Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 
В этом разделе мы собираем не только тексты, специально написанные для «Скепсиса» и опубликованные на страницах журнала. Кроме них, здесь выкладываются статьи и книги, с нашей точки зрения, необходимые,
  • во-первых, для понимания происходящего в современном мире,
  • во-вторых, для полноценного изучения гуманитарных наук,
  • в-третьих, для развития критического мышления.
Мы выкладываем тексты не только наших авторов, но и всех тех, кого считаем – частично или полностью – своими единомышленниками.
Если вы видите, что в нашей библиотеке чего-то не хватает – предлагайте!

Типы текстов:
Рассказ дочери
Майя Улановская
«Итак, с конца октября 1950 до 7 февраля 1951 года я считала себя членом «Союза борьбы за дело революции», сокращённо СДР. Я ликовала, что буду делать с хорошими людьми общее дело. Конечно, нас посадят, и мысль о тюрьме меня привлекала, потому что письма, которые я получала от родителей из лагеря, разрывали сердце».
19 мая 2010
«Патриотическое воспитание»: этнические конфликты и школьные учебники истории
Виктор Шнирельман
«Введенный в образовательные программы в 1990-х гг. цивилизационный подход придает отдельным чертам народа необычайную устойчивость и навязывает учащимся представление о том, что те будто бы в неизменном виде сопровождают его в течение веков (отсюда идея “национального характера”). Здесь и следует искать питательную почву для идеологемы несовместимости культур, выдвинутой в 1970-х гг. европейскими Новыми правыми и создавшей основания для нового, или “культурного”, расизма».
18 мая 2010
Политическая икономия
Григорий Ревзин
Когда общество сталкивается с тяжелыми вызовами, оно может сделать решительный скачок вперед, поменять стандарт образования, культуры, общественных отношений. Но может и одичать.<…>Мы отдаем церкви то, что ей никогда не принадлежало, отдаем то, что она не умеет хранить, но умеет уничтожать, мы разоряем музеи, мы действуем в пользу меньшинства населения, нарушая права большинства, и вот вопрос: а почему мы так делаем?
14 мая 2010
Демузеефикация как диагноз
Алексей Лебедев
Восстанавливать полуразрушенные храмы – дело дорогостоящее и хлопотное, гораздо выгоднее брать отреставрированное: началось выселение музеев, размещавшихся в церковных зданиях и бывших монастырях. В той или иной мере пострадали все музеи, расположенные в старых русских городах. Настоящему разгрому подверглись музеи Александровской Слободы, Звенигорода, Костромы, Рязани, Сергиева Посада, Суздаля, Тобольска... Попытки музейных работников спасти вверенное им национальное достояние подавляются «огнем на поражение».
13 мая 2010
Этимология как оружие идеологии
Елена Бучкина
«Андрей Анатольевич подводит читателя к выводу о том, что сама по себе любительская лингвистика — это не просто отдельная “ветвь” лженауки, варящаяся “в собственном соку”, а инструмент доказательства безумных идей и обоснования конспирологических теорий, по которым именно русские (вариант: славяне) — высшая нация, некогда владевшая миром и оставившая следы этого господства в языках и географических названиях всех народов».
13 мая 2010
Химера православного клерикализма
Михаил Агапов, Вера Клюева
«Вне всякого сомнения, религия сыграла важнейшую роль в истории как всего человечества в целом, так и отдельных цивилизаций, народов и государств. Но роль эта была исторически обусловленной и в высшей степени неоднозначной. На одних этапах развития народов религиозные институты и нормы способствовали формированию культуры, определяли стратификацию общества и направления его развития, на других — приводили к стагнации и упадку. Однако идеологи клерикализма выкраивают историю национальных культур по своим собственным лекалам. Противоречия снимаются не посредством анализа, но посредством их игнорирования».
12 мая 2010
Внимание! Пасквиль!
Олег Кондратьев
«Не иначе как пасквилем на нашу профессию следует считать достаточно большую статью, опубликованную в “Новой газете” № 58 (1083) от 11.08-14.08.2005 г. под названием “Сейсморазводка”. Здесь нет нашей опечатки - буква “е” в названии статьи заменена на “о”, вероятно, для пущей полемичности. Автор статьи Адам Гликман вряд ли известен широкому кругу геофизиков. Ничем, кроме пары маловразумительных выступлений на ежегодных чтениях имени В. В. Федынского, он в наших делах не отметился».
4 мая 2010
Бизнес на псевдонауке
Григорий Шехтман
«Феномен Гликмана, о котором я писал в своей статье, — далеко не редкое явление в наше просвещенное время. Когда я знакомился с выводами “исследований” этого ниспровергателя сейсморазведки и обличителя сейсморазведчиков, якобы вступивших во всем мире между собой в преступный сговор, я почему-то вспомнил просуществовавшее более 100 лет вплоть до недавнего времени “Общество плоской Земли”».
4 мая 2010
Образование — не товар
Вадим Гудыма
«Протестующие прямо утверждают, что говорить о каких-то структурных, долгосрочных изменениях в образовании без изменения самого общества невозможно. Вот как об этом написали студенты Загребского университета: “Мы добиваемся свободного, бесплатного, доступного для всех образования, равно как и общества, которое способно обеспечить такое образование”».
1 мая 2010
«Ой ты, участь корабля…», или Снова о «Философском пароходе»
Нина Дмитриева
«Авторы предисловий и сами замечают парадоксальность своих утверждений… Но принятая с самого начала идейная установка обязывает, и потому им волей-неволей приходится пренебрегать логикой фактов. Однако Макаров и Христофоров, а также их коллеги публикуют столько “говорящих” документов, что их собственные теоретические выводы волей-неволей приходится воспринимать как недоразумение».
29 апреля 2010
«Кокаиновая республика»
Андрей Шумаков
«С середины 80-х картели более активно стали сотрудничать с неправительственными ультраправыми вооруженными группировками, так называемыми «парамилитарес». Первые «отряды самообороны» были созданы при активной правительственной поддержке еще в 70-х для борьбы с партизанами. <...> «парамилитарес» обучались и вооружались на деньги картелей, правительства и крупных землевладельцев, которым требовалась превентивная защита от «революционных мероприятий» повстанцев. Причастность армейских офицеров к противоправной деятельности и вооружённым расправам «парамилитарес» была хорошо известна. высшие армейские круги, «парамилитарес», крупные землевладельцы, правительственные чиновники и наркокартели волею судьбы оказались по одну сторону баррикад».
27 апреля 2010
От Болоньи до Болоньи, или Тупиковый процесс
Михаил Маяцкий
«Но самая разительная перемена, произошедшая в университете за последние 10–15 лет, протекшие под знаком Болоньи, — это изменение самого университетского духа. Вожделенное сближение с жизнью вылилось, прежде всего, в то, что студент превратился в покупателя, а университет — в супермаркет, с соответствующей логикой взаимоотношений между ними».
25 апреля 2010
Грязные воспоминания о великой войне
Михаил Трофименков
«Мне-то что, у меня нервы крепкие. Как говорила изнасилованная героиня Клаудии Кардинале в “Однажды на Диком Западе” С. Леоне: “Еще одно грязное воспоминание. Приму ванну, и всё пройдет”. Ужаснее всего были лица ветеранов на премьере. Телегруппа пыталась узнать их мнение о фильме и терялась, слыша: “Пытка”, “Плевок нам в лицо”, “Так снимать нельзя”. Да, время стирает в памяти физиологический ужас войны. Но если бы в экранном ужасе была хоть крошка правды, ветераны не говорили бы того, что они говорили. Слава богу, никому из них не стало плохо в зале».
25 апреля 2010
Гибель капитализма и диалектика
Тамаш Краус
«Ленин, например, считал политикой, выведенной из абстрактных принципов, теорию перманентной революции Парвуса и Троцкого, а также неограниченную привязанность анархистов к конечным целям. Защищая диалектику, он с переменной интенсивностью, в борьбе с разными противниками неизменно критиковал те теории, которые ограничивали или парализовывали деятельность революционного движения, стимулировали авантюристические выступления, усиливавшие изоляцию рабочего движения. Именно поэтому он отвергал политику терроризма, а также независимую от конкретных ситуаций абстрактную революционность, сторонники которой действовали под отвлеченным девизом “будь всегда и во всех случаях революционнее других”».
22 апреля 2010
Лукавые цифры и обманчивые теории: о некоторых современных подходах к изучению мигрантов
Виктор Шнирельман
«Следует отметить, что в России опасения по поводу фатального изменения “этнокультурного портрета” направлены исключительно в адрес нерусских мигрантов. Ни один сторонник этих взглядов даже не пытался применить их к ситуациям широкого расселения русских по национальным окраинам как в царское время, так и, особенно, в советский период. Никого из них не тревожило, например, преобладание русского населения в ряде национальных республик Российской Федерации. И тем более, никто из них не решался ссылаться на такую “процентную норму” для объяснения, скажем, ситуации с русскими в Латвии или Эстонии. Отъезд массы евреев и немцев из страны тоже не порождает у них опасений за “традиционный этнодемографический портрет”».
16 апреля 2010
Страницы: 1-15 16-30 31-45 46-60 61-75 76-90 91-105 106-120 121-135 136-150 151-165 166-180 181-195 196-210 211-225 226-240 241-255 256-270 271-285 286-300 301-315 316-330 331-345 346-360 361-375 376-390 391-405 406-420 421-435 436-450 451-465 466-480 481-495 496-510 511-525 526-540 541-555 556-570 571-585 586-600 601-615 616-630 631-645 646-660 661-675 676-690 691-705 706-720 721-735 736-750 751-765 766-780 781-795 796-810 811-825 826-840 841-855 856-870 871-885 886-900 901-915 916-930 931-945 946-960 961-975 976-990 991-1005 1006-1020 1021-1035 1036-1050 1051-1065 1066-1080 1081-1095 1096-1110 1111-1125 1126-1140 1141-1155 1156-1170 1171-1185 1186-1200 1201-1215 1216-1230 1231-1245 1246-1260 1261-1275 1276-1290 1291-1305 1306-1320 1321-1335 1336-1350 1351-1365 1366-1380 1381-1395 1396-1410 1411-1425 1426-1440 1441-1455 1456-1470 1471-1485 1486-1500 1501-1515 1516-1530 1531-1545 1546-1560 1561-1575 1576-1590 1591-1605 1606-1620 1621-1635 1636-1650 1651-1665 1666-1680 1681-1695 1696-1710 1711-1725 1726-1740 1741-1755 1756-1770 1771-1785 1786-1800 1801-1815 1816-1830 1831-1845 1846-1860 1861-1875 1876-1890 1891-1905 1906-1920 1921-1935 1936-1950 1951-1965 1966-1980 1981-1995 1996-2010 2011-2025 2026-2040 2041-2055 2056-2070 2071-2085 2086-2100 2101-2115 2116-2130 2131-2138
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
Дружественный проект «Спільне»
Сборник трудов шаламовской конференции
Книга Терри Иглтона «Теория литературы. Введение»
 
 
Кто нужен «Скепсису»?