Наум Клейман сыграл для отечественного кино примерно ту же роль,
которую сыграл Анри Ланглуа для французского кино и всего молодого кино той эпохи -
инициировал и вдохновил новую волну режиссуры. То же самое сделал Наум Клейман. Музей
кино – это не только фантастические фонды, в которых хранятся бесценные сокровища,
живопись, графика, аппаратура, личные архивы кинематографистов, их рукописи, сценарии,
фототека роскошная, рисунки Параджанова, Хандамова, Эйзенштейна, Шпаликова, Хуциева, -
это только одна сторона деятельности музея. Вторая сторона, и самая главная, заключается
в том, что это было единственное место, где могли собираться молодые интеллектуалы,
синеманы и синефилы, и могли смотреть там настоящее кино не раз от раза, не от случая
к случаю, а это были продуманные, потрясающие, роскошные программы с обсуждениями, с
лекциями, с симпозиумами и так далее. Наум Клейман, сам по себе выдающийся ученый,
лучший в мире специалист по Эйзенштейну, он мог бы посвятить свою жизнь науке и писать
книгу за книгой, и уже только этим он бы вошел в историю. Но он свои силы отдал созданию,
сохранению, приумножению коллекции и вот этой, условно говоря, популяризаторской
деятельности. И сейчас все известные молодые режиссеры от Андрея Звягинцева до Ильи
Хржановского говорят о том, что была единственная школа, в которой они учились. В
сущности, закрытие Музея кино, которое сейчас происходит, – является таким актом
вандализма, актом варварства, которое войдет в историю одной из страшных примет
времени. Науму Ихильевичу низкий поклон за все, что он сделал. Я очень надеюсь,
что люди возьмутся за ум и сделают все для того, чтобы Музей кино возобновил свою
работу.
Клейман Наум Ихильевич – киновед, автор
многочисленных статей по вопросам кино.
Родился в Кишиневе первого декабря 1937 года.
В 1961 закончил ВГИК киноведческий факультет (мастерская Н.А.Лебедева
и Е.М.Смирновой) и начал работать в Отечественном отделе Госфильмофонда.
Научный консультант по реконструкции фильмов С.М.Эйзенштейна «Бежин луг»
(реж. С. И. Юткевич и К.), «Старое и новое» («Генеральная линия»), «Октябрь»,
«Броненосец „Потёмкин"».
В 1965 избран научным секретарем Комиссии по творческому наследству
С.М.Эйзенштейна, участвовал в организации Научно-мемориального кабинета Эйзенштейна
(Музея-квартиры) при Союзе кинематографистов СССР и с 1967 по 1985 - хранитель
Музея.
Один из составителей и авторов комментариев «Избранные произведения Эйзенштейна»
в 6 томах. (1964—71).
Заведующий музейным отделом Бюро пропаганды советского киноискусства (позже — ВТПО
«Киноцентр»), директор Центрального музея кино при ВТПО «Киноцентр», с 1992 г.
— директор Музея кино.
Опубликовал ряд комментированных текстов С. Эйзенштейна, подготовил к печати книгу
С. Эйзенштейна «Мемуары» (1997). Участник международных научных конференций,
посвященных С. Эйзенштейну. Организатор постоянных выставок рисунков С. Эйзенштейна.
C 1988 г. преподает историю кино на ВКСР.
В 1993 избран членом Европейской Киноакадемии (EFA), получив ее приз
»Феликс».
Основным местом преподавательской деятельности являются Высшие курсы сценаристов и
режиссеров (курс истории мирового кино). Вел также спецкурс по творчеству С.М.Эйзенштейна
в Нью-Йоркском Универститете (1990 и 1991), семинар по эстетике эксцентризма и по
творчеству Эйзенштейна (1994 и 1998) в Немецкой Академии кино и телевидения в
Берлине, а также семинары по истории кино в Будапеште, Калькутте, Лос-Анжелесе, Мюнхене,
Токио и Хельсинки.
В 1993-1997 гг. — автор и ведущий телевизионных программ «Музей кино»,
«Шедевры немого кино», «Сокровища старого кино».
Награжден Орденом искусств и словесности (Officier de 1'Ordre des Arts
et des Lettres, Франция, 1992) и Медалью имени Гете (Германия, 1995).
Лауреат премий Международной ассоциации кинокритиков FIPRESCI (МКФ в Москве,
1987), имени Мела Новикова (МКФ в Сан-Франциско, 1994), имени Жана Митри
(МКФ в Порденоне, Италия, 1994), Гильдии киноведов и критиков России и фестиваля
»Белые Столбы» (1998).
Являлся членом международного жюри на кинофестивалях в Венеции,
Берлине, Лейпциге, Торонто, Париже, Локарно, Стамбуле.
Заслуженный деятель искусств РФ (1998).
Кавалер японского Ордена Восходящего Солнца – за вклад в развитие
культурных связей между Россией и Японией (2005).
Фильмы:
Режиссер 1968 Бежин луг (фотофильм, среднеметражный, СССР) совм. с С. Юткевичем
Сценарист 1997 Дом Мастера (документальный, Россия)
«ТЭФИ» присудила приз «Орфей» фильму «Дом мастера» как лучшему документальному
фильму 1998 года.
Призы и премии:
1987 МКФ в Москве (Приз FIPRESCI за составление ретроспективы «Неизвестное советское
кино»)
1987 СК СССР (Вторая премия за статью «Как ни странно — о Хохловой»)
1993 Премия «Феликс» Европейской киноакадемии (За профессиональную деятельность)
1994 МКФ немого кино в Порденоне (Премия им. Жана Митри «За участие в реставрации
фильмов и возвращение классического кино публике»)
1995 Медаль им. Гете («За укрепление дружественных и культурных связей с Германией»)
1997 Премия Гильдии киноведов и кинокритиков России (В категории «Теория и история кино»
За составление, вступительную статью и комментарии к кн. С. Эйзенштейна «Мемуары»)
1998 КФ Госфильмофонда России «Белые столбы» («За вклад в отечественное киноведение»)
2005 Удостоен звания Кавалера Ордена Восходящего Солнца («За вклад в развитие культурных
отношений между Россией и Японией»).
Библиография:
Клейман Н.: «...Начнем с Пушкина»//ИК. 1987. № 2; Взревевший лев.
К происхождению, смыслу и функции монтажной метафоры//КЗ. 1988. № 1;
Подвиг мастера//Киносценарии. 1989. № 1; Кино тоталитарной эпохи.
Международный симпозиум в рамках XVI ММКФ//ИК. 1990. № 2 (в т. ч.
выст. Н. К.); Эксцентрическое и трагическое//КЗ. 1990. № 7; О статье
С. М. Эйзенштейна «Драматургия киноформы»//КЗ. 1991. № 11; Неосуществленные
замыслы Эйзенштейна//ИК. 1992. № 6; Реконструкция фильма: текст и контекст//КЗ.
1992. № 16; Наш проект//КЗ. 1994. № 22 (в соавт. с Л. Козловым); «Национальное»,
«интернациональное» и советский киноавангард//КЗ. 1994/95. № 24; Кинофестиваль и
теория вероятностей//КЗ. 1995. № 27; Поколение, для которого отдельный кадр уже
ничего не значит... Беседа с В. Вендерсом//КЗ. 1995. № 28; Эйзенштейн сегодня.
Беседа с О. Косолаповым, Н. Сиривлей//ИК. 1996. № 5; Ищите солнце!//В сб.: Виктор
Демин. Не для печати. Сост. Т. Запасник. — М., Лексика, 1996; Мемуары Эйзенштейна:
система координат//В кн.: Сергей Михайлович Эйзенштейн. «Мемуары». — М., Музей кино,
Труд, 1997; Формула финала//КЗ. 1998. № 38; «Дом, где разбивают сердца»//КЗ. 1998. №
40; Эйзенштейн, Бежин луг (первый вариант): культурно-мифологические аспекты//КЗ. 1999.
№ 41; «Кавказские циклы» Пушкина (заметки читателя)//КЗ. 1999. № 42.
Алейников И. Бежин луг. 1937 – 1987//Син. Ф. 1987. № 6 (в т. ч. о Н. К.); Шумяцкий В.
О фильме Бежин луг//Син. Ф. 1987. № 6 (в т. ч. о Н. К.); Клейман Н.: «Не надо жертвовать
пережитками». Инт. В. Фирсовой//ОГ. 1994. 12 – 18 авг.; Клейман Н.: «Фильм начинается,
когда заканчивается». Инт. А. Хмельницкой//ЭиС. 1995. 16 – 23 февр.; Клейман Н.: «Это
всего лишь игра...» Лит. запись Н. Сиривли//ИК. 1995. № 12; 100 лет со дня рождения
Эдуарда Тиссэ. Инт. корр.//Ъ. 1997. 12 апр.; Кузнецова О. Допрос. Инт. с Н. К.//Матадор.
1997. № 4; Ускользающий Эйзенштейн. Диалог с О. Аронсоном //ИК. 1998. № 10; Рассказова Т.
Клуб для киноманов. Инт. с Н. К.//Итоги. 1999. 18 мая [4].
Фотографии Евгении Назарук