Хотя сегодня идеологию расизма осуждают, это не мешает его развитию и широкому распространению. Чем является расизм сегодня, чем он питается, на какие настроения опирается и какими политическими силами поддерживается? Редакторская группа «Спільне» приглашает читателей и читательниц к дискуссии вокруг предложенных материалов. Надеемся, что этот номер раскроет многоплановость феномена расизма сегодня.
Накануне выборов различные политические силы традиционно обостряют проблемы идентичности, территориальной и культурной принадлежности. В статье Виталия Дудина, посвященной анализу правой риторики, упоминаются требования, озвученные одним из лидеров ВО «Свобода»: «Национально однородное, социально справедливое государство без олигархов и нищих, которое обеспечит каждому украинцу жизненный уровень европейского среднего класса, национализирует незаконно приватизированные производственные мощности». На первый взгляд, абсолютно социальные требования. Радикальные правые партии, которые закрепляются в политической жизни многих европейских стран (Бельгия, Нидерланды, Италия, Франция, Польша, Венгрия и др.) безжалостно эксплуатируют социальную риторику, идею солидарности. Даже профсоюзы, которые упоминаются в материалах Марека Чанека и Ким Восс, нередко пропагандируют антимигрантские настроения в борьбе за сохранение рабочих мест для местных рабочих. Или обвиняют мигрантов в том, что они не разделяют «европейских ценностей» (скажем, подозревая мусульман в гомофобии и сексизме, о чем рассказывает в интервью Эрик Фассен).
Вполне оправданное желание экономической стабильности, безопасности, сохранения культуры легко превратить в националистические призывы ради спасения собственной «идентичности». Именно на этой конкретной территории иерархические отношения должны выстраиваться по признаку «титульной нации». Все другие имеющиеся иерархии, особенно классовые, с такой перспективы становятся несущественными. Но на самом деле далеко не расовые или этнические враги, а отчуждение рабочих при неолиберализме и постоянный рост экономического неравенства больше всего беспокоят рядовых сторонников правых (как и их мнимых врагов). Скажем, по последним исследованиям Центра Разумкова весной этого года, вопрос статуса русского языка, религии или вступления в НАТО беспокоят украинцев в меньшей степени, а на первых позициях стоят проблемы безработицы, низких зарплат и пенсий, рост цен на товары и услуги первой необходимости. Именно поэтому мы посчитали важным сосредоточиться на политэкономии расизма, проследить связь между расизмом и капитализмом, рассмотреть вопрос глобализации и миграции, государственной и профсоюзной политики относительно трудовых мигрантов.
Дон Калб и Дан Якопович указывают на ведущую роль экономических факторов роста популярности праворадикальных партий в начале третьего тысячелетия: неолиберальные экономические преобразования усиливают отчуждение рабочих, которые выражают свое недовольство через обращение к правопопулистским лозунгам. Им оппонирует статья Алины Поляковой и интервью с Диланом Райли, где прямая зависимость между ухудшением экономической ситуации и популярностью крайних правых поставлена под сомнение: их исследования показывают, что успех правых следует искать в их способности мобилизовать разнообразные сети гражданского общества.
Расизм служит оправданием колониализма, он является идеологией имперских государств, отмечает Аттила Мелег (сегодня мы видим новое измерение культурных и интеллектуальных ограничений, когда закрывается информационный доступ для стран «третьего мира»). Спрос на расизм создается, как убедительно доказывает Иммануил Валлерстайн, самим способом функционирования современной капиталистической мир-системы, присущими ей глобальными законами геополитической борьбы за рынки сбыта, источники природных и человеческих ресурсов. В итоге объективное основание расизма мы обнаруживаем в экономических законах конкурентного накопления капитала, основным источником которого выступает сверхэксплуатация рабочей силы внутренней и внешней периферии. Изменяется состав сообществ, которые становятся объектами расистских притеснений, меняются способы оправдания расизма, меняются формы расизма, но не его содержание. В рамках капиталистической логики невозможно предотвратить ни гуманитарных, ни экологических катастроф, ни военных конфликтов. Ведь воспроизводство глобальных и локальных систем социально-экономического и культурно-интеллектуального исключения оказывается наиболее экономически эффективным способом хозяйствования: тот, кто откажется от них, неизбежно проиграет в конкурентной борьбе и исчезнет с геополитической карты мир-системы. Система и далее будет создавать сообщества, которые станут новыми объектами социального унижения и нищеты, лишения гражданских прав и культурной деградации. А внутренняя идентичность этих угнетенных групп и в дальнейшем будет поддерживаться этническими, расовыми чистками и военными операциями различного масштаба.
В свое время, Энгельс говорил, что человечество имеет только две возможности — социализм или варварство. Или социализм, или фашизм напомнил почти через век Троцкий. Формулировки могут быть разные, но по сути актуальность и даже злободневность этого выбора в XXI веке только увеличилась.
Главный редактор выпуска — Нина Потарская
Ответственный редактор выпуска — Анастасия Рябчук
Страница №5 на сайте commons.com.ua
Общая информация о журнале и предыдущие выпуски
Содержание №5
Праворадикальная политика
- Дон Калб. Нация в заголовках, класс в подтексте: рабочий популизм и возвращение вытесненного в неолиберальной Европе
- Дан Якопович. Британская национальная партия: причины роста правых радикалов, их современное состояние и перспективы
- Интервью с Диланом Райли. «Мы называем нечто “гражданским обществом”, когда оно нам нравится, а если нет, то ищем какое-то другое название»
- Алина Полякова. Праворадикальные партии в Центрально-Восточной Европе: все дело в экономике?
- Виталий Дудин. Как и почему коммунисты и социал-националисты пародируют левое движение?
Расизм и капитализм
- Иммануил Валерстайн. «Мир 2050-го года будет таким, каким мы его создадим»
- Интервью с Аттилой Мелегом. «Расизм был одним из важнейших институтов в процессе развития капитализма»
- Роман Роздольский. Невольники и смертники в двух лагерях: воспоминания об Освенциме и Биркенау
- Михаэль Леви. Генри Форд — вдохновитель Адольфа Гитлера
- Михаэль Леви и Элени Варикас. Предшественники и союзники нацизма в США
- Анастасия Рябчук. Проблема «асоциалов» в нацистской Германии
- Стас Мензелевский. Один из нас: фрики и социальная нормативность
- Кирилл Ткаченко. Южная стратегия
Мигранты, беженцы, меньшинства
- За шаг до американской мечты: трагедия 72 мигрантов (предисловие Ярины Одинак)
- Интервью с Ким Восс. «Долгое время господствовало ошибочное мнение, что рабочих-мигрантов ни за что не получится организовать на защиту их трудовых прав»
- Марек Чанек. Эксклюзия вместо интеграции: чешские профсоюзы и государственная миграционная политика
- Интервью с Марком Шпером. Иерархия легального статуса, лагеря, рынок труда и новый империализм
- Рафи Речицкий. Гуманитарный расизм? Международная помощь и политика интеграции беженцев в Украине
- Интервью с Эриком Фасеном. «Речь идет о ксенофобии сверху, питающей ксенофобию снизу»
- Порочный круг на обочине общества: ситуация ромов в Украине (фото Артема Чапая, послесловие Якоба Гаутера)
Рецензии
- Алексей Ведров. Враги вокруг (о втором выпуске «Политической критики» «Слава врагам!»)
- Леся Бидочко. Инструментализация радикальной музыки (о праворадикальных музыкальных группах Украины)
- Иван Гисем. Гавр и Маркс (о фильме «Гавр» Аки Каурисмяки)
- Екатерина Мищенко. Один день у стены (о работе «Стена мира» Нады Прлйа с Берлинской биеннале)