Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 

Предыдущая | Содержание

Реставраторы и «реставраторы»

Сегодняшние политические и церковные реставраторы намеренно не замечают изъяны дореволюционного Енисейска. Деятели периферийного капитализма, возвращаясь к практике беспощадного выкачивания ресурсов, стремятся заколотить прибыль и на церковно-архитектурных образах колониального Енисейска, снова отняв деньги и историю у народа.

Если отбросить всю словесную шелуху о «возрождении Енисейска», то даже в словах самих разработчиков и организаторов можно обнаружить признание: никакой реставрации тут не ведется, и никакой туризм тут не приживется!

Еще в 2014 г. авторы проекта развития туризма в Енисейске пришли к выводу, что мотивации для путешествия сюда весьма слабые:

«Реставрация памятников архитектуры и наличие обслуживающей инфраструктуры сами по себе не решат вопроса наполнения турпакетов (особенно для внешнего потока туристов, т.к. за аналогичный бюджет можно посетить исторические места и отдохнуть за пределами РФ или в европейской части страны). Сегодня сложности “удержания” туристов более одного дня связаны с непродолжительным временем осмотра местных достопримечательностей»[1].

Разумеется, авторы пытаются сделать хорошую мину при плохой игре и твердят о необходимости завлекать богатеньких туристов на какой-нибудь день «Енисейской ухи». Однако основополагающую проблему утаить не вышло! То, что сделано после этого, фиксирует за год до юбилея местный журналист:

«Увы, в красочных буклетах о 400-летии Енисейска, предназначенных для туристов, и на нескольких интернет-сайтах города я не нашёл новых экскурсионных маршрутов и турпродуктов. Только традиционные храмы, галерея купеческих домов, знаменитые “Фото-изба” и “Музей рубанка”... Всё это я, например, видел и пять лет назад»[2].

images

Переломившееся здание «Фото-избы»

Более того, даже воссоздать исторический облик г. Енисейска будет принципиально невозможно. Главный по архитектуре Енисейска Никольский после многочисленных провалов штурмовщины признался в начале 2017 г.:

«нет сегодня в Енисейске в полном смысле реставрации, а есть восстановительные, ремонтно-реставрационные работы, работы по реконструкции. Подчеркиваю, что реставрации в чистом виде в Енисейске нет, и документации на нее нет»[3].

Выходит, бесконечные заверения в обратном — откровенная ложь! Тот же Никольский и другие ответственные лица в конце 2016 г. сетовали, что «при работе с объектами культурного наследия в центре Енисейска нет общей концепции, в рамках которой можно было бы решать многие проблемы». А поэтому господствует «полная разноголосица» во всевозможной документации, в правилах благоустройства, в обеспечении инфраструктурой подлатанных зданий, в планах по их эксплуатации. После этой констатации было заявлено, что план регенерации сведет воедино все элементы[4]. Для рекламы плана и был слеплен фильм «Енисейск. Возрождение». Качество такой рекламы заставляет усомниться и в качестве самого продукта! Ведь и в начале 2018 г. и.о. губернатора Усс выражал сожаление в том, что до сих пор комплексный показ исторического лица города не осуществлен. Другими словами, разруха соседствует с реставрацией: сам Усс, прибыв в северный город, наткнулся на дом в стиле модерн, восстановление которого не планируется, и, подивившись его оригинальности, поблагодушествовал в окружении притихших чиновников: «Ну ладно…»[5].

images

Историческое лицо города

Ну а доводы авторов «Енисейск. Возрождение» в пользу туристического будущего и вовсе поражают своим преступным легкомыслием:

«Как только самим жителям Енисейска станет комфортно жить в городе, там и туристам будет комфортно. Это аксиома! <…> Сегодня немногие верят, что Енисейск может привлечь серьезный туристический поток и обеспечивать себя за счет туризма. Этому препятствует транспортная удаленность, состояние городской инфраструктуры, долгая зима. Но вопрос с финансированием реставрационных и ремонтных работ решен! С изменением облика города можно рассчитывать и на инвестиции. А юбилей создает массу поводов обратить на себя внимание».

И это все доказательство! Вот вам срез мышления абсолютно оторванного от реальности всеядного созидателя всевозможных проектов: к черту объективные обстоятельства, создаем видимость и поводы — нам же бюджет открыли! До этих ли скучных и непонятных тонкостей, когда на кону — освоение миллиардов! Тем не менее, проект регенерации оказался награжден золотым дипломом крупного фестиваля[6]. Кусочек бюджетного пирога удалось откусить и енисейским мастерам, получившим 0,5 млн руб. на съемку 23-х пятиминутных незамысловатых роликов об исторических объектах[7].

Итого: ни тебе реставрации, ни регенерации, зато полно деградации, профанации и прихватизации! Нам остается показать, в какую цену обходится вся эта бесполезная — и даже вредная — отделка, и что под ней скрывают деятели «реставрационного отделения».

По масштабам Енисейска, выделенные на юбилей суммы весьма значительны. Еще в течение 2008–2011 гг. край выделил на «реставрацию» (после признания Никольского это слово придется писать в кавычках) памятников культуры Енисейска 116 млн руб. За 2013–2016 гг., уже в связи с подготовкой к юбилею, было выделено 800 тыс. руб. на инфраструктуру города и чуть более 1 млрд руб. (из них 0,5 млрд в 2014 г. — федеральные средства) на сохранение объектов культурного наследия. В 2017–2019 гг. край планирует потратить еще 2,2 млрд руб. — уже без поддержки центра[8]. Однако не раз речь заходила об очередной помощи из Москвы. В конце 2016 г. двое госдумных бездельников от Красноярского края при трогательном единении с РПЦ заявили о поиске средств. Депутат Натаров сообщил пренеприятное известие:

«изначально вопрос был не до конца проработан. Возникли многие вопросы с восстановлением объектов культурного наследия, которые раньше не были включены в планы. Поэтому мной было предложено обратиться к святейшему патриарху Кириллу <…>. Нужно от него благословение и ходатайство на дополнительное выделение средств на объекты, нуждающиеся в реконструкции».

Оказалось, что еще 1 млрд не хватает на объекты,

«без которых невозможно провести празднование на высоком уровне, — водопровод, надежная канализация и объекты благоустройства. Эти вопросы по какой-то причине не попали в свое время в документы планирования, хотя требуют очень больших средств, которых в краевом бюджете нет»[9].

Может быть Натаров просто не в курсе, может быть в том и состоит «изюминка» проекта: оставить туристов без водопровода и канализации, чтобы они погрузились (в прямом смысле слова) в атмосферу Енисейска столетней давности! А намерение депутата обратиться к патриарху с просьбой лоббировать выделение денег правительством — это многое говорит об устройстве сегодняшней «вертикали».

Другой депутат, Зубарев, являющийся главой недавно созданного общественного совета при Красноярской митрополии, решил напрямую обратиться к вице-премьеру Голодец за 800 млн руб. на восстановление церквей, ранее якобы не включенных в программу. Однако журналисты подвергли сомнению обоснованность депутатского обращения, сославшись на официальные документы, в которых давно отмечено завершение работ в тех самых церквях. Депутат в действительности лишь поддержал просьбу самого красноярского правительства[10].

Сведений о выделении запрошенных депутатами средств нет. Но и без того выделены немалые средства — свыше 4 млрд руб. (для сравнения: бюджет Енисейска на 2018 г. — менее 800 млн руб.). С пользой для кого они потрачены?

Для начала нужно сказать о масштабах работ. В зоне так называемой регенерации исторического центра Енисейска находится 250 зданий: 100 из них должны быть приведены в юбилейный вид, а 150 остальных, не имеющие историческую ценность, — устранены или изменены. «Реставрации» будут подвергнуты 23 исторических здания[11]. На начало 2018 г. план был выполнен на 2/3, но среди не восстановленных все еще числились сложнейшие объекты — три церкви, и вокруг них происходил один скандал за другим. Трудное это дело, духовное возрождение… Вне рамок программы только в центре города остались 22 памятника, в других частях города — еще 60 исторических объектов. Памятники деревянного зодчества вовсе не попали в список. Причины понять легко: работа с ними слишком трудоемкая и не сулящая крупных строительных заказов. Кто будет лоббировать штучную работу по деревянной части, когда для каменных зданий все уже отлажено: типовые стройматериалы, виды работ, подрядчики?

Вот как задуманное претворяется в жизнь.

В 2015 г. Счетная палата Красноярского края проверила отчетность и выяснила, что только в 2014–2015 гг. к расходу были предназначены 2 млрд руб., но к середине 2015 г. освоено было лишь 180 млн. (9% от общей суммы!). При этом «избыточном финансовом обеспечении» программы

«фактически произошел отказ от реализации двух ее задач — по выводу транзитного и большегрузного транспорта за пределы исторической части города Енисейска и по модернизации инженерной инфраструктуры исторической части г. Енисейска»[12].

Власти заверяли жителей в скором решении социально значимых задач, держали в руках необходимые средства — и в тот же момент проваливали эти мероприятия!

Еще один подобный случай. В конце 2017 г. на набережной открыли памятник служилым людям Албычеву и Рукину и иноку Тимофею — как основателям Енисейска, над которыми горделиво вздымается огромная хоругвь с надписью «Съ нами богъ». Памятник был сооружен за 15 млн руб. в рамках программы по благоустройству «Городская среда», на которую Енисейск всего получил 22 млн руб. Кроме монумента этих денег хватило только на ремонт набережной вблизи него и починку лишь 9 дворов[13]. Как эти истуканы благоустраивают среду? Других аварийных дворов и дорог, надо думать, в городе нет. Зато еще одной малохудожественной дорогостоящей религиозной агиткой стало больше. Подобное распределение средств одобрили бы дореволюционные купцы: даешь очередное капище вместо общественно необходимого дела! Историческая основа памятника тоже вызывает сомнения: историк В.А. Александров предполагает, что Албычев и Рукин в 1619 г. могли обосноваться в уже существовавшем остроге на Енисее[14]; тем более совершенно недостоверно выдавать келью инока за начало военного и промыслового города, которым и являлся Енисейск, и где царили совершенно не отшельнические нравы.

По бюрократическим каналам проходят значительные суммы. Проходят и уходят: Счетная палата указала на подозрительные бесконкурентные закупки на сотни миллионов; строители подали заявление о вымогательстве чиновниками 150 тыс. за получение контракта на 1 млн[15]. С другой стороны, антикультурное делячество государственных заказчиков и их компаньонов-бизнесменов ведет к бессмысленной трате средств и к порче ценных объектов:

«Эксперты, работающие с проектной документацией, как правило, на треть срезают сметную стоимость объекта. Действующее законодательство дает возможность подрядчику выбирать, но, к сожалению, подрядчик этот нередко недобросовестный. <…> увидел стоимость объекта в 100 миллионов. Чтобы выиграть тендер, он уменьшил сумму до 50 миллионов. И на эти деньги, ничего не умея, пытается что-то строить»[16].

И это говорит зам мэра по строительству и архитектуре! Зачем нужна такая должность, если ее полномочия ограничены правом произнесения плаксивых констатаций?! (Как выяснилось, такая должность хороша для карьерного роста, ибо Никольский летом 2018 г. стал и.о. главы Енисейска).

Ясно как день, что при настоящей реставрации зданий за ней должен вестись не безграмотный бюрократически-финансовый контроль, к тому же сильно подверженный коррупции, а историко-культурный надзор. Не аппаратчики должны определять сроки и объемы в интересах исполнения бюджета, а квалифицированные ученые в целях сохранения памятников. Сейчас в Енисейске все делается по худшему сценарию, когда специалисты лишены полномочий. В подтверждение этого — еще одно постыдное признание Никольского: «иногда на сайтах встречаются интересные замечания по поводу реставрации объектов культурного наследия в городе. Это помогает мне в работе»[17]. Замечательный метод и такой современный! Интересно, в документах Никольский ссылается на пользователей под никами?..

Описанная практика с почти стопроцентной гарантией приводит к разрушениям вместо реставрации. Получается вовсе не так, как на ярких моделях стильных дизайнеров.

Уже сдача первого объекта в конце 2013 г. вызвала у жителей активную реакцию:

«Дом Дементьева, в котором находится детская школа искусств, — уже трескается и протекает. Трещины на штукатурке, водяные разводы на потолках. Разве так можно ремонтировать? Мы слышали, что на реставрацию выделены деньги и Красноярском, и Москвой. Мы опасаемся, что средства будут попросту “закопаны”. Реставрация ведется и в сырость, и в мороз. Строителям, видимо, плевать на все».

Исправляли строители эти огрехи еще не один месяц. Второй «отреставрированный» без единого реставратора объект (дом Бородкина) полностью утратил исторический облик: лепнины и розетки, декор фасада были сбиты, стены — закатаны в евроремонт. Министерство строительства после долгого раздумья все-таки отстранило этого подрядчика и передало дом другому[18]. Видимо, утраченный облик будут заменять новоделом.

Увертываясь от претензий, чиновники ссылаются на нехватку в регионе «опытных и квалифицированных подрядчиков», таковых они смогли привлечь лишь пять-шесть, а иногородние специалисты не берутся за енисейские заказы из-за их нерентабельности[19]. Действительно, в крае научных и технических специалистов соответствующей квалификации можно по пальцам пересчитать. Однако, затевая «реставрацию», это в расчет принимать не стали! Хотя, скорее, наоборот: рассчитали, предусмотрели уход от научной экспертизы и приступили к исполнению, предвкушая поживу.

НТВ практически всю вину за брак вешает на рядовых работяг. В одном из выпусков федеральный канал показал «нашествие строителей» и разоблачил узбекского рабочего — мнимого реставратора. В конце скороговоркой было замечено, что все это происходит в русле скоростного освоения бюджета, после которого хоть потоп[20]. Однако задумка ясна: по-столичному, по-хамски, потешиться над гастарбайтерами и отвести глаза от главных виновников. «Почему-то» ни одного конкретного чиновника не высмеяли на всю страну! Хотя тут все ясно как день: традиционно деньги растекаются по пирамиде подрядчиков, и до исполнителей доходят гроши, на которые они должны изобразить что-то более или менее подобающее. Наблюдается явная закономерность: чем громче вещают о духовности и перспективах, тем крупнее будут объемы растаскиваемых средств, и тем меньше будут следить за качеством.

Корыстный интерес прикрывается снобистскими выпадами против рабочих. На них отвечает местная жительница, штукатур-маляр:

«Считают, что у нас в городе нет специалистов. Да их у нас предостаточно, только работать по схеме, отработанной приезжими, уважающие себя и свою профессию люди не будут. Поэтому и работают у нас на реставрационных объектах люди, которым безразлично, что и как будет после них».

Равнодушие и штурмовщина, спускаемые сверху вниз, проявляются в работах и на «реставрируемых» объектах, и на новом спорткомплексе, и на ремонтируемых библиотеке и музее. Работница говорит: «Я много видела беспорядка на стройках, но то, что творится у нас, наверное, нигде не найдешь»[21].

В новостях «Афонтово» в октябре 2016 г. сообщались подробности наидуховнейшей «реставрации» церквей.

images

Иверский храм — слом во имя реставрации

«Богоявленский собор <…> Восстановленные элементы не соответствуют проекту. Трещины на фасаде. Сроки сдачи объекта сорваны. Храм Иверской Богоматери <…> Во время реставрации строители демонтировали стену, которая по проекту должна быть сохранена. Теперь ее предстоит восстановить заново. Сейчас работы на объекте не ведутся. Троицкая церковь <…> Новая кирпичная кладка не соответствует сохранившейся. Северная стена обрушилась <…> Храмы лишились исторических фрагментов как раз из-за реставрационных работ»[22].

При этом заказчик, красноярское Управление капитального строительства (УКС), пытался скрывать эти факты и был признан судом виновным в ряде разрушений[23]. Эта организация является ярким примером расплодившихся ныне полугосударственных, получастных контор. УКС, будучи казенным учреждением, а не ведомством, уходит из-под формального контроля и от ответственности, но при этом гарантированно получает крупные бюджетные заказы. При этом оно регулярно демонстрирует проколы даже в строительных делах, а уж в реставрации совсем некомпетентно. Это не мешает именно УКС «контролировать» енисейские предъюбилейные проекты[24].

Вдобавок можно вспомнить, что еще в 1998 г. ООО «Реставрация» разрушило и полностью разобрало здание городского магистрата, построенное в середине XVIII в. А в 2008 г. ООО «Стройбыт 2000» в процессе реставрации подрыло фундамент Успенской церкви, что привело к просадке здания и обрушению стены[25]. Не многовато ли ущерба от тех, кто так настойчиво твердит о сохранении?

В том же октябрьском телесюжете 2016 г. комиссия выявляет брак в реставрации нескольких особняков. Оказывается, что у всех подрядчиков по документам числятся квалифицированные специалисты, на деле же они есть только у двух из семи компаний, да еще и неясно, как часто пользуются их услугами. Зато чиновник УКС убеждает: реставрация «выполняется в максимально возможном качестве».

Забавно, что в новостях «Афонтово» уже в январе 2017 г. тот же Никольский, подчеркнув, что всегда говорит правду на камеру, заявил, что дело стало налаживаться, что только некоторые объекты «вызывают сомнения», что в целом «качество на объектах нормальное»[26]. При произнесении последних слов Никольский демонстративно почесал нос и прикрыл рукой рот. Я подозреваю в этом фармазонский знак, которым архитектор сигнализировал нам о подлинной опасности. Действительно, в чем могли улучшиться работы за два зимних месяца, когда их вообще вести противопоказано?! Высказанный через силу оптимизм мог иметь своим источником только приезд в Енисейск тогдашнего губернатора края Толоконского. Он, кстати, дал команду менее взыскательно оценивать реставрационные работы и ускорить процедуру сдачи памятников, ибо, по его словам, «это дело двух часов». Вот так и восстанавливают ценную архитектуру — быстрее чем кровавые и безбожные большевики рушили! Надо бы еще ввести «реставрационные каникулы», чтобы «не кошмарить бизнес».

Ни один факт недобросовестной реставрации не был озвучен в фильме «Енисейск. Возрождение», который снимался, судя по всему, зимой 2016–2017 гг. При обилии видов енисейских церквей и общих слов об их культурной ценности, в фильме подробно о них не было сказано. Создатели фильма лишь высказывали надежды на восстановление храмов. Обрушение стен их не беспокоило! Зато местный епископ поучал в кадре: «Возрождение святынь города Енисейска <…> — связь со своими предками». Да, для наглядности не забудьте кровавые подтеки на обновленных белых стенах оставить! И дополнить благолепие инсталляциями с заморенными работягами!

Нелепо наличие храмов, оплаченных трудами и кровью работяг, приравнивать к добродетелям церкви. Стоит помнить слова Александра Кытманова: «Церкви в Енисейске строились, местные иконописцы, резчики украшали их, но причт был далеко не на высоте своего звания»[27]. И тем более не разглядеть пользы для общества в происходящем сегодня уничтожении памятников и их подмене новоделом.

В фильме деятели «реставрации» клятвенно заверяли, что все будет сделано аутентично, без использования современных материалов, замалчивая уже допущенные нарушения. Они происходили и далее. Один из прорабов летом 2017 г. жаловался журналистам, что при работе «было много непонимания, мы не знали, что от нас требуют», заказчики призывали то делать под старину, то — «как евроремонт»[28]. Посыпались жалобы и на неадекватно составленные проекты реставрации, несоответствие которых действительному состоянию объектов выяснялось уже в ходе работ. Исправление документации могло занимать год, здания на этот период оставались в разобранном состоянии[29].

Лесосибирское ТВ в сентябре 2017 г. показало, как используется один из отреставрированных особняков первой половины XVIII в. — его отдали енисейской спортшколе![30] Сочетание многовековой архитектуры и тренажеров — зрелище не для слабонервных. Полагаю, что местные чиновники, выполняя поручение найти применение восстановленным зданиям, в приказном порядке перебросили сюда спортшколу, ни мало не задумываясь об эстетических, идейных, гигиенических и туристических вопросах. Это явно «аутентично» и менее «потребительски», чем советские театр и клуб!

Обратите внимание, что о вопиющих нарушениях говорят как специалисты, так и рядовые енисейцы, вопреки снобистским заявлениям проектировщиков, аналитиков и чиновников о равнодушии населения и критиканстве. Вся эта идущая снизу критика — в точку, но высказывающие ее напрочь отстранены от рычагов влияния на проект, который сами себе нарисовали расхитители бюджета. К согласию на этой почве придти невозможно.

Новодел продолжает шествие по памятникам Енисейска. Еще в середине 2016 г. коллегия экспертов по охране объектов культурного наследия, изучив ход работ на 16 памятниках Енисейска, заключила:

«В ходе осмотра объектов участниками выездного заседания отмечено низкое качество проектных решений и выполняемых реставрационных работ, принимаемые решения идут вразрез с принципами сохранения объектов культурного наследия»[31].

В 2017 г. архитекторы-реставраторы ряда российских городов выступили с критикой действий подрядчиков: так, усадьбу Евсеева попросту отремонтировали

«с перекраской фасадов, заменой крыши и перекрытий. Однако эти работы были выданы заказчиком именно за реставрационные. Вместо возрождённых средневековых палат <…> мы получили перекрашенный городской архив с повешенными на окна непонятными досками в духе баварских пивных, которые кто-то очевидно пытается выдать за древние ставни.

За результаты реставрации нам пытаются выдать и почищенные валуны фундамента, и пристроенную сзади выдуманную деревянную “галдарею”, грубость изготовления которой спорит только с её бесполезностью, однако, смысл этого просто смешон и непонятен. Самое отвратительное, что при этих работах, вероятно, неисследованными погибло много подлинных следов первоначальной отделки периода колонизации русскими Сибири, целый пласт ценнейшей научной информации, которая была принесена в жертву банальному освоению бюджетных средств»[32].

В следующем эпизоде архитектурного погрома проектировщики решили надстроить над домом воеводы каланчу и в ней разместить кафе-ресторан. Однако каланча середины XIX в. была утилитарным строением, портившим вид дома XVIII в., чья первоначальная форма специалистам хорошо известна.

«Следовательно, вместо реставрации и исследований древнего уникального здания Заказчик опять, как в Доме Евсеева, предлагает срисовать с исторических фотографий его поздний ущербный облик и не углубляться в ненужные, очевидно, с его точки зрения, исследования».

Реставраторы возлагают ответственность за ущерб объектам на УКС и предлагают шаги по исправлению ситуации.

images

Бережная забота об усадьбе Баландина

Отдельное письмо возмущенных специалистов посвящено загубленной усадьбе Баландина Этот дом

«практически полностью утратил интерьеры мемориальной квартиры Баландиных — тесовые полы, лепные потолки, уникальные бумажные обои, облицовку печей, двери, окна, часть сводов подвала, весь фасадный декор, уникальное резное крыльцо. Наиболее ценные предметы интерьеров после отстранения от надзора авторов проекта просто разворованы».

Уничтоженное заменено дешевыми материалами. Произведено это под контролем сторонней строительной организации, которая не имеет на то ни документов, ни специалистов, но зато имеет разрешение УКС — конторы, которая сама ничем не может подтвердить свою квалификацию в деле реставрации исторических памятников[33].

Александр Колесников, один из подписантов письма, обобщил енисейскую ситуацию так:

«Создается впечатление, что, ссылаясь на ветхость, УКС легко расправляется с древними интерьерами, заменяя все новоделом из бетона. Если какой-нибудь несчастной печке или своду удается чудом уцелеть, то это мгновенно распиаривается. Вокруг заказчика, по слухам, уже существуют фирмы, работающие только на клепание новодела — лепнины, печей, дверей. Все подлинное отправляется на свалку. Фактически реставрация Енисейска свелась к банальной перекраске фасадов»[34].

Чиновники игнорируют подобные заявления или дают отписки и футболят экспертов. УКС получает лишь выговоры или смешные штрафы. Предводители «реставрации» предпочитают не обсуждать качество реставрации, а контроль собираются осуществлять, расставив специальные веб-камеры[35]. Это технократическо-бюджетнораспильное решение и презрение к ответственным ученым — истинный почерк бюрократ-буржуазии современной России.

Креативные авторы этих проектов, соловьем разливавшиеся в фильме «Енисейск. Возрождение», не зря высказывали заветную мысль: в дальнейшем, мол, начнется восстановление «ранее значимых объектов, которые вовсе утрачены»: гостиного двора, магистрата, торговых лавок и ряда церквей, в том числе на месте школы. Вот она, мечта креативщика и подрядчика: не надо примеряться к сохранившимся стенам, не надо реставрировать, не надо по сантиметру спасать достояние народного зодчества, не надо годами изучать историю зданий — лепи и малюй с пустого листа, как душа пожелает, да бери проекты покрупнее, чтобы денег побольше выбить!

Ответственному за архитектуру Енисейска Никольскому только остается загибать пальцы, считая плохо и хорошо отремонтированные дома, как будто бы это какие-то блины, а не памятники культуры, часть которых уничтожается безвозвратно[36]. Не включенная же в план восстановления усадьба Кытманова и вовсе сгорает[37].

Однако что это мы все о мирском? РПЦ тоже не зевает и захватывает себе памятники. Богоявленский собор реконструировался по контракту как храм-музей за 69 млн руб., из которых 51 млн уже был освоен. Но в сентябре 2017 г. местный митрополит Пантелеимон заявил, что собор станет действующим храмом. Теперь строители, и так давно нарушившие все сроки и многие правила, должны «делать крестильню, отделку под дальнейшую роспись, полы — не из дешёвого кафеля», а также решать «вопросы подъёма колоколов, несущую способность стен и балок, ведь самый большой колокол весит более 5 тонн». Андрей Кузнецов констатирует:

«Можно только позавидовать Русской православной церкви, которая непонятным образом может так легко распоряжаться средствами и ресурсами, выделяемыми из краевого бюджета на подготовку к празднованию 400-летия Енисейска»[38].

А пока РПЦ решает свои меркантильные задачи, за год до начала юбилейных торжеств меняются подрядчики на «реставрации» всех трех храмов — важнейших объектов в нынешней концепции юбилея. Новым строителям в аврале придется не только доделывать, но и переделывать уже навороченное[39]. Но, скажем, Иверский храм (тот, что построили в конце XIX в. после конфликта прихожан и монастыря) безнадежно искалечен: вместо демонтированной стены положен современный кирпич. Исторический облик церкви уничтожен. Или вот еще о приоритетах РПЦ: уникальная деревянная церковь в с. Барабаново, недалеко от Красноярска, рушится много лет, и РПЦ нет до нее дела, собственник ее не определен. Недавно ее облепили обычным сайдингом и законсервировали при активном участии байкеров, потратив 1,5 млн руб., собранных активистами[40]. Не позорище ли такая «народная» реставрация?

images

Не нужная воротилам РПЦ церковь в Барабаново

Предсказуемо, что рядом с крупнокалиберным обскурантизмом по рецептам РПЦ расцветает и мракобесие помельче. Вот для заманивания туристов в далекий Норильск раскручивается языческая тема Гипербореи и идола Золотой Бабы[41]. А вот к юбилею Енисейска прилепляется астролог, который, прежде чем перейти к своей ворожбе, не отказывает себе в удовольствии перечислить имена ссыльных революционеров, вступивших в борьбу в 1917 г., и подчеркнуть, что «русских фамилий в этом ряду почти нет»[42]. С высоты звезд, похоже, национальность все-таки представляется чем-то существенно важным. Астролог-националист по совместительству является доцентом СФУ и кандидатом технических наук. Так что совсем не удивляет его появление на сайте «Мой Енисейск», ведь его и создали сотрудники СФУ, удачно освоив при этом грант[43]. И сделать им для этого пришлось не так уж и много: в 2016 г. целыми пачками опубликовать в сборниках никчемные статьи, в 2017 г. издать халтурную монографию и справочник (зато с параллельным английским текстом, ведь Енисейск скоро наводнят толпы иностранцев) и наполнить сам сайт записями якобы восхищенных как будто бы енисейцев, что было сделано в два приема 6 сентября 2016 г. и 12–15 ноября 2017 г. Выпущенный затем на просторы сайта коллега Буралков разгулялся так, что его материал там оказался самым крупным. Все это прекрасно отражает низкий уровень чистоплотности и научных способностей сотрудников СФУ, а также их реальное наплевательское отношение к громко провозглашаемому юбилею. Деньги же дают — так о какой совести и ответственности речь? Разумеется, говоря выше о необходимости участия ученых в реставрационных проектах, я имел в виду не таких пронырливых носителей ученых степеней, которые по щелчку властных пальцев прибегают со словами «чего изволите?». Сегодня доля ученых, не являющихся прислугой власти и капитала, исчезающе мала.

Между тем, восстановительный раж в Енисейске взялся подгонять и очередной губернатор Усс. У этого напоказ православного чиновника уже имеется соответствующий опыт в Красноярске. В районе Удачный на берегу Енисея находится Успенский мужской монастырь. Он был открыт в 1879 г., но, по замечанию Латкина, уже к концу XIX в. захирел.

«Устройство этого монастыря обошлось недешево <…> В настоящее время обширные монастырские здания наполовину пустуют, в нем числится всего десять монашествующих. Вообще, как этот, так равно и другие два енисейских монастыря, не процветают и почти пустуют. В Сибири мало охотников до аскетизма и созерцательной, бездеятельной жизни»[44].

После революции и здесь тоже знатно побогохульствовали и поиздевались над монастырем, разместив тут первую показательную школу-коммуну и детский дом. С 1946 г. тут находился Дом отдыха учителей, а позднее, до начала 1990-х гг., здесь был пионерский лагерь «Красноярский»[45]. Затем здание было передано церкви. К началу 2010-х гг. монахов здесь было вряд ли многим больше, чем во времена Латкина. Однако под патронажем тогдашнего спикера Законодательного собрания Усса монастырь взялись восстанавливать под благовидным предлогом создания культурно-исторического центра. Монахов выселили и загнали на работу среднеазиатских рабочих. В результате создали такое:

«Это не религиозный объект, а часть краевого центра народного творчества. <…> миссия центра — популяризация народного творчества. <…> тут находятся мастерские, где для посетителей КИЦ, как для детей, так и для взрослых, проводятся мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству. В частности лоскутному шитью, ткачеству, вышивке, гончарному мастерству, батику, росписи по дереву. В стенах КИЦа расположены тренировочные звонницы, а также готовится к открытию мастерская по реставрации икон, где будет работать единственный лицензированный на весь наш регион специалист по восстановлению церковных картин»[46].

Как же Красноярску прожить без тренировочных звонниц?! Того и гляди, отстанут в припадании к корням от нганасан с плетеными поясами! Можно прогнозировать, что многие восстановленные здания в Енисейске набьют подобной чепухой. И сопровождаться это будет теми же злоупотреблениями, что были в красноярском монастыре: покупка компьютеров, электробытовой техники и мебели выдавалась за расходы на реставрацию; продажа участков по невероятно заниженным ценам. Зато паспорт объекта культурного наследия так и не оформили![47]

Пока детишки шьют из лоскутков, Усс из недалекого своего жилища заезжает в обновленный храм в Удачном. Тут небезынтересно вспомнить одно убийство 1995 г., до сих пор нераскрытое. Тогда корреспондента «Сегодняшней газеты»

«Алферьева убили через два месяца после того, как свет увидел его материал об особняках красноярской элиты в Удачном (местной “Рублевке”). В нем упоминались и хоромы Усса, тогда — члена Совета Федерации, начальника правового управления краевой администрации и зампредседателя межведомственной комиссии по борьбе с преступностью и коррупцией»[48].

Удача и далее преследует Усса. Он также является счастливым пользователем тайной базы отдыха в заказнике «Бюзимский», рядом с которой развалили хозяйство и школу (где-то это мы уже видели…). Опубликовавшего эти сведения журналиста попросили с ТВ[49]. Памятуя судьбу Алферьева, скажем, что это вполне гуманно!

Такой духовный губернатор осуществил очередной вояж в Енисейск летом 2018 г., где принялся грозить:

«Зимой я проводил здесь совещание, высказывал совершенно конкретные пожелания, что мы должны подключить к этой работе и бизнес, и самих жителей — обустроить свой дом, наш старинный Енисейск, нашу гордость. Пока, к сожалению, я особых сдвигов, а самое главное энтузиазма и желания не вижу. Поэтому в этом деле нужно принимать радикальные меры и обеспечивать революционный подъем»[50].

Революция выразилась в поспешном уходе главы Енисейска Антипова со своего поста, заменил его все тот же Никольский[51]. При Антипове не были толком организованы даже вывоз мусора и откачка септиков, а Усс на этом фоне требовал народного творчества:

«Такое ощущение, что здесь никто не готовится к 400-летию Енисейска, а просто осваивают деньги, за остальное душа не болит. Я не видел ничего, к чему бы притронулась рука художника. Как мы привезем сюда туристов?!»[52].

Почему-то жители оказались обязаны Уссу наводить порядок на голом энтузиазме и даже за свой счет, чтобы удачнее продаться туристам. Только у енисейцев не спросили, нужно ли им это. Между тем, планирующиеся двадцатидневные круизы по Енисею в Дудинку будут стоить от 90 до 278 тыс. руб. — сумасшедшие деньги для этих мест, но ведь власти не принуждают организаторов рейсов снижать цены ради туристов[53]. Тут дело святое — бизнес. Помыкать же простыми жителями (пусть и лишь для красного словца) оказывается допустимо. Усс уверенно дает наставлению Никольскому, прозревая удел Енисейска: «у вас должны появиться свои — енисейские, фирменные — лавочки, свои качели, которые, может быть, станут брендом <…>, добавить к этому теплоты, души…»[54]. Не научно-промышленное развитие, а душевно-качельное колониальное прозябание.

***

Сделаем некоторые выводы. На Енисейске первые три века его существования лежало клеймо колонии, периферии, недоразвитого региона. Ресурсы Севера вывозились российскими дельцами, остатки подбирались местным купечеством и кулачеством. Эти хозяева тайги практиковали всестороннюю эксплуатацию крестьян, рабочих и туземцев, обрекая их на кабалу, бедность и бескультурье.

Буржуазно-монархическое бесправие сильнее всего отразилось на положении коренных северных народов. Их социально-экономический уклад, чуждый поискам выгоды, был обречен на уничтожение. Логика действий властей в отношении северян ничем не отличалась от логики купцов. Погибала естественная среда обитания туземцев, вымирали они сами, а выжившие включались в эксплуататорский порядок в качестве самых низших его звеньев.

Не отставала от чиновников и деляг также и православная церковь. Богатея на добыче ресурсов, на порабощении крестьян и инородцев, церковь оказалась не способна стать проводником культуры и гуманности. Будучи приводными ремнями царских властей, попы только и могли, что наживаться на живых и мертвых и бесталанно освящать установленный строй.

Енисейская буржуазия при всей ее непрезентабельности являлась настоящим хозяином и города, и тайги, и церквей. Она вела свои дела так, чтобы обогащаться всеми способами и не нести ответственности. Плодами такой деловой этики стали истощенная природа, обнищавшие жители и енисейские церкви. Возводя храмы, купцы оставались врагами культуры. С конца XVIII до начала XX вв. при их владычестве прогресс в образовании и медицине был минимален. Школы и больницы были скромными сиротами на фоне изящных церквей.

Нынешнее превозношение енисейского купечества, духовенства и их храмов призвано замолчать тот факт, что Енисейск в большой мере зиждился на труде простых работяг, а также ссыльных — социалистов прежде всего. На фоне постылого стяжательства и безликих биографий енисейских дельцов ярко выступают личности тысяч ссыльных. Именно они приносили в таежный Енисейск сведения обо всей России и загранице, новые знания и опыт борьбы. И если их политическое влияние стало заметно в последние десять лет монархического режима, то их культурные и медицинские заслуги многие десятилетия составляли главное достижение в жизни Енисейска и его окрестностей. Но за все это почести им не воздаются. А подготовленная их страданиями и трудами советская эпоха и вовсе проклинается.

Перед нами сплошной обман: вместо реставрации производится разрушительный ремонт, вместо насущных и разумных расходов обещаются принципиально нереализуемые перспективы туристической Мекки, вместо изучения и представления истории и культуры насаждается околоцерковный и антинаучный миф. Вся эта истерия выпячивает на первый план казаков, попов и купцов, снова оставив в тени землепашцев, звероловов, рабочих и ссыльных политиков, чьими трудами и питался город.

Описанные события в Енисейске действительно имеют отношение к реставрации. Но отнюдь не к архитектурно-исторической, а к политической. Речь не идет о полном восстановлении монархии. Но правящий класс использует элементы дореволюционного режима ради собственной легитимации и изгоняет революционную альтернативу. И Енисейск — лишь одно из звеньев огромной подавляющей цепи. То, что происходит здесь, является миниатюрным отражением всероссийских процессов. Церкви и особняки, построенные во времена чудовищной эксплуатации и хищничества, нынешние капиталисты выдают за величайшее достижение, а массовые просвещение и строительство в советский период либо замалчивают, либо обливают грязью. Эксплуататоры сегодня обеляют родственный им царский период, оставивший многие следы, раны и беды. Это наследие было преодолено революционными преобразованиями. Но это теперь изощренно преподносится как злодеяния советского режима.

Отважная попытка объявляется преступлением. Подлинные преступления выдаются за отвагу. Эта наглая ложь капитализируется.

Нынче не восстанавливается справедливость по отношению к региону, а воскрешается и закрепляется его исторический статус колонии. Апелляция к дореволюционным корням и яростный антикоммунизм становятся сегодня прикрытием обогащения и укрепления тесно переплетенных между собой групп бюрократии, попов (бюрократия в рясах), средней буржуазии (подрядчики) и обслуживающей мелкой буржуазии («креативный» класс). Бюджетные доходы от недр и собранные налоги под громкие звуки енисейского юбилея перетекают в частные карманы. Таким способом у народа отнимаются ресурсы, деньги, социальные объекты, история. Первые шаги к их возвращению — осознание тотального господства антигуманного строя, опасности отсталости и необходимости борьбы с ними.


Примечания

1. Концепция развития туристско-рекреационного кластера г. Енисейска. Т. 1. Красноярск, 2014. С. 55 (в этой работе пагинация отсутствует, страницы здесь и далее указаны по электронной версии).

2. Кузнецов А. Экспресс и тормоз в Енисейске // Красноярский рабочий. 17.01.2018 (http://www.krasrab.com/archive/2018/01/17/08/view_article).

3. Валерий Никольский: В нашем городе нет реставрации в чистом виде (http://www.енисейская-правда.рф/795-v-nashem-gorode-net-restavracii-v-chistom-vide.html ).

4. Енисейску срочно требуется проект регенерации исторического центра (http://enturist.ru/novosti/enisejsku-srochno-trebuetsya-proekt-regeneracii-istoricheskogo-centra/ ).

5. Енисейск с рабочим визитом посетил руководитель региона Александр Усс (https://youtu.be/2S6azrOd2oA ).

6. В Манеже наградили лауреатов фестиваля «Архитектурное наследие» (https://www.archnasledie.ru/novosti/334/ ).

7. Наследие собрало урожай президентских грантов (http://hraniteli-nasledia.com/articles/proekty/nasledie-sobralo-urozhay-prezidentskikh-grantov/?sphrase_id=50373 ).

8. «Получилось лоскутное одеяло»: Александр Усс раскритиковал реставрацию Енисейска (http://newslab.ru/news/814088); Паспорт проекта Красноярского края «Енисейск-400». С. 2, 13 (http://www.krskstate.ru/dat/bin/art_attach/9279_sajt_pasport_enisejsk_400.pdf).

9. Депутаты Госдумы помогут найти деньги для подготовки Енисейска к 400-летию (http://newslab.ru/news/737069).

10. Енисейская реставрация требует новых жертв (http://hraniteli-nasledia.com/articles/initsiativy/eniseyskaya-restavratsiya-trebuet-novykh-zhertv/?sphrase_id=25031); Красноярские власти просят 800 миллионов рублей на реставрацию памятников (https://ria.ru/society/20161028/1480223483.html) .

11. 24 мая в Красноярском Доме кино состоится премьера документального фильма «Енисейск. Возрождение» (https://youtu.be/PeLO0yvlsks?t=461); Обзор всех реставрируемых объектов см.: Что реставрируют в Енисейске (https://www.youtube.com/watch?v=cdxSIoH7VxE ).

12. Проверка реализации подпрограммы «Подготовка к 400-летию города Енисейска в 2019 году» государственной программы Красноярского края «Развитие культуры и туризма» (http://spkrk.ru/index.php/blog/kontrolnye-meropriyatiya/339-l-400-2019-r-l-r).

13. Енисейск готовится к юбилею (https://youtu.be/SMIONEb8sdA?t=188); http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ep44/view/common-info.html?regNumber=0319300278916000001 .

14. Александров В.А. Русское население Сибири XVII — начала XVIII в. (Енисейский край). М., 1964. С. 36—37. Противоречивые сведения приводятся и в недавнем заключении ИРИ РАН: О времени основания Енисейска (https://histgeogr.livejournal.com/137091.html ).

15. Проверка реализации подпрограммы «Подготовка к 400-летию города Енисейска в 2019 году» государственной программы Красноярского края «Развитие культуры и туризма» (http://spkrk.ru/index.php/blog/kontrolnye-meropriyatiya/339-l-400-2019-r-l-r); Чиновников УКС заподозрили в вымогательстве (https://krasnews.com/news/9733/).

16. Валерий Никольский: В нашем городе нет реставрации в чистом виде (http://www.енисейская-правда.рф/795-v-nashem-gorode-net-restavracii-v-chistom-vide.html ).

17. Там же.

18. Лалетина Е. Плач по реставрации. О пляшущей пристройке и капающей вентиляции (http://gnkk.ru/articles/plach-po-restavratsii/); В Енисейске возобновилась реставрация дома купца Бородкина (https://еинформтв.рф/v-enisejske-vozobnovilas-restavraciya-doma-kupca-borodkina/ ).

19. Лалетина Е. Плач по реставрации. О пляшущей пристройке и капающей вентиляции (http://gnkk.ru/articles/plach-po-restavratsii/).

20. В старинном Енисейске мигранты-реставраторы уничтожают памятники культуры (http://www.ntv.ru/novosti/1737720/).

21. Реставрация. Взгляд изнутри (http://енисейская-правда.рф/671-restavraciya-vzglyad-iznutri.html).

22. От противного: как в Енисейске идет реставрация объектов культурного наследия (https://www.youtube.com/watch?v=vIo8_ILuhBw ).

23. Чиновников УКС заподозрили в вымогательстве (https://krasnews.com/news/9733/).

24. Как организатор лотереи стал королем строек в Красноярске (https://kompromat1.org/articles/73928-kak_organizator_loterei_stal_korolem_stroek_v_krasnojarske ).

25. Уважаемые жители Енисейска! Енисейск не только встречает Новый год, но и готовится к празднованию своего 400-летия! (http://www.eniseisk.ru/news/5292/6156/6598.html ).

26. Объекты культурного наследия в Енисейске (https://www.youtube.com/watch?v=jV-o1TrP0A8 ).

27. Кытманов А.И. Краткая летопись Енисейского уезда и Туруханского края Енисейской губернии 1594—1893 год. Красноярск, 2016. С. 129.

28. Реконструкция Енисейска (https://youtu.be/z5ljL1rS8sA?t=82).

29. Енисейск с рабочим визитом посетил руководитель региона Александр Усс (https://youtu.be/2S6azrOd2oA?t=84); Программа Актуально на 8 канале № 920 «Как преобразится Енисейск к юбилею» (https://youtu.be/5JtAI0tmRQo?t=187).

30. Реставрация в Енисейске (https://www.youtube.com/watch?v=dBxEXKAI0Lw ).

31. Вихрь юбилея: обрушения, веб-камеры, проверки УЭБ (http://hraniteli-nasledia.com/articles/pamyatniki-v-regionakh/vikhr-yubileya-obrusheniya-veb-kamery-proverki-ueb/?sphrase_id=25031).

32. Там же.

33. Российские архитекторы возмутились качеством реставрации в Енисейске (krsk.sibnovosti.ru/society/362587-rossiyskie-arhitektory-vozmutilis-kachestvom-restavratsii-v-eniseyske ).

34. Красноярских чиновников обвинили в уничтожении архитектурных памятников (https://regnum.ru/news/2389822.html ).

35. Вихрь юбилея: обрушения, веб-камеры, проверки УЭБ (http://hraniteli-nasledia.com/articles/pamyatniki-v-regionakh/vikhr-yubileya-obrusheniya-veb-kamery-proverki-ueb/?sphrase_id=25031).

36. Валерий Никольский: В нашем городе нет реставрации в чистом виде (http://www.енисейская-правда.рф/795-v-nashem-gorode-net-restavracii-v-chistom-vide.html ).

37. В Енисейске почти пять часов тушили старинную усадьбу (видео) (newslab.ru/news/844367 ).

38. Кузнецов А. Экспресс и тормоз в Енисейске // Красноярский рабочий. 17.01.2018 (http://www.krasrab.com/archive/2018/01/17/08/view_article).

39. В Енисейске сразу на нескольких объектах остановлены реставрационные работы (https://www.youtube.com/watch?v=4o-qIQpwmhQ ).

40. Байкеры помогли восстановить старинную церковь в Барабаново (https://prmira.ru/news/bajkery-pomogli-vosstanovit-hram-paraskevy-pyatnicy/ ).

41. Туристов завлекут на Таймыр легендами о золоте Гипербореи (https://lenta.ru/news/2019/01/28/taimyr/ ).

42. Буралков А.А. Установление даты основания Енисейска методами астрологии (moiyeniseisk.sfu-kras.ru/?p=601 ).

43. Грант РГНФ, ККФН «Создание пакета культурно-исторических и научно-методических материалов к празднованию 400-летия Енисейска» (http://lpi.sfu-kras.ru/index.php?option=com_k2&view=item&layout=item&id=2742).

44. Латкин Н.В. Енисейская губерния, ее прошлое. СПб., 1892. С. 461.

45. История красноярского Успенского мужского монастыря (http://www.kerpc.ru/analit/120315_uspenski_history/).

46. Где провести выходные вблизи Красноярска: Культурно-исторический центр «Успенский» и Свято-Успенский мужской монастырь (http://www.gornovosti.ru/tema/journey/gde-provesti-vykhodnyye-vblizi-krasnoyarska-kulturno-istoricheskiy-tsentr-uspenskiy-i-svyato-uspenskiy-muzhskoy-monastyr.htm).

47. Покупка мебели как разновидность реставрационных работ (hraniteli-nasledia.com/articles/doslovno/pokupka-mebeli-kak-raznovidnost-restavratsionnykh-rabot/?sphrase_id=25031 ).

48. «Наш козырный туз — губернатор Усс!» // Новая газета, 2017, № 109 (https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/09/29/74020-nash-kozyrnyy-tuz-gubernator-uss ).

49. Показавшего тайное место отдыха красноярской элиты журналиста уволили из телекомпании (http://ngs24.ru/news/more/53385861/ ).

50. В Енисейске идёт реставрация объектов культурного наследия к 400-летию города (http://krasnoyarsk.rfn.ru/rnews.html?id=267606 ).

51. Мэр Енисейска Игорь Антипов покидает пост (http://gnkk.ru/news/myer-eniseyska-igor-antipov-pokidaet/ ).

52. Глава региона сравнил благоустройство набережной в Енисейске с деревенским огородом (http://gnkk.ru/news/glava-regiona-sravnil-blagoustroyst/ ).

53. В круиз по Енисею можно отправиться за 200 тысяч рублей (zapad24.ru/news/territory/61447-v-kruiz-po-eniseyu-mozhno-za-otpravitsya-200-tysyach-rubley.html ).

54. Интервью: исполняющий обязанности главы города Енисейска Валерий Никольский (https://youtu.be/aj7ZlPyPIWU?t=511 ).

Предыдущая | Содержание

Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
Александр Воронский
За живой и мёртвой водой
«“Закон сопротивления распаду”». Сборник шаламовской конференции — 2017
 
 
Кто нужен «Скепсису»?