Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Типы текстов:
Ипатьевская летопись, или История о том,
как музей подвели под монастырь
Сергей Соловьёв
Поводом к написанию статьи послужила гибель уникальной деревянной церкви на территории Ипатьевского монастыря, уже переданной РПЦ… Но история противостояния музея-заповедника и Костромской епархии – хорошая иллюстрация для анализа проблемы в целом.
24 апреля 2003
Идеологическая мода в науке и скептицизм
Юрий Семёнов
«Самое печальное заключается в том, что наши обществоведы, покончив с верой в тех кумиров, которых им раньше навязывали, отнюдь не стали свободомыслящими. Они стали просто инаковерующими. Отрекшись от одних идолов, они тут же нашли новых, которым стали поклоняться так же истово, как раньше классикам марксизма».
24 апреля 2003
Международная научная конференция «Роль православной церкви в создании и развитии Российского государства». Совещание перед пленарным заседанием.
Дмитрий Субботин
Предуведомление: Все упомянутые реалии действительно реалии, кроме разве что самого совещания, да и оно было. Все упомянутые лица, являясь вымышленными, тем не менее существуют.
24 апреля 2003
Собрание популярных заблуждений
Сергей Соловьёв, Алексей Вязовский
Этот текст – ответ на статью Сергея Худиева «Атеизм глазами христианина», в которой, по мнению авторов, «собраны почти все существующие заблуждения и предрассудки в отношении атеизма и научного мировоззрения».
24 апреля 2003
Атеизм глазами христианина
Сергей Худиев
«Христианин может приводить в защиту своих взглядов какие-то интеллектуальные аргументы или ссылаться на личный опыт. Атеист может оспаривать то и другое, но он не сможет привести никаких позитивных доводов в обоснование своей позиции. Не существует ни “антиантропного принципа”, ни “пяти путей доказательства небытия Божия”».
24 апреля 2003
Дарвин
Александр Боев
«Если аргументов не хватает, их придумывают. Биографию любого знаменитого человека, в том числе ученого, можно перекроить таким образом, что она окажется аргументом фальсификаторов от религии. И чем меньше аудитория знакома с предметом, тем легче ввести ее в заблуждение, вывернув действительность наизнанку, заново придумав всё действие».
24 апреля 2003
Возникновение религии и ее первая, исходная форма - магия
Юрий Семёнов
«Если первоначальный корень религии заключается в бессилии перед природой, то почему религия не возникает у животных, которые еще в большей степени, чем первые люди, бессильны перед природой?»
24 апреля 2003
Право на разум
Илья Смирнов
«Личность не рождается и не выдается в готовом виде. Она формируется. Право на разум, то есть право человека на ценности, накопленные цивилизацией к моменту его “выхода в свет”, – одно из фундаментальных гражданских прав, которое не может быть изъято ни силой, ни жульнической подменой».
24 апреля 2003
Правда академика Сахарова и других гг.
Дмитрий Субботин
10-11 декабря 2001 года в главном здании Российской Академии Наук, а затем в стенах Института российской истории прошла забавная конференция под громким названием «Роль православной церкви в создании и развитии Российского государства». Вдохновленный этим мероприятием, наш корреспондент представил его описание в очерке, а свои эмоции - фельетоне.
24 апреля 2003
Кто такой агностик?
Бертран Рассел
«Атеист, подобно христианину, полагает, что можно узнать, существует Бог или нет. По мнению христианина, мы знаем, что Бог есть; по мнению атеиста, мы знаем, что Бога нет. Агностик воздерживается от суждения, говоря, что нет достаточных оснований ни для подтверждения, ни для отрицания».
24 апреля 2003
Мистицизм
Бертран Рассел
«Возможно, бесполезно придумывать аргументы, которые убедили бы человека, пережившего мистическое озарение. Но можно спорить о том, следует ли нам принимать такое свидетельство».
24 апреля 2003
Я атеист или агностик?
Бертран Рассел
«...Обращаясь исключительно к философам, в отношении богов-олимпийцев я бы назвал себя агностиком. Но перед широкой аудиторией, мне кажется, каждый из нас в отношении этих богов назвал бы себя атеистом. По отношению к христианскому богу я должен, как мне кажется, придерживаться той же логики».
24 апреля 2003
Бертран Рассел: предисловие к переводам
Ольга Вышегородцева
«Но прежде, чем обратиться к текстам Рассела, в которых философ проводит тонкую дефинитивную работу с понятиями “агностицизм” и “атеизм”, имеет смысл провести краткое историко-этимологическое и философское расследование в отношении этих слов-ярлыков, чтобы плоские этикетки обрели полнокровность теоретических понятий». Сами переводы – две небольшие статьи «Я атеист или агностик?» и «Кто такой агностик?», а также главу «Мистицизм» из книги «Религия и наука» – читайте в №1 «Скепсиса».
24 апреля 2003
Возрождение?.. (Интервью с профессором Ю. А. Муравьевым)
Юрий Муравьёв
Интервью с Юрием Муравьевым «Возрождение?» – это рассуждение о так называемом «русском религиозном ренессансе» и об усилении религиозности в современном российском обществе. «Возрождение?» отражает основные программные установки редакции «Скепсиса».
24 апреля 2003
Необходимость скепсиса
Сергей Соловьёв, Дмитрий Субботин
«В современном обществе, пронизанном идеологическими мифами, критика рационализма считается хорошим тоном. Ею занимаются и те, кто навязывает мифы “для бедных” (например, древнюю троицу “православие, самодержавие и народность”), и те, кто придерживается более “просвещенных” постмодернистских версий иррационализма. Сколько-нибудь помешать этому может лишь тренированное критическое мышление, то есть мышление скептика».
23 апреля 2003
Страницы: 1-15 16-30 31-45 46-60 61-75 76-90 91-105 106-120 121-135 136-150 151-165 166-180 181-195 196-210 211-225 226-240 241-255 256-270
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
Дружественный проект «Спільне»
Сборник трудов шаламовской конференции
Книга Терри Иглтона «Теория литературы. Введение»
 
 
Кто нужен «Скепсису»?