Владимир Иохельсон
|
Иохельсон Владимир Ильич (1855 - 1937) - русский этнограф и революционер. Активный участник народнического движения, член организации «Народная воля», в которой был агентом Исполнительного комитета, заведовал динамитной мастерской, изготавливал поддельные паспорта и другую документацию, организовывал переход через границу нелегалов, работая вместе с С. Л. Перовской, В. И. Засулич, С. М. Кравчинским, Н. И. Кибальчичем и др., издавал журнал «Вестник Народной Воли» и занимался изданием книги «Календарь Народной Воли». После ареста в 1885 году два года провел в Петропавловской крепости, после чего сослан на 10 лет в Восточную Сибирь. В Сибири вместе с другими товарищами-ссыльными начинает заниматься этнографией, с 90-х гг. публикует работы о племенах Сибири. Вместе с В. Богоразом и Л. Штернбергом участвовал в экспедиции Американского музея естественной истории (1900–1902), которую возглавлял Ф. Боас, а также в экспедиции того же музея в 1908–11 гг. Эти посвященные изучению культурно-исторических связей народов северо-восточной Азии и Северной Америки экспедиции позволили подтвердить существование так называемого «моста народов» в северной части Тихого океана. В ходе экспедиций он обнаружил ранее считавшийся исчезнувшим язык юкагиров, создал словарь этого языка, исследовал и описал племена алеутов, камчадалов и якутов, сделав огромный вклад в этнографическую науку. После Октябрьской революции 1917 г. Иохельсон стал профессором этнографии Петроградского университета. В 1922 г. уехал в США, работал в Американском музее естественной истории (Нью-Йорк), обрабатывая свои коллекции и продолжая публиковать труды по собранным материалам.
|
Подробнее об авторе
|
|
Первые дни «Народной воли»
|
Владимир Иохельсон
|
«Я лично не хочу теперь заняться решением вопроса, какое влияние на ход внутренней политики имела террористическая деятельность народовольцев. Для историка уже имеется достаточно материалов и достаточно времени прошло с тех пор, чтобы беспристрастно можно было бросить взгляд назад. Но одно несомненно, что покушения на царя подорвали мистическое отношение к его особе в народных массах, уничтожили его обоготворение и немало содействовали окончательному падению самодержавия».
|
22 сентября 2006
|