Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Удар по культуре Калининграда

В Калининградской области продолжается ускоренная передача бывших католических и лютеранских храмов, а также другого якобы «религиозного» имущества в пользу Русской Православной Церкви.

Так получилось, что в прежние времена не построили специальные здания для культуры, а передали под эти цели бывшие культовые здания. В бывшей кирхе Святого семейства разместилась филармония, в бывшей кирхе памяти Королевы Луизы (матери супруги российского императора Николая I Александры Фёдоровны), разместился театр кукол, в бывшем здании лютеранской общины — симфонический оркестр. В бывшем главном храме Кенигсберга сейчас можно послушать, как считают калининградцы, самый лучший органный комплекс в России, 122 регистра. Кроме этого в нем два музея: музей собора и музей Иммануила Канта, — и три часовни: православная, лютеранская и католическая. А молодежь в Калининграде любит ходить в клуб «Вагонка», где до войны была лютеранская церковь.

В 2009 году заявку на все вышеупомянутые здания подала Калининградская епархия РПЦ. В защиту Кафедрального собора выступил Игорь Александрович Одинцов, который с 1992 года занимался его восстановлением. Дирижер симфонического оркестра Аркадий Фельдман перед одним из своих выступлений созвал пресс-конференцию, на которой объяснил почему Кафедральный собор не может быть передан православной церкви. Кстати, Аркадий Фельдман непосредственно принимал участие в работах по восстановлению собора, не говоря уже о том, что на реставрацию шли деньги музыкантов, заработанные концертной деятельностью

Кафедральный собор

В мае епархии были переданы почти 30 бывших храмов, часовен и даже один монастырский комплекс. Все было бы хорошо, да и в Калининграде никто не против передачи имущества религиозного назначения, если епархии они необходимы для богослужений. Но все дело в том, что многих зданий давно не существует. Калининградцы прогуливаются по берегу живописного Нижнего пруда и не видят, например, трёх культовых зданий, — уже лет 60 ничего не видят. А в поселке Рыбачий, который расположился на уникальной Куршской косе, епархии передали руины монастырского комплекса «Замок Росситен». Когда готовились документы на передачу, БТИ должно было произвести обмеры, изготовить паспорт объекта. Но обмерять там оказалось нечего: немецкие археологи лет 100 искали, где был замок, — не нашли, наши отечественные больше 50 лет ищут — не находят, но местное БТИ — нашло. Мистика. И так почти весь список. Я сам видел, как 40 лет тому назад взрывали кирху Кведнау. С тех пор там вообще ничего нет. И это пустое место (то есть землю) тоже передали РПЦ.

В июне в Госдуму был внесен законопроект «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». И еще не было известно, примут закон или не примут. А епархия, а потом и власть стали пугать население страшилками: когда закон примут, учреждения культуры будут обязаны освободить культовые здания, а «исторические владельцы» предъявят на них свои права. А это уже якобы пересмотр решений Потсдамской конференции. Ознакомилось музейное и культурное сообщество с проектом закона, не нашло таких положений. Успокоилось. Пусть нас пугают, ничего нам не грозит.

7 октября этого года Облдума попыталась передать в собственность Калининградской епархии кирху Арнау. Помешал «правильно» рассмотреть законопроект местный экскурсовод, который случайно услышал о заседании Думы по этому вопросу. Он случайно пришел, его случайно пустили в зал заседаний, ему случайно дали слово. И закон не приняли. Что же такого рассказал экскурсовод? И что представляет собой кирха Арнау?

Кирха Арнау

XIV век, северогерманская кирпичная готика периода Тевтонского ордена. Но это не главное. Главное, что в ней чудом сохранилась большая часть цикла фресок XIV века. Всего их было 119, выполненных в технике росписи по сухой, вторично увлажненной штукатурке, так называемые «а секко». На этих фресках представлены сцены как Ветхого, так и Нового Завета от грехопадения до Страшного суда. Такие циклы библейских сцен называются «Зерцала спасения души». До наших дней они дошли в основном в средневековых рукописных книгах. Сейчас подобные росписи стен можно увидеть только в Праге, в Эммаусском монастыре (цикл из 85 фресок). В будущем, если фрески кирхи Арнау удастся восстановить, «Зерцала спасения души» можно будет увидеть и в России. Более полного цикла фресок в Европе нет и не будет.

Во время Реформации фрески забелили. Потом часть их открылась в конце XIX века, в начале XX века их отретушировали. В советское время разобрали старую крышу, из балок соорудили технический этаж, проломили стену, чтобы трактора могли возить в бывшую церковь зерно. Колокольня наполовину обвалилась. Фрески снова забелили.

С 1992 года восстановлением кирхи занималось «Общество Арнау». Здание из развалин приобрело приличный вид: восстановлены крыша, колокольня, заделаны проломы в стене. В Германии специально отлили колокол — точную копию старого. На все работы, материалы, в основном из Германии, их транспортировку, таможенные сборы, проектно-сметную документацию, обследования фресок и здания, командировки специалистов «Общество Арнау» собрало и потратило более 400 тысяч евро, примерно 12-14 миллионов рублей. Расходы российской стороны, со слов руководителя областной Службы Госохраны ПКН, не более 8 миллионов рублей.

С 2008 года по март 2010 года кирха Арнау была в оперативном управлении Областного историко-художественного музея. Музей и «Общество Арнау» успешно сотрудничали. Была открыта экспозиция об истории кирхи, можно было увидеть некоторые фрески, подняться по винтовой лестнице башни и ударить в колокол. Затем право пользования у музея без объяснения причин было отозвано. Появилось предположение, что кирха будет передана Калининградской епархии. С марта по май общественность, в том числе местная ассоциация экскурсоводов, выступала против передачи кирхи не только в собственность епархии, но даже на право пользования этим уникальным памятником культурного наследия. По официальной версии 11 мая 2010 года кирха Арнау была передана в пользование Калининградской епархии. «Общество Арнау» пыталось связаться с новым пользователем. Тщетно. Финансировать религиозную организацию «Обществу» не позволяет устав. Да и не верят специалисты из Германии, что епархия способна восстановить фрески. А договор с музеем еще не расторгнут. С музеем «Общество Арнау» готово работать и дальше, на реставрационные работы в 2010 оно было готово потратить более 80 000 евро.

В нашей области есть примеры инженерного восстановления бывших лютеранских храмов, переданных православным приходам. А вот внешний облик обновленных кирх не соответствует правилам восстановления их как памятников культуры. Наличие православных куполов и крестов нарушает прежний архитектурный облик. На крыше кирхи Арнау епархия также планирует установить православный крест.

У Русской Православной церкви нет никакого опыта по восстановлению западноевропейских средневековых фресок. Поэтому есть ли смысл учиться на таком ценном объекте, как кирха Арнау? Специалистами из Германии уже проведено необходимое детальное научное обследование состояния фресок. Свои заключения о состоянии фресок и здания сделали известные российские реставраторы Вячеслав Мозговой и Александр Епифанов.

Кроме того, использование кирхи в качестве приходского храма, а не музея, потребует обустройства внутреннего пространства по православным правилам: иконостас, иконы святых, православное распятие, другая утварь. В таком случае, интерьер кирхи полностью потеряет аутентичность. Алтарная часть станет недоступной для большинства туристов. Кирха Арнау превратится в обычную приходскую церковь, не имеющую большой ценности как памятник культуры. И как результат, ее туристическая привлекательность резко снизится.

Поэтому сейчас мнение специалистов однозначно — кирха Арнау вновь должна стать музеем. Это только кажется, что в Калининградской области много привлекательных экскурсионных объектов, но это далеко не так. Первоклассных объектов мало, и мы можем потерять один из самых перспективных, кирху Арнау. А ведь уже давно существует концепция создания возле кирхи Арнау музея-заповедника средневековой культуры.

Что же было сделано в кирхе Арнау новым пользователем за почти полгода? Кроме варварского отношения к памятнику культуры ничего не сделано — никакой реставрации, вообще никаких работ по восстановлению памятника. В конце сентября обрушили технический этаж, а его вообще нельзя было трогать до окончания консервации фресок. Так пишут эксперты в своих заключениях. А заодно с балками убрали и экспозицию музея о кирхе, музейные материалы в строительный вагончик сложили. С июля один раз в неделю проводятся службы. А в начале октября Патриарх приезжал. Храм принимал.

Когда законопроект о кирхе Арнау не приняли, власти вспомнили и предполагаемую дату вступления «страшного» закона в силу (1 января 2011 года), и то, что учреждения культуры «обязаны» будут покинуть культовые здания. Повторное рассмотрение законопроекта назначили на 28 октября.

Началась тайная операция по срочной передаче епархии не только кирхи Арнау, но и еще 15 объектов. Об этом стало впервые известно 21 октября. Среди передаваемых объектов — знаковые для Калининграда здания Театра кукол и Концертного зала филармонии. Причем епархия обещала никого из зданий не выгонять. Пусть, мол, они работают, как работали, пока сами не расформируются. Мы с них даже арендную плату брать не будем. И, как сообщила пресса, в списке еще 8 объектов. Потом СМИ уточнило: эти объекты — руины кирх.

А за 15 часов до заседания думы выясняется — переданы будут средневековые замки. И не все из них руины. В Черняховске, где расположен замок Инстербург, уже почти 15 лет существует общественная организация, которая привела замок в порядок, организовала там краеведческий музей, проводит рыцарские турниры… Этим проектом живет почти всё население 40-тысячного Черняховска. Это один из немногих в Калининградской области примеров гражданской инициативы. Им даже не сообщили, что их отдают. Члены этого клуба за четыре дня до заседания думы пришли на помощь епархии при проведении субботника, которая «восстанавливает» переданный ей замок Георгенбург в трех километрах от Черняховска. Почему «восстанавливает» в кавычках? Потому что археологи и краеведы плачут, видя, как разрушается культурный слой и как кувалдами проламываются средневековые стены в поисках кладов и подземных ходов. А краеведческий музей в городе Полесске (замок Лабиау) должен был получить грант на восстановление замка от Евросоюза. Они этот грант выиграли в конкурсе заявок.

В трактовке епархии, которая подавала заявки на передачу ей недвижимости, замки — это монастырские комплексы, принадлежавшие религиозно-монашескому Тевтонскому ордену. Но замки никогда не были монастырями. Это были оборонительные сооружения, говоря современным языком — укрепленные военные городки с казармами. Тевтонский орден с 1198 по 1923 год был рыцарским орденом. Это утверждается в официальной справке Калининградского архива, подготовленной крупнейшим экспертом по Тевтонскому ордену А. П. Бахтиным. Но, если следовать логике епархии, надо бы тогда всю Калининградскую область целиком отдать Русской Православной Церкви. Ведь вся область раньше принадлежала Ордену, а он якобы религиозно-монашеский.

Светлана Соколова, директор самого успешного в Калининграде муниципального музея «Фридландские ворота», говорит о передаче замков: «Это катастрофа, как для культурного наследия региона, так и для развития в нем туристической индустрии! Всё дело в том, что пользователи передаваемых объектов годами выстраивали отношения с инвесторами, деловыми партнерами, планировалось восстановление замков. А сейчас все планы рухнули. Пользователи двух замков Инстербург и Лабиау подавали заявки на проведение совместных проектов с Евросоюзом, но, если собственником замков становится РПЦ, такое сотрудничество невозможно. Церковь сама признается, что не в состоянии найти денег ни на содержание памятников истории и культуры, ни на их восстановление. Решение о передаче замков принималось в спешке. А необходимая историко-культурная экспертиза даже не была проведена».

Особая ситуация сложилась с передачей епархии кирхи в поселке Чистые Пруды, в которой находится мемориальный музей основателя литовской литературы Кристионаса Донелайтиса. Литва вложила немалые средства для создания музея своего «Пушкина», но о предстоящей передаче даже не была извещена. 2014 год объявлен годом Донелайтиса. Литовская общественность возмущена самим фактом предполагаемой передачи. Отрицательные последствия для престижа России в случае передачи кирхи в пос. Чистые Пруды сейчас трудно оценить. Если бы не вмешался МИД Литвы и не встал на защиту музея Донелайтиса калининградский писатель Борис Бартфельд, то и ее бы передали епархии. Власть отступила. Надолго ли? Епархия настаивает на передаче ей музея.

Была передана кирха памяти Королевы Луизы. Сможет ли театр кукол вновь поставить «Божественную комедию» И. В. Штока или «Сказку о попе и работнике его Балде»[1]? Неизвестно.

Была передана и Кирха Святого Семейства, в которой был Концертный зал областной филармонии, и куда уже почти 40 лет приходили калининградцы и гости города, чтобы насладиться звучанием первого калининградского органа. Почти год здесь продолжались работы по ремонту здания. Открытие нового сезона не раз приходилось переносить. Оставалась самая малость — отремонтировать фойе. Но бюджетных средств, как всегда, не хватало. А вот на следующий же день после принятия закона Правительство области выделяет на завершение ремонта 4 миллиона бюджетных рублей новому собственнику здания — епархии.

Общественность Калининграда шокирована произошедшим — епархии были переданы уникальная своими фресками кирха Арнау, 8 средневековых замков, на восстановление которых у епархии своих денег нет. Были переданы здания филармонии и театра кукол, те здания, которые восстанавливались руками первых переселенцев, чтобы их внуки могли посмотреть кукольный спектакль; они были восстановлены и руками детей первых переселенцев, чтобы они и их дети могли послушать орган или симфонический концерт. Теперь большинство калининградцев считает, что их обокрали. Привычной культурной среды больше нет. Не верят калининградцы, что в этих учреждениях культуры всё будет по-старому.

Но культурный Калининград не сдается. Региональный закон ведь и отменить можно. Сейчас ведется сбор подписей в защиту привычной культурной среды Калининграда и области. Обращения направляются Президенту, в Думу, в Общественную Палату. Одно из главных требований — отправить «зловредный» законопроект на доработку.

Какая судьба ждет здание симфонического оркестра — неизвестно. Кафедральный Собор, вроде бы, лучше защищен — федеральная собственность и особый статус. Может быть, его хранит сам великий Кант, ведь он похоронен у стен собора. Да и сама канцлер Германии Ангела Меркель замолвила в разговоре с В. Путиным слово за сохранение Собора как культурно-исторического центра. Но кто знает, как долго будут действовать «охранные грамоты»? Из высказываний представителей Калининградской епархии последних дней явствует, что они ратуют за спасение Кафедрального собора и руин Королевского замка. Мы в Калининграде уже хорошо знаем, чем заканчивается такая озабоченность…

Жители региона не против, когда епархии передаются бывшие кирхи по потребности, для богослужений. Но зачем забирают те здания, где успешно работают музеи, театр, филармонии? Не понимаем и не принимаем такого решения. Так в Калининграде и области никакой светской культуры не останется.

Калининград будет бороться за свою культуру. Нам больно слышать о том, что творит РПЦ в «Большой России». Недавно стало известно, что Правительство области планирует передать епархии еще около 100 объектов недвижимости. Опять все готовится в тайне от общественности. Калининград рассчитывает на поддержку всей России по сохранению в нашем регионе привычной культурной среды.


От редакции «Скепсиса»

Редакция обращает внимание на примечательность одного мотива в этом, в общем-то уже обыденном в современной России рассказе. Мы знаем, что власти и иерархи РПЦ никогда не спрашивают мнения ни граждан, ни музейщиков-специалистов. Но калининградское дело показывает, к кому они готовы прислушаться: к протестам иностранных посольств, к Ангеле Меркель (как же, диалог с самим В.Путиным), в общем, к голосу «растленного Запада». Этот эпизод иллюстрирует два факта: Во-первых, «патриотическо-державная» риторика РПЦ — продукт исключительно внутреннего пользования. Власти вместе с РПЦ с начала путинских времен демонстрируют Западу либерально-капиталистическое «цивилизованное» лицо (всяческие «мюнхенские речи», очевидно, не стоит принимать всерьез), а российскому народу кажут православно-имперский лик с элементами советской символики. Во-вторых, на самом деле и РПЦ, и бюрократии плевать на мнение жителей, и — особенно — на светскую культурную среду, если она не имеет «признанного международного значения». А поскольку значимой для общества и вообще всерьез заметной религиозной культурной среды в России за все годы «духовного возрождения» создать не удалось, то очевидно, что вопрос заключается в сохранении культуры в России в целом.



По этой теме читайте также:



Примечания

1. Читателю следует обратить внимание на то, что прецедент с запретом «Сказки о попе и работнике его Балде» уже был. Премьера оперы Шостаковича «Балда», приуроченная к 100-летию великого композитора, должна была состояться 25 сентября 2006 года в Республиканском театре оперы и балета в Сыктывкаре. Однако в результате активного вмешательства Сыктывкарской и Воркутинской епархий Русской Православной Церкви и обращения ее епископа Питирима (Волочкова) к президенту Республики Коми Владимиру Торлопову, министр культуры республики Надежда Боброва издала приказ об остановке финансирования спектакля. http://www.svobodanews.ru/content/article/263622.html, http://religion.ng.ru/events/2006-09-20/3_balda.html

Имя
Email
Отзыв
 
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
«Валерий Легасов: Высвечено Чернобылем. История Чернобыльской катастрофы в записях академика Легасова и современной интерпретации» (М.: АСТ, 2020)
Александр Воронский
«За живой и мёртвой водой»
«“Закон сопротивления распаду”». Сборник шаламовской конференции — 2017