Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 
В этом разделе мы собираем не только тексты, специально написанные для «Скепсиса» и опубликованные на страницах журнала. Кроме них, здесь выкладываются статьи и книги, с нашей точки зрения, необходимые,
  • во-первых, для понимания происходящего в современном мире,
  • во-вторых, для полноценного изучения гуманитарных наук,
  • в-третьих, для развития критического мышления.
Мы выкладываем тексты не только наших авторов, но и всех тех, кого считаем – частично или полностью – своими единомышленниками.
Если вы видите, что в нашей библиотеке чего-то не хватает – предлагайте!

Типы текстов:
Американский империализм, Европа и Ближний Восток
Самир Амин
«Сегодняшний мир в военном смысле однополярен. В то же время, появились некоторые разногласия между США и некоторыми европейскими странами, требующими учитывать, по крайней мере, в теории, принципы либерализма к политическому управлению глобальной системой. Являются ли эти разногласия только временными, или они – провозвестники дальнейших изменений?»
8 марта 2005
США и Европа — квази-союзники
Иммануил Валлерстайн
«США не привыкли обсуждать со своими союзниками стратегию. Им привычнее принять решение, а если что и обговаривать, то мелкие тактические вопросы, – да и союзники их скорее не союзники в полном смысле слова, а верные последователи. Но теперь, когда в США экономический спад, “холодная война” окончена, а иракская кампания провалена, аргументы Штатов уже не столь весомы».
5 марта 2005
Круглый стол «Левый поворот?»
Сергей Соловьёв, Александр Тарасов, Борис Кагарлицкий, Кива Майданик
25 ноября 2004 года состоялась очередная встреча авторов и экспертов журнала «Свободная мысль-XXI». Повод для обсуждения дала статья содиректора Центра новой социологии и изучения практической политики «Феникс» А. Н. Тарасова «Творчество и революция – строго по Камю: левая молодежь создает свою культуру». В дискуссии приняли участие Н.И. ДЕДКОВ, Б.Ю. КАГАРЛИЦКИЙ, К.Л. МАЙДАНИК, Б.В. МЕЖУЕВ, В.Д. СОЛОВЕЙ, С.М. СОЛОВЬЕВ.
3 марта 2005
Творчество и революция - строго по Камю
Александр Тарасов
«Это поколение явно отличается от своих предшественников – левой молодежи времен “перестройки” и “постперестройки”. Избалованные советским “социальным государством” времен “застоя”, те оказались слишком инфантильными, слишком зависимыми от “общества потребления” и слишком трусливыми, чтобы выбрать путь не интеграции в Систему, а путь противостояния ей. Люди “новой контркультуры” взрослели в жестокие годы “дикого” и ”криминального” капитализма, они куда трезвее и самостоятельнее».
3 марта 2005
Миф: хаос и логос
Наталья Автономова
«В отличие от архаического мифа миф XX в. – это, как правило, не только иллюзия, но и обман, ибо всегда есть люди, откровенно заинтересованные в ремифологизации социума. Миф XX в. призван вернуть человеку чувство эмоционального и интеллектуального комфорта и утешения посреди хаоса, тем самым принимая на себя, даже в безрелигиозном своем варианте, одну из главных функций религии – функцию утешения “твари дрожащей”».
3 марта 2005
Непроезжая дорога из Стамбула в Нью-Йорк
Авесхан Македонский
«Рассуждения о том, как “евразийская Россия” фатально несовместима с соседними странами, подпираются двумя, с позволения сказать, аргументами: 1. “Нет нужды доказывать”; 2. Ссылка на некоего вневременного иностранца и столь же анонимного “русского человека за границей”. Убедительно, не правда ли? Можно подумать, русскому крепостному не казались иностранцами его господа, говорившие по-французски лучше, чем на родном языке».
3 марта 2005
Можно ли было реформировать советскую систему
Стивен Коэн
«Из всех российских “проклятых” вопросов XX века один продолжает терзать нацию и в XXI веке: почему погиб Советский Союз или, как иногда выражаются националисты, “Великая Россия”? С декабря 1991-го российские ученые, политики и общественность не перестают спорить об этом, в то время как у большинства западных комментаторов уже готов ответ: советская система была нереформируема и, следовательно, обречена на гибель из-за присущих ей неисправимых дефектов».
22 февраля 2005
Очарование седой древности: Мифы о происхождении в современных школьных учебниках
Виктор Шнирельман
«Теперь лозунг мультикультурализма нередко служит для оправдания доминирования и дискриминации ссылками на “культурные особенности” и “исторические права”. Соответственно, такой “мультикультурализм” предлагает объяснять современные этноконфликты некими исконными “культурными различиями” и “архетипами”, доставшимися от первобытных предков. Именно в этом контексте на смену старому биологическому расизму приходит новый “культурный расизм”».
22 февраля 2005
Эдуард Мейер и его труды по методологии и теории истории
Юрий Семёнов
Предисловие к книге знаменитого историка конца XIX века Эдуарда Мейера, в котором подробно исследуется отличие феодального, античного (рабовладельческого) и азиатского (политарного) способов производства.
22 февраля 2005
В ядерном клубе пополнение
Иммануил Валлерстайн
«Когда-то военная мощь Штатов казались практически несокрушимой, но теперь им вряд ли удастся кого-нибудь запугать и ввергнуть в “шок и трепет”, как грозилось правительство Буша в своих неподражаемых выступлениях. Если Северной Корее или Ирану удастся противостоять США в таком важном силовом вопросе, мир только уверится в том, что Штаты находятся в положении Голиафа, который вот-вот дождется своего Давида».
19 февраля 2005
Этнос, нация, диаспора
Юрий Семёнов
«Когда члены дискриминируемого этноса осознают себя как соотечественники, их борьба против дискриминации приобретает характер борьбы за интересы своего отечества против его врагов и угнетателей. Они теперь чаще всего начинают стремиться не к уравнению в правах с членами господствующего этноса, а к освобождению своего отечества от чужеземного гнета, созданию собственного независимого государства».
19 февраля 2005
Есть ли что-нибудь более невероятное, чем Бог?
Ричард Докинз
«Никаких причин верить, что Бог в какой-либо форме существует, нет. И есть веские причины полагать, что никаких богов нет и никогда не было. Такие верования были гигантской растратой времени и жизней. Их можно было бы рассматривать как результат розыгрыша космических масштабов, если бы это не было столь трагично».
19 февраля 2005
Искусство видеть мир (О новом реализме)
Александр Воронский
«Вполне справедливо утверждение, что действительность сама по себе не имеет значения для художника, она служит для него лишь своего рода трамплином. Но в каком смысле это верно? Только в том, что настоящий художник никогда не ограничивается видимой скорлупой явлений, но разбивает эту скорлупу, очищает от нее ядро, дабы мы могли “вкусить и видеть”, – только в том, что он обладает особой способностью находить прекрасное само по себе там, где оно скрыто».
15 февраля 2005
История (историология) как строгая наука
Юрий Семёнов
«“История (историология) как строгая наука” — это предисловие к книге Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобоса “Введение в изучение истории” — знаменитому труду по методологии исторического познания, очень актуальному в наше время господства псевдонауки».
15 февраля 2005
Религия: вера, иллюзия, знание
Юрий Муравьёв
«“Мысли этнографа” — так скромно в подзаголовке С.А. Токарев обозначает жанр своей статьи. Ясно, однако, что пределами этнографии при обсуждении такого вопроса, как социальная сущность и роль религии, ограничиться не удастся. Эта проблема касается многих научных дисциплин, а главное, имеет столь ярко выраженный мировоззренческий аспект, что без философского, в первую очередь теоретико-познавательного анализа здесь не обойтись. Наши краткие замечания будут иметь в виду именно эту сторону дела».
11 февраля 2005
Страницы: 1-15 16-30 31-45 46-60 61-75 76-90 91-105 106-120 121-135 136-150 151-165 166-180 181-195 196-210 211-225 226-240 241-255 256-270 271-285 286-300 301-315 316-330 331-345 346-360 361-375 376-390 391-405 406-420 421-435 436-450 451-465 466-480 481-495 496-510 511-525 526-540 541-555 556-570 571-585 586-600 601-615 616-630 631-645 646-660 661-675 676-690 691-705 706-720 721-735 736-750 751-765 766-780 781-795 796-810 811-825 826-840 841-855 856-870 871-885 886-900 901-915 916-930 931-945 946-960 961-975 976-990 991-1005 1006-1020 1021-1035 1036-1050 1051-1065 1066-1080 1081-1095 1096-1110 1111-1125 1126-1140 1141-1155 1156-1170 1171-1185 1186-1200 1201-1215 1216-1230 1231-1245 1246-1260 1261-1275 1276-1290 1291-1305 1306-1320 1321-1335 1336-1350 1351-1365 1366-1380 1381-1395 1396-1410 1411-1425 1426-1440 1441-1455 1456-1470 1471-1485 1486-1500 1501-1515 1516-1530 1531-1545 1546-1560 1561-1575 1576-1590 1591-1605 1606-1620 1621-1635 1636-1650 1651-1665 1666-1680 1681-1695 1696-1710 1711-1725 1726-1740 1741-1755 1756-1770 1771-1785 1786-1800 1801-1815 1816-1830 1831-1845 1846-1860 1861-1875 1876-1890 1891-1905 1906-1920 1921-1935 1936-1950 1951-1965 1966-1980 1981-1995 1996-2010 2011-2025 2026-2040 2041-2055 2056-2070 2071-2085 2086-2100 2101-2115 2116-2130 2131-2145
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
Дружественный проект «Спільне»
Сборник трудов шаламовской конференции
Книга Терри Иглтона «Теория литературы. Введение»
 
 
Кто нужен «Скепсису»?