Родился 2 мая 1966 года в городе Ереване.
В 1987 году закончил отделение истории искусства исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. В том же году в порядке распределения был принят на работу в Государственную Третьяковскую галерею младшим научным сотрудником в Отдел научной популяризации искусства (экскурсионный сектор). В 1989 году был аттестован старшим научным сотрудником того же сектора. В 1991 году был переведен в лекционный сектор, а в 1992 г. — в методический сектор Отдела научной популяризации искусства, где работал до 1997 года (методистом по древнерусскому искусству). В настоящее время — старший научный сотрудник Отдела древнерусского искусства ВМО «Государственная Третьяковская галерея». Член редакционной коллегии Академического каталога ГТГ. Отвечал за организацию нескольких выставок древнерусской живописи — отечественных и зарубежных — и подготовку их каталогов.
За время работы в ГТГ был подготовлен авторский цикл лекций «Иконография византийского и древнерусского искусства». Помимо этого цикла, регулярно читаются другие лекции по древнерусскому искусству в лектории ГТГ и на других лекционных площадках.
С 2001 года — главный редактор издательства «Северный паломник», занимающегося изданием научной и научно-популярной литературы по истории и культуре России и, прежде всего, — по древнерусскому искусству.
Соискатель ученой степени кандидата искусствоведения на кафедре истории русского искусства Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Тема диссертации «Эсхатологические идеи и образы в русском искусстве конца XV — первой половины XVI века». С 1993 по 2008 год вел семинар по древнерусскому искусству на кафедре истории русского искусства Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (второй курс, д/о) — вначале как преподаватель-почасовик, а затем — на общественных началах.
Основные печатные работы:
Книги —
Дионисий иконник и фрески Ферапонтова монастыря. М., 2002; 2006 (второе издание);
Дионисий. М., 2002 (серия «Художник в ГТГ»).
Статьи —
Вознесение монахов и падение ангелов. Об одном иконографическом мотиве в русских иконах «Страшного Суда» XVI века // Искусствознание. М., 1998. № 2. С. 262–270
К вопросу о происхождении и символической интерпретации иконографии «О Тебе радуется» // Древнерусское искусство. Византия и Древняя Русь. К 100-летию Андрея Николаевича Грабара (1896–1990). СПб., 1999, С. 380–398.
Видение пророка Даниила в русском искусстве XV–XVI веков // Древнерусское искусство. Русское искусство позднего средневековья. XVI век. СПб., 2003. С. 294–313.
Изображение Страшного суда во фресках собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря // Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV – начало XVI века. К 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. М., 2005. С. 281–293.
Об иконографических прототипах акафистного цикла в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря // Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV — начало XVI века. К 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. М., 2005. С. 246–263.
Об одном редком иконографическом изводе Воскресения — Сошествия во ад с евангельскими сценами // От Царьграда до Белого моря. Сб. статей по средневековому искусству в честь Э. С. Смирновой. М., 2007. С. 293–310.
Наблюдения над иконографией псковских праздничных чинов XVI века // Древнерусское искусство. Художественная жизнь Пскова и искусство поздневизантийского эпохи. К 1100-летию Пскова. М., 2008. С. 309–336.
|