Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Победа Обамы? Насколько большая? Насколько значимая?

Давайте не будем ее недооценивать. Победа Барака Обамы действительно большая. Он не только добился того, что его выставили кандидатом в президенты от демократов, но он имеет все шансы одержать полную победу на выборах с большинством голосов коллегии выборщиков и значительным усилением демократов в обеих палатах Конгресса. Прежде, чем анализировать, как далеко он пойдет, может пойти – то есть, другими словами, какие перемены нас ждут - мы должны выяснить, каковы его реальные шансы на избирательный триумф.

В затянувшемся соперничестве Обамы с Хиллари Клинтон и опросы, и результаты показали, что каждый имеет преимущество среди определенных категорий избирателей. Обаму больше поддерживает молодежь, образованные граждане, афроамериканцы, естественно, и более левые в политическом отношении круги. Помимо этого, его кандидатура кажется более привлекательной независимым избирателям и бывшим республиканцам. Хиллари Клинтон пользуется большим влиянием у старшего поколения, у менее образованных слоев, у женщин, латиноамериканцев и тяготеющих к политическому центру.

Однако судьбу борьбы решали «суперделегаты». А они голосовали на других основаниях. Похоже, они делали ставку на то, что Обама более сильный кандидат, способный выиграть и на традиционно республиканских участках. Или, по крайней мере, если он и не наберет в этих штатах большинства, он смог бы помочь демократическим кандидатам попасть в Конгресс. Поразительно, что он получил сильную поддержку суперделегатов именно этих штатов – многие из них были в числе центристских, наиболее далеких от левых демократических лидеров. Учитывая, что суперделегаты эти тесно связаны каждый со своей местной политической ситуацией, можно сделать определенные выводы о текущей политической обстановке в США.

Я проанализировал политическую силу Маккейна, штат за штатом, в пропорциональном сравнении ее с тем, что было у Буша в 2004 году. В 45 штатах из 50 Маккейн слабее, часто намного слабее, чем был Буш. В остальных пяти они примерно наравне. Конечно, там, где Буш выигрывал с большим преимуществом, Маккейн, хоть и с меньшим, но все же выигрывает. Однако в штатах, где шансы были равны в 2004, сейчас перевес в пользу Обамы.

Далее, нужно учитывать, что Маккейн уже сейчас на пике своих сил. Демократическая партия же теперь воссоединяется и жаждет победы. Обама практически не потеряет традиционно демократический процент женщин и евреев, увеличит процент латиноамериканцев и привлечет большое число молодых людей и афроамериканцев, которые в противном случае не голосовали бы вообще. Он также получит значительное число голосов независимых и республиканцев, разочаровавшихся в Буше. Практически все, кто будет голосовать против Обамы из-за того, что он афроамериканец, уже и так собирались голосовать за республиканцев. Это вопрос решенный.

С другой стороны, республиканцы до сих пор разобщены и замкнуты. Правые христиане все еще не доверяют Маккейну и поддерживают его неохотно. И мы слишком быстро забываем поражение либертарианцев. Рон Пол готовится к схватке. А поскольку он, конечно же, проиграет, его сторонники уже порядком раздражены. Многие из сторонников Пола проголосуют за Боба Барра, кандидата в президенты от либертарианской партии. Барр может стать для Маккейна в 2008 году тем, чем Нейдер стал для Гора в 2000 году – соперником достаточно сильным для того, чтобы отнять несколько штатов. И в целом, чересчур оптимистичные взгляды Маккейна на стремительно рушащуюся экономику будут стоить ему многих сторонников из так называемых рейгановских демократов, на которых он рассчитывает.

Если анализировать ситуацию подробно, штат за штатом, то единственный штат, где в 2004 году голосовали за демократов и где Маккейн может рассчитывать на победу, – это Мичиган. Штатов же, которые тогда поддержали Буша, а сегодня могут выбрать Обаму, много: Огайо, Индиана, Айова, Миссури, Нью-Мехико, Колорадо, Вирджиния и, возможно, Невада, Северная Каролина и Монтана. Он имеет также неплохие шансы в Миссисипи, для кампании в которой республиканцам потребуется много времени и денег. Если Обама победит во всех спорных штатах за исключением Мичигана, в сумме он наберет 310-333 избирательных голоса. Ему достаточно 270.

Еще радужнее выглядит перспектива на сенаторских выборах, на которых демократы могут победить и в некоторых из штатов, где сам Обама успехом не пользуется, например в Кентукки, - лидер республиканского меньшинства в Сенате находится в весьма затруднительном положении в этом республиканском штате.

И что же все это будет означать? Обама не планирует революционного переворота в американской политике. Его окружает множество демократических политиков и советников с традиционными взглядами. Но он придет к власти на волне энтузиазма по поводу перемен, которых Соединенные Штаты не видели со времен выборов Кеннеди. Правда, однако, в том, что на мировой политической сцене он многого не сделает, несмотря на то, что его поддерживает весь остальной мир. Упорядочить глобальную геополитическую анархию сейчас не под силу ни одному американскому президенту.

Однако он будет вынужден произвести значительные преобразования во внутренней политике США. Конечно, сам факт избрания афроамериканца обозначит заметные культурные перемены и не сможет не оказать влияния. Избиратели будут ждать от него чего-то вроде «Нового курса» - реформы в области здравоохранения, налоговой политики, создание рабочих мест, сохранение пенсий. Насколько он может преуспеть, зависит отчасти от мирового экономического спада, находящегося вне его контроля, но даже и при таких условиях сильное руководство может сыграть значительную роль. Пример Рузвельта нам это демонстрирует.

Сложнее всего предсказать, насколько далеко Обама продвинется в упразднении квазиполицейских государственных структур, учрежденных правительством Буша под прикрытием войны с терроризмом. Для этого недостаточно просто сменить судей – предстоят радикальные изменения в области законодательной и исполнительной властей, предание огласке секретной информации и распоряжений. Многое можно сделать, как мы знаем по тому, что было достигнуто в 1970-е, когда ЦРУ и ФБР были взяты под жесткий контроль. Но теперешняя ситуация хуже и требует более решительных мер. В историю Обама войдет прежде всего тем, что он сможет сделать в этой области. Однако до настоящего момента он пока ни словом о своих планах в этой сфере не обмолвился.

Обама одержал крупную победу. Его избрание обозначит - обозначит, но не обусловит - конец контрреволюции мировых правых сил, случившейся в 1980-х. Он возродил надежду и создал пространство для более прогрессивного мира. Но это пространство стеснено рамками как никогда анархичной миросистемы. Основной вопрос не в том, изменит ли Обама мир и/или восстановит ли руководящую роль США в миросистеме – он не сделает ни того, ни другого – но в том, предпримет ли он все возможное, чтобы нам продвинуться вперед. Даже если это меньшее из того, что мир от него ждет.

Перевод Анны Чижовой.
Англоязычный оригинал опубликован на сайте Броделевского центра
[Оригинал статьи].


По этой теме читайте также

Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
«Валерий Легасов: Высвечено Чернобылем. История Чернобыльской катастрофы в записях академика Легасова и современной интерпретации» (М.: АСТ, 2020)
Александр Воронский
«За живой и мёртвой водой»
«“Закон сопротивления распаду”». Сборник шаламовской конференции — 2017