Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 
В этом разделе мы собираем не только тексты, специально написанные для «Скепсиса» и опубликованные на страницах журнала. Кроме них, здесь выкладываются статьи и книги, с нашей точки зрения, необходимые,
  • во-первых, для понимания происходящего в современном мире,
  • во-вторых, для полноценного изучения гуманитарных наук,
  • в-третьих, для развития критического мышления.
Мы выкладываем тексты не только наших авторов, но и всех тех, кого считаем – частично или полностью – своими единомышленниками.
Если вы видите, что в нашей библиотеке чего-то не хватает – предлагайте!

Типы текстов:
Антипедагогические извращения на театральной сцене
Мария Алексеева
«Этот спектакль является удивительным коктейлем из полуправды, лжи и истерики, порой... откровенно православной. С определенной точки зрения это даже можно назвать искусством. В самом деле, как, практически не отходя от текста книги советского педагога-атеиста, создавшего систему трудового воспитания в суровые годы Гражданской войны, превратить его творение в антипедагогическую, православную сахарную мелодраму с вкраплениями карикатурного психологизма? Уметь надо. Герострат был тоже по-своему мастер».
26 ноября 2010
Ульяновская епархия пытается отнять корпус у студентов
Михаил Белый
«Профессор рассказал, что несколько лет назад, когда он занимал пост ректора Ульяновского госуниверситета, вопрос со зданием уже вставал. “Тогда мы пошли на определенные уступки — одно здание, которое относилось к университету, мы передали епархии. Компромисс был достигнут, — рассказал Полянсков. — Сейчас же, когда этот вопрос вновь поднялся, я вспомнил о старом уговоре, а мне сказали — дескать, тогда никаких бумаг не подписывали. Признаюсь честно — мне было неудобно просить расписку у представителей Бога, что они никаких претензий к Полянскову не имеют”».
23 ноября 2010
Монахини наступают... и выигрывают!
Документы
«На вопрос видят ли служители церкви выход в том, чтоб предоставить интернату какое-либо иное помещение Матушка разъяснила все предельно ясно: “Это дети государственные, вот пусть государство о них и заботится. А при чем тут я?” “Мои дети нормальные, а эти дети больные, они обществу не нужны”. “Я на месте этого интерната для даунов создам жемчужину для паломников”.
23 ноября 2010
Дорога от храма
Ирина Ивойлова
«Центр “Детство” мешает монастырю, он “вклинивается” в силу исторических причин на территорию Крестовоздвиженского женского монастыря. А это корпус, где два лечебных отделения и уникальная поликлиника с дневным стационаром! К поликлинике от стационара ведет тропинка в семьдесят пять шагов. Но проходит она именно по территории монастыря. Калитку монастырь захлопнул! Теперь дети, родители и медики вынуждены обходить всю территорию монастырских угодий, чтобы попасть из одного корпуса в другой. В непогоду для колясочников и детишек, которым не под силу такие расстояния, приходится даже заказывать специальный транспорт.»
23 ноября 2010
Цирк в пустыне, или послесловие к чилийскому чуду
Олег Ясинский, Хавьер Кастильо
«Здесь все говорят о “чуде”, о чём угодно, но только не о том, что именно благодаря профсоюзам, организации трудящихся, их настойчивости и  борьбе за создание минимальных условий безопасности наши товарищи выжили. Убежище было требованием профсоюзов, запасной выход был требованием профсоюзов, опора, удержавшая шахту от полного завала, — это тоже результат наших требований с 1999 по 2007 гг. Все минимальные условия, благодаря которым нашим товарищам удалось спастись, — результат борьбы профсоюзов. Потому что по собственной инициативе владельцы шахты не вложили бы в нашу безопасность ни одного песо».
21 ноября 2010
Закон о церковной реституции: комментарии экспертов
Ирина Кусова, Алексей Лебедев, Лев Лифшиц
«Оцениваю по-прежнему негативно. Там сделано несколько малозначительных поправок, имеющих целью успокоить общественное мнение, но ни одно из существенных замечаний не принято во внимание. Текст законопроекта плох от начала до конца, начиная от анекдотически безграмотных формулировок до антиконституционных базовых положений».
20 ноября 2010
О взглядах Ленина на историческое значение Толстого
Борис Эйхенбаум
«Но как могло случиться, что человек, по рождению и воспитанию принадлежавший “к высшей помещичьей знати в России”, вдруг “порвал со всеми привычными взглядами этой среды”? Такого рода “кризисы” не могут быть проявлением просто индивидуальной “совести” — они должны иметь историческую опору и подготовку; а если так, то каковы же те исторические корни, из которых в конце концов вырос идейный кризис Толстого, приведший его к крестьянству и сделавший “зеркалом” крестьянской революции?».
19 ноября 2010
Полковник Романов: К вопросу о военном профессионализме Николая II
Юрий Бахурин
«Конечно, в данной статье были рассмотрены далеко не все грани полководческого таланта последнего русского царя <…>. Но даже этот обзор, произведенный по открытым историческим источникам, наглядно демонстрирует несостоятельность изображения Николая II военачальником — полковник Н.А. Романов им не был. Ценой этого заблуждения стал исход войны и, в немалой степени, крушение империи в 1917 г. Была ли это трагедия самого императора? Несомненно, но в наименьшей, совершенно незначительной степени по сравнению с последовавшими социальными потрясениями в России. И их наступление с того момента, как русскую армию возглавил неспособный руководить ею офицер (а возможно, и куда раньше), было лишь вопросом времени».
16 ноября 2010
ЗАО РПЦ (ЖД)
Татьяна Машкова
«Производимый ЗАО РПЦ продукт, известный как “духовность” (или в иных терминах “опиум народа”, он же “род духовной сивухи”), на наш взгляд позволяет поставить ЗАО РПЦ в один ряд с предприятиями табачной и вино-водочной промышленности, что, кстати, подтверждает также известный факт биографии нынешнего главы ЗАО РПЦ. Однако поскольку продажа сигарет и алкогольных напитков запрещена для лиц моложе восемнадцати лет, а нарушение этого правила карается законом, возникает резонный вопрос, почему в лицензии, полученной ЗАО РПЦ от правительства РФ, не оговорено это возрастное ограничение?»
16 ноября 2010
Музеи и церковь: научно-практический семинар
Документы
Конфликты между музеями и церковью вовсе не являются единичными случаями упрямства отдельных директоров музеев, которые, как любят повторять представители власти и церкви, не хотят идти на компромисс. Напротив, это следствие систематических действий власти и РПЦ, направленных на разрушение светской культурной среды и уничтожение культурного наследия. Памятники культуры – не имущество, а достояние всего общества. Между тем, РПЦ открыто заявляет: музеи нам не нужны, мы собираемся заниматься коммерческой деятельностью.
16 ноября 2010
О «запрете» слов «отец» и «мать» Советом Европы: анатомия одной утки
Николай Винник
«Когда я приступал к расследованию, мне казалось, что газеты, ну... слегка приврали. Я собирался понять лишь, в чем именно. Что же оказалось в итоге? "Что получив на входе факт "швейцарским госчиновникам разрешили использовать слово "родитель" в единственном числе", на выходе пресса выдала сообщение "в Европе запретят слова "отец" и "мать". Попутно выяснив, что слова эти "унижают женщин"».
14 ноября 2010
Удар по культуре Калининграда
Владимир Рыжков
«Калининград будет бороться за свою культуру. Нам больно слышать о том, что творит РПЦ в «Большой России». Недавно стало известно, что Правительство области планирует передать епархии еще около 100 объектов недвижимости. Опять все готовится в тайне от общественности. Калининград рассчитывает на поддержку всей России по сохранению в нашем регионе привычной культурной среды».
11 ноября 2010
Первый номер журнала «Спільне»
Редакция Спільне
«Редакционная коллегия журнала социальной критики “Спільне” отмечает публичную роль общественных наук и надеется, что затрагиваемые в этом выпуске вопросы обусловят публичную дискуссию и будут способствовать поиску решения социальных проблем путем структурных изменений, а не наказания бедных».
10 ноября 2010
Чистое дело
Вера Русакова
«Эта фантасмагорическая история является не исключением, а правилом, своеобразным выражением нашей ненормальной действительности, где реклама важнее дела, где “имидж” — всё, где вера и наглость важнее разума и труда. “Сон разума рождает чудовищ”. Сначала эти чудовища являлись нам в виде певцов, которые почти не поют, но охотно дают интервью, интеллигентов, всерьёз полагающих, что “Гайдар наполнил полки продуктами”, теперь появились монстры поопаснее. Когда в 90-х годах прошлого века все желающие начали рассуждать об “экологии”, один преподаватель из СПб ГТУ РП начал острить, сравнивая экологов-любителей с онкологами-любителями; мол, и к тем, и к другим лучше в руки не попадать. Уже в текущем году эта шутка могла обернуться горькой реальностью».
6 ноября 2010
Кто в тупике?
Сергей Ермолаев
«Что же это за экономические отношения собственности? Очередное “изобретение” Семенова? Вовсе нет. Идея экономических или материальных отношений собственности составляет важный элемент Марксовой концепции общества. Маркс задолго до Семенова провел черту между отношениями собственности “в их юридическом выражении как волевых отношений” и “в их реальной форме, то есть как производственных отношений”. Причем, по Марксу, только анализ “реальной формы” отношений собственности позволяет ответить на вопрос: “Что она такое?”».
1 ноября 2010
Страницы: 1-15 16-30 31-45 46-60 61-75 76-90 91-105 106-120 121-135 136-150 151-165 166-180 181-195 196-210 211-225 226-240 241-255 256-270 271-285 286-300 301-315 316-330 331-345 346-360 361-375 376-390 391-405 406-420 421-435 436-450 451-465 466-480 481-495 496-510 511-525 526-540 541-555 556-570 571-585 586-600 601-615 616-630 631-645 646-660 661-675 676-690 691-705 706-720 721-735 736-750 751-765 766-780 781-795 796-810 811-825 826-840 841-855 856-870 871-885 886-900 901-915 916-930 931-945 946-960 961-975 976-990 991-1005 1006-1020 1021-1035 1036-1050 1051-1065 1066-1080 1081-1095 1096-1110 1111-1125 1126-1140 1141-1155 1156-1170 1171-1185 1186-1200 1201-1215 1216-1230 1231-1245 1246-1260 1261-1275 1276-1290 1291-1305 1306-1320 1321-1335 1336-1350 1351-1365 1366-1380 1381-1395 1396-1410 1411-1425 1426-1440 1441-1455 1456-1470 1471-1485 1486-1500 1501-1515 1516-1530 1531-1545 1546-1560 1561-1575 1576-1590 1591-1605 1606-1620 1621-1635 1636-1650 1651-1665 1666-1680 1681-1695 1696-1710 1711-1725 1726-1740 1741-1755 1756-1770 1771-1785 1786-1800 1801-1815 1816-1830 1831-1845 1846-1860 1861-1875 1876-1890 1891-1905 1906-1920 1921-1935 1936-1950 1951-1965 1966-1980 1981-1995 1996-2010 2011-2025 2026-2040 2041-2055 2056-2070 2071-2085 2086-2100 2101-2115 2116-2130 2131-2145
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
Дружественный проект «Спільне»
Сборник трудов шаламовской конференции
Книга Терри Иглтона «Теория литературы. Введение»
 
 
Кто нужен «Скепсису»?