияние на готовность групп присоединиться к движению и побуждали отказаться от участия в нем. Другими словами, какие факторы делали ресурсы более ценными или менее ценными? Кронус обнаружила, что на решение присоединиться к движению важное влияние оказывала преданность членов группы целям движения. Группы, члены которых не поддерживали меры по защите окружающей среды, не прилагали усилий ради достижения этой цели.

Другими словами главными факторами были высокая численность членов групп и наличие лидеров, глубоко преданных движению. Однако решающим было осознание группой, насколько активную роль она призвана играть в осуществлении коллективных целей. /601/

Многие группы отказались начать действовать первыми, предоставив это другим, и таким образом игнорировали призывы движения в защиту окружающей среды.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СОЦИАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ

По традиции социальные мыслители полагали, что все движения проходят через определенные этапы. По их мнению, движение зарождается в период социальных волнений, сохраняется на стадии всеобщего возбуждения, переходит к этапу формальной организации и заканчивается институционализацией (Лэнг, Лэнг, 1961). Эта точка зрения впервые была высказана Максом Вебером. Он считал, что как только движение утверждается, оно утрачивает рвение и боевой дух. Как правило, движение теряет первоначальный размах, превращается в повседневную рутину. Однако более позднее исследование наводит на мысль, что не все социальные движения институционализируются. Отчасти это зависит от того, как к нему относятся сами участники. В свою очередь, на их отношение влияет, насколько цели движения соответствуют их собственным ценностям, а также мера одобрения или осуждения этого движения более широким кругом людей.

Рассмотрим, например, движение за гражданские права в 50-е и 60-е годы. До того как в 1954 г. Верховный суд вынес постановление по делу "Браун против Министерства просвещения" (об отмене сегрегации в средних школах), большинство сторонников движения поддерживали цели НАСПЦН (Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения) и Городской лиги, но число сторонников было невелико. После 1954 г., особенно после забастовки водителей автобусов (которая произошла в 1958 г. в Монтгомери, штат Алабама), настроение участников движения и общества в целом изменилось. Был достигнут некоторый успех, и это побудило людей выдвигать новые требования. Члены движения были готовы мобилизовать других и стали считать воинственные меры вполне приемлемыми. Кроме того, в связи с растущими симпатиями к движению со стороны общества возросло число его потенциальных участников. Новые организации начали борьбу за общественную поддержку и привлечение новых членов. В новых условиях, а также в связи с конкуренцией со стороны других организаций группы вроде Городской лиги и НАСПЦН тоже начали радикально меняться (Зальд, Эш, 1966).

В этом случае движение уже было создано организациями типа Городской лиги и НАСПЦН. Движение за гражданские права оказывало сопротивление превращению ее в институциональную группу, влияющую на политику. Вместо этого оно продолжала расти, меняться и двигаться к новым целям. Движение стало привлекать растущее число людей и организаций. В то же время его замыслы и цели становились все более обширными. Это способствовало его сплочению и вселяло в него новую энергию. /602/

Реакция более широких кругов общества оказывает решающее влияние на успех или неудачу движения. Несколько исследований показали, что, если широкая публика воспринимает движение как подлинный протест, шансы его поддержки повышаются. Они снижаются, если на его участников смотрят лишь как на группу нарушителей порядка. Различные движения протеста 60-х годов имели преимущество, поскольку тактика многих из них (сидячие забастовки, демонстрации, марши и т.н.) была одобрена широкими слоями общества, состоявшими из людей более высокого уровня образования, достатка и влияния, чем противники движений.

Помимо реакции широкой публики, следует учитывать отношение к движению представителей власти. Терпимость и одобрение иногда могут способствовать исчезновению движения. Другими словами, как только цели движения достигнуты, его участники, вероятно, утрачивают к нему интерес и переходят к другим делам. Именно так произошло с движением матерей, получавших пособие, в Миннесоте. Оно было одобрено властями, стало важной политической силой на уровне штата, а потом распалось (Хертц, 1977). В какой-то мере оппозиция со стороны властей необходима для поддержания боевого духа участников движения. Однако слишком жестокое противодействие властей может уничтожить движение или вытеснить его в подполье. Такова была судьба многих потенциальных социальных движений в нацистской Германии и в Советском Союзе в период правления Сталина.

Если всеобщее признание или подавление со стороны властей обычно способствует ликвидации движения, что же происходит, когда движение игнорируется или лишь частично подавляется? Эти меры часто применяют, чтобы ослабить или уничтожить движение, но на самом деле они могут способствовать его радикальному изменению, обновлению его энергии и превращению движения в более опасную угрозу для властей.

Так происходило с движением против войны во Вьетнаме. В течение длительного времени правительство игнорировало требования его участников. Вначале они пытались выразить свой протест путем убеждения. Они писали статьи в газеты и журналы и проводили сидячие забастовки в колледжах. Эта попытка изменить политику, которую участники движения считали безнравственной, оказала лишь незначительное воздействие на события. В дальнейшем они обращались с петициями и письмами к членам Конгресса и устраивали мирные демонстрации. Опять неудача. Таким образом, независимо от тактики борьбы правительство в большинстве случаев не выполняло требований растущего антивоенного движения. Как /603/ правило, власти оказывались глухими к протестам его участников. Эта реакция сделала движение радикальным, способствовала укреплению сил, которые оказывали ему поддержку, толкнула на менее законные способы выражения своих взглядов. Среди этих способов - острый конфликт с полицией на улицах Чикаго во время съезда Демократической партии. Затем были сделаны другие попытки подорвать социальный порядок (сидячие и традиционные забастовки, крупные демонстрации, акции сопротивления в связи с введением законопроектов). Эти действия продолжались вплоть до прекращения войны (Васкез, 1976).

Мы рассмотрели некоторые факты, способствующие развитию социального движения. Хотя они кажутся простыми, между ними может происходить сложное взаимодействие. Поэтому трудно точно предсказать развитие и результаты любого движения. Во всяком случае мы узнали, что в этом деле нельзя рассчитывать на некие нерушимые правила. В период своего существования социальное движение может развиваться в любом из нескольких направлений от обновления до застоя.

СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

До сих пор мы рассматривали главным образом особенности роста и динамики социальных движений, а не их взаимосвязь с обществом. Мы выяснили, каким образом движения возникают, мобилизуются, развиваются. Теперь обратимся к анализу взаимосвязи между социальными движениями и социальными изменениями. Эта взаимосвязь проявляется двояко: не только социальные движения приводят к переменам, но и социальные перемены способствуют зарождению новых движений.

Огромное множество социальных движений возникло под влиянием развития промышленного капитализма. Индустриализация вызвала движения тред-юнионов, потребителей, за отмену детского труда, за выплату компенсаций работающим. Движение за права женщин также уходит корнями в XIX в., когда женщины были привязаны к дому (они занимались неквалифицированным трудом на фабрике), в то время как мужчины принимали важные решения. И многие движения, ныне вихрем несущиеся вокруг нас (например, различные формы движения в защиту окружающей среды), есть результат всемирной индустриализации.

Социальные сдвиги часто порождают социальные движения, которые, в свою очередь, приводят к новым сдвигам. Мы /604/ определили социальное движение как организованные усилия группы для осуществления социокультурных изменений.

Почти каждое социальное движение сопровождается контрдвижением. Цель этих контрдвижений состоит в сопротивлении действиям созданного движения. Контрдвижения возникают для защиты статус-кво. Например, движение тред-юнионов породило капиталистические контрдвижения, стремящиеся сохранить систему частного предпринимательства. Движение за гражданские права вызывает к жизни движение среди белых, готовое нанести ответный удар. Молодежные движения усиливают сопротивление групп старшего возраста. Короче говоря, общество далеко не статично. В любое данное время общество - сложная система движений и контрдвижений.

Когда движение побеждает в решительной борьбе с контрдвижением, оно становится частью социальной структуры. Движение, добившееся успеха, становится оплотом социального порядка - в качестве примера можно привести тред-юнионы или ведомства, играющие роль "сторожевого пса", например Бюро защиты окружающей среды, призванное защитить достигнутое движением "зелёных".

Хотя нам многое непонятно в сложном взаимодействии между социальными движениями и социальными изменениями, ясно, что между ними существует сложная запутанная связь. В последней главе книги мы рассмотрим эту связь более подробно.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

  1. Беспорядки в Уоттсе в 1965 г. были примером коллективного поведения. Для этого случая характерны следующие черты: оно необычно, люди находились в состоянии повышенного эмоционального возбуждения и чувствовали неизбежную опасность; оно отличается стихийностью и непредсказуемостью, события происходят внезапно, а не развиваются постепенно. Такая ситуация возникла под влиянием социальных условий. Мы можем определить коллективное поведение как относительно стихийное и неорганизованное поведение группы людей, реагирующих на неопределенную или угрожающую ситуацию.

  2. Лофланд (1981) проводит различие между толпой или "относительно большим числом людей, находящихся в непосредственной близости друг к другу" (с.415), и массой или /605/ "совокупностью людей, которых волнует одно и то же событие, но они не находятся поблизости друг от друга". (с.416) *. (* Впервые различие между толпой и публикой (массой) ввёл Г.Гард. (Ред.))

  3. Лофланд выделяет три основные эмоции, способствующие коллективному поведению: страх, враждебность и радость. Таким образом, складываются следующие категории: страх толпы, враждебность толпы, радость толпы; массовый страх, массовая враждебность и массовая радость.

  4. Динамика поведения толпы включает процесс сбора или объединения людей, прибывших сюда и оторвавшихся от своих дел, чтобы образовать толпу. Самым распространенным средством коммуникации в толпе становится слух - высказывание, принимаемое на веру, но не подтвержденное официальными источниками. Слухи придают значение ситуации, которую люди не понимают, и помогают им подготовиться к действиям. Конвенционализация - процесс, приводящий к коллективному возбуждению, которое ожидается в связи с определенным событием.
  5. Одна из теорий коллективного поведения - теория заражения (или эпидемии) Лебона. Ее основная мысль сводится к тому, что с разумными людьми происходят драматические перемены, когда они становятся частью толпы и превращаются в обезумевших зверей, способных совершать поступки, немыслимые в других ситуациях. Лебон определил три основных фактора, влияющих на поведение толпы:

      а) чувство анонимности, придающее участнику ощущение силы;

      б) вредное воздействие, которое быстро распространяется среди членов толпы словно вирус;

      в) повышенная внушаемость представителей толпы и готовность подчиняться фанатическим лидерам.

    Критики этой теории указывают, что, помимо всего прочего, в ней не учитываются пределы воздействия на людей. Однако в некоторых отношениях подтвердилась ее правильность.

  6. Согласно теории конвергенции, сама по себе толпа не способствует проявлению необычного поведения, но она привлекает определенные типы людей и таким образом реализуется поведение, к которому они предрасположены. Теория конвергенции не объясняет, почему линия коллективного поведения часто меняется.

  7. Согласно теории возникновения норм, поведение нескольких людей перенимается всей группой, поскольку внутри /606/ группы устанавливается коммуникация, способствующая появлению общей оценке ситуации и формированию общих норм поведения.

  8. Представители "иррационалистических" теорий (например, Лебон) полагают, что толпа и масса состоят главным образом из отбросов общества или людей, склонных к девиантному поведению. В отличие от них Школьник показывает, что коллективное поведение может быть формой политического протеста. По его мнению, участники агрессивной толпы - политически сознательные люди, недовольные системой и не имеющие доступа к другим средствам политической борьбы.

  9. В теории прирастающей ценности, предложенной Смелзером, коллективное поведение рассматривается как попытка изменить социальную среду. Согласно этой теории, процесс формирования коллективного поведения включает несколько этапов:

      а) действие структурных факторов, способствующих коллективному поведению;

      б) структурная напряженность;

      в) усиление и распространение обобщённого верования;

      г) активизирующие факторы;

      д) мобилизация к действию;

      е) социальный контроль.

  10. Социальные движения представляют собой организованные коллективные усилия, способствующие или препятствующие социальным изменениям. Существует несколько способов их классификации. Их можно группировать в соответствии с характером желаемых перемен, кругом интересов людей или целями движения.

  11. Все социальные движения начинаются с чувства недовольства существующим социальным устройством. Это чувство обусловлено двумя причинами: во-первых, объективными событиями и ситуациями, во-вторых, критериями, эталонами, на основе которых люди их оценивают. Помимо общего чувства недовольства, люди должны обрести сознание несправедливости существующего положения вещей, его несоответствие нормам и ценностям общества. Они видят, что не принимаются никакие меры, чтобы изменить ситуацию; их вдохновляет представление о том, как должно быть. Чтобы это осуществить, надо создать какую-то организацию. Идеология придает значимость социальной проблеме, четко определяет ее с точки зрения понятий о добре и зле и предлагает руководство к действиям для исправления зла.
  12. Лидеры оказывают решающее воздействие на движение, поскольку они передают своим последователям определенную /607/ идеологию и намечают стратегию борьбы. Процесс развития движения состоит из четырех этапов, и на каждом из них требуются лидеры различных типов. На первом этапе, отмеченном социальными волнениями, типичный лидер - агитатор, призванный "расшевелить события". На втором этапе в атмосфере всеобщего возбуждения нужен пророк, идейно вдохновляющий людей и вселяющий в них энтузиазм. На третьем этапе образуется формальная организация, и во главе движения должен встать администратор. На четвертом этапе, связанном с институционализацией, движению требуется политический деятель.
  13. Некоторые теоретики полагают, что к социальным движениям присоединяются неудачники, лишенные жизненной ориентации. В отличие от них сторонники теории мобилизации ресурсов (речь идет о деньгах, преданных членах движения, других организациях его потенциальных участников) утверждают, что ресурсы оказывают более важное воздействие на формирование движения, чем личные интересы отдельных людей.
  14. Новейшие исследования подтверждают, что не все социальные движения достигают этапа институционализации. Несколько исследований показали, что, если общество воспринимает движение как выражение подлинного протеста, шансы его поддержки повышаются. Они снижаются, если участников движения считают лишь группой нарушителей спокойствия. Оппозиция со стороны властей в какой-то мере необходима для поддержания боевого духа участников движения. Однако слишком жесткая оппозиция может разрушить движение.
  15. В действительности не только социальные движения вызывают общественные перемены, иногда социальные сдвиги тоже порождают новые движения. Почти каждое социальное движение сопровождается контрдвижением, возникающим для защиты существующей системы. Движение, увенчавшееся успехом, может стать оплотом социального порядка, или же после осуществления своих целей оно может перестать существовать.

ГУСТАВ ЛЕБОН [GUSTAVE LE BON] (1841 – 1931)

Хотя Густав Лебон получил профессию врача и в течение первой половины своей жизни занимался археологией и естественными науками, он стал известен как социальный психолог, изучавший социальное поведение (особенно поведение толпы) и отличавшийся глубоко консервативными и пессимистическими взглядами. /608/

Лебон считал, что современная демократия возвестила эру господства толпы. В результате промышленной революции, урбанизации и развития средств коммуникации большие скопления людей получили более широкое распространение, чем в прошлом. Лебон полагал, что толпа живёт самостоятельной жизнью. Человек в ней утрачивает свою индивидуальность; в толпе формируется единое умонастроение посредственности, способной к героическим или варварским поступкам в зависимости от ситуации.

Лебон отличался ярко выраженным пристрастием к аристократии. Он полагал, что народное правительство означает власть толпы, народные массы полностью лишены разума, а элита олицетворяет самые великие достижения человечества. Он считал, что взаимодействие социальных групп в современном обществе нарушено и подвержено влиянию толпы, поскольку разрушились официальная религия и феодальная форма правления. Он с ужасом воспринял Французскую революцию 1789-1794 гг., которая была для него триумфом иррациональности.

Консервативные пристрастия Лебона проявились также в его поддержке теорий национального характера и расовой духовности, утверждающих, что представители определенной расы или цивилизации разделяют общие интересы, чувства и образ мыслей. Кроме того, он составил классификацию рас, основанную на психологических критериях, таких, как, например, мыслительные способности. (Среди групп, находящихся на низшей ступени развития, у него наряду с детьми и сумасшедшими оказались и социалисты.)

Хотя в наше время многие идеи Лебона поставлены под сомнение, он оказал важное влияние на развитие социологической мысли. Многие проблемы, связанные с умонастроением социальных групп, выдвинутые Лебоном, по-прежнему актуальны. Он подчеркивал важность научного обобщения. Этот принцип стал общепризнанным в современных науках. /609/

Предыдущая | Содержание | Следующая

Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
«“Закон сопротивления распаду”». Сборник шаламовской конференции — 2017
 
 
Кто нужен «Скепсису»?