Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Типы текстов:
Главные темы категории:
Массовая культура
Скинхеды
Субкультуры
Брак, семья, секс
Мигранты
Социальная аномия
Другие темы по данной рубрике смотрите в каталоге.

Предмет этнографии (этнологии) и основные составляющие ее научные дисциплины
Юрий Семёнов
«О предмете этнографии написано много, однако полной ясности в этом вопросе до сих пор нет. И это во многом связано с тем, что этнографию чаще всего понимают как единую монолитную науку, в то время как она к настоящему времени разделилась на несколько в значительной степени самостоятельных научных дисциплин, каждая из которых имеет собственный предмет, далеко не совпадающий с предметами остальных. И в этом нет ничего необычного. Так обстоит дело и с другими науками».
7 февраля 2007
Беларусь: некоторые особенности переходного периода
Константин Чарухин
«И все же, несмотря на значительное количество накопленных фактов, «феноменов», создается отчетливое ощущение, что мы далеки от удовлетворительного понимания белорусской ситуации: как в её особости, так и в типических чертах. Этот небольшой очерк – своего рода лабораторная работа, попытка автора вызвать на диалог тех, кто вдруг узнал, что, по сократовски говоря, «ничего не знает» о Беларуси, попытка поделиться своим непониманием и надеждой, что добротные идейные орудия изучения этого явления в скором времени будут выработаны совместными усилиями».
5 января 2007
О некоторых чертах психологии русских крепостных первой половины XIX в.
Борис Литвак
«Крепостные сознавали свою зависимость от одного, «своего» помещика и хотели от нее избавиться. Самым массовым стереотипом крестьянских выступлений за личную свободу является коллизия, возникавшая при смене владельца. Смерть владельца, продажа и все прочие случаи перехода крепостных из рук в руки оживляли борьбу за личную свободу. Здесь сказывалось крестьянское представление о личной зависимости, которая кончается с исчезновением данного господина. Такое представление и послужило питательной почвой для высшей формы личной мести — убийства помещика».
21 декабря 2006
Льюис Генри Морган: легенда и действительность
Юрий Семёнов
«Каким же образом умеренный либеральный буржуа, да к тому же еще и ревностный христианин, смог подняться до материалистического понимания истории, как согласовать приписываемую Моргану приверженность к капитализму, как лучшей из всех систем, с тем фактом, что он не только подверг критике цивилизацию — общество товарного производства, основную форму нашего, современного общества, но и высказался о грядущем преобразовании этого общества в таких выражениях, которые мог бы произнести Карл Маркс?»
15 декабря 2006
Меняющиеся скинхеды. Опыт наблюдения за субкультурой
Александр Тарасов
«При этом за исключением расизма и симпатий к ультраправому политическому спектру, никаких пересечений с традиционной субкультурой скинхедов у этих групп не наблюдается: они не выглядят так, как должны выглядеть скинхеды, они не слушают музыку в стиле “ой!”, они не поддерживают или почти не поддерживают контактов со скинхедами из других городов. Фактически это означает, что в криминализированной молодежной среде, как минимум, Перми и Кирова быть скинхедом, а не просто шпаной, считается модным и престижным».
14 декабря 2006
К вопросу о масштабах репрессий в СССР
Виктор Земсков
Статья — ответ на критику со стороны С. Максудова. Признавая справедливость некоторых высказанных американским исследователем замечаний, автор решительно отказывает ему в праве иронизировать по поводу достоверности тех статистических данных, которые были получены из недавно открытых архивов ОГПУ-НКВД-МГБ-МВД. Одной из причин иронического неприятия новых данных, автор считает то, что его оппонент опасается девальвации своих исторических трудов в связи с новейшими открытиями историков.
27 ноября 2006
О публикациях в журнале «Социс»
Сергей Максудов
Статья, написанная в связи с полемикой по вопросу о численности репрессированных в советское время. Автор рассматривает, в основном, статьи В. Земскова (в частности, см. Социс. 1992. № 6) и Л. Разгона. Если по отношению к В. Земскову автор высказывает претензии в виде указаний на недоработки исследователя, то позиции Л. Разгона и его единомышленников, включая А. Солженицына, он оценивает иначе. Последние, с его точки зрения, не слишком хорошо представляли себе общую численность лагерей и заметно преувеличивали их размеры.
27 ноября 2006
ГУЛАГ (историко-социологический аспект)
Виктор Земсков
«Несмотря на наличие публикаций, в которых называется соответствующее истине и документально подтвержденное число заключенных ГУЛАГа, советская и зарубежная общественность в массе своей по-прежнему находится под влиянием надуманных и не соответствующих исторической правде статистических выкладок. Причем в работах всех этих авторов расхождение с подлинной статистикой никогда не идет в сторону преуменьшения, а исключительно только в сторону многократного преувеличения. Создается впечатление, что они соревнуются между собой в том, чтобы поразить читателей цифрами, так сказать, поастрономичней.»
18 ноября 2006
Эволюция этнического самосознания и проблема этногенеза
Михаил Крюков
«Попытаемся рассмотреть в этом плане материалы, характеризующие развитие двух этносов — древнегреческого и древнекитайского. Мы проследим процесс возникновения и трансформации двух этнических общностей, возникших на противоположных концах древней эйкумены и не имевших между собой каких-либо связей. Но при всем различии исторических судеб эллинов и древних китайцев обнаруживается, что в недрах этих общностей происходили чрезвычайно сходные процессы и это позволяет до известной степени придавать им общеисторический смысл».
4 ноября 2006
Жизнь в хрустальном дворце
Аллен Хэррингтон
«Бывают горячие лошади. Так вот, служащие нашей компании – не горячие люди. Им, пожалуй, не хватает способности разъяриться, упрямиться, когда их личности что-то угрожает, – потому что в нашей фирме личности ничто не угрожает. Скорее личность постепенно атрофируется за ненадобностью».
3 ноября 2006
Состояние профсоюзного движения в Европе
Тадеуш Пато
«Неолиберальная политика последних 20 лет оказала огромное влияние на профсоюзное движение. Однако мы должны отличать объективное, так сказать, внутреннее влияние этой политики, как результат условий и форм занятости, от шагов, сделанных правящим классом и его представителями в парламентах посредством изменений в законодательстве, направленных непосредственно против рабочих организаций».
1 ноября 2006
К проблеме национального характера
Игорь Кон
«Необходимость тесной связи истории и психологии нигде не проявляется так отчетливо, как в исследовании проблемы национального характера. Социологов и социальных психологов интересует в первую очередь, имеются ли между индивидами, принадлежащими к разным нациям и этническим группам, определенные эмпирически наблюдаемые психологические различия, и если да, то какова природа и степень этих различий. Историков же занимает преимущественно вопрос о происхождении этих предполагаемых различий, а также, в какой мере можно ссылаться на них как на объяснение тех или иных особенностей исторического развития стран и народов».
31 октября 2006
Миф о счастливом рабочем
Гарвей Сводос
«Теперь вернемся к американскому рабочему, каким его так часто изображают, – довольному, одурманенному телевидением, истому буржуа по своим взглядам. Этот облик возник не из общения с самими рабочими – разве что через посредство наемных писак, которых, точно антропологов и энтомологов, посылают “на места”,— он порожден презрением к людям, основанным, вероятно, на презрении к самим себе и на ощущении интеллигенции, будто рабочий обманул ее ожидания».
30 октября 2006
Психология предрассудка
Игорь Кон
«Когда у народа, общества в целом возникают какие-то непреодолимые трудности, люди бессознательно ищут, на ком их выместить. Чаще всего таким козлом отпущения оказывается какая-то расовая или национальная группа. Недаром, как свидетельствует история, проблемы, связанные с национальными меньшинствами, особенно обостряются в периоды, когда общество переживает кризис».
23 октября 2006
По поводу одного «автонекролога»
Юлиан Бромлей
«Но особенно меня как этнографа встревожила трактовка судьбы так называемых отсталых народов, отнесенных к числу субпассионариев, то есть тех, чей приниженный статус обусловлен якобы генетически. В результате вымирание андаманцев вольно или невольно оказалось предопределенным не социальными, а биологическими факторами. Между тем наша страна да и некоторые другие страны дали немало примеров того, как меняется судьба отсталых в прошлом народов именно в результате социальных преобразований».
14 октября 2006
Страницы: 1-15 16-30 31-45 46-60 61-75 76-90 91-105 106-120 121-135 136-150 151-165 166-180 181-195 196-205
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
Дружественный проект «Спільне»
Сборник трудов шаламовской конференции
Книга Терри Иглтона «Теория литературы. Введение»
 
 
Кто нужен «Скепсису»?