Иной раз, встречаясь с молодежным насилием, работники правоохранительных органов заявляют, что речь идет не о скинхедах, а о «футбольных фанатах». Например, именно последним приписал акцию в Царицыно бывший начальник ГУВД Москвы, генерал-полковник В. Пронин, и они действительно встречались среди погромщиков[284]. Как установили журналисты, один из упоминавшихся выше бритоголовых, называющий себя «скинхедом» и создавший свою банду из десяти человек, числился в детской комнате милиции «футбольным фанатом»[285]. Ведь иной раз, в случае задержания, скинхеды предпочитают объявлять себя «футбольными фанатами». Это не случайно, ибо страсть скинхедов к посещению футбольных матчей и их участие в погромных действиях совместно с футбольными фанатами хорошо известны. Столь же хорошо известно, что скинхеды иной раз легко переходят в состав футбольных фанатов, а те в свою очередь пополняют ряды скинхедов[286].
Сегодня ситуация такова, что между группами агрессивных футбольных фанатов и скинхедами действительно нет резкой границы. Если в Европе еще в 1980-х гг. некоторые футбольные матчи заканчивались кровавыми стычками между болельщиками[287], то в Россию эта мода пришла десять лет спустя. При этом, по свидетельству журналистов, многим российским футбольным фанатам свойственна этнорасовая ненависть[288]. Сегодня даже в ГУВД признают, что политизированные футбольные фанаты являются едва ли не самыми опасными группировками среди молодых радикалов. Именно их было много среди тех, кто устроили беспорядки на Манежной площади и в Охотном ряду в 2002 г. Они поддерживают лозунг «Белой силы» и иной раз объединяются со скинхедами для нападений не только на рэпперов, но и на «инородцев»: кавказцев, выходцев из Средней Азии, китайцев и вьетнамцев. Впрочем, у футбольных фанатов наблюдается и пренебрежительное отношение к скинхедам, которых они «настоящими бойцами» не считают. Действительно, среди футбольных фанатов встречается немало уже состоявшихся людей среднего возраста, имеющих устойчивое положение в обществе и относящихся к среднему классу. Они не только готовы во всем и всегда поддерживать любимую команду, но гордятся своей необузданной агрессивностью и славой «футбольных хулиганов». Любопытно, что в современном мире они нередко ощущают себя «твердым ядром белого меньшинства» и негативно, порой с ненавистью, относятся к «муслимам», «нацменам» и «черным»[289].
О расизме в российском футболе начали писать еще несколько лет назад[290]. В последние годы у футбольных фанатов усилились расистские настроения. В апреле 2007 г. произошел скандальный инцидент на матче «Альянса» с израильской командой «Маккаби», когда московские болельщики развернули баннер с надписью «Счастливого холокоста». Тогда впервые в истории российского футбола виновные были привлечены к ответственности «за разжигание расовой и религиозной вражды»[291]. В июне 2008 г. после поражения российской команды от испанцев в полуфинальном матче группа возбужденных болельщиков хотела устроить на юге Москвы погром кавказцев. В 2009 г. праворадикальные настроения дали о себе знать на матче «Спартака» с «Рубином», происходившем в Казани 20 апреля, когда спартаковские фанаты вывесили баннер «С днем рождения, дедушка» (имелся в виду Гитлер). В июле на встрече «Локомотива» и «Динамо» на трибуне появился баннер ДПНИ «Узники совести, вы не забыты. Белая память. Русский вердикт», а вскоре такой же баннер был вывешен на матче «Сатурна» и «Крылья Советов» в Самаре. Этот лозунг означал поддержку правых радикалов, осужденных за экстремизм[292]. Аналогичные настроения не раз проявляли себя на футбольных матчах в течение 2009 г., когда болельщики адресовали оскорбительные возгласы чернокожим игрокам противоположной команды[293]. А в 2010 г. на некоторых матчах фанаты-радикалы несколько раз вывешивали баннеры с нацистскими лозунгами и символами[294].
Дело не ограничивается одними лишь лозунгами и оскорбительными выкриками. Иной раз фанаты совершают нападения на тех, кто им пришелся не по вкусу, как это, например, произошло в мае 2009 г. в Мурманске, где они попытались сорвать антифашистский концерт[295]. А в мае 2010 г. в Ростове-на-Дону фанаты «Зенита» избили журналиста, выкрикивая при этом нацистские и антисемитские лозунги[296].
Центрами концентрации футбольных фанатов и их наиболее агрессивных группировок являются Москва и Петербург, причем некоторые из них поддерживают тесные контакты с ЛДПР, другие — с «Идущими вместе»[297]. В Петербурге излюбленными объектами их нападений служат места продажи шаурмы и рестораны Макдональдс[298]. В свою очередь скинхеды также не обходят своим вниманием футбольные матчи, но, по словам одного из них, не для того, «чтобы матчи смотреть — а чтобы “после игры махаться”. В основном с кавказцами»[299]. То же самое наблюдается и в г. Орле, где скины фактически неотличимы от футбольных фанатов[300]. А в Воронеже скинхеды группировались вокруг футбольного клуба «Факел».
Если милиция имеет дело с ограблением иностранца, то для нее версия о расовой ненависти как мотиве преступления автоматически исключается. Между тем, это далеко не всегда так. По словам С. Беликова, скинхеды нередко объясняют такие действия сбором средств «на нужды белого народа» и в виде «налога за право пребывать на русской земле»[301].
Еще недавно В. Пронин заявлял, что, раз у скинхедов нет никакой формальной организации, то и нет надобности их признавать. Он предпочитал видеть в них «шпану подмосковную и нашу московскую, которая выбирает цветнокожих и пытается с ними расправиться». Для него эта «шпана» не шла ни в какое сравнение с «леворадикальными экстремистами», с которыми он и был намерен прежде всего бороться[302]. Любопытно, что еще в апреле 2002 г. на координационном совещании работников правоохранительных органов Москвы и Московской области было решено, что бороться надо прежде всего с экстремизмом, а экстремистов следует искать не среди скинхедов, а в мусульманских организациях[303]. Такую позицию разделяли в Ростовской области[304] и в Краснодарском крае[305]. Как сокрушались журналисты, в начале 2000-х гг. милиция смотрела на «забавы» скинхедов сквозь пальцы, не считая их достойными своего внимания[306]. Сегодня это с сожалением признают и некоторые работники правоохранительных органов[307].
Например, когда в 2000 г. африканские активисты принесли в петербургскую городское управление внутренних дел фотографии с зафиксированными на них расистскими надписями, там им заявили, что «в России нет расизма» и отказались с ними разговаривать[308]. Именно в этом контексте деятельность скинхедов объявлялась «хулиганством», а не «расизмом», что, разумеется, помогало им избежать сурового наказания («хулиганство» проходит по статье 213 УК, а «возбуждение межнациональной розни» — по ст. 282)[309]. Примечательно, что в ноябре 2005 г., т.е. уже после бесчинств скинхедов на ряде московских рынков, с этим солидаризировался и депутат Госдумы от ЛДПР А. Митрофанов, объявивший Москву едва ли не самым безопасным городом мира и призвавший не придавать чрезмерного значения уличному «хулиганству»[310]. Аналогичным образом журналист А. Невзоров доказывал, что «расизм вообще не свойственен Питеру, и настаивал, что речь должна идти о “бытовухе”»[311].
Характерно, что во второй половине 1990-х и в начале 2000-х гг. милиция старалась не замечать деятельности скинхедов, и лишь нападение С. Токмакова на чернокожего охранника американского посольства, сделавшего этот инцидент предметом международного внимания, заставило правоохранительные органы и суд принять решительные меры. В противном случае скинхед снова мог отделаться лишь порицанием за «хулиганство» и был бы отпущен на свободу, как это неоднократно случалось ранее[312]. Например, когда в Москве год спустя скинхеды забили до смерти афганца, уголовное дело даже не было возбуждено. Характерно, что накануне этот афганец, несмотря на наличие у него всех необходимых документов, пробыл некоторое время под арестом в московском отделении милиции, очевидно, за «неславянский тип лица»[313].
Иными словами, милиция, как и в советское время, готова всеми силами защищать государство и действующих чиновников, но никак не граждан этого государства и, тем более, приезжих. Как показал опрос Левада-Центра, это признают и многие милиционеры (41%)[314]. Руководство московской милиции полагает, что проблему было бы легче решить путем ужесточения для приезжих режима пребывания в столице. В частности, неоднократно предлагалось ввести специальные нормы въезда и регистрации граждан, чтобы снизить приток мигрантов. С этой точки зрения, агрессивная деятельность скинхедов помогает достижению сходного эффекта и, как это ни странно, оказывает помощь московской милиции[315]. Российская милиция пользуется очень низким доверием у граждан России, многие из которых полагают, что она защищает государство, власть, саму себя и даже мафию, но только не народ[316]. Действительно, как показывает милицейская отчетность, сегодня правоохранительные органы не способны к эффективной борьбе с криминалом, и раскрываемость преступлений оказывается весьма низкой[317]. Именно поэтому, не доверяя милиции и суду, граждане иной раз склонны прибегать к самосуду и устраивать погромы, видя в этом единственный путь к решению своих проблем[318]. Это — одна из причин, по которым они иной раз сочувственно относятся к действиям скинхедов.
Местные власти тоже недооценивают угрозу для общественной стабильности, исходящую от скинхедов. Поэтому они не занимаются отслеживанием их деятельности, которая порой застает их врасплох. Так, например, произошло с неонацистским рок-концертом, готовившимся в столичном клубе «Эстакада» в начале октября 2004 г. Для префектуры Юго-Восточного административного округа столицы это стало полной неожиданностью, хотя рекламные плакаты об этом были расклеены по всему городу. Лишь в последний момент местным властям удалось отменить концерт и с помощью ОМОНа отправить домой пришедших на него зрителей. Между тем, такие концерты нередко заканчиваются тем, что разгоряченные зрители начинают заниматься поиском «инородцев» и, найдя свою жертву, жестоко ее избивают[319].
Примечания
Предыдущая |
Содержание |
Следующая