Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 
В этом разделе мы собираем не только тексты, специально написанные для «Скепсиса» и опубликованные на страницах журнала. Кроме них, здесь выкладываются статьи и книги, с нашей точки зрения, необходимые,
  • во-первых, для понимания происходящего в современном мире,
  • во-вторых, для полноценного изучения гуманитарных наук,
  • в-третьих, для развития критического мышления.
Мы выкладываем тексты не только наших авторов, но и всех тех, кого считаем – частично или полностью – своими единомышленниками.
Если вы видите, что в нашей библиотеке чего-то не хватает – предлагайте!

Типы текстов:
О некоторых чертах психологии русских крепостных первой половины XIX в.
Борис Литвак
«Крепостные сознавали свою зависимость от одного, «своего» помещика и хотели от нее избавиться. Самым массовым стереотипом крестьянских выступлений за личную свободу является коллизия, возникавшая при смене владельца. Смерть владельца, продажа и все прочие случаи перехода крепостных из рук в руки оживляли борьбу за личную свободу. Здесь сказывалось крестьянское представление о личной зависимости, которая кончается с исчезновением данного господина. Такое представление и послужило питательной почвой для высшей формы личной мести — убийства помещика».
21 декабря 2006
Сартр — литературный критик
Самарий Великовский
«О ремесле и уделе литературных критиков, — разумея под ними, как это принято во Франции, и тех, кого у нас именуют литературоведами, — Жан Поль Сартр высказывался обычно без малейшего снисхождения, а то и попросту с издевкой: “Критики — это в большинстве случаев неудачники, которые однажды, подойдя к порогу отчаяния, нашли себе скромное тихое местечко кладбищенских сторожей”».
19 декабря 2006
Луговая собачка под гнетом цензуры
Алексей Николаев
«Другой известный ученый – метеоролог, руководитель института НАСА по исследованиям климата Джеймс Хансен – утверждает, что администрация президента Буша жестко контролирует его общение с прессой и “давит” на него, указывая, какие темы можно затрагивать в своих выступлениях. Так, по его словам, цензуру проходят все его научные работы и тексты лекций и даже “посты” на форумах Института имени Годдарда».
17 декабря 2006
Закат Московского царства
Илья Смирнов
«Религиозные споры могли расколоть аристократию – как в Англии и во Франции. Россия этого избежала. Как? Покровители старообрядчества могли сохранять своё высокое положение. Но при условии: не устраивать демонстраций, не посягать на царский авторитет. Условие, с которым не пожелала считаться Морозова».
17 декабря 2006
Жан Поль Сартр о самом себе
Самарий Великовский
«“Слова Сартра” — произведение примечательное. “Критическое введение в личность” одного из властителей дум “левой интеллигенции” Запада. Честное, до жестокости, до святотатства откровенное исследование духовного микрокосма, подчиненного тем же, хотя и философски сублимированным законам, что и вызвавшая его к жизни материальная вселенная — французское общество XX столетия».
16 декабря 2006
Славянство — превыше всего?
Франциш Санченя
«Три дня я, злобный «инорасовый Кащей Бессмертный», подозрительный “полукровка” захаживал в Дом книги, надеясь, что казус “рассосется” сам. Хоть бы этот злополучный гримуар был куплен каким-нибудь выжившим из ума патриотом! Увы – “Расология” по прежнему зияет посреди дорогих сердцу каждого белоруса книг о Государственной идеологии как транспарант».
16 декабря 2006
На смерть злодея
Борис Кагарлицкий
«Либеральная московская интеллигенция обожала генерала Пиночета. Во-первых, подавил революцию, а во-вторых, поднял экономику. Относительно экономического подъема говорилось как-то смутно, без подробностей, зато про массовые расстрелы и расправы над коммунистами поклонники Федора Михайловича Достоевского и демократических ценностей вспоминали подробно и со смаком».
15 декабря 2006
Льюис Генри Морган: легенда и действительность
Юрий Семёнов
«Каким же образом умеренный либеральный буржуа, да к тому же еще и ревностный христианин, смог подняться до материалистического понимания истории, как согласовать приписываемую Моргану приверженность к капитализму, как лучшей из всех систем, с тем фактом, что он не только подверг критике цивилизацию — общество товарного производства, основную форму нашего, современного общества, но и высказался о грядущем преобразовании этого общества в таких выражениях, которые мог бы произнести Карл Маркс?»
15 декабря 2006
Меняющиеся скинхеды. Опыт наблюдения за субкультурой
Александр Тарасов
«При этом за исключением расизма и симпатий к ультраправому политическому спектру, никаких пересечений с традиционной субкультурой скинхедов у этих групп не наблюдается: они не выглядят так, как должны выглядеть скинхеды, они не слушают музыку в стиле “ой!”, они не поддерживают или почти не поддерживают контактов со скинхедами из других городов. Фактически это означает, что в криминализированной молодежной среде, как минимум, Перми и Кирова быть скинхедом, а не просто шпаной, считается модным и престижным».
14 декабря 2006
Я все гляжу куда-то в небо, как будто ищу ответа, или Удивительная история
Анатолий Копейкин
«В общем, не могли эти башни выдержать одна 15 процентов своего веса, а другая — 25 процентов. Одна седьмая одной башни раздавила всю остальную башню, а четверть другой башни — все остальное у себя. До тех пор, пока что-то куда-то еще могло сыпаться, оно сыпалось. Интересно, что 30 лет эти башни держали этот вес, а в один момент перестали быть способны его держать. Нам отвечают: удар 15 верхних этажей был такой сокрушительной силы, что буквально смял в гармошку эти башни».
12 декабря 2006
Почему Варнавский не любит Льва Толстого
Николай Новиков
«Да, г-н Варнавский сделал вид, что его эта проблема не касается. Но почему - об этом избирателям спросить лучше его самого. Ходили также слухи, что помещение продано кому-то из родственников высокопоставленных чиновников. Но на это нет документальных подтверждений. Во всяком случае - пока нет. Вообще, случай с библиотекой имени Л. Н. Толстого - яркое подтверждение того, как власть относится к учреждениям культуры и соответственно культурным запросам рядовых горожан. Какая гарантия у остальных 46 муниципальных библиотек, что они не разделят судьбу библиотеки имени Л.Н. Толстого?»
12 декабря 2006
Тотемизм, первобытная мифология и первобытная религия
Юрий Семёнов
«Тотемизм в своей исходной форме представлял собой глубокую, не знающую сомнений веру в полное тождество членов того или иного человеческого коллектива с особями одного определенного вида животных. Этот вид животных, а тем самым и каждое животное данного вида, являлся тотемом данной группы людей, а тем самым и любого из ее членов».
11 декабря 2006
Рок‘н‘ролл мёртв. К 25-летию ленинградского рок-клуба
Илья Смирнов
«На Рубинштейна не заставляли петь песни советских композиторов про Ленина. Пойте свои, в ритмах какой хотите зарубежной эстрады, главное, чтоб это были песни ни о чем. Вот он, универсальный алгоритм так называемой “молодёжной культуры”. Кто в него вписывался, получал право на концертную деятельность за пределами рок-клуба».
9 декабря 2006
Откуда есть пошёл Союз театральных деятелей
Илья Смирнов
«Вот оно, главное. Общая вера в то, что цель театра – “не праздная забава, а нравственное, умственное и художественное совершенствование человека”. Ужасное отступление от плюрализма, но этот принцип на съезде не оспаривался. Никто не пытался переубедить коллег: нет, наша цель - нахапать денег! Или зад со сцены показать. Нынешние заказные критики по голым задницам скажут: идеализм тогдашней интеллигенции. На самом деле - наоборот».
9 декабря 2006
Национальное достояние в опасности
Георгий Малинецкий
Отделение математических наук (ОМН) Российской академии наук вышло с предложением к Президиуму РАН ликвидировать Ордена Ленина Институт прикладной математики имени М.В. Келдыша РАН. На его основе, а также на основе двух других ликвидируемых институтов (Института математического моделирования РАН и Института автоматизации проектирования РАН) должна быть создана новая научная организация.
8 декабря 2006
Страницы: 1-15 16-30 31-45 46-60 61-75 76-90 91-105 106-120 121-135 136-150 151-165 166-180 181-195 196-210 211-225 226-240 241-255 256-270 271-285 286-300 301-315 316-330 331-345 346-360 361-375 376-390 391-405 406-420 421-435 436-450 451-465 466-480 481-495 496-510 511-525 526-540 541-555 556-570 571-585 586-600 601-615 616-630 631-645 646-660 661-675 676-690 691-705 706-720 721-735 736-750 751-765 766-780 781-795 796-810 811-825 826-840 841-855 856-870 871-885 886-900 901-915 916-930 931-945 946-960 961-975 976-990 991-1005 1006-1020 1021-1035 1036-1050 1051-1065 1066-1080 1081-1095 1096-1110 1111-1125 1126-1140 1141-1155 1156-1170 1171-1185 1186-1200 1201-1215 1216-1230 1231-1245 1246-1260 1261-1275 1276-1290 1291-1305 1306-1320 1321-1335 1336-1350 1351-1365 1366-1380 1381-1395 1396-1410 1411-1425 1426-1440 1441-1455 1456-1470 1471-1485 1486-1500 1501-1515 1516-1530 1531-1545 1546-1560 1561-1575 1576-1590 1591-1605 1606-1620 1621-1635 1636-1650 1651-1665 1666-1680 1681-1695 1696-1710 1711-1725 1726-1740 1741-1755 1756-1770 1771-1785 1786-1800 1801-1815 1816-1830 1831-1845 1846-1860 1861-1875 1876-1890 1891-1905 1906-1920 1921-1935 1936-1950 1951-1965 1966-1980 1981-1995 1996-2010 2011-2025 2026-2040 2041-2055 2056-2070 2071-2085 2086-2100 2101-2115 2116-2130 2131-2145 2146-2160 2161-2165
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
Дружественный проект «Спільне»
Сборник трудов шаламовской конференции
Книга Терри Иглтона «Теория литературы. Введение»
 
 
Кто нужен «Скепсису»?