Майкл Рупперт — известный американский журналист, основатель сайта
From the Wilderness, две основные темы которого — правда об 11 сентября и об истощении мировых нефтяных ресурсов; последней проблеме посвящена его книга Crossing the Rubicon: The Decline of the American Empire at the End of the Age of Oil. Размещенный ниже материал представляет собой перевод записи (с сокращениями) руппертовского блога от 9 августа.
Пока финансовые и политические элиты США торжествовали по поводу результатов обрушения спроса и «восстановления» — вслед за пугающим ростом цен в июне-июле — наших финансовых рынков, объявились русские и все испортили...
Россия взяла и повернула дискуссию об источниках энергии к единственной реальной проблеме в этой области — пику выработки нефти. Его ключевой символ ныне — нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Через полгода им может стать Нигерия[1]. А через полтора месяца — ураган четвертой категории в Мексиканском заливе[2]. Поставки сегодня скудны как никогда. И «тычки», которыми обмениваются любые противостоящие стороны, отзываются дикими, шизофреническими рыночными флуктуациями, грозящими свалить колеблющийся гироскоп мировой экономики с его непостоянным балансом сил. Вряд ли даже Бжезинский смог бы выдержать темп в этих скоростных шахматах.
Нефтепровод БТД ... переправляет около миллиона баррелей каспийской нефти в день в обход России в средиземноморский турецкий порт, откуда она поставляется в Европу и США. Часть его пролегает на территории Грузии. Впрочем, гораздо важнее то, что с тех пор, как он начал — три года назад — транспортировку нефти, БТД был последней (а заодно запоздавшей и тщетной) надеждой Европы на энергетическую независимость от России. А теперь вычтите ежедневный миллион баррелей, или прямо поставьте мировой рынок перед таким фактом, или потрясите других производителей, — и мы посмотрим, как поведут себя цены на нефть и на золото. Последствия будут печальными: в то время как Саудовская Аравия окажется на грани, за которой останется только признать, что ее нефти уже не хватает, правительства кинутся к ней (а к кому еще?) за очередной показухой на тему возрастающей выработки.
... Новый конфликт развязан не на короткое время, и я сомневаюсь, что он утихнет в ближайшем будущем. Первые сутки свидетельствуют, что он, наоборот, будет интенсивно развиваться. Сбиты российские самолеты, с обеих сторон тяжелые потери. Сегодня Рейтерс сообщило: грузинские власти заявляют, что российская авиация пыталась (безуспешно) разрушить сам нефтепровод. Ясно, ему — проходящему чуть южнее грузинской столицы, — угрожает опасность, и так будет дальше. Европа почти полностью зависит от российской нефти, и особенно от природного газа, согревающего ее зимой. Эта зависимость увеличивалась ежегодно с (по иронии) 2001 года. Всего три года назад Британия отказалась от энергетической независимости и прибежала в Европейский Союз — без российского газа выжить нет возможности. Так что Штатам снова приходится оставаться в гордом одиночестве. Пока не началась война, грузинские формирования были третьими по величине среди международных «коалиционных» войск в Ираке — после американских и британских. И эти формирования сейчас отозваны домой. Я отслеживал деятельность особых подразделений США на территории Грузии в течение многих лет. Грузинская крепкая маленькая армия — штатовский клиент, но и в среднесрочной и даже в долгосрочной перспективе ей еще далеко до российской военной мощи. Если — или лучше сказать когда — трубопровод будет разорван, произойдет громадной силы сотрясение, которое раздвинет границы и так широкого разлома по линии Россия-Запад. Вот уже годы, как это сотрясение стало неизбежным, и я четко его предсказывал. Нынешний конфликт может привести к необратимым решениям, которые сыграют на руку нетерпеливо ожидающему этого Джону Маккейну[3]. Все новые поколения снова могут оказаться заложниками политики балансирования на грани войны, вот только эти поколения понимают, что никакие duck and cover[4] никому не помогут.
Художник Carlos Latuff |
Осетинская война началась как раз тогда, когда обоим кандидатам на президентское кресло нужна была передышка после энергетического кризиса, показавшего, насколько они бескомпромиссно некомпетентны. Снаряды рвались на фоне всасывания финансовыми рынками США новых валютных потоков, едва ли реально обеспеченных золотом, и возвращения потребителей — обычного и обычно опасного — к своим привычкам. «Ну, Америка, — сказал Путин, — ты думала, что энергетическая проблема у тебя под контролем? Так подумай еще раз». У Британии, Франции и Германии нет другого выбора, кроме как спустить свою первоначальную реакцию на тормозах. Случай с энергетикой Украины был горьким уроком для Европы. Все это оставляет Штаты и их мелких сателлитов наедине с «российской агрессией»: та же проблема, с которой они всякий раз сталкиваются в иранском направлении. Ни Штаты, ни Израиль никогда не нападут на Иран, потому что это отрешило бы от источника нефти Японию, Китай, Индию и многие европейские страны — и никто к этому не готов.
Сегодня мы живем в мире, управляемом черным законом нефти, который гласит: у кого нефть, того и закон. США никак не могут пожаловаться на такое положение дел — оно стало понятным, было принято и установлено на волне 11 сентября; оно — то единственное, чем мы смогли оправдать наше вторжение в Ирак с целью установления контроля над вторым в мире по объему нефтяным резервом. Помните про войну, которая пройдет, если потребуется — как обещал нам Дик Чейни[5], — по всему миру и не закончится при нашей жизни?
Говорят: будь осторожен в своих желаниях. Но чего бы я только не отдал, чтобы стать мухой на стене в том пекинском кабинете, где Буш разговаривает с Путиным о турках, потягивая черный напиток!
Олимпиада? Какая еще Олимпиада?
9 августа 2008
По этой теме читайте также:
Примечания