Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 
В этом разделе мы собираем не только тексты, специально написанные для «Скепсиса» и опубликованные на страницах журнала. Кроме них, здесь выкладываются статьи и книги, с нашей точки зрения, необходимые,
  • во-первых, для понимания происходящего в современном мире,
  • во-вторых, для полноценного изучения гуманитарных наук,
  • в-третьих, для развития критического мышления.
Мы выкладываем тексты не только наших авторов, но и всех тех, кого считаем – частично или полностью – своими единомышленниками.
Если вы видите, что в нашей библиотеке чего-то не хватает – предлагайте!

Типы текстов:
Ося, Киса и Тихон были тут
Авесхан Македонский
«После “реформы учебного книгоиздания” (см. о ней: Бюллетень Счетной палаты РФ № 10 (46)/2001) писать рецензии на учебники стало не просто, а очень просто. Берешь книжку с грифом “рекомендовано Министерством образования”, переписываешь абзац за абзацем, от себя не добавляя ни слова, – и получается фельетон».
13 января 2004
Этология в сети
Алексей Вязовский, Никита Кочетков
Команда дружественного, можно даже сказать - братского для нас сайта Atheism.Ru открывает новый научно-популярный проект - Ethology.Ru. Мы прежде всего хотим пожелать нашим друзьям: побольше скептической научности и поменьше дешевой популярности!
13 января 2004
Книга о вкусном и здоровом питании воздухом
Авесхан Македонский
«Выскажу неполиткорректную мысль: по-моему, в нынешней общественной ситуации наименьшим злом был бы факультатив по “Закону Божьему” (без эвфемизмов), чтобы преподавал его нормальный священник в рясе, и все – родители и дети – понимали бы, что занятие это церковное, отвечает за него соответствующая конфессия, и не путали божий дар с яичницей, а “священную историю” с той историей, которой занимались В.О. Ключевский и А.А. Зимин».
13 января 2004
2003 — год Буша
Иммануил Валлерстайн
«Bыборная кампания обещает оказаться для Буша весьма трудной. В настоящий момент он рассчитывает в основном на то, что удастся остановить дефляцию, и на эффект от захвата Саддама Хусейна. Но на Буша точат зуб не только за пределами его собственной страны. Он пробудил сонных американских избирателей к жизни и вызвал у них бурные предвыборные эмоции. У него есть сторонники, но у большей части американского населения он вызывает сильнейшее неприятие».
10 января 2004
«Научный Атеизм»: Итоги первой безбожной пятилетки
Михаил Елисейкин
Не так давно - 26 декабря 2003 г. - у сайта «Научный атеизм» был пятилетний юбилей, с которым мы его, конечно, поздравляем. А все потому, что именно благодаря этому сайту наш журнал получил возможность иметь свой собственный электронный проект (который оказался гораздо шире, чем просто сетевой аналог журнала), ведь поначалу без «НА» техническая реализация его была бы невозможной, больше того, команда сайта помогла «Скепсису» выпустить свой первый номер. И сейчас между сайтами сохранились тесные взаимоотношения. Во многом основные идеи, продвигаемые нашими ресурсами, пересекаются: одно из важных направлений скепсиса, как мы его понимаем, - критика религиозных воозрений и клерикализма, борьба со сближением церкви и государства, с проникновением религии в образование - нетрудно догадаться, что и «Научный атеизм» так же относится к этим проблемам.
8 января 2004
Памятник великой культуры
Илья Смирнов
«Меняется буквально на наших глазах общая концепция образования. Старое доброе пособие “Как написать дипломную работу” совершенно бесполезно для молодого человека, который просто покупает себе диплом – и не тайком, а на вполне законных основаниях, установленных “реформаторами” для “свободной” России. Но ведь и в Западной Европе дела обстоят немногим лучше. Там теперь “Болонская система”».
29 декабря 2003
Самиздат старый и новый
Илья Смирнов
«...Часто приходится слышать: как хорошо, что у нас выходит такое множество разнообразных журналов. Пусть тираж каждого в отдельности – самиздатовский, но если суммировать... Боюсь, что если суммировать – всё равно ничего не получится».
23 декабря 2003
Свободная торговля - палка о двух концах
Иммануил Валлерстайн
«Абстрактные достоинства свободной торговли в сравнении с протекционизмом не дают представления о том, что происходит на самом деле. В конце концов, вопрос этот не только экономический, но и в равной степени политический. Те страны, которые в какой-то момент вырываются вперед в сфере производства, обычно и ратуют за свободу торговли. Она, разумеется, отвечает их государственным интересам…»
20 декабря 2003
Будущее Ирака
Иммануил Валлерстайн
«...Так что же произойдет? Пока вряд ли можно с уверенностью сказать. Сомнительно, чтобы иракские изгнанники, которых Штаты в спешном порядке отправили обратно в Ирак и которым они покровительствуют, смогли продержаться на выборах. Выборы (а выборы состоятся), возможно, приведут к власти правительство, которое потребует вывода американских войск, при этом не выказывая абсолютной враждебности».
8 декабря 2003
Буфетчик А. Ф. Соков как Аполлон Мусагет
Илья Смирнов
Этот текст – ответ на статью Ирины Тосунян «Когда говорят деньги – музы молчат?», которая была началом дискуссии о культуре и капитализме, предложенной «Литературной газетой».
24 ноября 2003
Диалектический (прагмо-диалектический) материализм: его место в истории философской мысли и современное значение
Юрий Семёнов
«Хорошо известно, какую смуту в умах естествоиспытателей вызвало появление квантовой механики. Невозможно было понять вновь открытые процессы, не допустив существования объективной случайности и объективной же вероятности. Но практически все физики до этих открытий, независимо от того, сознавали они этого или не осознавали, стояли на позициях абсолютного детерминизма. Для них понятие детерминизма было равнозначно понятию абсолютного детерминизма».
22 ноября 2003
Что такое реализм по-иракски?
Иммануил Валлерстайн
«...Правительство Буша в затруднительном положении. Вашингтон принимается мямлить что-то о стратегиях выхода. Некоторые полагают, что таким образом Бушу удастся выиграть больше голосов на выборах 2004 г, чем если он будет гнуть свою нынешнюю линию. Но ведь можно и потерять голоса - разочаровавшихся сторонников, например. Так что Буш проигрывает в любом случае. И не осознавать этого как раз и означает порождать “химеры”».
20 ноября 2003
Вера Эйнштейна
Дмитрий Субботин
«Для тех, кто любит рассуждать о равной познавательной ценности научного исследования и религиозной веры, Эйнштейн выступает как в высшей степени persona grata. Действительно, что в этом случае может быть лучше, чем самый знаменитый физик двадцатого столетия, яростно защищавший принципы научности и в то же время не раз подчеркивавший, что в исканиях истины им руководило особое религиозное чувство? Cамый выгодный вариант. Но что это была за религиозность? Достаточно ли оснований, чтобы считать ученого верующим? И чтобы утверждать, используя это в качестве аргумента, что религия может существовать на равных с наукой?».
18 ноября 2003
Замечания о теории познания Бертрана Рассела
Альберт Эйнштейн
«Чтобы мышление не вырождалось в “метафизику” или в пустую болтовню, необходимо лишь прочно связывать достаточное количество суждений в системе понятий с чувственными восприятиями, а система понятий, используемая для упорядочения чувственных восприятий и представления их в обозримом виде, должна быть по возможности единой и экономно построенной».
18 ноября 2003
Религия и наука
Альберт Эйнштейн
«Нетрудно понять, почему церковь различных направлений всегда боролась с наукой и преследовала ее приверженцев. Но, с другой стороны, я утверждаю, что космическое религиозное чувство является сильнейшей и благороднейшей из пружин научного исследования».
18 ноября 2003
Страницы: 1-15 16-30 31-45 46-60 61-75 76-90 91-105 106-120 121-135 136-150 151-165 166-180 181-195 196-210 211-225 226-240 241-255 256-270 271-285 286-300 301-315 316-330 331-345 346-360 361-375 376-390 391-405 406-420 421-435 436-450 451-465 466-480 481-495 496-510 511-525 526-540 541-555 556-570 571-585 586-600 601-615 616-630 631-645 646-660 661-675 676-690 691-705 706-720 721-735 736-750 751-765 766-780 781-795 796-810 811-825 826-840 841-855 856-870 871-885 886-900 901-915 916-930 931-945 946-960 961-975 976-990 991-1005 1006-1020 1021-1035 1036-1050 1051-1065 1066-1080 1081-1095 1096-1110 1111-1125 1126-1140 1141-1155 1156-1170 1171-1185 1186-1200 1201-1215 1216-1230 1231-1245 1246-1260 1261-1275 1276-1290 1291-1305 1306-1320 1321-1335 1336-1350 1351-1365 1366-1380 1381-1395 1396-1410 1411-1425 1426-1440 1441-1455 1456-1470 1471-1485 1486-1500 1501-1515 1516-1530 1531-1545 1546-1560 1561-1575 1576-1590 1591-1605 1606-1620 1621-1635 1636-1650 1651-1665 1666-1680 1681-1695 1696-1710 1711-1725 1726-1740 1741-1755 1756-1770 1771-1785 1786-1800 1801-1815 1816-1830 1831-1845 1846-1860 1861-1875 1876-1890 1891-1905 1906-1920 1921-1935 1936-1950 1951-1965 1966-1980 1981-1995 1996-2010 2011-2025 2026-2040 2041-2055 2056-2070 2071-2085 2086-2100 2101-2115 2116-2130 2131-2145 2146-2147
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
Дружественный проект «Спільне»
Сборник трудов шаламовской конференции
Книга Терри Иглтона «Теория литературы. Введение»
 
 
Кто нужен «Скепсису»?