Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Крест и горные лыжи для отпущения грехов

Помните: ежели дьявол захочет кого-нибудь лягнуть, то сделает он это не конским своим копытом, но своей же человеческой ногой.
Станислав Ежи Лец

Сюжет первый. Как-то в простой московской школе готовились к приезду самого главного человека в Департаменте образования – Любови Кезиной. Администрация школы спустила учителям указания – в каком кабинете кому сидеть, убрав от греха подальше наиболее нескладных учителей, во что кому одеваться (Любови Петровне не нравится черное) и даже – не поверите – снять все канцелярские кнопки в школе, потому как Любовь Петровна не любит кнопок на доске. Впрочем, ничего из ряда вон выходящего здесь нет, наши чиновники всегда отличались завидным подобострастием и заискиванием по отношению к начальству (см. наших классиков – Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова…). Что уж говорить про настоящее время, время рыночной экономики и больших (по меркам, конечно, отечественного образования) денег! Поэтому директора школы вполне можно понять. Единственное что – Любовь Кезина ехала не в саму школу с проверкой, а была рядом на выездном совещании. Что ж, перестраховались...

Сюжет второй. Сейчас некоторые СМИ, охваченные неизвестно откуда взявшимся паникерским настроением, говорят об обязательном вводе основ православной культуры, да и вообще о сращивании власти и церкви. Нет, говорят чиновники Министерства образования и В.В. Путин лично, не быть такому. Основы православной культуры если и введут, то в качестве эксперимента, да и не в Москве, а максимум в Подмосковье, и не в качестве обязательного, а исключительно в виде факультатива по желанию как детей, так и родителей. Ну и, конечно, если утвердит педагогический совет школы. Мы же не можем им запретить, если сами школы проявляют инициативу, говорят чиновники. А инициативу, как известно, надо поощрять. Продолжение, что называется, следует...

Продолжение не заставило себя долго ждать и последовало, когда автор этих строк был в весьма почтенной организации – Российской академии образования, назовем ее, как и многие, просто – Академия. На этаже и в узеньких коридорчиках разносился запах, похожий на запах вьетнамских рынков, где благовония не жгут разве что начисто лишенные обоняния аборигены. На середине далеко не праздной беседы в дверях появился и сам источник запаха – в комнату без стука и спроса зашли двое мужчин в церковных одеяниях (которые, кстати, совсем недавно запретили носить в общественных учреждениях во Франции, дабы не разжигать межконфессиональную рознь и не нарушать принципов светского государства), назовем их Священниками. Один из них, как водится, был с кадилом и ладаном, а другой – со святой влагой, которую с гордостью разбрызгал по помещению. С чувством выполненного долга священники ушли. По этажу, людному по случаю то ли конференции, то ли выдачи зарплаты эхом разносится невнятное – сам Никандров одобряет… Нравственность возрождают, поднимают уровень русской культуры, – говорят люди, назовем их Учеными.

На входе в здание среди двух-трех объявлений появляется еще одно, которое гласит, что Московская духовная академия (не путать с нашей Академией!), конечно же по благословению, организует курсы по основам православной культуры. Занятия будут проводиться специалистами богословских школ и ведущими специалистами Академии. Не той, нашей Академии, а этой, последней Академии. В объявлении, правда, есть одна странная деталь – несмотря на заявленную тему (основы православной культуры), написано, что курсы рассчитаны на «желающих получить систематическое богословское образование». То есть для Ученых (т.к. объявление висит в Академии, а кто же в ней есть еще кроме ученых?) будут читать закон божий Священники, т.к. читают ее специалисты другой Академии, духовной (извините за случайно возникшую путаницу). Дан адрес и схема проезда, ну и т.д. по тексту… Кстати, курсы располагаются на Мичуринском проспекте – вот уж ирония судьбы! Ученым будут излагать основы богословия на проспекте имени советского ученого-атеиста...

Каким образом связаны первый и второй сюжеты? Если Президент РФ Путин не поддерживает идею введения в школы богословия, то получается, что министр образования В.М. Филиппов и президент РАО Н.Д. Никандров сделали это по собственной инициативе. Что это – опальное министерство? Сильный и независимый министр образования? Или премьер и президент не заметили нововведения? Президент не может запретить проявлять инициативу премьера, премьер не может обязать министра, министр – президента РАО… Странная картина получается – вот такая вот у нас вертикаль власти. В первом сюжете учителя тоже спешно передевались, снимали кнопки с досок и все по собственной инициативе! Им только намекнул директор школы. А тому намекнули чиновники из Департамента образования города, а тем намекнули чиновники из окружения Людмилы Петровны… Но никто ничего такого не делал. Сработал «бровный феномен», описанный недавно Анной Политковской (Политковская А. Рыбкин появился, чтобы исчезнуть? // Новая газета, № 10, 2004. – С.6), заключающийся в том, что наше начальство руководит не столько письменными приказами, а мимолетным изменением мимики, движением бровей… За исполнителями не станет...

Вспомним все совещания-семинары-конференции, проходившие под эгидой РПЦ и наших бюрократов от образования (Соловьев С., Субботин Д. Извращение к истокам // Скепсис, № 2. – С. 55-61). Конечно же, основы православной культуры будут введены. Конечно же, только в качестве факультатива. Но во всех школах. А может быть и в вузах. Не зря на этих тусовках неоднократно светился ректор МГУ В.А. Садовничий, президент РАН Ю.С. Осипов (см, например, Смирнов И. Регрессанс. Религия и образование в современной России // Скепсис, № 2. – С. 51-54; Васюнин И. Вопрос «Кто виноват?» чужд православному // Новая газета, №6, 2004. – С. 4), не зря проходит уже который семинар по новому направлению психологии – христианской психологии, назовем это… нет, давайте пока не будем называть это Наукой. Зная нашу страну, вполне можно предположить, чем закончится такое нововведение. Помнится, когда в моей школе голодные учителя вводили факультатив по безобидной математике, ученик не ходивший на него считался чуть ли не врагом народа. Если уж с неполитизированной математикой дела обстояли таким образом, то введение так называемого факультатива по православной культуре, назовем его Законом божьим (как заявляют сами устроители – систематическое богословское образование) – есть не что иное, как разделение и без того разделенного народа по самому страшному признаку – вероисповеданию и национальности, ибо в предлагаемых учебниках понятие «православный» явно связывается с понятием «русский» (Соловьев С., Субботин Д. Извращение к истокам // Скепсис, № 2. – С. 55-61). Арабо-израильские конфликты покажутся детскими шалостями...

Понимают ли это наши властьдержащие? Выгоду церкви понять можно – трибуны лучше этой не придумаешь! К слову, могу напомнить, что 10-15 % учебного времени по закону расписывает школа. То есть, если очень постараться, то именно такая часть всего учебного времени может быть отведена на изучение всего лишь одного предмета. Например, основ православной культуры. А сколько выгоды это может потом принести РПЦ (см. дискуссию, развернувшуюся на страницах Новой газеты – Божий промысел. Русская православная церковь как хозяйствующий субъект // Новая газета, №9, 2004. – С.12-13)! Но что же такой симбиоз даст нашей власти? Ради чего она идет на конфликт с главным документом страны – Конституцией? Или власть настолько глупа и необразованна, что не видит надвигающийся опасности? Может быть и так, но, честно говоря, не хотелось бы в это верить. Тогда что же? Впрочем, давно было замечено, что в смутные времена власть ищет опору на крайне правом фланге. Надо же было чем-то заменить марксизм-ленинизм и исчезнувшую «пятую графу»!

Помните, как бог приказал библейскому Аврааму взять своего маленького сына, отнести в горы и там зарезать в знак преданности (экзамен, к слову, достойный настоящего мужчины), но в последний момент изменил испытание, подменив мальчика барашком? Что еще можно добавить? Паства! Собирайте свою так сказать Науку, пойдите и занесите нож… Да – и не забудьте взять в дорогу крест и горные лыжи для искупления грехов. И не надейтесь, что в этот раз всевышний изменит свое решение.

Никита Кочетков

Имя
Email
Отзыв
 
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
Дружественный проект «Спільне»
Сборник трудов шаламовской конференции
Книга Терри Иглтона «Теория литературы. Введение»
 
 
Кто нужен «Скепсису»?