Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Предыдущая | Содержание | Следующая

Глава 20. Социальные и культурные изменения

В Арктике обычно использовались неудобные, примитивные и совсем дешевые транспортные средства. В течение многих веков люди с трудом передвигались на снегоступах и лыжах по обширным пространствам, занесенным снегом и скованным льдом. Для перевозки пищи, мехов и других товаров служили сани, в которые впрягались люди, а в дальнейшем тягловой силой стали собаки и олени.

В конце 50-х годов были изобретены мотосани. Их конструкция состояла из небольшого легкого двигателя и шасси, прикрепленного к лыжам. Вскоре новое устройство стало обычным для развлечений на юге Канады и на севере США, а позже еще севернее - в Арктике. Люди, которые могли позволить себе приобрести мотосани, использовали их в охотоводстве, оленеводстве, а также для перевозки продовольствия. Мотосани стали огромным благом для людей, которым приходилось совершать длинные путешествия: учителей, врачей, лесничих и правительственных агентов. Время, затрачиваемое на дорогу, сократилось не менее, чем на 75 процентов.

Подобно тому как автомобиль полностью преобразил американское общество, мотосани оказали глубокое экономическое и социальное воздействие на северные регионы.

Поскольку мотосани отличаются высокой скоростью и мобильностью, многие лапландцы и эскимосы, чтобы их приобрести, продали собак и отборных оленей. Изменились традиционные способы сбора скота: обычно лапландцы тратили несколько недель на завершение осеннего загона, теперь же для этого требовалось лишь несколько дней. Путешествие к магазину или торговому порту, на которое обычно тратилось несколько дней, теперь занимало несколько часов. Таким образом владельцы мотосаней получили возможность больше отдыхать.

Кроме того, мотосани оказали огромное социальное воздействие. Увеличивается разрыв между "имущими" и "неимущими". По традиции лапландское общество было вполне эгалитарным. Люди сообща собирали оленей в стадо, загоняли их, и каждая семья в достаточной мере располагала тягловой силой животных, использовавшихся для сбора скота, перевозки продовольствия и поездок к загонам. С введением мотосаней все, кроме самых богатых владельцев оленей, оказались не у дел. Беднейшие семьи, применяющие традиционные /610/ методы, не могли конкурировать с теми, кто владел гораздо более совершенной техникой. В результате в обществе возросло имущественное неравенство.

Помимо этого, произошли и другие социальные перемены. Благодаря мотосаням в настоящее время эскимосы могут охотиться в отдаленных местах и в тот же день возвращаться, домой. Потребность в эксплуатации и ремонте мотосаней способствовала расширению числа предприятий сферы услуг. В Лапландии кино и танцы привлекают большое количество людей, которые приезжают издалека, тогда как в прошлом деревенские парни бывало часами искали подходящих молодых девушек, чтобы потанцевать, и часто безуспешно.

Наконец, подобно многим другим важным изобретениям, мотосани способствовали возникновению экологических проблем. Некоторые дикие животные были почти полностью истреблены. На севере Финляндии охотники, использовавшие мотосани, лишь за один сезон уничтожили почти всю популяцию медведей. Спортивная охота на канадских оленей, тюленей и моржей приводит к уменьшению запасов продовольствия. Кроме того, мотосани - источник вредных испарений и шума. Устаревшие машины сваливают где угодно, поскольку отвозить их на склады металлического лома слишком дорого и тяжело.

Короче говоря, мотосани - характерный пример технологического прогресса. Их появление вызвало перемены не только в жизни их владельцев, но и во всей окружающей среде (Пелто, Мюллер-Вайль, 1972).

ИСТОЧНИКИ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Социальное изменение можно определить как изменение способа организации общества. Мы видим, как даже одно изобретение вызывает перемены в экономике, распределении социальных вознаграждений и моделях социального взаимодействия среди народов Арктики. В настоящее время социальные институты обретают новые формы, и их связь друг с другом меняется быстрее, чем когда-либо прежде. Шестьдесят лет назад антропологам, занятым поиском обществ, имевших лишь незначительные контакты с современным промышленным миром, легко удавалось их обнаружить, путешествуя по Африке, Латинской Америке и южному побережью Тихого океана. В наши дни лишь очень немногие общества не ощутили хотя бы некоторого воздействия индустриализации. Усовершенствование орудий труда, современные методы управления сельским хозяйством и вестернизация политического /611/ устройства в целом способствовали изменению традиционных структур в бывших примитивных обществах.

Тем временем бурные перемены происходили и в самом промышленном мире. Образование стало общедоступным. Благодаря внедрению новых технологий (например, автоматизации производства и использованию компьютеров) значительно повысилась экономическая продуктивность. Политическая власть в национальных государствах стала намного более централизованной, чем когда-либо прежде.

Гораздо медленнее происходили перемены в доиндустриальных обществах, но и они очевидны.

В целом наблюдается всеобщее изменение социальной организации, хотя оно происходит очень неравномерно. Поэтому социальные изменения стали объектом внимательного изучения социологов. Главное внимание уделяется анализу причин, вызывающих социальные сдвиги. Некоторые уже определены, к ним относятся: рост населения, окружающая среда, перемены в области технологии и культуры, а также социальные движения.

Население

Когда люди хорошо питаются и ведут здоровый образ жизни, численность населения обычно увеличивается. При повышении концентрации людей на какой-то территории следует находить новые способы их обеспечения продуктами питания. Рост населения, вероятно, стал важным фактором, способствовавшим культивированию растений и приручению животных на Ближнем Востоке около 10 000 лет назад.

В последние десятилетия огромный рост населения стал угрозой для выживания значительной части человечества. Эта ситуация отчасти обусловлена улучшением медицинского обслуживания, жилищных условий и питания. Все это способствует снижению уровня смертности и возрастанию продолжительности жизни. В прошлом нехватка еды при устойчивом росте населения приводила к болезням и голоду. Иногда это вызывало войны, когда одна группа стремилась отнять у других групп пищу и иные ресурсы. В современном мире люди постоянно находятся под угрозой политической нестабильности и конфликтов, они продолжают погибать от голода или войн, в то время как многие сравнительно бедные народы мира стараются предотвратить массовый голод. /612/

Физическая окружающая среда

Стихийные бедствия (наводнения, ураганы, вулканические извержения и засухи) могут вызвать радикальное изменение социальных структур. В 30-е годы засуха в Оклахоме почти полностью разрушила здесь сельское хозяйство. Не имея возможности платить залогодержателям и другим кредиторам, фермеры теряли свою землю и дома. Многие уезжали в Калифорнию, где устраивались сезонными сельскохозяйственными рабочими. Засуха оказала непосредственное воздействие на экономику Оклахомы и Калифорнии, вызвав ряд социальных конфликтов в обоих штатах. Позднее загрязнение воздуха, видимо, заставило некоторых людей покинуть города, особенно тех, кто подвержен легочным заболеваниям.

Технология

Как мы видели на примере мотосаней, техническое изобретение может вызвать глубокие социальные перемены. Подобно мотосаням в Арктике, автомобиль оказал важное воздействие на промышленные общества. Наряду с железнодорожным транспортом он способствовал развитию пригородов. Автомобиль - оплот развития целых отраслей промышленности, например сталелитейной, каучуковой, нефтяной. Благодаря автомобилю семья получила возможность по-новому отдыхать, совершая путешествия на машине. Автомобильная промышленность истощила огромное количество естественных ресурсов. Аналогичные перемены произошли в связи с внедрением новой сельскохозяйственной техники (например, механизированных плугов), машин, действующих с приводом от двигателя (например, механических ткацких станков), компьютеров, усовершенствования методов в области медицины (в частности, применения антибиотиков).

Культура

Овладение новыми знаниями, изменение верований, ценностей и выразительных средств культуры также способствуют переменам в обществе. Научные открытия могут стать источником новых технологий. Так, успехи в развитии физики в начале XIX в. сделали возможным изобретение телеграфа и телефона. Новые верования и ценности, по-видимому, тоже приводят к переменам. Как упоминалось в 15-й главе, Макс Вебер подчеркивал потенциальное воздействие новых идей на социальные изменения. Установка протестантизма на усердный /613/ труд и отложенное на будущее вознаграждение способствовала созданию благоприятных условий для развития капитализма в Европе.

Некоторые элементы любой культуры заимствуются извне. Процесс диффузии (распространение черт данной культуры) наглядно прослеживается на ранних этапах человеческой истории. Каменные орудия труда, обнаруженные археологами в Южной Африке, изготовлены примерно 2,6 млн. лет назад. Имеются данные о том, что в период переселения люди привозили эти орудия в Южную и Северную Африку, а затем в Южную Азию.

Коллективное поведение и социальные движения

Как упоминалось в главе 19-й, паника, беспорядки, массовая истерия и т.п. могут быть мощными источниками перемен. Расовые волнения, происходившие в крупных городах в середине 60-х годов, привлекли всеобщее внимание к положению негритянской бедноты в Америке. Некоторые программы "Великого общества", призванные улучшить жилищные условия людей, а также обеспечить их работой и возможностью учиться, были приняты как реакция на кризисы. Социальные движения также способствовали переменам. Борьба за отмену торговли рабами, право голоса, трезвый образ жизни, гражданские права и улучшение положения женщин - вот лишь несколько движений, оказавших влияние на жизнь американцев за последние 150 лет.

ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН

Мы уже знаем, что социальные изменения могут происходить по многим причинам. А теперь попытаемся определить особенности воздействия социальных перемен на общество. Что же все-таки меняется? Социологи сосредоточили свое внимание на следующих факторах.

  1. Изменение в составе исследуемого населения. Социолог, которого интересует, как повлияло появление железной дороги на жизнь населения небольшого города, наверное, исследует изменения этнического состава, занятий и доходов его жителей.

    Связь с крупным соседним городом может, видимо, привлечь людей, которым по карману покупка нового дома и ежедневные поездки в большой город. В таком случае можно ожидать изменения состава населения небольшого городка. /614/

  2. Изменение способов поведения. Ученые, изучившие влияние мотосаней на жизнь населения Арктики, отмечали изменение уровня социального взаимодействия, способов охоты и скотоводства в этих обществах.
  3. Изменение социальной структуры или образцов взаимодействия. У народов Арктики отмечены перемены в экономике и распределении власти. Изменения могут произойти также в семейной жизни, образовании и религии.
  4. Изменение культурных моделей. Новые области знаний, новые верования, ценности, выразительные средства искусства не только вызывают перемены в других аспектах, но и сами могут меняться под их влиянием. Например, в таких странах Южной Америки, как Чили, угнетение огромных масс бедных крестьян и представителей рабочего класса небольшим числом богатых землевладельцев и корпораций способствовало популярности антикапиталистических идей среди угнетенных групп.

МАРКС И СОЦИАЛЬНЫЕ СДВИГИ

Рассматривая процесс социальных изменений, теоретики придавали различное значение только что перечисленным факторам. Например, Карл Маркс особенно выделял изменения в социальной структуре. Прежде всего, как уже несколько раз упоминалось в этой книге, Маркс полагал, что изменения классовых отношений, вызванные экономическими условиями, были причиной других общественных и культурных перемен. Более того, в отличие от функционалистов он подчеркивал роль конфликта как источника социального развития.

Создавая свои произведения в середине XIX в., Маркс осознавал социальное воздействие технологии на все аспекты окружающей жизни. Промышленная революция, связанная с новыми методами добычи руды, производства стали, изготовления тканей, организации транспорта и коммуникаций, способствовала урбанизации аграрных стран и образованию новых социальных классов. Он придавал важное значение изучению новой экономической системы - капитализма, возникшего в результате промышленной революции.

Согласно Марксу, капиталистические общества состоят из двух основных социальных групп. Капиталисты владеют средствами производства: заводами, фермами, шахтами и железными дорогами, где формируются различные виды труда и услуг. Капиталисты определяют, где, когда и каким образом будет выполнена работа. Рабочие составляют другую основную /615/ группу. Для них возможности экономического выбора значительно более ограничены, чем для капиталистов. Они могут лишь продавать свою рабочую силу или не работать совсем. Однако в XIX в. в Англии уклонение от работы было равнозначно жизни в вопиющей бедности и голоде, поскольку в стране не было правительственных программ помощи неработающим.

Как отмечал Маркс, самая важная причина социального сдвига - конкуренция среди капиталистов. Например, владельцы фабрик стремятся затратить как можно меньше средств на производство товаров и продать их по более низкой цене, чем кто-либо из других производителей. Таким образом устанавливается своего рода производственный цикл. Каждый раз внедрение нового изобретения, устройства или процесса способствует снижению стоимости производства; конкурирующие компании тоже начинают использовать его, чтобы сэкономить деньги. Вскоре все предприятия производят этот товар по одной и той же стоимости.

Стремление увеличить доходы и привлечь больше покупателей, которые ищут товары по более низким ценам, способствует новым изобретениям. Так начинается новый производственный цикл. Таким образом, по мнению Маркса, при капитализме требуется непрерывное совершенствование и расширение производства. Это осуществляется путем разделения каждой крупной задачи на ряд более мелких (разделение труда), а также благодаря применению машин, чтобы производить товары в огромном количестве. Маркс полагал, что главный источник экономического развития при капитализме - использование машин для производства работы, которая в прошлом выполнялась людьми. Машины работают быстрее, чем люди, производят больше товаров, а изнашиваются медленнее. Поэтому они вполне окупаются. Например, вначале прядильный станок мог выпрясть 366 фунтов хлопка за 150 часов. Та же самая работа, выполнявшаяся вручную с помощью прялки, занимала 27 000 часов. Производителю обходилось дешевле эксплуатация машины в течение 150 часов, чем использование ручного труда людей в течение 27 000 часов. Использование машинного оборудования способствовало снижению затрат владельца предприятия и повышению доходов за счет продажи готовой продукции.

Это подводит нас к сущности теории прибавочной стоимости Маркса. Разница в стоимости сырья и готовых товаров является результатом обработки сырья на фабрике. Эта обработка, выполняемая вручную или с помощью машин, входит в стоимость конечного продукта. Пресс сделан из /616/ прочного металла и поэтому может совершать одно и то же движение сотни тысяч раз при незначительном износе. Он может продуктивно работать "без устали". Кузнец работает медленнее и менее продуктивно, чем пресс. А поскольку в стоимость каждого производимого предмета включается более высокая стоимость труда кузнеца, предприниматель мог бы, видимо, сэкономить много денег, уволив кузнецов и заменив их машинами. Более высокий доход, полученный от использования машинного труда по сравнению с ручным, и составляет прибавочную стоимость. Производитель старается повысить прибавочную стоимость путем повышения продуктивности производственного процесса.

В XIX в. капиталисты использовали для этого множество способов, создавая подчас ужасные условия труда; они стремились заставить рабочих дольше трудиться и производить больше товаров при одинаковых затратах (т.е. капиталовложениях). Для достижения этих целей хозяева создавали на фабриках тесноту, увеличивали рабочий день, ускоряли внедрение нового технического оборудования, нанимали женщин и детей, платя им самую минимальную зарплату. Последствия этих и других условий можно было наблюдать в промышленных районах Англии. Детская смертность возросла на 26 процентов, главным образом в результате неполноценного питания и болезней.

Маркс предвидел катастрофические последствия этих тенденций. По мере повышения эффективности и продуктивности промышленности рабочих понадобится все меньше. Им придется бороться между собой за убывающие рабочие места. Богатство сосредоточится в руках немногих. Возникнет целая армия безработных, чьи руки никому не нужны. Мелкие фирмы будут вытесняться, они не смогут конкурировать с более крупными корпорациями. Крупный капитал будет расти, а владельцы мелких предприятий окажутся вынужденными пополнять рады рабочего класса. "Им ничего другого не остается, как встать с протянутой рукой рядом с рабочими".

Маркс полагал, что таким путем капитализм сам обрекает себя на гибель. Перемены в области технологии наряду с необходимостью иметь все больший капитал для расширения производства и увеличения доходов приведут к острым противоречиям между социальными классами. В конце концов эта классовая борьба разрушит капиталистическую систему.

Маркс правильно указал на некоторые главные факторы, вызывающие перемены в капиталистических системах. Они все еще существуют в современных обществах. Однако он недооценил способность капитализма к саморегуляции и /617/ исправлению своих самых тяжелых пороков. Например, он не придавал большого значения способности правительства регулировать конкуренцию и препятствовать самым жестоким формам эксплуатации. Однако многие правительства смягчили систему частного предпринимательства путем введения законов, определяющих продолжительность и условия труда, меры безопасности на производстве, размеры пособия по безработице и пенсионных фондов. Прогрессивный налог наряду с другими средствами перераспределения богатства предназначен для того, чтобы часть благ, созданных в результате высокой производительности труда, переходила от тех, кто контролирует средства производства, к низкооплачиваемым работникам и бедноте. По этим причинам разногласия и конфликты между классами в развитых капиталистических обществах не столь остры, как предсказывал Маркс.

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНОГО ЛАГА ОГБОРНА

Подобно Марксу, американский социолог Уильям Филдинг Огборн изучал воздействие изменений в области технологии на культуру. Его теория социального сдвига (Огборн, 1922) исходит из неравномерности изменения различных аспектов культуры.

Огборн выделял в культуре два аспекта: материальный и нематериальный. Материальная культура включает изготовленные товары, фабрики, жилые дома, автомобили - короче, все материальные предметы, а также изобретения и технологические новшества. Нематериальная культура, которую Огборн назвал адаптивной, включает социальные институты, например семью, церковь, школу, системы ценностей (законы, религии, обычаи, нравы и представления) и политические институты (правительства, лобби, политические клубы).

Главная идея Огборна: адаптивная культура обычно изменяется медленнее, чем материальная. Одна из причин этого - наличие консервативных групп (например, религиозных кругов), защищающих свои идеи и ценности от воздействия материальной культуры. Другие элементы адаптивной культуры лишь частично приспосабливаются к новым условиям. В качестве примера Огборн приводит семью. Внутри семьи в какой-то мере наблюдается приспособление к материальным переменам. Так, в период промышленной революции некоторые ремесла (ткачество, изготовление мыла, дубление кожи) были вытеснены из дома и превратились в отрасль фабричного производства. Растущий спрос на фабричный труд побуждал женщин работать вне дома. В то же время они по-прежнему /618/ должны были выполнять свои традиционные домашние обязанности. Таким образом семья - часть адаптивной культуры, которая медленно приспосабливалась к материальным переменам. Отчасти именно глубокий разрыв между требованиями, предъявляемыми к женщине на работе, и гнетом домашних забот привлек внимание Огборна к проблеме культурного лага (запаздывания) - несоответствия между переменами в материальной культуре и ответной реакцией адаптивной культуры.

Огборн полагал, что изменение в одной части общественной системы (особенно успехи технологии) требует соответствующего изменения других ее аспектов. Пока это не достигнуто, общество (или по крайней мере некоторые его слои) будет сталкиваться со многими проблемами.

Одна из причин культурного лага - привычка и инерция. Часто бывает трудно убедить людей в целесообразности нового, более разумного поведения. Другим препятствием на пути к переменам является то обстоятельство, что современные общества состоят из групп, имеющих глубоко различные интересы. Социальная новация (например, смягчение иммиграционных законов) может быть в значительной мере желательна для тех, кто стремится привезти в страну своих родных и вызвать решительный протест со стороны тех, кто боится потерять работу из-за нуждающихся в ней иммигрантов или необходимости обеспечивать их пособиями.

Огборн полагал, что "культурное запаздывание" стало острой проблемой в современном обществе. Изменения в материальных компонентах культуры происходят сейчас стремительно. В прежние века общества имели больше времени для приспособления к нововведениям и проверки различных способов осуществления этих мер. Например, в наши дни мы сталкиваемся с проблемой быстрого распространения ядерного оружия. Возможность почти полного уничтожения всего живого на Земле существует уже в течение жизни целого поколения людей, но мы еще только создаем эффективные международные политические институты, призванные контролировать распространение этой опасности и добиться ее предотвращения.

Нет недостатка в критиках теории Огборна. Во-первых, разделение культуры на технологию и экономику, с одной стороны, и нематериальную, адаптивную - с другой, кажется слишком упрощенным. Например, недостаточная приспособленность семьи к новым тенденциям, с точки зрения Огборна, обусловлены лишь изменениями технологии. Но, может быть, нам следует учитывать и биологические перемены /619/ (например, увеличение продолжительности жизни), и меняющиеся взгляды на роли, присущие родителям и детям?

Во-вторых, теория Огборна главным образом характеризует лишь современную эпоху. Он сам допускал, что "культурное запаздывание" редко наблюдалось в ранних обществах. Таким образом, культурный лаг можно трактовать не как всеобщий закон, а скорее как описание социальных перемен в последнее время.

В третьих, Огборн, по-видимому, придает слишком большое значение сопротивлению переменам со стороны адаптивной культуры и слишком малое сопротивлению материальной культуры. Наглядный пример - отставание в развитии ядерной энергетики даже в условиях высокой технической оснащенности этой отрасли. Группы, выступающие против использования ядерной энергии, - не единственные источники сопротивления; представители материальной культура в лице угольной, нефтяной и газовой промышленности тоже борются в защиту своих интересов. Учитывая подобные примеры, приходится считать теорию Огборна слишком упрощенной.

МОДЕРНИЗАЦИЯ

В течение 25 лет после второй мировой войны большинство социологов, исследовавших социальные перемены, концентрировали свое внимание на процессах модернизации. Мы употребляем термин "модернизация" для характеристики сложной совокупности перемен, происходящих почти в каждой части общества в процессе его индустриализации. Модернизация включает постоянные перемены в экономике, политике, образовании, в сфере традиций и религиозной жизни общества. Некоторые из этих областей меняются раньше других, но все они в той или иной мере подвержены изменениям.

Главным фактором, способствовавшим модернизации, был распад колониальных империй в XVIII - XIX в. Бывшие колонии - а среди них были и такие, как Индия и Индонезия, - стали самостоятельными государствами. При изучении этих развивающихся стран многие социологи руководствовались точкой зрения (получившей признание в XIX в.), что "традиционное" общество отличается от "современного". Многие предсказывали, что третий мир пойдет по пути, проложенному западными странами. Например, Дэниел Лернер (1968) определил модернизацию как "процесс социального изменения, при котором менее развитые общества приобретают черты, характерные для более развитых" (с.386).

Ключ к пониманию модернизации - осмысление ее как совокупности перемен, воздействующих на все общество. Эти /620/ перемены многообразны и сложны. Каждая из них связана с другими изменениями. Более того, в каждой стране процесс модернизации в какой-то мере своеобразен. Не забывая об этом, рассмотрим некоторые модели модернизации.

ПРОЦЕССЫ МОДЕРНИЗАЦИИ

Исследователи модернизации, выдвигают на первый план различные аспекты этого процесса. Некоторые придают главное значение технологическим и экономическим тенденциям. Они определили несколько образцов, характерных для большинства стран, где происходит модернизация.

  1. Наблюдается переход от простых традиционных методов производства (например, ткачества вручную) к применению научных знаний и технологии (например, внедрение механических ткацких станков).
  2. В сельском хозяйстве выращивание на небольших участках земли всего необходимого для собственного потребления сменяется созданием коммерческих сельскохозяйственных предприятий в широком масштабе. Это предполагает оплату за урожай наличными деньгами, покупку несельскохозяйственной продукции на рынке и часто использование труда наемных сельскохозяйственных рабочих.
  3. В промышленности происходит замена использования силы животных и людей машинами, приводимыми в движение мотором. Вместо плугов, запряженных быками,- тракторы, управляемые наемными работниками.
  4. Происходит урбанизация сельских поселков, главное значение приобретают города.

Другие образцы перемен проявились в процессе модернизации социальных структур. Традиционные религиозные системы утрачивают свое влияние. Часто возникают мощные нерелигиозные идеологии, например национализм. Во многих отношениях меняется семейная жизнь. Семья перестает быть главной производственной ячейкой. Расширенные семьи и группы родственников распадаются на более мелкие. Основой ухаживания и брака становится личный выбор, а не требования родителей. В области образования значительно повышается уровень грамотности и формируются официальные учебные заведения. В то же время средства массовой информации становятся необъятными источниками образования и знаний. Возникают и новые формы административной организации, например бюрократии, связанные с государственной службой. /621/

Некоторые исследователи полагают, что, помимо этих изменений в социальной структуре, происходят психологические перемены самих членов общества. Алекс Инкелес и Дэвид Х.Смит (1974) провели обследование 6000 мужчин из шести развивающихся стран, пытаясь обнаружить, существует ли совокупность характерных черт, отличающих "современного мужчину". Если да, то какие аспекты социальных перемен оказали влияние на его мировоззрение? По данным исследования, они сделали вывод, что типичный мужчина - "хорошо осведомленный гражданин, участвующий в общественной жизни; он твердо уверен в своих силах, отличается самостоятельными взглядами, не поддается влиянию традиционных установок, проявляет особую независимость, принимая важные решения об устройстве своих личных дел; он готов воспринять новый опыт и новые идеи; для него характерны относительно широкий кругозор и гибкость мышления" (с.290).

По мнению Инкелеса и Смита, эти особенности обусловлены жизненным опытом всех обследованных мужчин. Они сделали вывод о важной роли длительного формального обучения, поскольку оно способствует повышению грамотности людей и усвоению ими современных ценностей. Большое влияние оказывает промышленное предприятие: там придается особое значение новшествам и переменам. Жизнь в городе или принадлежность к определенной этнической группе, по-видимому, в меньшей мере воздействует на формирование такого мировоззрения.

Таким образом, исследующие проблему модернизации, наблюдают постепенное развитие обширной новой системы социальных структур и психологических особенностей. По мере того, как общество становится более продуктивным и процветающим, усложняются его социальная структура и культура.

ПРИЧИНЫ МОДЕРНИЗАЦИЙ

Какие условия способствуют модернизации? Какие факторы препятствуют ей? Исследуя эти проблемы, социологи выявили внутри общества различные группы и отдельных людей, которые содействуют модернизации.

Ряд исследований сосредоточен на анализе психологических особенностей предпринимателей и их влияния на процесс модернизации. Предприниматели организуют использование капитала, труда и природных ресурсов. Они заняты развитием более эффективных средств производства и выпуском /622/ новой продукции, имеющих большое значение для процесса модернизации.

Дэвид С .Макклеланд (1961), одним из первых изучавший особенности предпринимателей, опирался на идеи Макса Вебера о взаимосвязи между протестантизмом и капитализмом для объяснения причин возникновения предпринимательства. По мнению Вебера, самоотречение и упорный труд, проявляемые протестантами в экономической деятельности, способствовали развитию капитализма. Макклеланд взял за основу теорию Вебера, полагая, что стремление к достижениям как самоцель, готовность идти на умеренный риск и желание увидеть ощутимые признаки успеха - все это характерные особенности мировоззрения предпринимателя. Он считал предпринимателя одной из главных движущих сил модернизации.

Конечно, не в каждом обществе формируются предприниматели и происходит модернизация. Некоторые теоретики полагали, что соблюдение традиций мешает модернизации. Иные традиции могут оказывать негативное воздействие на экономию средств, формирование трудовых ресурсов и предпринимательство. Например, в традиционных обществах крестьяне откладывают большую часть своих доходов. Однако принятый у них способ экономии денег не стимулирует капиталовложения в продуктивные предприятия. В Азии, где высоко ценится землевладение, крестьяне стремятся иметь свои участки, даже если земля при таком капиталовложении дает низкие прибыли. Это отвлекает их от более выгодных инвестиций. Другие традиционные формы сбережения (например, покупка монет или драгоценностей) отвлекают потенциальный капитал от источников его возврата обществу. Ритуалы, предусматривающие дорогие подарки или подношения мертвым, также препятствуют вложению капитала в промышленность (Лэмберт, Хоселитц, 1963).

Аналогично традиционные родственные связи также приводились как одно из препятствий на пути модернизации. Для осуществления индустриализации труд должен вознаграждаться в новой, обезличенной форме, т.е. зарплаты при условии внешнего контроля со стороны мастера, бригадира. Члены крестьянских общностей с их тесными родственными узами и глубокой привязанностью к земле часто отказываются переселяться в города. Согласно наблюдениям Уилберта Мура (1951), система родства в непромышленных обществах, "наверное,.. представляет собой самое важное и единственное препятствие для индивидуальной мобильности, обусловленное не только претензиями родственников, не одобряющих возможный переход в сферу промышленности, но и чувством /623/ защищенности, которое дают устойчивые традиции взаимной ответственности" (с.24).

Все это показывает, что модернизацию нельзя считать устойчивым продвижением вперед. Перемены всегда происходят неравномерно, и неизбежен конфликт между силами традиции и модернизации. Во многих исследованиях подчеркивается потенциальная нестабильность в развивающихся странах. Беспорядки в странах Ближнего Востока в наши дни - яркий пример такого конфликта. Когда старые способы социального поведения, поддерживаемые господствующими религиозными племенными и клановыми верованиями, сталкиваются с новыми социальными структурами, это часто вызывает конфликт. По мере того как некоторые слои населения (например, бизнесмены, государственные служащие и инженеры) повышают свой уровень образования и достаток, они начинают проявлять интерес к политической деятельности. Однако если не созданы правительственные структуры, призванные удовлетворять их требования и содействовать достижению компромисса с ними, это приводит к политической нестабильности (Хантингтон, 1968).

ТЕОРИЯ КОНВЕРГЕНЦИИ

Станут ли традиционные общества похожими друг на друга, когда в них осуществится модернизация? Это основной вопрос теории конвергенции. Например, по мнению Лернера (1964), урбанизация, широко распространенное умение читать, массовая культура и массовое участие в политическом процессе - основные черты, свойственные модернизирующимся обществам.

Согласно теории конвергенции, общества, в которых только начинается индустриализация, коренным образом отличаются друг от друга. Это происходит по двум причинам: 1) они формируются под влиянием различных традиций; 2) представители элиты в каждом обществе отличаются по уровню образования, опыту предпринимательской деятельности и социально-экономическому статусу. Однако в ходе индустриализации под воздействием комплекса экономических и технических факторов возрастает сходство между обществами. Сторонники теории конвергенции подчеркивают, что, несмотря на огромные идеологические и политические различия, в развитии западных демократий наблюдаются некоторые аналоги с коммунистическими обществами вроде Советского Союза. На ранних этапах индустриализации западные демократии почти не заботились о благосостоянии граждан. /624/

Они усвоили "небрежное" отношение к торговле и промышленности. Однако с течением времени правительства этих стран начали удовлетворять широкий круг потребностей людей, охватывающий сферы образования, здравоохранения и страхования в пожилом возрасте. Эта перемена вызвана двумя факторами. Рабочие требовали введения пособий в целях ослабления последствий безработицы. В то же время правящая элита осознавала необходимость некоторых социальных программ (особенно в области образования) для дальнейшего экономического развития.

В коммунистических странах действовала совершенно иная модель. Обычно в самом начале они ставили перед собой цель перераспределить ресурсы общества на основе большего равенства и стремились помешать людям овладеть крупным капиталом путем свободного предпринимательства. Однако постепенно в них стали допускаться некоторые механизмы свободного рынка. Этой перемене способствовали многие факторы. Материальное вознаграждение оказалось более мощным стимулом повышения производительности труда рабочих, чем идеологические установки. Такие рыночные механизмы, как изменение цен, способствуют рациональному распределению товаров. Централизованное планирование оказалось в какой-то мере неэффективным, часто планирование на уровне отдельного предприятия оказывалось более успешным. Более того, слишком большое количество директив сверху иногда подрывают моральный дух граждан. Ослабленный политический контроль ведет к большей терпимости по отношению к группам диссидентов и носителям различных взглядов (Керр и др., 1960).

Теория конвергенции применялась при анализе не только целых обществ, но и специфических институтов. Гуд (1963) исследовал процесс изменения семьи в Азии, Африке, на Среднем Востоке и Западе. Он пришел к выводу, что по мере урбанизации и индустриализации преобладающей становится нуклеарная семья - муж, жена и дети. Происходит ослабление связей с дальними родственниками. Поскольку в традиционных обществах имеются различные формы семьи, движение к современным формам осуществляется различными темпами и разными способами. Например, в странах ислама по традиции наблюдается высокий уровень разводов по сравнению со странами Западной Европы. Но в конечном итоге уровень разводов в обеих культурах будет аналогичным, хотя изначально движение происходит в противоположных направлениях. /625/

АЛЬТЕРНАТИВЫ ТЕОРИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

Теория конвергенции подвергалась жестокой критике за упрощенность и приверженность западным институтам. Например, Гасфильд (1967) утверждал, что в теории конвергенции досовременные общества неверно изображены статичными и неизменными. Кроме того, он не считал традиционные ценности, религии и социальные структуры монолитными. Он полагал, что в действительности они отличаются многообразием идей и обычаев. Он указывал на множество религиозных сект на Западе в доиндустриальный период и конкурировавшие философские школы на Востоке. По его мнению, традиционные общества не были однородными. Во многих индустриальных обществах имеется несколько различных этнических групп, в некоторых из них поощряются экономическая деятельность и предпринимательство, в то время как другие их отвергают.

Гасфильд не разделял ту точку зрения, что между старым и новым всегда происходит конфликт. Он полагал, что современные институты не просто заменяют традиционные. Происходит их слияние. Например, на раннем этапе индустриализации Япония быстро добилась успехов в развитии промышленности, сохранив, однако, многие особенности традиционной семейной системы, в частности подчинение власти отца. Гасфильд также полагал, что традиционные и современные формы могут поддерживать друг друга. По его мнению, укоренившиеся традиции играют основную роль в сохранении стабильности общества, переживающего болезненные перемены. В общем он полагал, что следует уделять побольше внимания уникальной истории каждой развивающейся страны и поменьше предполагаемым всеобщим аспектам модернизации.

Другие критики теории конвергенции указывают на различие между теми странами, где рано произошла индустриализация, и теми, где этот процесс начался позднее. Таким образом, страны можно разделить на "пионеров" индустриализации (скажем, Великобритания) и их "последователей" (например, Япония). "Последователи" значительно быстрее приспосабливались к новым условиям экономического развития, чем их предшественники. Это объясняется тем, что отдельные институты (например, система формального образования) уже где-то сформировались и могли быть заимствованы. "Последователи" также в большей мере могли рассчитывать на активную помощь правительства, чтобы их страны могли догнать "пионеров" (Гершенкрон, 1965). /626/

"Последователи" не просто копируют модели развития "пионеров". В то время как в ведущих странах с самого начала отмечался относительно высокий уровень грамотности, урбанизации и развития некоторых систем коммуникации, "последователи" пытаются перейти от общества, где люди прозябают в пыльных деревушках, лишенных даже водопровода, к современному обществу, обладающему компьютерами, искусственными спутниками и ядерным оружием. Таким образом, развитие систем образования и предпринимательства в странах - "последователях" очень зависит от усилий образованной элиты. Они не могут себе позволить постепенно изменяться в течение веков или даже десятилетий (Бендикс, 1967).

Дор (1973) упоминал об исторических различиях при сравнении промышленных предприятий Великобритании и Японии. Он подчеркивал, что в отличие от Великобритании (где сложилась устойчивая традиция свободного предпринимательства) Япония имела возможность выбирать те элементы модернизации (например, самые современные технологические методы) и собственной феодальной традиции (систему отцовской власти), которые она считала целесообразным использовать для построения современного государства. Таким образом, будучи "последователем", Япония миновала некоторые этапы процесса, через которые была вынуждена пройти Великобритания, считающаяся "пионером".

ТЕОРИИ ЗАВИСИМОСТИ

Разделение стран на "пионеров" и "последователей" модернизации наводит на мысль об ограниченности такой модели модернизации, не учитывающей некоторые важные аспекты. Отдельные критики, о которых шла речь выше, сосредоточили свое внимание на усилиях "последователей" догнать более развитые страны. В теории зависимости подчеркивается тот факт, что развитые промышленные державы практически сдерживают развитие более отсталых стран своим экономическим господством над ними.

Андре Гундер Франк (1966) предложил одну из ранних версий теории зависимости. Он подверг критике точку зрения, что "экономическое развитие происходит в виде последовательных этапов становления капитализма и что в настоящее время слаборазвитые страны все еще находятся на той стадии истории (иногда называемой первоначальной), через которую давно уже прошли современные развитые страны" (с.4). Он полагал, что, напротив, развитые страны представляют /627/ собой "метрополии", в то время как более отсталые - это лишь зависимые сателлиты, не способные полностью управлять собственными делами. По мнению Франка, всем миром управляет гигантский деловой центр (Европа и США). Этот центр осуществляет контроль над менее развитыми странами, извлекая из них капитал, излишки продукции и сырье. Такая политика препятствует развитию там национальной промышленности.

В Бразилии теорию зависимости использовали Фернандо Хенрик Кардозо и Энцо Фаллето (1979). Группа собственников, представителей деловых кругов этой страны стремилась разрушить традиционные модели коммерции, в силу которых Бразилия оставалась лишь поставщиком кофе, сахара и фруктов для промышленных стран. Они ставили перед собой цель создать промышленное общество, более независимое от передовых стран. Однако в течение какого-то времени осуществлению этой цели мешали крупные иностранные корпорации. Местные деловые круги обратились к международным монополиям за помощью в области технологий и капитала. Постепенно возросло число бразильских компаний, попавших в зависимость от других стран. В результате местные предприниматели опять не могли оказывать должного влияния на политику и экономику (Кахл, 1976).

Согласно мнению Кардозо, такая модель получила довольно широкое распространение среди зависимых стран. Поскольку по многим причинам местным собственникам и предпринимателям не удается в достаточной мере увеличивать свой капитал дома, они обращаются к международным банкам и корпорациям, которые охотно предоставляют им займы и другие виды помощи. Местные предприниматели и политики должны получать право принимать решения по ряду вопросов. К ним относятся политика налогообложения, расходы на оборону, благосостояние, экономическое развитие и контроль уровня безработицы. Таким образом, иностранные фирмы и банки могут стать своего рода теневым правительством.

В анализе Кардозо подвергается критике мысль о том, что страны, подобные Бразилии, не могут нормально развиваться из-за своей культурной отсталости или неспособности местных предпринимателей. На самом деле причины застоя состоят в том, что промышленность и финансы находятся в зависимости от международных источников. /628/

ТЕОРИЯ МИРОВОЙ СИСТЕМЫ

Другая атака против исследователей модернизации предпринята Иммануэлем Валлерштайном (1976). Вместо теории модернизации он предложил модель, названную исследованием мировой системы. Общностям и национальным государствам в ней придается второстепенное значение, а на первый план выдвигаются глобальные социальные перемены.

Вначале Валлерштайн проводит различие между мировыми империями и мировыми экономическими системами. Мировые империи включают несколько территорий, объединенных единой военной и политической властью. Римская империя - классический пример. Мировые экономические системы также представляют собой целостные объединения, включающие различные страны и территории, но у них нет центральной политической власти. Яркий пример такого объединения - система уплаты дани в Китае в период империи. В обмен на ежегодно взимаемые ими золото, зерно, животных и другие товары китайцы позволяли малым, сравнительно слабым народам по собственному усмотрению управлять своими делами.

Исторически сложилось так, что большинство мировых экономических систем оказались нестабильными. Они разрушились или преобразовались в мировые империи. Однако Валлерштайн подчеркивает, что одна из мировых экономических систем - современный капитализм сохраняется уже в течение 500 лет, не превратившись в мировую империю. В самом деле современный капитализм обратил в большое благо отсутствие центральной политической власти. Тот факт, что транснациональные корпорации находятся вне контроля единого правительства, дает им возможность свободно перебрасывать денежные фонды через государственные границы независимо от неблагоприятной национальной политики.

Согласно теории Валлерштайна, мировые экономические системы включают центральные государства, а также периферийные и полупериферийные регионы. Центральные государства в значительной мере управляют периферийными регионами, в то время как полупериферийные области служат буфером во многих сложных аспектах. В то же время центральные государства постоянно ведут борьбу между собой. Например, в наши дни происходит непрерывная борьба между США, Японией, странами Западной Европы и Советским Союзом. Конкуренция между ними стала возможной именно из-за отсутствия какой-либо центральной организации, осуществляющей руководство капиталистической экономикой. /629/

Согласно точке зрения Валлерштайна, история капиталистического мира состоит из трех основных этапов. Первым была эпоха Ренессанса с 1450 по 1640 г. В этот период происходил рост населения, увеличивались цены и усиливалась специализация труда. Создавалось множество коммерческих предприятий, университетских городков, политических центров, портов. Хотя испанская монархия вкладывала много денег и людских ресурсов в построение мировой империи, вместо этого сложилась лишь мировая экономическая система. Центральными государствами считались Англия и Франция, в то время как Испания и Северная Италия были полупериферийными регионами. Северо-Западная Европа и испанские колонии в Новом Свете стали периферийными территориями.

Второй этап охватывал период с 1600-х до 1700-х годов. В это время англичане укрепили свое коммерческое и промышленное господство над мировой экономикой. Торговое искусство голландцев было превзойдено. Неоднократные попытки Франции вытеснить Англию и занять господствующее положение в мире встретили решительный отпор.

Третий этап продолжается в течение последних двух с половиной веков - с 1750 г. до наших дней. В нескольких странах наблюдался расцвет промышленного капитализма. Благодаря успехам в области технологии все новые и новые территории попадали в зависимость от капиталистической экономики. Этот процесс включал установление господства над многими странами западного мира. Кроме того, произошли важные перемены в сфере гегемонии или политического господства.

Германия и США вытеснили Великобританию и стали ведущими державами мира. В настоящее время капиталистической мировой экономикой управляют правительства и корпорации США, стран европейского Общего рынка и Японии.

ИЗДЕРЖКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Тот факт, что рассмотренные нами теории находятся в противоречии друг с другом, вероятно, свидетельствует о нашем недостаточно глубоком понимании социальных и экономических факторов, которые способствовали современному высокому уровню экономического развития во всем мире. Тем не менее ясно, что мы живем в сложном индустриализированном мире, хрупком во многих отношениях. Более того, такое развитие вызвало ряд нежелательных последствий, угрожающих нарушить равновесие между человеческим обществом и природной средой. /630/

Две опасные угрозы, связанные с экономической деятельностью людей, - истощение ресурсов и нанесение вреда окружающей среде. В данном случае истощение ресурсов означает полное использование всех природных запасов. Сырье добывается из земли быстрыми темпами и употребляется для производства все новых и новых товаров на промышленных предприятиях, число которых растет. Отходы, извергаемые промышленностью, причиняют огромный, вероятно непоправимый, вред окружающей среде.

ИСТОЩЕНИЕ РЕСУРСОВ

Истощение природных ресурсов происходит неравномерно. Изобилие и низкая стоимость некоторых сырьевых материалов сохраняются в течение многих веков. Земля по-прежнему очень богата марганцем, кобальтом, никелем. На дне океана имеется достаточно залежей некоторых из этих минералов, чтобы удовлетворить наши потребности в течение сотен тысяч лет. Но вместе с тем мы имеем возможность изменить нашу технологию для более разумного использования этого богатства (Дасманн, 1972).

Однако другие ресурсы уже стали скудными и будут все уменьшаться. Нам особенно не хватает твердого топлива. Насколько же опасна ситуация? Специалисты дали различные ответы на этот вопрос. Некоторые полагают, что сочетание твердых видов топлива и энергии, извлекаемой из океана, могло бы поддерживать мировую экономику миллионы лет. Другие предсказывают резкую нехватку энергетических ресурсов (по крайней мере в некоторых странах) к концу нашего века.

ВРЕДНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Слишком часто тенденция к экономическому и техническому развитию наносила вред экологии. Например, добыча полезных ископаемых может вызывать разрушение окружающей среды. В период "золотой лихорадки" в середине XIX в. в Калифорнии изменяли русла рек, чтобы рудокопы могли промывать золотоносный песок на дне. Рыба и другие речные богатства были уничтожены, а уровень эрозии значительно увеличился. В 1853 г. введение метода гидравлической разработки позволило рудокопам размывать холмы и даже горы в поисках драгоценного металла. Мощный поток воды, направленный на склон холма, гнал тонны земли в желоба, где отстаивались самородки (Дасманн, 1972). /631/

В настоящее время открытая добыча полезных ископаемых продолжает причинять вред окружающей среде. Разработка открытым способом предусматривает рытье гигантских котлованов на земле, содержащей руду, а не сооружение глубоких дорогостоящих шахтных стволов. Вызванное открытой добычей разрушение всей территории Аппалачских и Скалистых гор, полезность и естественная красота которых никогда не будут восстановлены, демонстрирует торжество неконтролируемых поисков энергии и утрату уважения к окружающей среде.

Но этим не исчерпывается вред, вызванный производством энергии. Из-за утечки нефти разрушается жизнь моря, загрязняются наши пляжи. Электростанции, где сжигают каменный уголь и газ, не только производят электричество, но и загрязняют все вокруг. Множество опасностей связано с ядерной энергией. Атомные станции вызывают повышение температуры воды в близлежащих реках или озерах, если в них выливается вода, используемая для охлаждения реактора. Общее повышение температуры воды может нанести вред подводной жизни и, следовательно, нанести ущерб рыбной промышленности. Более того, всегда существует угроза кризиса, подобного тому, что произошел на острове Трех Миль, (или позже - катастрофа в Чернобыле - ред.) когда в течение нескольких дней атомная станция едва не расплавилась.

Беспокойство по поводу использования ядерной энергии сосредоточило внимание общественности на общей проблеме радиации. Нет сомнения, что высокие уровни радиации вредны для людей и других форм жизни. Они могут причинить вред живым клеткам, разрушая химические связи между молекулами. Кроме того, они повышают опасность раковых заболеваний от других причин (например, от курения). Радиация может также способствовать изменению структуры генов - субклеточных единиц, отвечающих за наследственность. Большинство мутаций наносят вред, а многие из них могут вызывать выкидыши или врожденные дефекты. Последствия длительного воздействия низких уровней радиации все еще полностью не изучены.

Поиск новых видов энергии может влиять на социальную среду людей, находящихся на территории предприятий энергетической промышленности или поблизости от них. В странах Запада в результате экономического подъема возникли новые города с целыми рядами домов на колесах. Как правило, приезжие молоды, обладают высокой квалификацией и готовы часто переезжать с места на место в поисках высоких заработков. Они с трудом ассимилируются в уже сложившихся общностях, предпочитающих традиционные жилые дома и /632/ образ жизни (Мэсси, Льюис, 1979). Местные жители обычно считают обитателей домов на колесах "отбросами общества". В прошлом (до экономического бума) члены старых общностей наслаждались относительной изоляцией от внешнего мира и образом жизни, характерным для небольшого города. Неожиданно они вынуждены конкурировать с пришельцами за жилье, работу и влияние. Обычно считается, что эти перемены происходят по вине "чужаков", и в результате может возникнуть конфликт между "старыми" жителями и "новопришельцами" (Гоулд, 1979).

Экономическое развитие опасно сказывается на качестве воды. Наша вода в значительной мере загрязнена промышленными отходами, а также в результате аварий. В водное пространство сбрасываются тяжелые металлы (свинец, медь, и др.), подчас в количествах, опасных для окружающей среды. Эти металлы влияют на деятельность ферментов, необходимых для жизни растений и животных. Выделения серы из шахтных стволов и дымовых труб могут вызвать сильные кислотные дожди, разрушающие многие формы жизни в прудах и озерах (Вагнер, 1971). Другие загрязнители не влияют на химический состав воды. Они просто оседают на дне рек или озер, образуя слои, состоящие из мелких частиц. Через некоторое время гибнет все живое на дне.

Поврежденные участки можно восстанавливать, как показал опыт англичан, пытавшихся очистить реку Темзу. Будучи одной из первых жертв загрязнения воды в наше время, Темза поглощала промышленные отходы еще с 1800 г., а использование реки в качестве огромного туалета было последним ударом. В Лондоне стали обычными эпидемии холеры; в 1856 г. (названном "годом великого зловония") шторы на окнах парламента пришлось пропитать дезинфицирующим средством (Грин, 1978). Темза оставалась фактически мертвой в течение целого века - исследование, проведенное в 1957 г., показало, что большую часть года на участке реки длиной в 25 миль кислород полностью отсутствовал. В начале 60-х годов британское правительство начало осуществление обширной программы очищения реки. Были усовершенствованы очистные станции вдоль реки и установлен строгий контроль промышленных выбросов. Постепенно Темза вернулась к жизни. Поднялся уровень содержания кислорода в воде, появились рыба и растения. Теперь, когда с поверхности воды снята очистная пленка, на берегах реки живут утки и лебеди. Люди снова поселяются у самой реки. /633/

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этой книге мы определили общие черты современного общества и отметили связанные с ними блага и издержки. Например, мы обратили внимание на резкое повышение средней продолжительности жизни благодаря успехам медицины и улучшенному питанию. Это может показаться огромным благом. Но мы также указали на неожиданное последствие этой перемены - такое нарушение возрастной структуры населения, что теперь общество сталкивается с проблемой оказания помощи беспрецедентному количеству зависимых пожилых людей. Другой пример касается промышленного развития. Нет сомнения, что оно вызвало повышение продуктивности производства и уровня жизни многих слоев общества, но в то же время многие работники оказались в значительной мере отчужденными от своего труда. Это характерно для экономического развития в целом. С одной стороны, индустриально развитые страны обрели огромные богатства, улучшилось здоровье их жителей, люди овладели новыми знаниями и стали продуктивнее трудиться. Но с другой, - в связи с индустриализацией возникли многие проблемы городов, новые виды несправедливости, и, как мы уже знаем, нам угрожает потенциальная опасность разрушения окружающей среды и истощения ресурсов, от которых зависит само развитие.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

  1. Социальным сдвигом называется изменение способа организации общества. Изменение социальной организации является всеобщим явлением, хотя оно происходит различными темпами. Причины социальных перемен могут быть связаны с изменениями структуры населения, материальной среды (технологии, культуры, а также коллективного поведения) и общественными движениями. При изучении эффектов социальных перемен социологи концентрируют внимание на характерных особенностях самих людей, изменении некоторых типов поведения, социальной структуры, образцов взаимодействия и моделей культуры.
  2. Маркс подчеркивал роль конфликта как источника социального сдвига. Он полагал, что самый важный источник социальных изменений - конкуренция между капиталистами. Согласно его точке зрения, в условиях капитализма требуются непрерывное совершенствование и расширение производственных процессов для повышения эффективности производства. В конечном итоге богатство обычно концентрируется /634/ в руках немногих людей, сокращается число рабочих мест и возникает армия безработных, чьи навыки оказываются бесполезными. Маркс верил, что окончательным результатом классовой борьбы станет гибель капитализма. В настоящее время разногласия и конфликты между классами в капиталистических обществах имеют не столь ожесточенный характер, как предсказывал Маркс, поскольку капиталистическая система обрела способность к саморегуляции и исправлению своих пороков.
  3. Огборн изучал воздействие изменений в технологии, разделив культуру на две части, материальную (все материальные предметы, изобретения, развитие технологии) и адаптивную культуру (социальные институты, системы ценностей и политические институты). По мнению Огборна, адаптивная культура обычно изменяется медленнее, чем материальная. "Культурным лагом" называется задержка приспособления адаптивной культуры к изменению материальной культуры.
  4. Модернизация - сложная совокупность перемен, происходящих почти в каждом аспекте общества в ходе его индустриализации. В каждой стране этот процесс имеет свои особенности в зависимости от исторического прошлого. В соответствии с несколькими широко распространенными моделями модернизация предполагает переход от простых, традиционных методов производства к использованию научных знаний и современной технологии, от мелких ферм к коммерческому сельскому хозяйству, от эксплуатации ручного труда людей и тягловой силы животных к применению машин, а также массовую миграцию населения из сельских поселков и деревень в крупные города. Некоторые исследователи полагают, что модернизация вызывает также изменение психологии членов общества.
  5. Среди групп, содействующих развитию модернизации, следует отметить предпринимателей - тех, кто организует использование капитала, труда и природных ресурсов. Они внедряют более эффективные методы производства и налаживают выпуск новых видов продукции. Некоторые традиции, например устойчивые родственные связи или глубокая привязанность к земле, препятствуют развитию предпринимательства и модернизации.
  6. Согласно теории конвергенции, по мере модернизации обществ усиливается сходство между ними. Для обществ, в которых происходит модернизация, характерны следующие /635/ основные особенности: урбанизация, широко распространенная грамотность, массовая культура и участие народа в политическом процессе. Теория конвергенции использовалась также при анализе специфических институтов, например семьи. Как только общество индустриализируется, преобладающей становится нуклеарная семья.
  7. Критики теории конвергенции сочли ее слишком упрощенной и приверженной западным институтам. По мнению Гасфильда, в этой теории преувеличена роль предполагаемых универсальных аспектов модернизации и не учитываются особенности развивающихся стран. Другие критики отметили различия между "пионерами" индустриализации (например, Великобританией) и "последователями" (например, Японией).
  8. Согласно теории зависимости, господствующие индустриальные державы в сущности сдерживают развитие более отсталых стран путем экономического господства над ними. Согласно точке зрения Франка, миром управляет огромный деловой и культурный центр - США и Европа. Они осуществляют контроль над менее развитыми странами, извлекая из них капитал, излишки продукции и сырье. Кардозо полагает, что такие страны, как Бразилия, отстают в своем развитии, потому что местная промышленность и финансы зависят от международных корпораций.
  9. В теории мировой системы, предложенной Валлерштайном, обществам и национальным государствам придается лишь второстепенное значение. В ней рассматриваются социальные перемены в глобальном масштабе. Валлерштайн проводит различие между мировыми империями (или несколькими территориями, охваченными единым военным и политическим управлением) и мировыми экономическими системами (или территориями, объединившимися на экономической основе, но лишенными центральной политической власти).
  10. Главная угроза, связанная с экономической деятельностью, - истощение природных ресурсов и разрушение окружающей среды. Существует опасность полного истощения запасов некоторых природных ресурсов. Нельзя ожидать, что в предстоящие десятилетия мы сможем удовлетворить наши потребности, используя основные местные источники энергии (нефть, газ, каменный уголь и ядерную энергию) без коренных перемен в области технологии. В то же время экономическое развитие часто наносит непоправимый вред окружающей среде, угрожает нашему здоровью, подрывает социальную жизнь и загрязняет водные ресурсы. /636/

КАРЛ МАРКС [KARL MARX ] (1818-1883)

Один из самых влиятельных социальных мыслителей XIX в. основную часть своей жизни был эмигрантом, доведенным до нищеты. Карл Маркс родился в Трире (Пруссия, Рейнланд). С ранней юности он жил отдельно от семьи; им владел, по словам отца, "демонический гений". В возрасте 23 лет Марксу была присвоена степень доктора философии университета в Йене. Но поскольку он был сторонником философии Гегеля, которую многие представители власти считали опасной, ему не разрешили преподавать в немецком университете. Поэтому он покинул Германию, жил в Париже и Брюсселе (откуда был выслан якобы за участие в подрывной политической деятельности). Он посвятил всю остальную жизнь своим научным занятиям и политической деятельности.

В Лондоне Маркс в течение длительного времени занимался экономикой, уделяя главное внимание развитию промышленного капитализма, особенно его влиянию на наемных рабочих. Вершиной научной деятельности Маркса стало опубликование в 1867 г. его знаменитейшего произведения "Капитал". Его главным вкладом в социологическую мысль был анализ социальной структуры, непосредственно основанный на убеждении, что суть исторического процесса - борьба за контроль над собственностью и богатством. Эта борьба обусловлена разделением труда, в результате которого образуются классы, имеющие противоположные интересы. Сущностная природа классов изменяется в различные периоды истории в зависимости от господствующего способа экономического производства. Таким образом, в условиях капитализма существует конфликт между теми, чей труд используется для создания богатства, и владельцами средств производства: фабрик, оборудования и т.п.

Маркс полагал, что в любой исторический период напряженность между антагонистическими группами - источник социальных изменений. Этим объясняется, почему капитализм сформировался в недрах феодализма. Это также послужило основой предвидения Маркса, что в конечном итоге социализм одержит победу над капитализмом. Борьба как причина социальных перемен - в этом сущность конфликтологической теории Маркса.

Маркс полагал, что наряду с наукой ученым надо заниматься политической деятельностью. Он вложил много энергии в дело осуществления своей мечты о коммунистическом обществе. Хотя предвидение Марксом всемирной пролетарской революции оказалось неверным, его вклад в развитие социологической мысли, особенно в области анализа социальных классов и социальных изменений, сохраняет влияние и до сего времени. /637/

Предыдущая | Содержание | Следующая

Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
«“Закон сопротивления распаду”». Сборник шаламовской конференции — 2017
 
 
Кто нужен «Скепсису»?