Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 
В этом разделе мы собираем не только тексты, специально написанные для «Скепсиса» и опубликованные на страницах журнала. Кроме них, здесь выкладываются статьи и книги, с нашей точки зрения, необходимые,
  • во-первых, для понимания происходящего в современном мире,
  • во-вторых, для полноценного изучения гуманитарных наук,
  • в-третьих, для развития критического мышления.
Мы выкладываем тексты не только наших авторов, но и всех тех, кого считаем – частично или полностью – своими единомышленниками.
Если вы видите, что в нашей библиотеке чего-то не хватает – предлагайте!

Типы текстов:
Чёрная месть белых
Бьярне Стенквист
«Всего было арестовано свыше 80 тысяч человек, почти три процента населения страны, из которых 75 тысяч были посланы в спешно организованные лагеря, где заключённым не хватало места, воды, еды и медицинской помощи. В худшем из лагерей, в Экенесе, где содержалось около 9 тысяч заключенных, умерло 30 процентов, ― столько же, сколько в японских лагерях во время Второй мировой войны».
14 апреля 2010
Отчаяние и сопротивление в Греции
Яннис Албанис
«Социальная катастрофа, от которой страдает сегодня греческий народ, является результатом неолиберальной структуры Европейского валютного и финансового союза. Единая валюта без общего бюджета, единый европейский рынок без каких-либо механизмов перераспределения ресурсов от богатых к бедным, Пакт стабилизации, основанный на радикальных неолиберальных догмах, единственная цель которых — получение прибыли, а не улучшение благосостояния людей. Кризис показал, что нельзя больше жить по правилам Маастрихтского договора».
10 апреля 2010
La Commune (de Paris,1871)
Питер Уоткинс
«Мы с вами — современники довольно мрачного периода истории человечества — когда воедино соединились постмодернистский цинизм (устраняющий гуманистическое и критическое мышление из системы образования), откровенная алчность, порождённая потребительским обществом и охватывающая под своим крылом немало людей; общественная, хозяйственная и экологическая катастрофа в виде глобализации; в огромных масштабах увеличилось страдание и эксплуатация людей так называемого “третьего мира”, а также — отупляющее “подчинение и стандартизация”, постоянно пропагандируемые мировыми аудиовизуальными СМИ — всё это создало мир, в котором мораль, нравственность, общественная солидарность и долг (кроме как к оппортунизму) — считаются “старомодными”. Где безудержная и дешёвая эксплуатация стала нормой жизни — этому учат с детства. В таком мире, как тот, что был в Париже весной 1871 года, представлена (и до сих пор представляется) идея необходимости борьбы за лучший мир и потребности в определённой форме общественно-социальной Утопии — в которой МЫ сегодня нуждаемся столь отчаянно, как умирающие люди нуждаются в плазме. Задача фильма — показать, из чего рождается эта потребность»
9 апреля 2010
Наука и этика, или Могут ли ученые избежать ксенофобии?
Виктор Шнирельман
«Аморальная наука идет во вред и обществу, и самой науке, и чувствующий свою социальную ответственность ученый обязан в той или иной форме препятствовать использованию своих данных расистами и не позволять им своими фантастическими интерпретациями искажать суть научного знания. Именно он должен доводить до сведения общественности истинную позицию науки по тем или иным животрепещущим вопросам современности. Если же расисты используют научные данные (разумеется, в своей собственной интерпретации) и с благодарностью ссылаются на ученых при молчаливом согласии последних, то это не только позволяет расистам беспрепятственно искажать суть научного знания и успешно продвигать свои ксенофобские идеи в общество, но и ведет к дискредитации науки. Иными словами, в этом случае молчание ученых подрывает их собственный авторитет и перечеркивает все их научные достижения».
8 апреля 2010
Язык проглотил
Ольга Казакевич
«Люди выбирают язык, владение которым дает им социальные преимущества. Обычно престижным считается “большой” язык. Как правило, это язык школьного и высшего образования, его знание обеспечивает карьеру, благополучие. И если с “большим” языком связано представление об экономическом процветании, а с “малым” ассоциируются занятия, не обеспечивающие достойного уровня жизни, такая ситуация ставит под угрозу существование “малого” языка».
6 апреля 2010
Петр Григоренко и бандеровцы
Григорий Шехтман
«Генерал П. Григоренко и представить бы себе не мог, что на его родной Украине через дюжину лет после написания им своих мемуаров западноукраинские депутаты аплодисментами встретят сообщение их земляка, также депутата, о том, что 80 % карателей Бабьего Яра составляли оуновцы. Совестливость Петра Григоренко никогда не была свойственна далеким от покаяния бандеровцам, опиравшимся в своих поступках не на совесть вообще, а на “националистическую совесть”»
31 марта 2010
Испанский анархо-синдикализм в первый период национально-революционной войны 1936-1939 гг.
Кива Майданик
«Слабость промышленного пролетариата, преобладание в городах ремесленников и вообще мелкой буржуазии, необычайная устойчивость партикуляристских традиций и стремлений, соответствие анархистских идей настроениям и чаяниям значительной части испанского крестьянства и батрачества, стихийная революционная бунтарская традиция испанского народа явились важнейшими первоначальными причинами успеха анархизма в Испании».
24 марта 2010
Политарный (азиатский) способ производства: сущность и место в истории человечества и России
Юрий Семёнов
«В работах, включённых в данную книгу, всесторонне рассмотрена проблема т.н. «азиатского» способа производства, который автор именует политарным способом производства. Прослежена история проблемы с XVII в. по XXI в. включая две дискуссии, которые имели место в марксистской философской и исторической науке 20-30-х и 60-70-х годах XX в.».
20 марта 2010
Зона, или Риэлторы в рясах на псковской земле
Олег Дементьев
«Игуменья Елисавета (Беляева Т.И.) пришла в Псковское областное Собрание депутатов с требованием принять постановление “Об утверждении границ зон охраны Собора Спасо-Елеазаровского монастыря, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон”. Согласно ему жителям и дачникам десяти населенных пунктов только после специального разрешения можно будет осуществлять деятельность на территории земель охранный зоны, площадь которой превышает 3 тысячи гектаров. В зону попали речки и озера, леса и лужайки, оздоровительные лагеря, земельные участки местных жителей и дачников из Пскова, прибрежные земли Псковско-Чудского водоема».
18 марта 2010
Во имя «столкновения цивилизаций»
Тарик Али
«Семидесятилетний конфликт между США и СССР не оставил нетронутой ни одну “цивилизацию”. Коммунистические партии пользовались массовой поддержкой не только в лютеранской Германии, но и в конфуцианском Китае и мусульманской Индонезии. В 20-30-х гг. космополитические призывы марксизма и популистский вызов Бенито Муссолини и Адольфа Гитлера разделили арабских интеллектуалов точно так же, как и их европейских товарищей. Либерализм, воспринятый как идеология Британской империи, пользовался тогда меньшей популярностью. Ныне фундаменталисты могут рассматриваться как мусульманская версия французского Национального фронта или неофашистов из итальянского правительства».
17 марта 2010
Конец утопии
Герберт Маркузе
«Когда отсутствует жизненная потребность в упразднении (отчужденного) труда, когда, напротив, наличествует потребность в сохранении и расширении труда, даже когда тот утрачивает свою общественную необходимость; когда нет жизненной потребности в радости, счастье с чистой совестью, а есть невероятно убогая потребность извлекать прибыль из всего, что только можно; когда указанных жизненных потребностей нет или же они задушены репрессивными потребностями, остается ожидать действительного превращения новых технических возможностей в новые возможности властного подавления».
14 марта 2010
Из истории теоретической разработки В. И. Лениным национального вопроса
Юрий Семёнов
«Национальный гнет есть одна из форм политического гнета. Вопрос о самоопределении наций, как неоднократно подчеркивал В.И. Ленин, целиком и полностью относится к области политики. Национальное движение есть движение политическое. А это значит, что общность людей, именуемая нацией, выступает прежде всего в общественной жизни в ка­честве определенной политической силы».
13 марта 2010
Опыт православной экологии
Вера Русакова
«Некоторое время назад мне представилась возможность принять участие в круглом столе под названием “Церковь и проблемы экологии”. <…> Будучи атеисткой, я сначала хотела отказаться, но потом передумала. Во-первых, в силу профессионального интереса; во-вторых, в силу интереса, так сказать, идеологического: вдруг увижу и услышу нечто такое, что заставит меня переменить прежние взгляды».
10 марта 2010
Свобода за полцены
Андрей Солдатов
«Фактически, это книга о том, как рухнула популярная в 90-х годах модель, утверждавшая, что рост благосостояния обязательно приведет к развитию политических свобод, что капитализм связан с демократией и без демократии неэффективен. Через двадцать лет оказалось, что капитализм вполне может обходиться без демократии».
8 марта 2010
Заставь ректорат богу молиться...
МИФИст
«У креста тут же выставили охрану, как бы чего не вышло. И правильно сделали. Мы, конечно, не можем говорить за всех, но есть такое ощущение, что мифисты, уже привыкшие и к храму в подвале Главного корпуса, и к грядущему визиту Патриарха, и даже к кафедре теологии СарФТИ НИЯУ МИФИ, все равно были в большинстве своем шокированы этой молниеносной акцией. Ропот недовольства можно было услышать по всему институту. Наутро в среду неизвестные мифисты оклеили весь институт плакатами с протестами (которые, разумеется, тут же срывались)».
6 марта 2010
Страницы: 1-15 16-30 31-45 46-60 61-75 76-90 91-105 106-120 121-135 136-150 151-165 166-180 181-195 196-210 211-225 226-240 241-255 256-270 271-285 286-300 301-315 316-330 331-345 346-360 361-375 376-390 391-405 406-420 421-435 436-450 451-465 466-480 481-495 496-510 511-525 526-540 541-555 556-570 571-585 586-600 601-615 616-630 631-645 646-660 661-675 676-690 691-705 706-720 721-735 736-750 751-765 766-780 781-795 796-810 811-825 826-840 841-855 856-870 871-885 886-900 901-915 916-930 931-945 946-960 961-975 976-990 991-1005 1006-1020 1021-1035 1036-1050 1051-1065 1066-1080 1081-1095 1096-1110 1111-1125 1126-1140 1141-1155 1156-1170 1171-1185 1186-1200 1201-1215 1216-1230 1231-1245 1246-1260 1261-1275 1276-1290 1291-1305 1306-1320 1321-1335 1336-1350 1351-1365 1366-1380 1381-1395 1396-1410 1411-1425 1426-1440 1441-1455 1456-1470 1471-1485 1486-1500 1501-1515 1516-1530 1531-1545 1546-1560 1561-1575 1576-1590 1591-1605 1606-1620 1621-1635 1636-1650 1651-1665 1666-1680 1681-1695 1696-1710 1711-1725 1726-1740 1741-1755 1756-1770 1771-1785 1786-1800 1801-1815 1816-1830 1831-1845 1846-1860 1861-1875 1876-1890 1891-1905 1906-1920 1921-1935 1936-1950 1951-1965 1966-1980 1981-1995 1996-2010 2011-2025 2026-2040 2041-2055 2056-2070 2071-2085 2086-2100 2101-2115 2116-2130 2131-2145 2146-2152
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
Дружественный проект «Спільне»
Сборник трудов шаламовской конференции
Книга Терри Иглтона «Теория литературы. Введение»
 
 
Кто нужен «Скепсису»?