Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 
В этом разделе мы собираем не только тексты, специально написанные для «Скепсиса» и опубликованные на страницах журнала. Кроме них, здесь выкладываются статьи и книги, с нашей точки зрения, необходимые,
  • во-первых, для понимания происходящего в современном мире,
  • во-вторых, для полноценного изучения гуманитарных наук,
  • в-третьих, для развития критического мышления.
Мы выкладываем тексты не только наших авторов, но и всех тех, кого считаем – частично или полностью – своими единомышленниками.
Если вы видите, что в нашей библиотеке чего-то не хватает – предлагайте!

Типы текстов:
Некоторые наблюдения о морали, атеизме и религии
drNovikov
«Религиозные пропагандисты, пытаясь обосновать “необходимость” и “значимость” религии для общества, продолжают создавать образ врага. Врагами, разумеется, назначают атеистов. Рисуют страшные картины “атеистического общества без морали и нравственности, где все позволено, раз бога нет”».
18 октября 2011
«Историческая справедливость» в Пензе
Георгий Исподов
«Процессы, происходящие в архитектуре города, симптоматичны. Когда варятся в одном котле экономика рыночного индивидуализма и маниакальное восстановление “исторической справедливости” на основе “православия, самодержавия и народности”, образование подобной культурной накипи абсолютно закономерно. Ведь без веры в царя-батюшку данная экономическая система, порождающая чудовищное социальное неравенство и обращающая вспять просвещение и прогресс, теряет всякую легитимность».
12 октября 2011
«Я склонен рассматривать РПЦ как персонаж страдательный»
Левон Нерсесян
«Нельзя сказать, чтобы у нынешней власти была какая-то целостная и осмысленная программа развития страны – для этого наша власть по-человечески слишком ничтожна, – но средневеково-феодальное устройство ей, конечно же, импонирует: и своим безусловным единодержавием, и трогательным единомыслием, и патриархальной непритязательностью подданных. Ей, конечно же, очень хочется, чтобы и за единомыслие, и за патриархальность кто-нибудь отвечал – и РПЦ для этого представляется наиболее подходящей кандидатурой. С нею вместе, как кажется власти, можно построить действующую модель Святой Руси в натуральную величину, а не в масштабе 1:100, как это делает Шмаков у себя в Княжьем озере».
6 октября 2011
Культурный коллапс: интеллигентская бессовестность и православная бездуховность
Юрий Муравьёв
«Наша интеллигенция вместе с научным разумом потеряла и знания, и способность к историческому анализу. И та же социальная наука подскажет тем, кто не поддался на искус уйти в духовную “несознанку”: за это противное исторической миссии интеллигенции отступление от служения разуму придется платить дорогой ценой. Разразившийся культурный коллапс проявляет себя в моральном разложении (потере совести) интеллигенцией и одновременном грубо демонстративном отказе от духовности со стороны православных иерархов».
28 сентября 2011
Эстетические взгляды В.Г. Белинского
Михаил Лифшиц
«Мне говорят: развивай все сокровища своего духа для свободного самонаслаждения духом, плачь, дабы утешиться, скорби, дабы возрадоваться, стремись к совершенству, лезь на верхнюю ступень лествицы развития, — а споткнешься — падай — черт с тобою — таковский и был сукин сын... Благодарю покорно, Егор Федорыч, — кланяюсь вашему философскому колпаку; но со всем подобающим вашему философскому филистерству уважением честь имею донести вам, что если бы мне и удалось влезть на верхнюю ступень лествицы развития, — я и там попросил бы вас отдать мне отчет во всех жертвах условий жизни и истории, во всех жертвах случайностей, суеверия, инквизиции, Филиппа II и пр. и пр.: иначе я с ступени бросаюсь вниз головою. Я не хочу счастия и даром, если не спокоен насчет каждого из моих братий по крови, — костей от костей и плоти от плоти моея. Говорят, что дисгармония есть условие гармонии; может быть, это очень выгодно и усладительно для меломанов, но уж конечно, не для тех, которым суждено выразить своею участью идею дисгармонии».
25 сентября 2011
Последнее интервью товарища Азада по поводу переговоров с правительством Индии
товарищ Азад
«Война будет вестись всё более и более бесчеловечными методами, её действие распространится на новые сферы общественной жизни и изменит жизнь многих её слоёв. Но это нужно не нам, а правящим кругам. Мы будем уничтожать сеть информаторов нашего врага, его припасы, укрепления, коммуникации и инфраструктуру. Для финансирования революции нам приходится конфисковывать деньги из банков и других источников. Без толку вопить о том, что маоизм – это лишь огонь и разрушение. Мы должны парализовать работу администрации, остановить продвижение войск противника, отрезать его от тыловой поддержки. Бывают такие обстоятельства, в которых мы вынуждены уничтожить даже тех полицейских, которые подбирают трупы своих сослуживцев».
11 сентября 2011
ЮФУ – что происходит с университетом
Сергей Резник
«Руководство университета купается в роскоши и изобилии и старается не замечать проблем, которые неуклонно появляются. В ужасающем состоянии находятся студенческие общежития. Аварийные стояки, тараканы и антисанитария “украшают” Федеральный университет. Долги ЮФУ по коммунальным платежам только по 2010 году оставляют примерно 30-35 миллионов рублей. За счет чего “блестящий топ-менеджмент” университета собирается гасить этот долг, никто не знает. Долг нарастает, а зарабатывать “внебюджет” никто не может и не хочет. Поэтому версия с продажей учебных баз — “Недвиговки”, земель ботанического сада или еще какой-нибудь земли, благо ее у ЮФУ пока в достатке, — как раз тот вариант, который позволит продержаться университету еще год-полтора».
10 сентября 2011
Армия или полиция? Роль «колониального фактора» в развитии британской армии в 1920-е гг.
Искандэр Магадеев
«Ответ на вопрос, почему британская армия не была готова к боевым действиям в Европе в начале Второй мировой войны, в целом, достаточно ясен. Серьезное влияние на приоритет колониальных функций оказывала историческая традиция. Эталон конфликта для британской армии в XIX — XX века — малая война на периферии мира, подавление восстаний и выступлений местного населения (то, что в англоязычной литературе обозначается как counterinsurgency). Даже во время “холодной войны” полицейская функция в метрополии и колониях была далеко не забыта британскими военными».
6 сентября 2011
Эффективность или фиктивность?
Антон Тимченко
«Накрывшая страну реформа образования проходит в трёх основных формах: “егэизация” образовательного процесса, принятие пугающих своим содержанием новых образовательных стандартов и планомерное сокращение работников образовательной сферы. Причём если первые две составляющие вызывают широкий общественный резонанс и бурные дискуссии, то последний элемент образовательной реформы осуществляется практически негласно».
5 сентября 2011
Апокалипсис просвещения в России
Юрий Холодов
«При сохранении, а, тем более, развитии той системы образования, которая сложилась у нас в стране, уже через десяток лет количество малообразованных людей в России достигнет критического уровня. Последствия будут самые разные: от роста числа катастроф и смертей по вине непрофессионалов до вполне возможного распада страны».
3 сентября 2011
Уходите, учителя. Уходите
Юрий Холодов
«Вывод следует чудовищный, но единственный. Нельзя сегодня прививать ученикам доброту, честность, благородство и т.п.! Для их же блага. Чтобы они потом не оказались из-за этих качеств на обочине жизни. А если давать только знания, учитель автоматически превращается в преподавателя. Классический заколдованный круг. Разорвать его можно только одним способом. Уйти».
3 сентября 2011
Журнал «Спільне», №3: Политика образования
Редакция Спільне
«Образовательные институты меняются уже давно, но длительное время никто не хотел этого замечать – на это жалуется, в том числе, Крейг Калхун, чья статья открывает выпуск. Трансформация университета происходила постепенно, и далеко не всегда можно было предвидеть последствия изменений. Хорошие, на первый взгляд, намерения – патентование результатов исследований, студенческая мобильность – обернулись протаптыванием путей для слияния образования и бизнеса, безусловно, в пользу последнего».
28 июля 2011
Великобритания и Франция в борьбе за «Османское наследство»
Илья Смирнов
««...Премьер –министр, склонившись в своем кабинете над грудой бумаг, размышлял вслух: “Месопотамия… так… нефть, ирригация… Месопотамия должна быть наша. Палестина… так… Священная Земля… сионизм… Палестина должна быть наша. Сирия… хм, что там в Сирии? Пусть ее Франция забирает”»».
25 июля 2011
Почему наша власть боится государственных университетов
Хуан Гильермо Техеда
«Но нашим студентам лучше удаётся доносить правду о происходящем вокруг. Они сражаются за то, что знают, за то, что принадлежит им. И мы, преподаватели “Университета Чили”, несмотря на то что мы менее активные и более робкие, должны наконец встать вместе с учениками. <…> Мы будем бороться с этой слепотой. Потому что, говоря словами студентов, образование не принадлежит рынку. Государственные университеты — это не бизнес. Эта страна не принадлежит горстке семей или нескольким компаниям. Она принадлежит каждому чилийцу».
20 июля 2011
«Левое искусство» и его социальный смысл
Абрам Лежнев
«И хотя я знаю, что критические “работы” живут недолго и что многим книга Эренбурга, о которой идет у меня речь, покажется давно потерявшей свою действенность, тем не менее я не колеблясь включаю эту статью в свою книгу. Я думаю, что вопросы, затрагиваемые в ней, не утратили свое значение и сейчас. О них продолжают спорить — и если несколько изменилась форма, в которую спорящие стороны облекают свои аргументы, то самая сущность — и положений и аргументов — осталась в основе той же самой. И, если б мне опять пришлось писать на эту тему, я бы должен был повторить большую часть того, что сказано в этой статье».
17 июля 2011
Страницы: 1-15 16-30 31-45 46-60 61-75 76-90 91-105 106-120 121-135 136-150 151-165 166-180 181-195 196-210 211-225 226-240 241-255 256-270 271-285 286-300 301-315 316-330 331-345 346-360 361-375 376-390 391-405 406-420 421-435 436-450 451-465 466-480 481-495 496-510 511-525 526-540 541-555 556-570 571-585 586-600 601-615 616-630 631-645 646-660 661-675 676-690 691-705 706-720 721-735 736-750 751-765 766-780 781-795 796-810 811-825 826-840 841-855 856-870 871-885 886-900 901-915 916-930 931-945 946-960 961-975 976-990 991-1005 1006-1020 1021-1035 1036-1050 1051-1065 1066-1080 1081-1095 1096-1110 1111-1125 1126-1140 1141-1155 1156-1170 1171-1185 1186-1200 1201-1215 1216-1230 1231-1245 1246-1260 1261-1275 1276-1290 1291-1305 1306-1320 1321-1335 1336-1350 1351-1365 1366-1380 1381-1395 1396-1410 1411-1425 1426-1440 1441-1455 1456-1470 1471-1485 1486-1500 1501-1515 1516-1530 1531-1545 1546-1560 1561-1575 1576-1590 1591-1605 1606-1620 1621-1635 1636-1650 1651-1665 1666-1680 1681-1695 1696-1710 1711-1725 1726-1740 1741-1755 1756-1770 1771-1785 1786-1800 1801-1815 1816-1830 1831-1845 1846-1860 1861-1875 1876-1890 1891-1905 1906-1920 1921-1935 1936-1950 1951-1965 1966-1980 1981-1995 1996-2010 2011-2025 2026-2040 2041-2055 2056-2070 2071-2085 2086-2100 2101-2115 2116-2130 2131-2145 2146-2160 2161-2165
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
Дружественный проект «Спільне»
Сборник трудов шаламовской конференции
Книга Терри Иглтона «Теория литературы. Введение»
 
 
Кто нужен «Скепсису»?