«…Пересылаю Вам список требуемых переделок по результатам
просмотра фильма О. Добродеевым, при участии Н. Сванидзе.
1. Усилить тему ответственности левых за гражданскую войну…
2. Убрать тему пьянства Ельцина.
3. Эпизод с Останкино: то, что гранатомет бил изнутри, неправда. Надо исправить: откровенная провокация разбушевавшихся пьяных скотов. Для этого возможно дописать интервью с А. Цываревым (ждет звонка)…
4. Про Гайдара и его реформы – усилить мысль о том, что обнищание началось не с него.
Это по-крупному. Теперь мелочи…
...6. Зорькина так сильно не мазать, он и сейчас лицо государственное.
7. Два синхрона Коржакова – о бане и о нечитании Ельциным книг – убрать».
В 2003 году мы с одним журналистом делали фильм «Черный октябрь Белого дома» [1], к десятилетию расстрела Парламента. Когда-нибудь напишу об этом подробно. Там много что можно сказать. И о том, что следствие установило: из оружия, находившегося в Белом Доме, не было произведено ни одного выстрела, и о том, как школьник, хотевший «увидеть историю своими глазами», четыре часа истекал кровью под балконом жилого дома с пулей в животе, и о том, как двоих студентов ОМОН скинул с крыши, прострелив им ноги, и о том, как снайпер застрелил 12-летнюю девочку, подошедшую к окну посмотреть митинги, и много чего еще...
Фильм делали для НТВ. Это было, конечно, уже не то НТВ, но какой-то люфт для свободы слова еще оставался (правда, после эфира доступ на телевидение этому журналисту закрыли наглухо).
Производителем была студия «Телеформат». Создавали ее, если не ошибаюсь, Александр Левин и Ефим Любинский вдвоем. Потом, насколько я знаю, они разбежались, Левин организовал «Дикси», а «Телеформат» остался за Любинским. Сейчас это два главных игрока на рынке телепрограмм.
«Телеформат» и тогда был уже крупной продюсерской компанией, располагавшейся, правда, в зашарканном подвале на Китай-городе. К слову, если вы думаете, что телевидение делается в Останкино, то это не так. Канал может предоставить студию. Все остальное, от сценария до озвучки, на колене делают мальчики и девочки, готовые работать за копейки. Большая часть программ и документалки монтируется в съемных помещениях с двумя видеопарами столетней давности и убитым «Бетакамом» с наемным оператором. Мне доводилось работать в подсобке гостиницы «Белград», на чердаке одного университета, где одновременно гнали пиратские DVD, в студенческой столовой МГУ и т.д.
В том подвале делали, например, «Розыгрыш» – довольно часто можно было наблюдать пробирающихся через загаженную подворотню Пельша и Арно, дорогу которым перебегали крысы.
Это я для понимания уровня профессионализма.
Так вот, вместе с нами «Телеформат» производил и второй фильм – для РТР. Под названием «Мятеж 93-го». Делал его Василий Пичул – режиссер «Маленькой Веры» и «Кукол». Как я уже говорил, каждый фильм перед эфиром просматривают продюсеры от канала. По итогам просмотра составляется сопроводительный лист, в котором указываются недочеты и необходимые исправления.
Судя по поправкам, поначалу Пичул снимал довольно-таки объективное кино. Когда фильм был готов, он отвез его на РТР. Оттуда он вернулся вот с этим письмом.
Скажу сразу – письмо это украдено из компьютера секретарши Ефима Любинского. Не мной, правда, в чужие ящики лазить я себя так и не приучил, но – воровано.
Кто такая Виноградова А.М., я не знаю. Остальные всем известны.
«Мятеж 93-го» на видео мне найти не удалось. Кто отыщет – сравните с установками партии.
По этой теме читайте также:
Примечания