Зимой 1997 г. журналисты популярной газеты «Московский комсомолец» решили поставить достаточно рискованный эксперимент. Они подготовили фальсифицированный плакат о некоей Республике Виргиния, где якобы власть захватили темнокожие расисты, установив режим террора для местных белых. К этому они добавили фотографии известных на Западе людей. Вооружившись этими материалами, они решили объехать ряд московских вузов, чтобы собрать подписи якобы в защиту «белых узников» расистского режима. Посетив пять московских вузов, включая МГУ, они сумели собрать более 50 подписей, обнаружив не только поразительное невежество части студенческой молодежи, но и откровенно расистские взгляды, бытующие у некоторых будущих российских интеллектуалов[2].
Если даже московское студенчество не обладает иммунитетом от расизма, то что можно сказать о подростках? Задав этот вопрос, мы неизбежно приходим к теме скинхедов.
В ноябре 2005 г., когда парижские пригороды полыхали от беспорядков, в России активно обсуждался вопрос о том, возможно ли и здесь такое. Тогда «Комсомольская правда» устроила опрос по Интернету. Его результаты оказались неожиданными: 30% из 400 его участников были убеждены в том, что, если в России и начнутся погромы, то их устроят не иммигранты, а скинхеды. С этим согласился и приглашенный газетой эксперт[3]. То же подтверждали опубликованные незадолго до этого результаты очередного всероссийского опроса, проведенного Левада-Центром. Тогда социологи обнаружили, что 57% россиян опасались превращения молодежных движений в отряды погромщиков, причем каждый четвертый (26%) считал, что ими могут стать скинхеды или национал-патриоты[4]. А еще раньше опрос, устроенный газетой «Московские новости», показал, что 83% ее читателей верили в возможность кавказских погромов[5]. Иными словами, в первые годы нового века скинхеды стали заметной силой, игнорировать которую было уже невозможно.
Движение скинхедов зародилось в Англии в 1960-х гг. Тогда это были молодые парни из бедных кварталов, открыто выражавшие свое неприятие сытого буржуазного общества и культивировавшие свою контркультуру, важным элементом которой являлись музыкальные ритмы «регги» или «ска», привезенные черными иммигрантами с Ямайки. Существенно, что среди скинхедов первой волны встречались и чернокожие[6]. Но в 1970-х гг. некоторые группы скинхедов второй волны превратились в фанатов «арийской» рок-музыки «Ой» и стали исповедовать свойственную ей расовую идеологию. Их кумиром сделался создатель этой музыки, руководитель рок-группы Ян Стюарт Дональдсон (Ян Стюарт) (1958-1993), большой поклонник Гитлера и один из активных участников движения «Белая сила», отказавшийся участвовать в акциях «Рок против расизма» и назвавший свой стиль «Роком против коммунизма»[7]. В 1977 г. Ян Стюарт дал своей рок-группе новое название «Отвертка». Затем он сформировал из скинхедов организацию с названием «Кровь и честь», возродив тем самым известный лозунг эсэсовцев. Вскоре эта группа стала крупнейшим объединением западных скинхедов. В 1985 г. Ян Стюарт стал выпускать газету для скинхедов, назвав ее также «Кровь и честь». С начала 1980-х гг. в Англии и Германии в контексте праворадикальной культуры скинхедов сложилось широкое неонацистское музыкальное рок-движение, в котором почетное место заняли языческие мотивы. Установив тесные связи с германскими правыми радикалами, Ян Стюарт культивировал у своих поклонников нацистскую символику, включая увлечение «нордической мифологией». Он верил, что его музыка может способствовать сплочению всех белых расистов.
Действительно, по примеру англичан подобные расистские «арийские» рок-группы возникли в начале 1980-х гг. и в Германии, где они выступали за чистоту крови и активно вели антииммигрантскую пропаганду. Они воспевали мифических арийских предков, преклонялись перед Асгардом, представляли викингов «защитниками белой расы» и использовали эвфемизм «одинизм»[8] как маску для «гитлеризма». Это движение достигло своего пика в 1992-1993 гг., когда со словами популярной рок-песни на устах немецкие скинхеды принялись убивать африканцев и турков[9]. Все это происходило не только в Германии: в конце 1980-х — начале 1990-х гг. эксперты отмечали развитие молодежного экстремизма во всей Европе и в США[10]. И если на рубеже 1960-1970-х гг. среди скинхедов еще могли встречаться чернокожие, то позднее это стало невозможно. При этом нападениям подвергались не только «черные», но и «предатели расы».
Сегодня общепризнано, что наибольшей жестокостью и бескомпромиссностью отличается скин-движение Восточной Европы. Если в Западной Европе среди скинхедов встречаются левые, анархисты и даже геи, то в странах Восточной Европы скин-движение приняло откровенно неонацистский и расистский облик, и в его идеологии странным образом сочетаются радикальный национализм и лозунги «Белой силы». В конце 1990-х гг. в Польше, Чехии и Венгрии насчитывалось до 10 тыс. скинхедов. Жертвами восточноевропейских скинхедов чаще всего становятся цыгане[11].
В СССР первые скинхеды появились в конце 1980-х гг. в Прибалтике, где они считали своей целью «борьбу с оккупационным режимом». Многие из них гордились родственниками, воевавшими против СССР в рядах Ваффен-СС, и, как бы подчеркивая связь поколений, носили особые кепки из джинсовой ткани, напоминавшие фуражки эсэсовцев. Но с распадом СССР и образованием в Прибалтике самостоятельных государств ничто уже не подпитывало их энтузиазм, и он на время сошел на нет[12]. Однако с усилением в прибалтийских государствах позиций радикальных политиков там снова появились группировки скинхедов, тесно взаимодействующие с неонацистами. Например, в Литве это наблюдалось с конца 1990-х гг., причем особенно быстрый рост рядов скинхедов и их активности происходил в последние годы[13]. К середине первого десятилетия XXI в. скинхеды стали заметны в Латвии[14]. В течение последнего десятилетия движение скинхедов набирало силу и на Украине[15].
Примечания
Предыдущая |
Содержание |
Следующая