Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 
В этом разделе мы собираем не только тексты, специально написанные для «Скепсиса» и опубликованные на страницах журнала. Кроме них, здесь выкладываются статьи и книги, с нашей точки зрения, необходимые,
  • во-первых, для понимания происходящего в современном мире,
  • во-вторых, для полноценного изучения гуманитарных наук,
  • в-третьих, для развития критического мышления.
Мы выкладываем тексты не только наших авторов, но и всех тех, кого считаем – частично или полностью – своими единомышленниками.
Если вы видите, что в нашей библиотеке чего-то не хватает – предлагайте!

Типы текстов:
В пути с товарищами
Арундати Рой
«Силы, противостоящие друг другу в лесу, несоизмеримы и неравны практически во всём. С одной стороны, массовые полувоенные подразделения, имеющие за спиной финансовую мощь, поддержку СМИ и надменность формирующейся супердержавы. С другой стороны — простые сельские жители, вооруженные традиционным оружием и опирающиеся на хорошо организованных и имеющих чёткую цель партизан-маоистов, обладающих ни с чем не сравнимой бурной историей вооружённого сопротивления. Маоисты и полувоенные формирования — старые противники, они уже несколько раз сражались друг с другом в более ранних воплощениях: в Tелангане — в 50-е, в Западной Бенгалии, Бихаре, Шрикакуламе в Андхра-Прадеше — в конце 60-х и 70-х, затем снова в Андхра-Прадеше, Бихаре и Махараштре — начиная с 80-х и вплоть до наших дней».
10 октября 2010
В застенках Колчака
Дмитрий Раков
«В тюрьме воцарился неописуемый ужас. Начались самоубийства, массовые отравления заложников. Усмирение Розанов повел «японским» способом. Захваченное у большевиков селение подвергалось грабежу, мужское население или выпарывалось поголовно или расстреливалось; не щадили ни стариков, ни женщин. Наиболее подозрительные по большевизму селения просто сжигались».
9 октября 2010
Будет ли генерал Власов причислен к лику святых?
Редакция «Скепсиса», Михаил Трофименков
«Любой разговор о “Попе” Владимира Хотиненко предваряют камлания о “неоднозначности” проиллюстрированной фильмом исторической коллизии, “нравственном выборе” героя, угодившего между “большевистским молотом” и “нацистской наковальней”. Ради бога, что тут “неоднозначного”»?
3 октября 2010
Культура — достояние всего общества
Галина Андреева
«Сожаление вызвал сам факт проведения слушаний 15 сентября, когда большая часть руководителей российских музеев находилась в Казани на Международном музейном форуме, даты проведения которого были известны чуть ли не за год. Таким образом, многие руководители российских музеев не имели возможности лично присутствовать на обсуждениях столь важного законопроекта».
30 сентября 2010
Музеи и памятники религиозного искусства. Международные нормы и опыт
Галина Андреева
«Сегодня в мире насчитывается свыше 60 000 музеев, из них не менее 2 500 — в России. Являясь важным общественным достоянием, музейные коллекции имеют особое юридическое положение и защищены международным законодательством. Мы же в России сейчас, по сути, имеем дело с размузеефикацией ряда памятников, в которых находятся музеи, и стоим перед угрозой размузеефикации музейных предметов, превращением их в “имущество” функционального назначения. Это наносит урон самому главному приоритетному принципу всех международных актов и конвенций — принципу обеспечения сохранности памятников для передачи их последующим поколениям. Притязания религиозных организаций к музеям продолжаются и носят “программный” характер».
30 сентября 2010
Экспертное заключение Российского института культурологии, Государственного института искусствознания и ИКОМ России по проекту федерального закона № 391395-5 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»
Документы
«Ошибка состоит в том, что музейные предметы и коллекции не являются имуществом. Любое общество в процессе развития осознает некоторые объекты как культурные ценности, подлежащие изъятию из повседневного обихода с целью сохранения и передачи из поколения в поколение. Для этого обществом созданы специальные институты, именуемые музеем и архивом. В тот момент, когда культурный объект попадает в государственный музей, он перестает быть имуществом религиозного или любого другого назначения. Он становится памятником истории и культуры — национальным достоянием, а его первоначальное назначение — фактом истории».
29 сентября 2010
Нобелевское звание как повод для сомнений
Сергей Ермолаев
«Примеров заимствования Кругманом идей “энтузиастов свободного рынка” можно привести еще много. Их Кругман вроде бы критикует, но с удовольствием предается свойственным им заблуждениям. Как же объяснить такую двойственную позицию автора? Кажется, разгадка в том, что он просто не видит этой двойственности.<...> По Кругману выходит, что свободный рынок может выступать в различных вариантах, и в форме “кейнсианской конвенции” он тоже вполне возможен. И не просто возможен, но даже предпочтителен, раз кейнсианская стратегия принесла в свое время столь хорошие результаты».
27 сентября 2010
Слушания в Государственной Думе законопроекта «О передаче в собственность религиозным организациям имущества религиозного назначения...»: итог
Документы, Левон Нерсесян
«Вот она хранилась, хранилась, потом раз, и между 53 и 56 годом раскололась надвое… Такая трещина, здоровая, почти сантиметр была. И где у нас все были? Куда смотрели? [обращается к музейщикам] А потом, когда ее стали выставлять, для поклонения… И, прошу прощения, у православных есть такой ритуал – целование иконы, кто не знает. Так вот, восемь сантиметров, это примерно мы посчитали, более миллиона приложений было к этой иконе… Вот эта трещина срослась!»
24 сентября 2010
Власть и церковь против культуры
Ирина Кусова
«Председатель комитета по общественным и религиозным организациям (и по совместительству православный активист) С.А. Попов сообщил присутствующим, что оказывается, для реставрации икон достаточно энного количества приложений к ним. В доказательство г-н Попов привел случай, когда для сращения трещины на псковской иконе понадобился миллион целований верующих. Подробностей этой уникальной нанотехнологии, к примеру, соотношение ширины трещины и числа поцелуев и проч., депутат, к сожалению, не коснулся».
22 сентября 2010
Иметь или быть?
Левон Нерсесян
«Оружие у нас только одно — слово. Мы должны непрерывно рассказывать, показывать и объяснять, что происходит. Я, по крайней мере, стараюсь делать это всегда, по первому требованию — что довольно утомительно и не доставляет никаких приятных эмоций, за исключением чувства исполненного долга. Бесконечно работать ассенизатором, снова и снова прочищать людям мозги, чтобы они трезво глядели на окружающую действительность и понимали, что к чему».
21 сентября 2010
Шарпевильский расстрел — водораздел в истории Южной Африки
Амброз Ривз
«Однако нет ни малейшего доказательства того, что между трагедиями в Като-Манор и Шарпевиле существовала какая-то прямая связь. Хотя, с другой стороны, косвенно они связаны друг с другом общим происхождением, в том смысле, что обе эти трагедии были порождением политики, проводившейся в жизнь на протяжении предыдущих десяти лет власть имущими, которые сделали все возможное, чтобы принудительная сегрегация сковала жизнь миллионов африканцев подобно смирительной рубашке».
20 сентября 2010
Ломать — не строить
Владимир Половинко
«Самое страшное в этой истории вовсе не безразличие руководства к судьбам людей — так себя ведет буржуазия всегда и везде. Страшно то, что рабочие завода безропотно молчали, когда увольняли их товарищей. Не вышли на митинг протеста, не стояли с плакатами в пикете. Да и сами уволенные покорно покинули предприятие, даже голодовку никто не объявил».
19 сентября 2010
Эйнштейн о религии
Илья Смирнов
«Журнал “Скепсис” поставил себе целью отразить посягательства на Альберта нашего Эйнштейна. Справились ли “скептики” с задачей? Безусловно, справились. Под обложкой собраны важнейшие статьи, беседы, письма Эйнштейна по религиозно-философским, мировоззренческим вопросам. Отмечаем те фразы, которые обычно используют, чтобы привязать великого физика к церковной ограде. И становится понятен механизм шулерства. Фразы либо вырываются, просто выдираются с мясом из контекста, либо прочитываются специфическим образом, так, чтобы метафоры приобретали буквальный смысл».
18 сентября 2010
Восточный Тимор: забытый геноцид, замалчиваемые проблемы
Денис Пилаш
«Геноцид, осуществленный индонезийской армией в Тиморе, был бы невозможен без постоянного поступления вооружения стоимостью свыше миллиарда долларов от “западных демократий” — Великобритании, Франции, Австралии и, конечно же, США. 90% оружия, которое применялось индонезийскими силами во время вторжения, было произведено в США; американцы тренировали одиозные эскадроны смерти “Копассос”, пользуясь богатым опытом подготовки ультраправых офицеров и парамилитарес в Центральной Америке. А представитель США Даниэл Патрик Мойнихэн мог успешно блокировать в Совете Безопасности ООН попытки ввести санкции против агрессора».
12 сентября 2010
Пятый год борьбы за Кремль
Ирина Кусова
«Рязанский кремль — это один из самых ярких случаев, но, к сожалению, далеко не единственный. Такая же ситуация разворачивается во многих музеях-заповедниках нашей страны. Не так остро, не так, может быть, критично, как у нас, но, тем не менее, проблема эта существует. И обостряется эта проблема в связи с тем, что в сентябре Государственная Дума начинает рассмотрение федерального закона “О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности”»
12 сентября 2010
Страницы: 1-15 16-30 31-45 46-60 61-75 76-90 91-105 106-120 121-135 136-150 151-165 166-180 181-195 196-210 211-225 226-240 241-255 256-270 271-285 286-300 301-315 316-330 331-345 346-360 361-375 376-390 391-405 406-420 421-435 436-450 451-465 466-480 481-495 496-510 511-525 526-540 541-555 556-570 571-585 586-600 601-615 616-630 631-645 646-660 661-675 676-690 691-705 706-720 721-735 736-750 751-765 766-780 781-795 796-810 811-825 826-840 841-855 856-870 871-885 886-900 901-915 916-930 931-945 946-960 961-975 976-990 991-1005 1006-1020 1021-1035 1036-1050 1051-1065 1066-1080 1081-1095 1096-1110 1111-1125 1126-1140 1141-1155 1156-1170 1171-1185 1186-1200 1201-1215 1216-1230 1231-1245 1246-1260 1261-1275 1276-1290 1291-1305 1306-1320 1321-1335 1336-1350 1351-1365 1366-1380 1381-1395 1396-1410 1411-1425 1426-1440 1441-1455 1456-1470 1471-1485 1486-1500 1501-1515 1516-1530 1531-1545 1546-1560 1561-1575 1576-1590 1591-1605 1606-1620 1621-1635 1636-1650 1651-1665 1666-1680 1681-1695 1696-1710 1711-1725 1726-1740 1741-1755 1756-1770 1771-1785 1786-1800 1801-1815 1816-1830 1831-1845 1846-1860 1861-1875 1876-1890 1891-1905 1906-1920 1921-1935 1936-1950 1951-1965 1966-1980 1981-1995 1996-2010 2011-2025 2026-2040 2041-2055 2056-2070 2071-2085 2086-2100 2101-2115 2116-2130 2131-2140
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
Дружественный проект «Спільне»
Сборник трудов шаламовской конференции
Книга Терри Иглтона «Теория литературы. Введение»
 
 
Кто нужен «Скепсису»?