Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Возвращение к материализму

Рецензия на книгу: Семёнов Ю.И. Введение в науку философии. Кн. 1. Предмет философии, её основные понятия и место в системе человеческого знания. М.: Книжный дом «Либроком», 2013.

Впервые я узнал о Юрии Ивановиче Семёнове около 10 лет назад, на одном из сетевых форумов, где, как водится, зашёл разговор о «замшелом» марксизме. Один из участников — выпускник МФТИ — сказал: хорошо, не хотите говорить о «замшелом» — познакомьтесь с творческим, настоящим марксизмом, курс которого читает в МФТИ (Физтехе) Юрий Иванович Семёнов. Потом было знакомство с его статьями, имевшимися в сети, чтение первой книги — «Философия истории»[1], походы в публичную библиотеку, чтение его ранних и редких работ, а потом и личные встречи, итогом которых стало несколько опубликованных в сети интервью[2].

Встречаясь с Юрием Ивановичем, я, конечно, всегда спрашивал его о творческих планах, и последние 10 лет он отвечал одинаково:

«Если будет время, здоровье и возможность, я попытаюсь написать работу “Введение в науку философии”, в которой будет дано систематическое изложение всех чисто философских проблем и, прежде всего, вопросов теории и предельно общей методологии познания»[3].

Книга 1

Сейчас эта огромная работа дала первые результаты — вышли из печати 6 томов цикла «Введение в науку философии»[4] — труда, «представляющего собой систематическое изложение всех без исключения важнейших проблем философии»[5]. Объем сделанного просто поражает — почти сотня (точнее, 98) авторских листов. Для людей, далёких от книгоиздания, можно сказать более понятно: почти 4 миллиона знаков, объем целого тома Большой Советской энциклопедии, причём написанных не тремя сотнями специалистов — а одним, но зато каким! Недаром наш знаменитый этнолог, академик Ю.В. Бромлей — директор Института этнографии, где долгое время работал Юрий Иванович Семёнов, сказал как-то, что «Юрий Иванович — не человек… Это научно-исследовательский институт…»[6].

Конечно, невозможно не только в короткой рецензии, а даже в большой обзорной статье дать изложение хотя бы основных идей всего цикла «Введение в науку философии» — но можно, по крайней мере, привлечь внимание к этому выдающемуся труду.

Первая книга цикла является вводной. Основные вопросы, обсуждающиеся в ней, — это вопросы о том, является ли философия наукой и каково её место в системе человеческого знания. Ю.И. Семёнов придерживается мнения, что каждая наука в системе человеческого знания имеет особый предмет. Такой предмет исследования есть и у философии. Все остальные науки исследуют и стремятся выявить истину о своём предмете исследования: физики изучают общие свойства и законы движения вещества и поля, биологи — общие закономерности существования и развития живых существ, и только одна наука — философия — саму истину. Иными словами, философия не может быть ничем иным, как наукой о самом процессе познания и его конечном результате. Но не только. Философия, являясь учением о методе научного познания, даёт исследователю приёмы, которые только и способны привести его к истине, а не к заблуждению. «Итак, — говорит Ю.И. Семёнов, — философия есть наука об истине, теория познания истины, логика разумного мышления и всеобщий метод познания истины»[7].

Конечно, после определения философии как науки, нельзя обойтись и без определения ее предмета — истины, первое, оно же и классическое, определение которой дал древнегреческий философ Платон: «…тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину…»[8].

Попытка же подробнее рассмотреть определение истины приводит нас к понятиям «мира» и «сознания», или к великому основному вопросу философии. Его много раз пытались объявить псевдовопросом, несущественным, ненужным, просто некорректным, как модно выражаться сейчас, — видимо, только потому, что первым со всей определённостью его сформулировал один из основоположников философии диалектического материализма Фридрих Энгельс[9]. Тем не менее, история развития философской мысли неизбежно требовала от всех учёных-философов необходимости так или иначе ответить на основной вопрос философии, вольно или невольно, предъявляя свой ответ на всеобщее обозрение или пытаясь его замаскировать. Что первично — материя или сознание? Возможны 4 варианта ответа. Если философ выбирает ответ «материя» — он приверженец материалистической философии, признающей первичность материи и вторичность сознания. Любой из трёх других возможных ответов (первично сознание; сознание и материя равнозначны или тождественны; вопрос некорректен или не имеет смысла) приводит исследователя на сторону идеализма, открытого (объективного или субъективного) или скрытого (дуализма или феноменализма (агностицизма)).

Значительная часть истории философской мысли, от самых истоков и до конца XIX века, как раз и была историей борьбы двух течений в философии — материализма и идеализма. В процессе этой борьбы стороны оттачивали и совершенствовали свои аргументы, ставя перед оппонентами труднейшие вопросы и бросая им вызов. Ю.И. Семёнов в первой книге цикла рассматривает некоторые основные возражения, аргументы философов-идеалистов, как объективных, так и субъективных, стремившихся показать, что мир созидается духом — абсолютным или отдельных людей.

Например, наиболее известный представитель субъективного идеализма, английский епископ Джордж Беркли, пытаясь парировать возражение материалистов — если все вещи и предметы существуют только тогда, когда я их воспринимаю, ощущаю, как объяснить, что часы продолжают идти, даже когда я вышел из комнаты, где они находятся? — вынужден был принять допущение, что, кроме одного мыслящего духа (сознания, человека), создающего все вещи силой своего восприятия, существуют и другие сознания (мыслящие духи), которые берут на себя поддержание существования вещей, когда первый дух их не воспринимает[10]. Очевидно, что Беркли здесь демонстрирует непоследовательность: ведь если кроме моего сознания существуют и другие, тем самым они существуют объективно, вне и независимо от моего сознания, что противоречит основному принципу солипсизма, отождествляющему сознание и мир.

Но не все аргументы философов-идеалистов так легко подвергнуть критике. Джордж Беркли отрицал и существование материи, говоря: «Единственная вещь, существование которой мы отрицаем, есть то, что философы называют материей или телесной субстанцией»[11]. Беркли обратил внимание, что, даже если встать на точку зрения материализма,

«… в настоящее время бесконечная делимость материи признается всеми… Из этого следует, что каждая часть материи содержит в себе бесконечное множество частей, не воспринимаемых в ощущениях. Поэтому причина, вследствие которой единичное тело представляется нам в конечном размере или обнаруживает ощущению только конечное число частей, заключается не в том, что оно не содержит их более (так как оно должно само по себе содержать бесконечное число частей), а в том, что ощущения не имеют достаточной остроты для их различения. По мере того как ощущение становится острее, оно постигает большее число частей предмета, т.е. предмет является большим и его форма изменяется, так как части по его краям, которые раньше были невоспринимаемы, теперь оказываются его линиями и углами, весьма отличающимися от тех, которые были восприняты в менее острых ощущениях. И, наконец, тело должно показаться бесконечным после различных изменений в величине и очертаниях, когда ощущение станет бесконечно острым. Во время этих процессов изменение происходит не в теле, а только в ощущении. Следовательно, каждое тело, рассматриваемое само по себе, бесконечно протяжённо и, стало быть, не имеет очертания и формы. Из этого следует, что если даже допустить вполне несомненное существование материи, то сами материалисты будут вынуждены на основании своих собственных принципов признать, что ни единичные ощущаемые тела, ни что-либо подобное им не могут существовать вне духа. Материя, говорю я, и каждая её часть, согласно их принципам, бесконечны и бесформенны, и лишь действием духа образуется всё то разнообразие тел, которое составляет видимый мир, причём каждое из них существует, пока воспринимается»[12].

Можно проиллюстрировать аргумент Беркли на примере, скажем, такого предмета, как облако. Что такое облако в восприятии человека? Это вполне себе зримый предмет, с довольно четкими границами, представляющий собой взвесь капелек воды и водяного пара, плавающих в атмосфере. Особенности человеческого зрения позволяют увидеть границы у этой взвеси, позволяют воспринимать ее отдельно от других взвесей, то есть видеть не только одно облако, но и облака и их взаимное перемещение. Но представим себе, как ту же взвесь, которая образует облако в восприятии человека, видит орел, зрение которого, по некоторым оценкам, способно с высоты полета различать отдельные песчинки на земле. На месте облака, наблюдаемого человеком, орел увидит лишь множество капелек воды и пара разных размеров, и уж, во всяком случае, проведет границы этого облака совершенно иначе, предмета «облако» в восприятии орла или вовсе не будет, или он будет выглядеть совершенно по-иному, чем в восприятии человека. Разумеется, рассуждение относительно облака можно повторить и для любого другого предмета, например, стула — будь наше зрение беспредельно острым, мы не увидели бы никаких резких границ между молекулами веществ, составляющих клетки древесины — материала стула, и молекулами воздуха, еще и потому, что эти молекулы постоянно менялись бы местами, воздух проникал бы в стул, а молекулы клеток древесины — проникали в воздух, донося до человеческого обоняния запах дерева. Иными словами, мы, на первый взгляд, увидели подтверждение тезису Беркли, что предметы из того неисчерпаемого и бесконечно делимого субстрата, который материалисты называют материей, выделяются восприятием живых существ — людей и животных. Именно в восприятии живых существ предметы получают свои формы и границы. И то, какими они выделяются этим восприятием, определяет, какими предметами они будут. В восприятии орла не будет предмета-облака, но оно будет в восприятии человека. Так существует ли объективно такой предмет как облако? Последовательному материалисту не остаётся ничего иного, как сообщить епископу Беркли, что он отчасти прав в своём возражении — материя не составлена из предметов, так как то, какими представляются восприятию живого существа те или иные предметы, определяется точностью, остротой, скоростью этого восприятия, могущего быть различным у различных живых существ, а, значит, и набор предметов, выделяемых из материи будет различным для различных существ. Но это не значит, что не существует материи. Материя — основа, объективная реальность, которая только и даёт возможность существования предметов в восприятии людей и животных. Материалист отметит, что материя — тот неисчерпаемый и бесконечно делимый субстрат, имеющий нерегулярную структуру, определённые неоднородности некоторого участка которого, объективно существующие, позволяют одному живому существу (человеку) воспринимать их как облако, а другому (орлу) — как мириады отдельных капелек водяного пара.

Более точно и подробно епископу Беркли возразил известный физик, доктор физико-математических наук В.Б. Губин (его неоднократно цитирует Ю.И. Семёнов во многих книгах цикла[13]) в своей работе «Физические модели и реальность»:

«Беркли приписывает материализму обязательность представления о самостоятельном существовании отдельных, чётко отграниченных от “другого” вещей, что при неисчерпаемости и бесконечной делимости материи невозможно. Он верно попал на уязвимый пункт метафизического материализма, так как вещей “в форме объекта” и в самом деле нет — метафизический материализм в целом несостоятелен. “Тело, рассматриваемое само по себе”, не может быть чем-либо отличным от всей материи, соответственно, должно быть неограниченным и единственным. Самих по себе единичных вещей и тел с определёнными границами нет — материя не составлена из предметов»[14].

Но В.Б. Губин — не профессиональный философ, а учёный-физик, поэтому хотелось бы услышать и точку зрения Ю.И. Семёнова на этот счёт, или, возможно, более аргументированный разбор возражений Беркли против материализма.

Как и любая настоящая наука, философия делала и делает великие открытия, к числу которых относятся открытие факта существования внешнего мира не только вне сознания, но и в сознании человека[15] и открытие существования в объективном мире не только отдельных, конкретных вещей и событий, но и общего, которое можно зреть только умом, а не чувствами[16]. И всё же основным итогом, величайшим открытием философии от истоков и до нашего времени, является открытие социальной материи, того источника общественных идей, которое определяет то, какими будут все отношения в человеческом обществе, какими побуждениями будут руководствоваться люди, и вообще, в конечном итоге, какими они будут сами. Ни один детектив или приключенческий роман не сравнится по занимательности с излагаемой Ю.И. Семёновым историей трудных, но невероятно интересных приключений мысли величайших умов человечества на пути, позволившем им создать диалектический материализм — «первый в истории философской мысли достроенный доверху, в равной степени объемлющий и природу, и общество, материализм»[17].

Разговор об остальных книгах — дело будущего, но уже сейчас ясна огромная важность этого фундаментального труда замечательного русского учёного и философа Юрия Ивановича Семёнова для всего дальнейшего развития философии и научного мировоззрения вообще.



По этой теме читайте также:


Примечания

1. Семёнов Ю.И. Философия истории. М.: Современные тетради, 2003. — 776 с.

2. http://orthomarxism.narod.ru/bibl/various/inter_20_10_2003.zip, http://orthomarxism.narod.ru/bibl/various/inter_16_10_2004.zip.

3. Семёнов Ю.И. Интервью журналу «Личность. Культура. Общество». Ответы на вопросы Ю.М. Резника // Личность. Культура. Общество. 2004. Т. VI. Вып. 4. С. 322–340.

4. Семёнов Ю.И. Введение в науку философии в 6-ти книгах:
Кн.1. Предмет философии, ее основные понятия и место в системе человеческого знания. М.: Книжный дом «Либроком», 2013. — 224 с.;
Кн.2. Вечные проблемы философии: От проблемы источника и природы знания и познания до проблемы императивов человеческого поведения. М.: Книжный дом «Либроком», 2013. — 344 с.;
Кн.3. Марксистский прорыв в философии М.: Книжный дом «Либроком», 2013. — 240 с.;
Кн.4. Современные проблемы теории познания, или логики разумного мышления (умозримый мир в себе и для нас, факты, проблема, понимание и объяснение, идея, интуиция, холия, гипотеза, теория). М.: Книжный дом «Либроком», 2013. — 304 с.;
Кн.5. Проблема истины. Мышление, воля и мозг. М.: Книжный дом «Либроком», 2013. — 232 с.;
Кн.6. Трудная судьба философии диалектического материализма (конец XIX — начало XXI в.) М.: Книжный дом «Либроком», 2013. — 224 с.
http://urss.ru/Book&id=173486

5. Семёнов Ю.И. Введение в науку философии в 6-ти книгах. Кн. 1. С. 7.

6. Муравьев Ю.А. Рецензия на книгу: Семёнов Ю.И. Философия истории от истоков до наших дней: Основные проблемы и концепции. М.: Старый сад, 1999. 382 с. http://web.archive.org/web/20050825180522/http://istmat.ru/index.php?menu=1&action=1&item=53

7. Семёнов Ю.И. Введение в науку философии в 6-ти книгах. Кн. 1. С. 65.

8. Там же, с. 66.

9. Там же, с. 72–73.

10. Там же, с. 118.

11. Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания // Беркли Дж. Сочинения, М., 1978 http://www.koncheev.narod.ru/berkly.htm.

12. Там же.

13. Семёнов Ю.И. Введение в науку философии в 6-ти книгах. Кн. 6. С. 138; кн. 4. С. 171.

14. Губин В.Б. Физические модели и реальность (Проблема согласования термодинамики и механики). Алматы, 1993. См.: http://entropy.narod.ru/AG4P6.HTM

15. Семёнов Ю.И. Введение в науку философии в 6-ти книгах. Кн. 1. С. 65, 122.

16. Там же, с. 122.

17. Там же, с. 111.

Имя
Email
Отзыв
 
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
Дружественный проект «Спільне»
Сборник трудов шаламовской конференции
Книга Терри Иглтона «Теория литературы. Введение»
 
 
Кто нужен «Скепсису»?