Противоречие между теорией и практикой в политике - важнейший фактор деформации личности идеологаСущественным фактором, деформирующим понимание идеологии является
противоречие между теоретическим анализом политики и практической политической
деятельностью. Так, В.И. Ленин в теории требовал тонкой, всесторонней
диалектики, не допускавшей чрезмерного преувеличения, абсолютизации ни одной из
сторон политических феноменов. А в политической деятельности он абсолютизировал
классовые различия до такой степени, которая согласно диалектике Гегеля внутри
одного объекта принципиально не возможна. Ведь классы эксплуататоров и
эксплуатируемых характеризуются не только борьбой, но и единством. Осознание
этого единства позволяет увидеть в чуждой идеологии свое другое, то есть то, в
чем антагонистические классы совпадают. Например, осознание этого единства дает
возможность воспринимать социальную действительность, выходящую за рамки двух
противоборствующих классов. Если эту действительность исключить из поля зрения,
неизбежны теоретические ошибки. Теория и практика в этом отношении не
совпадают.
Классовые противоречия эксплуататоров и эксплуатируемых в
определенной мере, безусловно, выступают как абсолютные. Поэтому, в конечном
счете, эти классы должны уничтожить друг друга. Но если эти рассуждения,
которые касаются практического политического действия, перенести на область
теории, наступит последний день теоретической Помпеи. В классической Греции, например,
существовали классовые антагонизмы бедных и богатых свободных граждан. Если
борьбу этих классов абсолютизировать, то вслед за Лениным и в политической
теории необходимо признать идеализм Платона и материализм Демокрита двумя
партиями в философии. А раз партия по Ленину авангард класса, то борьбу
материализма с идеализмом следует довести до уничтожения идеалистов. Но этот
подход выводит за пределы теоретического осмысливания классовые интересы рабов,
а тем самым и антагонизм свободных и рабов – основное противоречие античного
общества. В итоге неизбежными становятся политические ошибки.
Идеология рабов в античной Греции могла существовать только
в иллюзорной форме, только как идеология, навязываемая эксплуататорским классом
эксплуатируемым. У самих рабов в качестве их собственного ментального произведения
возникали лишь эмоциональные элементы классового самосознания: негодование,
чувство безотчетной вражды к угнетателям, которые неадекватно отражали
социальные реалии. Неудивительно, что подобные настроения приводили рабов к
неадекватным политическим действиям. В результате, будучи принуждены своим
жалким положением к революционным действиям против угнетателей, рабы,
во-первых, не могли победить, а, во-вторых, даже если иногда, и побеждали, не
устраняли рабовладельческий строй, а наоборот, делали его более реакционным.
Аналогичным образом абсолютизация классовой борьбы
пролетариата и буржуазии не позволила Ленину осознать невозможность построения
социализма в царской России и закономерно породила тоталитарную идеологию сталинизма,
официально числившую себя в рамках аутентичного марксизма, а фактически
освятившую власть нового класса эксплуататоров – политаристов.
Подобным же образом абсолютизация классовой борьбы рабочего
класса и буржуазии порождает ложные идеологические конструкции и в наше время.
Например, классовая борьба труда и капитала существует и внутри стран зоны
«золотого миллиарда». Отказ от абсолютизации этой борьбы позволил создать
гипотезу, согласно которой в условиях современной глобализации страны Запада
эксплуатируют страны Востока, а противоречие между ними выступает основным
противоречием нынешней эпохи1.
Но, хотя эта гипотеза получает все большее признание в
научном мире и является идейной основой все усиливающегося движения
антиглобалистов, она не может пока считаться строго научной теорией. Ведь для
ее признания в качестве таковой исследователи должны располагать столь большим объемом
информации, который им в принципе не доступен. А вот псевдомарксистские идеологи
не в состоянии осознать этого очевидного факта и поэтому от небольшого
заблуждения – абсолютизации классовой борьбы – приходят к самому грубому и
тупому заблуждению. У них создается впечатление, будто необходимая информация
умышленно скрывается вследствие заговора реакционных сил. В итоге исторический
процесс перестает осмысливаться марксистски и воспринимается на уровне
индивидуального активизма, заговора.
Таким образом,
решение старого как мир вопроса о различении передовой, прогрессивной и ложной
идеологии необходимо требует отказа от абсолютизации классовой борьбы и диалектического
видения политических процессов.
1См.: Семенов Ю.И. Философия истории от истоков до наших
дней: основные проблемы и концепции. – М., 1999. C. 285-327, 120-125.
|