Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 
Старости::2010::Ноябрь

24 ноября Совет Федерации единогласно одобрил закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения». «Скепсис» же продолжает интересоваться мнением музейщиков и экспертов

«…закон как был, так и остался антикультурным, антисоциальным и абсолютно вопиющим с точки зрения его несоответствия существующему законодательству, включая Конституцию, Гражданский кодекс и ряд федеральных законов в области культуры. На этом фоне совершенно умилительно выглядит заключение правового управления Думы, которое дало закону зеленую улицу на том основании, что статьи закона не противоречат друг другу и не имеют лингвистических погрешностей(?!)».

Ирина Кусова «Закон о церковной реституции: комментарии экспертов»
Алексей Лебедев «Собственность у церкви отобрали не большевики, а Петр I»

29 ноября 2010

В Петербурге поставили спектакль по «Педагогической поэме» Макаренко. Но радоваться рано: кликуши — что от власти, что от культуры — могут только опошлять чужие достижения. О том, как и почему это происходит, читайте в статье Марии Алексеевой «Антипедагогические извращения на театральной сцене»

«Этот спектакль является удивительным коктейлем из полуправды, лжи и истерики, порой... откровенно православной. С определенной точки зрения это даже можно назвать искусством. В самом деле, как, практически не отходя от текста книги советского педагога-атеиста, создавшего систему трудового воспитания в суровые годы Гражданской войны, превратить его творение в антипедагогическую, православную сахарную мелодраму с вкраплениями карикатурного психологизма? Уметь надо. Герострат был тоже по-своему мастер». [Читать]
26 ноября 2010

У церкви в России уже вошло в привычку воевать за недвижимость с больницами и школами. Мы предлагаем читателю удостовериться, что война церковью (и не только в России!) продолжается, и сейчас, наряду с музеями, РПЦ готова захватывать здания больниц, не обращая внимание на декларируемую заботу о «сирых и убогих», бедных и больных. Не верите? Читайте нашу небольшую подборку

«Пройдет время, интерес утихнет и…, а там никто и не заметит, что город потерял еще одну школу для деток с медицинским заключением “необучаем”. Прошло время и вдруг судья Кощеев выносит решения, при этом не потрудившись пригласить интернат и прокуратуру области (которая принимает участие в деле) в судебное заседание».
Три статьи по теме:
Дорога от храма
Монахини наступают... и выигрывают!
Ульяновская епархия пытается отнять корпус у студентов
23 ноября 2010

Олег Ясинский и руководитель профсоюза шахтёров «Сан-Хосе» о трагедии на чилийской шахте — одновременно и результате неолиберальной политики в стране, и кощунственном средстве для удержания власти её главными апологетами

«Здесь все говорят о “чуде”, о чём угодно, но только не о том, что именно благодаря профсоюзам, организации трудящихся, их настойчивости и борьбе за создание минимальных условий безопасности наши товарищи выжили. Убежище было требованием профсоюзов, запасной выход был требованием профсоюзов, опора, удержавшая шахту от полного завала, — это тоже результат наших требований с 1999 по 2007 гг. Все минимальные условия, благодаря которым нашим товарищам удалось спастись, — результат борьбы профсоюзов. Потому что по собственной инициативе владельцы шахты не вложили бы в нашу безопасность ни одного песо». [Читать]
22 ноября 2010

Церковники и депутаты утверждают, что ко второму чтению в законопроекте «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» «достигнут настоящий компромисс по ключевым вопросам». А что думают по этому поводу сами музейщики? — «Закон о церковной реституции: комментарии экспертов»

«Оцениваю по-прежнему негативно. Там сделано несколько малозначительных поправок, имеющих целью успокоить общественное мнение, но ни одно из существенных замечаний не принято во внимание. Текст законопроекта плох от начала до конца, начиная от анекдотически безграмотных формулировок до антиконституционных базовых положений». [Читать]
21 ноября 2010

20 ноября исполняется 100 лет со дня смерти Льва Толстого. В России эта дата почти не отмечается: Толстой не вписывается в атмосферу эксгумации пропагандисткого проекта «православия, самодержавия, народности». Мы же хотим напомнить читателю статьёй выдающегося филолога Бориса Эйхенбаума, почему Толстой справедливо считается «зеркалом русской революции»

«Но как могло случиться, что человек, по рождению и воспитанию принадлежавший “к высшей помещичьей знати в России”, вдруг “порвал со всеми привычными взглядами этой среды”? Такого рода “кризисы” не могут быть проявлением просто индивидуальной “совести” — они должны иметь историческую опору и подготовку; а если так, то каковы же те исторические корни, из которых в конце концов вырос идейный кризис Толстого, приведший его к крестьянству и сделавший “зеркалом” крестьянской революции?». [Читать]
19 ноября 2010

Абсолютную несостоятельность образа талантливого царя-полководца и стратега доказывает Юрий Бахурин в статье «Полковник Романов: К вопросу о военном профессионализме Николая II»

«Конечно, в данной статье были рассмотрены далеко не все грани полководческого таланта последнего русского царя <…>. Но даже этот обзор, произведенный по открытым историческим источникам, наглядно демонстрирует несостоятельность изображения Николая II военачальником — полковник Н.А. Романов им не был. Ценой этого заблуждения стал исход войны и, в немалой степени, крушение империи в 1917 г. Была ли это трагедия самого императора? Несомненно, но в наименьшей, совершенно незначительной степени по сравнению с последовавшими социальными потрясениями в России. И их наступление с того момента, как русскую армию возглавил неспособный руководить ею офицер (а возможно, и куда раньше), было лишь вопросом времени». [Читать]
18 ноября 2010

17 ноября Госдума рассматривает во втором чтении закон «О передаче в собственность религиозным организациям имущества религиозного назначения...». «Скепсис» публикует видеозапись круглого стола с участием известных музейщиков, искусствоведов и общественных деятелей, прошедшего 5 октября 2010 года в Государственном институте искусствознания

Конфликты между музеями и церковью вовсе не являются единичными случаями упрямства отдельных директоров музеев, которые, как любят повторять представители власти и церкви, не хотят идти на компромисс. Напротив, это следствие систематических действий власти и РПЦ, направленных на разрушение светской культурной среды и уничтожение культурного наследия. Памятники культуры — не имущество, а достояние всего общества. Между тем, РПЦ открыто заявляет: музеи нам не нужны, мы собираемся заниматься коммерческой деятельностью. [Читать]
17 ноября 2010

В чем заключается деятельность организации, известной под аббревиатурой «РПЦ»? Что за продукт она предлагает потребителю? Об этом размышляет Татьяна Машкова в заметке «ЗАО РПЦ (ЖД)»

«Производимый ЗАО РПЦ продукт, известный как “духовность” (или в иных терминах “опиум народа”, он же “род духовной сивухи”), на наш взгляд позволяет поставить ЗАО РПЦ в один ряд с предприятиями табачной и вино-водочной промышленности, что, кстати, подтверждает также известный факт биографии нынешнего главы ЗАО РПЦ. Однако поскольку продажа сигарет и алкогольных напитков запрещена для лиц моложе восемнадцати лет, а нарушение этого правила карается законом, возникает резонный вопрос, почему в лицензии, полученной ЗАО РПЦ от правительства РФ, не оговорено это возрастное ограничение?» [Читать]
16 ноября 2010

В статье «О “запрете” слов “отец” и “мать” советом Европы: анатомия одной утки» Николай Винник показывает ксенофобскую лживость современных российских СМИ, подробно разбирая механизм извращения информации

«Когда я приступал к расследованию, мне казалось, что газеты, ну... слегка приврали. Я собирался понять лишь, в чем именно. Что же оказалось в итоге? “Что получив на входе факт “швейцарским госчиновникам разрешили использовать слово “родитель” в единственном числе”, на выходе пресса выдала сообщение “в Европе запретят слова “отец” и “мать”. Попутно выяснив, что слова эти “унижают женщин”». [Читать]
14 ноября 2010

На сайте открывается раздел «Книжная лавка», в котором вы можете заказать по почте наш журнал, а также книги, недоступные широкому читателю — из-за высокой цены или их отсутствия на прилавках

Сейчас в нашем списке следующие издания:
«Скепсис» №5.
«Вера Эйнштейна»: сборник текстов великого физика о его отношении к религии
Лифшиц М.А. «Почему я не модернист?»
Есипов В.В. «Варлам Шаламов и его современники»
Сборник к столетию со дня рождения Варлама Шаламова
[«Книжная лавка»]
12 ноября 2010

«Удар по культуре Калининграда» нанесла РПЦ, при поддержке властей в срочном порядке захватывая важнейшие культурные объекты города и области. Статья калининградского экскурсовода Владимира Рыжкова и комментарий редакции «Скепсиса»

«Калининград будет бороться за свою культуру. Нам больно слышать о том, что творит РПЦ в “Большой России”. Недавно стало известно, что правительство области планирует передать епархии еще около 100 объектов недвижимости. Опять все готовится в тайне от общественности. Калининград рассчитывает на поддержку всей России по сохранению в нашем регионе привычной культурной среды». [Читать]
11 ноября 2010

Сегодня, когда в СМИ очередная волна грязи обрушивается на революцию и революционеров, «Скепсис» напоминает каждому, кого не удовлетворяют популярные ныне теории заговора, о существовании не вписывающихся в эту картину статей и книг о 1917 годе

Начать стоит с книги Джона Рида «10 дней, которые потрясли мир»:
«Что бы ни думали иные о большевизме, неоспоримо, что русская революция есть одно из величайших событии в истории человечества, а возвышение большевиков — явление мирового значения. Точно так же, как историки разыскивают малейшие подробности о Парижской Коммуне, так они захотят знать всё, что происходило в Петрограде в ноябре 1917 г., каким духом был в это время охвачен народ, каковы были, что говорили и что делали его вожди». [Читать]

Книги и статьи об Октябрьской революции
7 ноября 2010

Персонаж по фамилии Петрик многими воспринимается как эксцентричное явление, случайный баловень власти. В статье «Чистое дело» Вера Русакова не только подробно разбирает ничтожность его изделий, но и показывает, насколько закономерно, обусловлено государственной политикой появление подобных шарлатанов в науке

«Эта фантасмагорическая история является не исключением, а правилом, своеобразным выражением нашей ненормальной действительности, где реклама важнее дела, где “имидж” — всё, где вера и наглость важнее разума и труда. “Сон разума рождает чудовищ”. Сначала эти чудовища являлись нам в виде певцов, которые почти не поют, но охотно дают интервью, интеллигентов, всерьёз полагающих, что “Гайдар наполнил полки продуктами”, теперь появились монстры поопаснее. Когда в 90-х годах прошлого века все желающие начали рассуждать об “экологии”, один преподаватель из СПб ГТУ РП начал острить, сравнивая экологов-любителей с онкологами-любителями; мол, и к тем, и к другим лучше в руки не попадать. Уже в текущем году эта шутка могла обернуться горькой реальностью».[Читать]
6 ноября 2010

Сергей Ермолаев статьёй «Кто в тупике? В продолжение спора о марксистской концепции общества» продолжает дискуссию вокруг теории политаризма Ю.И. Семёнова

«Что же это за экономические отношения собственности? Очередное “изобретение” Семенова? Вовсе нет. Идея экономических или материальных отношений собственности составляет важный элемент Марксовой концепции общества. Маркс задолго до Семёнова провел черту между отношениями собственности “в их юридическом выражении как волевых отношений” и “в их реальной форме, то есть как производственных отношений”. Причем, по Марксу, только анализ “реальной формы” отношений собственности позволяет ответить на вопрос: “Что она такое?”». [Читать]
1 ноября 2010
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
Дружественный проект «Спільне»
Сборник трудов шаламовской конференции
Книга Терри Иглтона «Теория литературы. Введение»
 
 
Кто нужен «Скепсису»?