Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 
В этом разделе мы собираем не только тексты, специально написанные для «Скепсиса» и опубликованные на страницах журнала. Кроме них, здесь выкладываются статьи и книги, с нашей точки зрения, необходимые,
  • во-первых, для понимания происходящего в современном мире,
  • во-вторых, для полноценного изучения гуманитарных наук,
  • в-третьих, для развития критического мышления.
Мы выкладываем тексты не только наших авторов, но и всех тех, кого считаем – частично или полностью – своими единомышленниками.
Если вы видите, что в нашей библиотеке чего-то не хватает – предлагайте!

Типы текстов:
Россия в XIX веке: Курс лекций
Николай Троицкий
«Весь ход российской истории XIX в. свидетельствует, что главную ответственность за те социальные и политические катаклизмы, которые пережила Россия уже в то время, а затем еше болезненнее в 1905—1917 гг., несут не революционеры, которые будто бы (как считают многие зарубежные, а с недавних пор и некоторые отечественные историки) своим экстремизмом столкнули царизм с правильно избранного пути реформ. Ответственность за это лежит на царизме... Демократически реформировать империю сами цари не хотели, а царские министры не могли по ограниченности как объективных, так и субъективных своих возможностей, ибо они большей частью не поднимались выше уровня министра внутренних дел 1868—1878 гг. А.Е. Тимашева, о котором П.А. Валуев ядовито, но в принципе верно сказал: “Он не понимает, не знает, и не понимает и не знает, что не знает и не понимает”».
13 октября 2007
Сикхизм в свете научного религиоведения
Илья Смирнов
«Книга петербургских индологов Елены Успенской и Игоря Котина посвящена одной из интереснейших религий Индии — сикхизму. В книге рассказывается о последних пяти столетиях истории Северной Индии, ее политическом развитии и о духовных поисках ее выдающихся умов. История сикхов — это также история одной из самых успешных религиозных диаспор».
12 октября 2007
Вскрытие мощей Тихона Задонского и Митрофана Воронежского
Документы
«Разоблачение мощей самых разнообразных святых, как известно, в первой половине 1919 года приняло эпидемический характер. В свое время газеты сообщали, о случае в Александро-Свирском монастыре, где на поверку вместо мощей “угодника” найдена была самая обыкновенная... восковая кукла. Те же газеты сообщили и о другом, совершенно непредвиденном казусе с мощами “Артемия Праведного”, которые оказались смесью из кирпичей и гвоздей».
10 октября 2007
На «вскрытии»
Михаил Горев
«Два мира сейчас столкнулись, две идеологии как будто говорили на разных языках. И не понял архимандрит Кронид, для чего же в сущности нужно это “вскрытие мощей”, и зачем отнимать от гроба эту его загадочную таинственность, окруженную потрескивающими свечами и дымом кадил. И не понял в свою очередь председатель Исполкома, как можно в XX веке безнаказанно спекулировать на религиозных чувствах, как можно играть в своекорыстных интересах на темноте и невежестве народа».
10 октября 2007
Послание народам мира, отправленное на Конференцию трех континентов
Эрнесто Че Гевара
«Если нам, всем, кто в крошечных точках на карте мира исполняет свой долг и отдает борьбе то немногое, что мы можем отдать – наши жизни, наше самопожертвование, – придется в ближайшее время пасть на земле, орошенной нашей кровью и ставшей поэтому нашей, знайте: мы осознаем масштаб наших действий и рассматриваем себя лишь как частичку великой армии пролетариата – и при этом гордимся тем, что восприняли основной урок Кубинской революции и ее главного лидера, урок, вытекающий из положения, которое они занимают в этой части планеты: “Что значит опасность, угрожающая одному человеку или даже целому народу, что значат их жертвы, когда на кону судьба человечества?”»
9 октября 2007
Крест на музее
Михаил Поздняев
«В России около 10 тыс. заброшенных храмов, многие из которых требуют срочного ремонта. Однако такие объекты РПЦ не спешит брать в свою собственность. При том, что чрезвычайно решительно ведет себя в случаях, когда в стенах бывших монастырей и храмов расположены учреждения культуры. По Уставу РПЦ имущество, используемое общинами, де-юре принадлежит вовсе не им, а Священному синоду. Эксперты полагают, что по окончании “православной реституции” в России появится крупнейший собственник недвижимости и земли, в отличие от олигархов выведенный из поля регулирования экономической деятельности».
8 октября 2007
Гюго – поэт-реалист
Луи Арагон
«Борьба за Виктора Гюго — это часть борьбы за реализм, а борьба за реализм — часть борьбы за подлинную демократию и за мир. Такова истина. А враги Виктора Гюго, целя в него, стараются сразить поэта, который неизменно требовал, чтобы “буква” отступила перед “разумом”, который не мыслил себе поэзии без идей. Они прекрасно понимают, кому единственно может служить отныне эта поэзия правды, этот “самшитовый волчок” в кармане ребенка, этот “ореховый шкаф”, дверцы которого открываются в широкую даль истории».
6 октября 2007
Трещины в логике.
Книга для учителя по новейшей истории России
Илья Смирнов
«Ещё в позапрошлом веке умные люди предостерегали от изучения в школе слишком современной истории, в результате чего получается “…панегирик нынешнему императору и производит, конечно, совершенно противное действие. Молодые люди по свойственному им духу противоречия относятся к этому преподаванию критически… теряют к учителям и доверие, и уважение”».
4 октября 2007
Минобрнауки наработало на пару
Марина Лемуткина
«“На полицейско-бюрократические функции бюджета на 2008–2010 годы выделено 60%”, – пояснил депутат Госдумы Сергей Глазьев. В итоге “учитель получает меньше чернорабочего”, а индексирование зарплат в большинстве регионов остается номинальным: в 2006 году они увеличились на 26%, а инфляция съела 25%».
3 октября 2007
Шоковая доктрина
Наоми Кляйн
«Институт американского предпринимательства с восторгом говорил о том, что ураган “Катрина” “за один день совершил то, что школьные реформаторы Луизианы не могли сделать в течение многих лет”. Я называю эти хорошо организованные рейды против общественной собственности, а также отношение к этой трагедии как к увлекательной рыночной возможности “капитализмом катастроф”».
2 октября 2007
Слабая церковь
Александр Макаркин
«Действительно, для многих храм стал местом, куда можно зайти на несколько минут, поставить свечку (по сути, выполнив магический обряд) и быстро удалиться по своим делам. Да еще написать записки за здравие и упокой, сталкиваясь часто с постыдной мелочностью – храмовые работники с готовностью подскажут тебе, что в одной записке должно быть не больше десяти имен, в противном случае надо платить двойную цену».
1 октября 2007
Смерть за смерть
Сергей Степняк-Кравчинский
«Вы — представители власти; мы — противники всякого порабощения человека человеком, поэтому вы наши враги и между нами не может быть примирения. Вы должны быть уничтожены и будете уничтожены! Но мы считаем, что не политическое рабство порождает экономическое, а наоборот. Мы убеждены, что с уничтожением экономического неравенства уничтожится народная нищета, а с нею вместе невежество, суеверия и предрассудки, которыми держится всякая власть. Вот почему мы как нельзя более склонны оставить в покое вас, правительствующие. Наши настоящие враги — буржуазия, которая теперь прячется за вашей спиной, хотя и ненавидит вас, потому что и ей вы связываете руки».
30 сентября 2007
Военная история Рима в неразрывной связи с политикой, экономикой и религией
Илья Смирнов
«Вопреки всем “реформам” и “Болонским соглашениям”, наши вузы продолжают готовить специалистов с широким историческим кругозором, а не “болонок”. Удивительная жизнестойкость. Прямо как Рим во время Пунических войн».
29 сентября 2007
Последний из русских реалистов. О книге Германа Садулаева «Я – чеченец!»
Иван Лещинский
«Для Садулаева тема чеченской войны является столь же определяющей все остальные, как для Шаламова — тема колымских лагерей. Схожи и их писательские установки — в их произведениях нет вымысла. Беллетристика в них уступает место жизненному опыту, изложению фактов, воспоминаниям».
28 сентября 2007
Учителя должны отговаривать школьников от поступления в вузы
К. Ладогин
«Одна из задач, которая официально ставится перед учителями, - “сделать так, чтобы школьник сознательно отказался от поступления в ВУЗ и стал делать горизонтальную карьеру”, ведь “в Германии, стране автомобилей, самая престижная профессия – автомеханик”. Кроме того, мы узнали, что сын нашего лектора, “профессора с молодых ногтей”, поступил в институт (“ну, вы понимаете, я там договорился”), был исключен из ВУЗа со второго курса и пошел торговать спортивной одеждой, а теперь “он состоялся и хочет стать театральным критиком, просто для души”».
27 сентября 2007
Страницы: 1-15 16-30 31-45 46-60 61-75 76-90 91-105 106-120 121-135 136-150 151-165 166-180 181-195 196-210 211-225 226-240 241-255 256-270 271-285 286-300 301-315 316-330 331-345 346-360 361-375 376-390 391-405 406-420 421-435 436-450 451-465 466-480 481-495 496-510 511-525 526-540 541-555 556-570 571-585 586-600 601-615 616-630 631-645 646-660 661-675 676-690 691-705 706-720 721-735 736-750 751-765 766-780 781-795 796-810 811-825 826-840 841-855 856-870 871-885 886-900 901-915 916-930 931-945 946-960 961-975 976-990 991-1005 1006-1020 1021-1035 1036-1050 1051-1065 1066-1080 1081-1095 1096-1110 1111-1125 1126-1140 1141-1155 1156-1170 1171-1185 1186-1200 1201-1215 1216-1230 1231-1245 1246-1260 1261-1275 1276-1290 1291-1305 1306-1320 1321-1335 1336-1350 1351-1365 1366-1380 1381-1395 1396-1410 1411-1425 1426-1440 1441-1455 1456-1470 1471-1485 1486-1500 1501-1515 1516-1530 1531-1545 1546-1560 1561-1575 1576-1590 1591-1605 1606-1620 1621-1635 1636-1650 1651-1665 1666-1680 1681-1695 1696-1710 1711-1725 1726-1740 1741-1755 1756-1770 1771-1785 1786-1800 1801-1815 1816-1830 1831-1845 1846-1860 1861-1875 1876-1890 1891-1905 1906-1920 1921-1935 1936-1950 1951-1965 1966-1980 1981-1995 1996-2010 2011-2025 2026-2040 2041-2055 2056-2070 2071-2085 2086-2100 2101-2115 2116-2130 2131-2140
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
Дружественный проект «Спільне»
Сборник трудов шаламовской конференции
Книга Терри Иглтона «Теория литературы. Введение»
 
 
Кто нужен «Скепсису»?