Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 
В этом разделе мы собираем не только тексты, специально написанные для «Скепсиса» и опубликованные на страницах журнала. Кроме них, здесь выкладываются статьи и книги, с нашей точки зрения, необходимые,
  • во-первых, для понимания происходящего в современном мире,
  • во-вторых, для полноценного изучения гуманитарных наук,
  • в-третьих, для развития критического мышления.
Мы выкладываем тексты не только наших авторов, но и всех тех, кого считаем – частично или полностью – своими единомышленниками.
Если вы видите, что в нашей библиотеке чего-то не хватает – предлагайте!

Типы текстов:
Игры разума в его отсутствие
Александр Аверюшкин
«Если раньше коллеги-учителя просто устраивали игры на уроках истории, то теперь, после выхода книги сотрудника кафедры методики истфака МПГУ М.В. Коротковой, они могут делать это “по науке”, то есть по методике».
15 мая 2003
Фронтальная повторительная
Сергей Соловьёв
«Нашим методистам тоже сходит все что угодно: элементарная неграмотность, грубые фактические ошибки, постоянное и грубое насилие над русским языком. Однако они соблюдают все положенные штампы, что очень удобно для затушевывания настоящих, живых, болезненных проблем в истории и в современном обществе. Не случайно о преподавании самых интересных – потому что они затрагивают каждого – сюжетов пишут скучнее и бездарнее всего».
15 мая 2003
«Молот ведьм» как ценностный ориентир
Сергей Соловьёв
«...Самое печальное, что это “пособие” наверняка уже навязывается студентам, которые, находясь под дамокловым мечом экзамена, будут заучивать (ибо понять их невозможно) все эти курьезные определения и “ценностные ориентиры”. И боюсь, что отвращение, вызванное этой книгой, будет перенесено не только на методику, но и на профессию учителя в целом».
15 мая 2003
«Каким-то хазарам какой-то Олег...»
Авесхан Македонский
«А поскольку историю теперь положено “очеловечивать”, М.А. Врубеля и В.В. Маяковского приравняли к И.С. Глазунову, А.М. Шилову, М.А. Гельману (с. 365); П.А. Столыпина и Г.К. Жукова — к Б.Е. Немцову и С.В. Кириенко; героев битвы на Курской дуге — к героям битвы вокруг коробки из-под ксерокса. Это не учебник российской истории ХХ века. Это источник по российской истории первых лет века ХХI».
15 мая 2003
Во Франции введение религиозных дисциплин привело бы к гражданской войне
Сергей Соловьёв
«На вопрос известного московского учителя истории Леонида Кацвы о возможности преподавания во французской школе представителей церкви, профессор Дюбе ответил четко: “Во Франции это привело бы страну в состояние гражданской войны”».
15 мая 2003
Плоская икона как особенность культуры
Сергей Соловьёв
Рецензия на наиболее приличного представителя семейства пособий по основам православной культуры. О предмете и обо всех остальных учебниках читайте статью «Извращение к истокам» в №2 «Скепсиса».
15 мая 2003
О русской религиозной философии конца XIX — начала XX века
Юрий Семёнов
«Русская религиозная философия была мертворожденной. Некоторое время она существовала как упырь на живом теле философской мысли России. В последние годы была предпринята попытка гальванизировать этот труп. Но долго это продолжаться не могло. Чтобы не заражать живых, покойник должен быть похоронен. И чем скорее, тем лучше».
15 мая 2003
Брак и семья: возникновение и развитие
Юрий Семёнов
«Среди подавляющего большинства философов, социологов и даже этнологов, не говоря уже о людях далеких от всякой науки, бытует представление, что брак между индивидами и семья, т.е. группа, состоящая из мужчины, женщины и их детей, существовала всегда. Очень многие из них утверждают, что существование такого рода брака и такого рода семьи обусловлено биологией размножения человека и что эти институты унаследованы им от его животных предков. Все это совершенно неверно».
15 мая 2003
Достоинство человека в атеизме и христианстве. Дискуссия между атеистом и христианином на «Радиоцеркви»
Юрий Муравьёв
31 января 2002 года на «Радиоцеркви» (СВ 963 кГЦ) произошла дискуссия между директором Христианской библиотеки Сергеем Худиевым и профессором, доктором философских наук Юрием Алексеевичем Муравьевым. Стенограмму этой дискуссии мы представляем Вашему вниманию.
15 мая 2003
Культура и религия: введение в проблематику
Юрий Муравьёв
Ниже помещено начало работы доктора философских наук, проф. Ю.А. Муравьева, в которой с научных — а значит атеистических — позиций рассмотрена эволюция религии в культурологическом аспекте. В более полном виде с работой можно познакомиться по соответствующей главе «Религия как феномен культуры» в издании: Культура: теории и проблемы. — М.: Наука, 1995. С. 212-239. Здесь же важно лишь иметь в виду, что общая идея предлагаемой работы укладывается в одну фразу: стыд за несправедливые гонения на религию и церковь в советские времена — не основание для того, чтобы отказываться от научного рассмотрения сущности религиозного сознания, реакционных сторон религиозной идеологии и обскурантистской роли современного русского «религиозного возрождения».
15 мая 2003
Ветер дует вправо. Православие + Сталин = Русская идея
Сергей Альтонин
«Если вам, уважаемый читатель, кто-то скажет, что наша страна страсть как нуждается в “национальной идее”, — не верьте. Нужда эта уже удовлетворена, причем еще как: таких “идей” у нас — две».
15 мая 2003
Православный бульдозер
Александр Аверюшкин
«…И своим необдуманным поведением погромщики и их покровители, сами того не желая, придали выставке идеологический смысл, вынудили ее участников перейти в оппозицию не то РПЦ, не то самой власти, покровительствующей православной церкви. Получился скандал, и создалось даже впечатление, что погром - это заказная рекламная акция».
15 мая 2003
Безбожник у типографского станка
Роман Вершилло
Эта рецензия — замечательный пример фундаменталистской критики. Автор в сети прочел одну статью из двух номеров, попытался слегка вспомнить историю философии в связи с названием журнала и в результате пришел к выводу: «Новый журнал “Безбожник” — не только призрак из коммунистического прошлого, а настоящее привидение, привет из ниоткуда». Мы, в свою очередь, не удержались от комментария...
13 мая 2003
Отрывок из программы «Научный альманах» от 08.05.2003
Марина Аствацатурян
«В России появился «Скепсис» – новый журнал, призванный отстаивать принципы научного рационализма и разоблачать модные иллюзии».
10 мая 2003
Ничего святого! В интеллектуальном пейзаже отечества наконец-то стали заметны проявления рационализма и материализма
Борис Жуков
«Этот проект возник не “для того, чтобы...”, а “потому, что...”. Потому что невмоготу уже сдерживать крик, что король — голый, а у царя Мидаса — ослиные уши».
6 мая 2003
Страницы: 1-15 16-30 31-45 46-60 61-75 76-90 91-105 106-120 121-135 136-150 151-165 166-180 181-195 196-210 211-225 226-240 241-255 256-270 271-285 286-300 301-315 316-330 331-345 346-360 361-375 376-390 391-405 406-420 421-435 436-450 451-465 466-480 481-495 496-510 511-525 526-540 541-555 556-570 571-585 586-600 601-615 616-630 631-645 646-660 661-675 676-690 691-705 706-720 721-735 736-750 751-765 766-780 781-795 796-810 811-825 826-840 841-855 856-870 871-885 886-900 901-915 916-930 931-945 946-960 961-975 976-990 991-1005 1006-1020 1021-1035 1036-1050 1051-1065 1066-1080 1081-1095 1096-1110 1111-1125 1126-1140 1141-1155 1156-1170 1171-1185 1186-1200 1201-1215 1216-1230 1231-1245 1246-1260 1261-1275 1276-1290 1291-1305 1306-1320 1321-1335 1336-1350 1351-1365 1366-1380 1381-1395 1396-1410 1411-1425 1426-1440 1441-1455 1456-1470 1471-1485 1486-1500 1501-1515 1516-1530 1531-1545 1546-1560 1561-1575 1576-1590 1591-1605 1606-1620 1621-1635 1636-1650 1651-1665 1666-1680 1681-1695 1696-1710 1711-1725 1726-1740 1741-1755 1756-1770 1771-1785 1786-1800 1801-1815 1816-1830 1831-1845 1846-1860 1861-1875 1876-1890 1891-1905 1906-1920 1921-1935 1936-1950 1951-1965 1966-1980 1981-1995 1996-2010 2011-2025 2026-2040 2041-2055 2056-2070 2071-2085 2086-2100 2101-2115 2116-2130 2131-2145 2146-2147
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
Дружественный проект «Спільне»
Сборник трудов шаламовской конференции
Книга Терри Иглтона «Теория литературы. Введение»
 
 
Кто нужен «Скепсису»?