Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Новая версия «Уотергейта»

В США вышла книга, авторы которой дают новую версию обстоятельств вынужденной отставки осенью 1974 года тогдашнего президента страны Ричарда Никсона.

«Тихий переворот» — название, которое дали своей книге журналисты-расследователи Лен Колодни и Роберт Геттлин, отражает главную идею их версии. Они не разделяют широко распространенную оценку, что уход Ричарда Никсона в финале «уотергейтского скандала» стал триумфом законности и послужил своего рода самоочищению американской политической системы. Скорее, считают они, Р. Никсон пострадал от интриг влиятельных политических сил, которые были недовольны его чрезмерной самостоятельностью в решении главных вопросов политики страны.

«Уотергейтский скандал», длившийся свыше двух с половиной лет, широко освещался печатью, затем послужил материалом для серий книг, в том числе и мемуарных. Однако, как обнаруживается, сюжет не был полностью исчерпан.

Общая канва этой политической драмы хорошо известна. Она началась 17 июня 1972 года, когда полиция арестовала группу неизвестных, проникших в помещение штаб-квартиры демократической партии в вашингтонском комплексе «Уотергейт» (блок зданий на берегу Потомаке вмещающий отель, частные квартиры и административные офисы). «Бригада слесарей», как эти люди называли себя, пыталась установить у демократов микрофоны для подслушивания.

Отель «Уотергейт»

Наиболее важной частью последовавших событий было не столько расследование действий «слесарей» в Уотергейтском комплексе и суд над ними (подельники получили небольшие тюремные сроки), сколько усилия по раскрытию ответственности за политический шпионаж высших кругов республиканской администрации. «Уотергейтским делом» заинтересовалось руководство конгресса, по его требованию специально был сведен независимый следственный орган. В фокусе расследования оказался Белый дом.

Особую роль в разматывании «уотергейтского клубка» сыграла пресса. Именно она порой находила нить, ускользавшую из рук официальных расследователей. Серию сенсационных разоблачений, сделали репортеры Боб Вудворд и Карл Бернстайн из газеты «Вашингтон пост». Продолжением статей Б. Вудворда и К. Бернстайна стали их две книги об «уотергейтском скандале». Они читаются как захватывающий детектив, особенно в той части, которая касается их контактов с добровольными информаторами. Один из них, снабжавший наиболее ценными сведениями Б. Вудворда, был важным лицом в администрации Никсона.

Информатор Вудворда делал все, чтобы сохранять свой контакт с журналистом в глубокой тайне. Предпочитал телефонные разговоры в ночное время, встречи в укромных местах вроде подземных парковок автомашин, пользовался условными обозначениями имен. Прошло уже свыше полутора десятков лет, а Б. Вудворд и К. Бернстайн так и не раскрыли имя этого человека, которого они упоминали в своих книгах под псевдонимом “Глубокая глотка”. Пресса высказывала разные предположения по поводу того, кто это был. Одни называли людей из верхушки ЦРУ, другие указывали на круги конгресса. И вот опубликовала своего рода контр версия книг Б. Вудворда и К. Бернстайна. Ее авторы Л. Колодни и Р. Геттлин считают, что смогли раскрыть профессиональный секрет своих коллег. По их мнению, Глубокая глотка — обобщенный персонаж, в котором в интересах большей занимательности было объединено несколько лиц, служивших источником сенсационных публикаций в «Вашингтон пост». При этом главным из них, автором самых острых разоблачений, утверждают они, был генерал Александр Хейг, входивший в близкое окружение президента.

В начале администрации Никсона он был заместителем помощника президента по национальной безопасности, затем служил в Пентагоне. Потом вновь вернулся в окружение президента и к моменту его отставки был руководителем аппарата Белого дома.

Л. Колодки и Р. Геттлин считают, что независимо от того, какие должности занимал А. Хейг в Белом доме, ему ближе всего были интересы Пентагона, а точнее — высших военных кругов. Последние, как утверждается в книге, питали недоверие к президенту, без консультации с ними решившимся на смелые внешнеполитические инициативы — разрядку в отношениях с СССР, «пинг-понговую дипломатию» и визит в Китай, начавшего секретные переговоры с Ханоем в разгар вьетнамской войны.

Как утверждается в «Тихом перевороте», недовольство пентагоновской верхушки непредсказуемой, с ее точки зрения, деятельностью президента во внешнеполитической сфере привело к тому, что военные воспользовались «Уотергейтом» для того, чтобы способствовать отстранению Р. Никсона от власти. При этом центральную роль во всех дальнейших интригах сыграл генерал А. Хейг.

Расследование, начатое конгрессом, дало возможность А. Хейгу влиять на события сразу с двух сторон. Как близкий советник Р. Никсона он давал ему рекомендации, которые на деле лишь загоняли президента в угол. Нараставший скандал постепенно сковывал свободу действий президента и в конечном итоге, по отзывам тех, кто был близок к нему, почти полностью парализовал его волю. Одновременно Хейг имел возможность допускать утечки сведений знакомому репортеру - Б. Вудворду. В книге утверждается, что молодой журналист из «Вашингтон пост» пользовался доверием у высших военных чинов. До своей газетной карьеры он служил офицером в подразделениях связи ВМС, был на докладах в Пентагоне, в том числе лично у А. Хейга.

Двойная игра А. Хейга не исчерпывалась, тайными контактами с представителями прессы. По поручению Р. Никсона он отвечал на запросы органов расследования и, как утверждается в книге, подсказывал им направление поиска.

Не один А. Хейг действовал вопреки интересам президента, юрисконсульт Р. Никсона Джон Дин первым дал показания, направившие следствие против Р. Никсона. Как утверждается в книге, Дж. Дин был главным инициатором проникновения в «Уотергейтский» комплекс и стремился отвести угрозу от себя.

Ключевую роль в смещения Р. Никсона сыграли магнитофонные записи разговоров в Овальном кабинете — кабинете президента в западном крыле Белого дома. О секретных записях, проводившихся по указанию самого президента, знали лишь особо доверенные лица. Они же дали утечку сведений о них в печать. Следствию оставалось лишь получить подтверждение факта существования этих записей, а затем затребовать их.

Официально факт установки магнитофонов и хранения записей в Белом доме подтвердил отвечавший за их ведение, сотрудник аппарата президента Александр Баттерфилд. Как сообщают Л. Колодни и Р. Геттлин, А. Баттерфилд перешел в Белым дом из Пентагона, в прошлом он был тесно связан с А. Хейгом.

Р. Никсон пытался отказать в предоставлении пленок, затем, когда его не поддержал Верховный суд, согласился на выборочную передачу их прокурору. Переговоры о том, какие материалы будут выданы следствию, вел все тот же А. Хейг.

В итоге из одной из переданных Белым домом пленок были обнаружены высказывания Р. Никсона, свидетельствовавшие, что он пытался противодействовать расследованию. На других часть записи была уничтожена. Все это рассматривалось как «дымящееся ружье» - бесспорная улика. Перед угрозой неизбежного импичмента - отстранения с поста актом конгресса Р. Никсон ушел в отставку.

Книга Л. Колодни и Р. Геттлина базируется на десятках интервью, полученных ими от лиц, имевших отношение к «уотергейту». Наиболее охотно делились с ними сведениями те, кто пострадал в ходе скандала, — от ныне покойного бьющего министра юстиции США Джона Митчелла до членов «бригады слесарей». Использовались и мемуары, которые написали после отбытия наказания сразу несколько участников «уотергейта». Другие сведения и выводы базируются на повторном изучении документов. Определенным комментарием к книге Колодни и Гетлина может послужить дальнейшая судьба участников «уотергейта».

А. Хейг был позднее назначен верховным главнокомандующим объединенными вооруженными силами НАТО в Европе. В первой администрации P. Рейгана он стал государственным секретарем. Однако через полтора года он ушел в отставку из-за обострившихся разногласий с президентом по вопросам внешней политики. В 1988 году А. Хейг безуспешно пытался добиться выдвижения своей кандидатуры на президентский пост от республиканской партии.

Сотрудник редакция «Вашингтон пост» Б. Вудворд продолжает выступать в печати в жанре журналистского расследования. Его последняя книга — «Командиры» попала в список бестселлеров. Опытный журналист благодаря доверительным интервью с высшими военными чинами приоткрыл секреты подготовки крупных операций последних лет, в том числе войны в Персидском заливе; Недавно, как сообщает печать, Вудворд выезжал в ряд городов, чтобы представить «Командиров» читателям. В своих выступлениях он отрицал версию о своем близком знакомстве с А. Хейгом. Утверждают, что кое-где он вообще отказался выступать, узнав, что там уже побывали распространявшие свою книгу Л. Колодни и Р. Геттлин.

Определенную ясность в прояснение подноготной «уотергейтского скандала» мог бы внести его главный «герой» — бывший президент Р. Никсон. Он постепенно возвратился в политическую жизнь, пишет газетные статьи на злободневные темы, издал мемуары. В своей последней книге «На арене» Р. Никсон лишь кратко коснулся обстоятельств своего ухода в отставку. «Я допустил непростительную ошибку, последовав рекомендации членов моего аппарата, кое-кто из которых, как я потом узнал, был лично заинтересован в сокрытии фактов», пожаловался бывший президент.

Опубликовано в газете «Известия», №136 от 8 июня 1991 года


По этой теме читайте также:

Имя
Email
Отзыв
 
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
«Валерий Легасов: Высвечено Чернобылем. История Чернобыльской катастрофы в записях академика Легасова и современной интерпретации» (М.: АСТ, 2020)
Александр Воронский
«За живой и мёртвой водой»
«“Закон сопротивления распаду”». Сборник шаламовской конференции — 2017