Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Типы текстов:
Предмет философии
Юрий Семёнов
Мышление как объективный процесс есть явление чисто социальное. «Естественно, что проникнуть в его сущность невозможно без выявления сути общества, без открытия социальной формы движения материи. Поэтому диалектический материализм как диалектическая логика, как наука об истине с необходимостью является материализмом и историческим».
26 марта 2007
Размышления о еврейском вопросе
Жан-Поль Сартр
«Антисемит - это человек, который боится. Нет, не евреев, конечно, - боится самого себя , боится своей совести и своих инстинктов, боится свободы и ответственности, боится одиночества и боится перемен, боится общества и боится мира, - он боится всего, и не боится только евреев. Это подлец, который не хочет признаться себе в своей подлости; это убийца, который сдерживает и маскирует свою склонность к убийству, не находя в себе сил справиться с ней, но в то же время дерзновенно предпочитает убийства символические и анонимные - в толпе».
5 марта 2007
Тем же морем:
«Философский пароход-2»
Василий Яковлев
«Вообще-то, сейчас трудно чем-то удивить искушенного человека: инсталляции, акции и презентации проходят каждый день повсеместно — от торгового центра до Госдумы».
1 марта 2007
О соотношении частной собственности и свободы
Юрий Семёнов
«При капитализме возможен такой политический режим, при котором все члены общества имеют равные права на участие в управлении его делами. Однако жесткой корреляции между капиталистической частной собственностью и демократией не существует. При капитализме возможен не только демократический, но и авторитарный и даже тоталитарный режим. Ведь и фашистская Италия, и нацистская Германия были капиталистическими странами».
24 февраля 2007
Личность и общество
Игорь Кон
«Если труд и общественная деятельность не формируют у человека привычку самостоятельно мыслить и чувствовать, не пробуждают у него многообразных и сложных духовных потребностей, откуда же возьмутся эти потребности в сфере досуга? Конечно, человек дома может быть совсем не таким, как на работе, особенно если работа ему не нравится. Но раз выработанная привычка к стандарту, укоренившийся в психологии личности конформизм неизбежно дадут себя знать и здесь - и, возможно, даже сильнее, чем в сфере труда».
22 февраля 2007
Об идеологической моде «топтания» как методе подмены подлинно научной критики
Георгий Упоров
«Вместе с тем, эта работа вносит определенную новизну в ансамбль критических публикаций, посвященных основополагающим трудам всемирно известного историка-географа и этнолога Л.Н. Гумилева? И эта новизна (только не научная, а квазинаучная, идеологическая) состоит как раз в характере тенденциозности этой статьи. Ю.И. Семенов, пусть и с очевидными натяжками и ляпами, но все же изложил современное мироощущение и взгляды, господствующие в определенных кругах, имеющие отклик в душах и умах современных историков, обществоведов, этнологов и не только».
21 февраля 2007
По поводу статьи Ю. М. Бородая «Этнические контакты и окружающая среда»
Бонифатий Кедров, Иосиф Григулевич, Иосиф Крывелёв
«Вызываемая пассионарностью этническая агрессивность оценивается Ю.М. Бородаем как положительное явление, ведущее к благодетельным для судеб народов последствиям. Нашествия и завоевательные походы оказываются “пусковыми моментами” узловыми пунктами исторического процесса. Как с этой точки зрения должна рассматриваться борьба за мир? Как антипассионарное движение?»
21 февраля 2007
Философия истории
Юрий Семёнов
«Книга представляет собой уникальный энциклопедический справочник по философии истории и общей теории исторической науки, не имеющий аналогов не только в нашей, но и в мировой литературе. В работе рассматривается развитие философии истории (историософии) и общей се теории от зарождения в античную эпоху до наших дней. В ней раскрывается, как на протяжении многих веков ставились и решались основные философско-исторические вопросы: проблема субъекта исторического процесса, проблема понимания и истолкования этого процесса и, наконец, проблема основы общества и движущих сил истории. Дается обзор всех основных существовавших и существующих сейчас в философской и исторической науках точек зрения по этим вопросам (ч. 1 —3). Вслед за этим следует теоретический очерк всемирной истории как единого закономерного процесса (ч. 4), а затем выявляются и рассматриваются основные тенденции современного исторического развития и место России в мире к началу XXI века (ч. 5)».
9 февраля 2007
Введение во всемирную историю. Выпуск I.
Проблема и понятийный аппарат. Возникновение человеческого общества
Юрий Семёнов
«Я попытался написать не “занимательную историю”, не что-то вроде сборника исторических анекдотов, а именно очерк всемирной истории, предназначенный как раз для пытливых, ищущих умов. Только они и могут решить, удалось ли мне это сделать».
19 января 2007
Путь Сартра-драматурга
Самарий Великовский
«Литератор энциклопедического склада, Жан Поль Сартр в сегодняшней культуре Запада скорее исключение, чем правило. Разносторонние дарования не были чем-то из ряда вон выходящим во Франции просветительского XVIII века, в XX столетии они редкость. Гораздо чаше писатели склонны получать философию из вторых рук, а журналистскую работу по возможности сводить к подписыванию манифестов и к интервью по случаю. Сартра разделение умственного труда словно не коснулось. Философ солидной университетской закваски, виртуоз журнально-газетной полемики, блистательный эссеист, он, кажется, и создан для того, чтобы быть идеологом, властителем дум рядом со своими собратьями-художниками слова».
10 января 2007
Жан Поль Сартр о самом себе
Самарий Великовский
«“Слова Сартра” — произведение примечательное. “Критическое введение в личность” одного из властителей дум “левой интеллигенции” Запада. Честное, до жестокости, до святотатства откровенное исследование духовного микрокосма, подчиненного тем же, хотя и философски сублимированным законам, что и вызвавшая его к жизни материальная вселенная — французское общество XX столетия».
16 декабря 2006
Льюис Генри Морган: легенда и действительность
Юрий Семёнов
«Каким же образом умеренный либеральный буржуа, да к тому же еще и ревностный христианин, смог подняться до материалистического понимания истории, как согласовать приписываемую Моргану приверженность к капитализму, как лучшей из всех систем, с тем фактом, что он не только подверг критике цивилизацию — общество товарного производства, основную форму нашего, современного общества, но и высказался о грядущем преобразовании этого общества в таких выражениях, которые мог бы произнести Карл Маркс?»
15 декабря 2006
Рассудок - Разум - Рациональность
Наталья Автономова
Монография посвящена рассмотрению проблематики рациональности в историческом и теоретико-познавательном плане. Соответственно в ней анализируются концепции, наиболее полно выразившие традиции рационализма и иррационализма в европейской философии. В книге содержится большой фактический материал из области гуманитарного знания. Особое внимание уделено проблеме рациональности мифа и других вненаучных форм творческой деятельности, а также роли изучения естественного языка в осмыслении проблемы рациональности.
3 декабря 2006
И нет меры счастью и отчаянию нашему
Эрнест ван ден Хааг
«Может показаться парадоксальным само рассуждение о массовой культуре как о плоде подавления и вместе с тем его орудии. Она вовсе не выглядит подавленной, наоборот, в глаза бросается ее необузданность. Однако кажущийся парадокс исчезает, как только мы поймем, что оглушительный грохот, хриплый вой и крики – всего лишь попытка заглушить отчаянный вопль пропадающего втуне дара, вопль подавленной личности, обреченной на бесплодие».
2 декабря 2006
Мало читать Маркса. Его надо еще ПОНИМАТЬ
Александр Тарасов
«Наши сталинисты, как пресловутые французские аристократы, “ничего не забыли и ничему не научились”. Они потерпели грандиозное всемирно-историческое поражение – но выводов никаких делать не хотят!»
2 декабря 2006
Страницы: 1-15 16-30 31-45 46-60 61-75 76-90 91-105 106-120 121-135 136-150 151-165 166-180
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
Дружественный проект «Спільне»
Сборник трудов шаламовской конференции
Книга Терри Иглтона «Теория литературы. Введение»
 
 
Кто нужен «Скепсису»?