Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Предыдущая | Содержание | Следующая

Арийская идеология и идентичность скинхедов

Журналисты не раз задавались вопросом о том, почему у скинхедов в постсоветской России возник столь высокий спрос именно на праворадикальную идеологию, а не леворадикальную, которая на Западе у них не менее популярна. Вероятно, это следует связывать с дискредитацией советского коммунизма, который в особенности в первые постсоветские годы принято было рисовать только в черных тонах. Такая пропаганда воспринималась неопытной молодежью как легитимация всего того, с чем коммунизм в свое время боролся. В моду вошел радикальный антикоммунизм, а вместе с ним и расизм, который стал рассматриваться как альтернатива коммунизму. Ведь если коммунисты сочувствовали этническим меньшинствам, мигрантам и всем эксплуатируемым слоям населения, следовательно, — рассуждали подростки, — антикоммунизм требует прямо противоположного. В свою очередь «дикий капитализм» 1990-х гг. благоприятствовал развитию социо-дарвинизма. В этом контексте стремление к героическому делало привлекательными образы сверхчеловека и высшей аристократической расы. Это-то и создало благоприятный климат для восприятия и усвоения «арийской идеологии».

Идеология скинхедов достаточно проста[217] и определяется такими пришедшими с Запада понятиями как «черная угроза», «желтая опасность» и «бремя белого человека». Эта идеология закреплена в написанной неонацистом Салазаром и помещенной на сайте в Интернете[218] в апреле 2000 г. «Азбуке Славянских Бритоголовых». При поддержке ННП этот документ рекламировался в разных городах России. Вот выдержки из него (орфография сохранена):

«Быть скинхедом трудно, но почетно. Бритоголовые это солдаты своей расы и нации — белые воины. Именно они стоят на передовой межрасовой борьбы, каждый день сражаясь за будущее белой расы и счастье своего народа».

«… Скинхеды — расисты. Быть расистом очень почетно. Расист — это человек, который любит и гордится своей расой, и главное не скрывает этого от других». «Бритоголовые также являются и националистами».

«Настоящий бритоголовый должен всеми своими действиями способствовать защите людей принадлежащих к белой европейской расе. Русский бритоголовый в первую очередь должен охранять и защищать людей принадлежащих именно к единому славянскому братству РОССИЙСКИХ НАРОДОВ — русских, украинцев и белорусов».

«Скинхеды не любят инородцев, более того скинхеды их ненавидят и презирают. Ненависть к ним определяется главным образом их расовым признаком. И в первую очередь скинхеды не любят цветных инородцев — ЭМИГРАНТОВ (эмигрирующее нелегально население из стран сопредельных с Россией например из Китая, Африки, Пакистана и т. д.)».

«Иммигранты и мигранты не нужны Великой России и ее русскому народу. Вред, наносимый русскому населению от нелегальной эмиграции, очень велик и разнообразен». Далее этот вред перечисляется: «захват рабочих мест», «нарушение жизненного пространства», «насаждение своих порядков», «разрушение русской культуры и нации», «ухудшение генофонда», «плодовитость нацменов»[219]. Из этого делается вывод: «Главной целью бритоголовых во всем мире является СПЛОЧЕНИЕ всех БЕЛЫХ НАЦИЙ для установления справедливого и достойного БЕЛОГО ПОРЯДКА на всем земном шаре». Но «одной из самых важных целей для бритоголовых является уменьшение числа нацменов и инородцев на просторах нашей ВЕЛИКОЙ РОДИНЫ». Далее перечисляется то, против чего выступают скинхеды: они категорически отвергают межрасовые браки и стоят за «чистоту РУССКОЙ РАСЫ». «Социальные блага должны предоставляться прежде всего русским», ибо «ВСЕ ЛУЧШЕЕ ДЛЯ БЕЛЫХ». Должен быть введен режим сегрегации, ибо инородцы «должны жить только в гетто». Следует безжалостно расправляться с теми, кто «является человеческим мусором» (наркоманами, гомосексуалистами и пр.). Главной мерой воздействия называется «уличный террор». Объявляется «РАСОВАЯ ВОЙНА» за «БЕЛУЮ РАСОВУЮ ИДЕЮ» и за «СПРАВЕДЛИВЫЙ БЕЛЫЙ ПОРЯДОК»[220].

Этот манифест со всей очевидностью показывает, что означает «расовый национализм». К «российским народам» здесь относятся только славяне. Они-то, похоже, и объявляются «русской расой», которая на законных основаниях входит в созвездие «белых наций». Все остальные народы России называются «нацменами» и «инородцами», что по определению вычеркивает их из состава «белой расы». «Наша великая родина» становится местом законного обитания лишь «русской расы», тогда как «инородцам» суждено не только быть изолированными, но и вымирать в «гетто». И скинхедам вменяется в обязанность этому всячески способствовать, в том числе и насильственными способами, методами «расовой войны». Так должен воплотиться в жизнь лозунг «Россия для русских», где русские являются одновременно и нацией, и расой.

Написанная в 2007 г. находившимся под следствием по делу о теракте на Черкизовском рынке Н. Королевым «Библия скинхэда» провозглашает скинхедов «неоказаками, воинской кастой или сословием белой расы». Они изображаются носителями «арийского духа», «хранителями нравственных и моральных устоев». В качестве таковых им вменяется в обязанность «очищать» Землю от «неарийцев». Королев провозглашает: «С 2000 года мы ведем отсчет новой эры — эры белого человека, и передовым его отрядом являются русские бритоголовые!» Он призывает социально неокрепших подростков к «подвигам» и готовности «умереть за белую расу». При этом такая смерть является высшим отличием и фактически признается главной целью существования скинхеда на Земле. Королев объявляет ксенофобию «национальной традицией» и сетует на то, что коммунисты стремились отучить от нее нацию с помощью интернационализма «супротив тысячелетий национальной справедливости». Поэтому он приветствует падение коммунистического режима, что якобы сняло последние препоны для открытой «расовой борьбы»[221].

А вот как описывает содержание любимых скинхедами песен человек, хорошо знающий их музыкальную культуру и относящийся к ним с симпатией:

«Главную тему песен составляет расовая верность, необходимость сплочения белых людей во всём мире, европейское единство, воспев родной земли и своих национальных героев, призывы к борьбе с внутренними врагами, протесты против засилья инородцев, брань в адрес небелых, которые плодятся как тараканы, негодования по поводу вырождения белой расы и тому подобное. Нередко песни поются про погромы рынков, магазинов, принадлежащих приезжим, или про уличные драки… Нередко поётся про еврейский заговор против белой расы, соучастие правительств в этом заговоре…»[222].

Одним из самых популярных сочинителей текстов для таких песен является поэт-радикал С. А. Яшин. Он считает себя православным и входит в «Опричное братство им. Святого преподобного Иосифа Волоцкого». Однако, питая слабость к «арийскому христианству», он обнаруживает его корни в глубокой первобытности и воспевает арийского (белого) человека вместе с его «прародиной Гипербореей». Христа он представляет себе не иначе как «распятого белого богочеловека», и вера в Христа не мешает ему восхищаться древним скандинавским богом Одином. По своим взглядам, Яшин является расистом, сторонником «белой империи» («бремя империи только для белых») и испытывает благоговение перед итальянским фашизмом и германским национал-социализмом вкупе с их вождями. Его восхищает такая нацистская молодежная организация как «Гитлерюгенд», и в современных скинхедах он видит продолжателей того же «великого дела»[223].

В своих стихотворных произведениях Яшин нередко обращается к скинхедам и дает им советы. Например, в стихотворении «Бритоголовый манифест» говорится: «Как можно меньше думай,/ Как можно больше бей/ Обрезком арматуры/ Иль звеньями цепей»[224]. Он называет скинхедов и неонацистов «белыми воинами», представителями «расы господ» и призывает их к нападениям на иммигрантов как на «нелюдей». Кроме того, он предвкушает «опричную революцию» во имя установления «нового порядка», который должен быть порядком «национал-социалистическим». Для совершения такой революции ему лишь не хватает «русского Гитлера». Ему также не дает покоя «нордическая идея», и он видит Россию «арийской», а Бога называет «Полярным Христом». «Русских воинов» он представляет не иначе как в мундирах эсэсовцев. В его стихах говорится и о «защите чистой крови» от «гибридов», и о евгенике, и о вивисекции. Он всеми силами навязывает русским фашистскую идентичность: «И пусть вовсю беснуется продажный журналист;/ Скажу ему: я — русский, а значит я — фашист». Или: «Я выбираю молодость, ту, что зовется “фашизм”»[225]. Наконец, он призывает к расовой войне. Все это не остается втуне и пробуждает у определенной части молодежи праворадикальные настроения.

Подобные настроения бытуют не только в федеральном центре. Они быстро распространялись по провинциальным городам. Уже в ноябре 2000 г. газета «Новороссийский рабочий» опубликовала следующие откровения лидера местных скинхедов К. Орлова:

«… в России должны оставаться одни русские. Когда отсюда уберется большая часть пришлых людей — евреев, кавказцев, то для русских … освободятся рабочие места. Бороться с “черными” можно только силой. Собрать их всех в двадцать четыре часа в вагоны и отправить в Грузию, Армению, Азербайджан, за исключением тех, кто приносит пользу России… А еще мы собираемся бороться за чистоту русской расы…»[226].

На практике ненависть скинхедов к «чужакам» направлена не только на выходцев с Северного Кавказа, но и на представителей других коренных народов России. Так, в декабре 2003 г. в Петербурге скинхеды забили до смерти студента из республики Саха-Якутия. В январе 2004 г. там же ими был убит молодой нанаец. 6 февраля 2004 г. в Орле скинхеды напали на троих молодых бурят, а 25 февраля — на бурятских спортсменов, приехавших на соревнования по стрельбе из лука, после чего 17-летняя бурятская спортсменка попала в больницу с тяжелыми травмами[227]. В конце мая 2005 г. в Йошкар-Оле скинхеды избили марийских участников концерта народной самодеятельности. В начале августа 2006 г. в Бурятии на музыкальном фестивале «Байкал-Шаман» скинхеды пытались избить бурятских подростков[228]. А 8 апреля 2006 г. в Москве была убита 19-летняя студентка-тувинка[229]. Через год 22 мая 2007 г. в том же районе недалеко от станции метро «Юго-Западная» была зверски убита 25-летняя бурятка, официантка суши-бара[230]. А 1 декабря 2007 г. в Петербурге скинхеды средь бела дня с оскорблениями напали в вагоне метро на тувинскую журналистку Саяну Монгуш и избили ее, причем дежуривший в метро милиционер отказался принимать у нее заявление[231]. Расследование показало, что это нападение было лишь одним в целой серии, проведенной скинхедами накануне выборов в Государственную Думу[232]. Затем 22 сентября 2009 г. в Москве недалеко от станции метро «Севастопольская» был убит молодой бурят Баир Самбуев[233].

Сегодня ненависть к «чужакам» свойственна не одним лишь скинхедам. По данным польских социологов, обследовавших в 1999 г. учащихся ряда частных школ, каждый пятый подчеркивал верность русским традициям и православию и одновременно выказал негативное отношение к исламу и иудаизму. При этом более 80% из этой группы объявляли себя расистами и единодушно выступали против смешанных браков. Будучи настроены против «восточных народов», они более всего были недовольны тем, что те «захватили рынки» и «вытесняют местное население из бизнеса». Эти подростки, как правило, дети бизнесменов, хотели идти по стопам своих родителей и поэтому были весьма обеспокоены возможной конкуренцией с приезжими[234]. Аналогичные взгляды встречаются и у московского студенчества[235].

По заключению бывшего эксперта Горбачев-Фонда В. Соловья, для значительной части современной молодежи характерны «архетипический инстинкт доминирования, племенная лояльность по крови, стремление к завоеванию». Ценностями им представляются антидемократичный принцип иерархии и эгоцентризм, тогда как равенство всех перед законом отметается. При этом основой молодежных объединений служит «общность крови» (национальность), т. е. биологический, а не социальный признак. В молодежи Соловей видит наиболее недемократичный слой в современной России, и это, по его словам, ставит под вопрос перспективу сложения гражданской нации[236]. Вряд ли такие качества следует приписывать всей российской молодежи. Но в отношении скинхедов все это, безусловно, верно. Именно в таких условиях стало возможным то, что журналист назвал «модой на фашизм у молодежи»[237].

Скинхедская идентичность не отличается четкостью: «белая раса», «славянское братство» и «русская раса» для них иной раз сливаются в некий трудно расчленимый сплав, а расизм, похоже, не отделяется от национализма. Скорее можно говорить о господстве среди них того, что московский социолог Л. Гудков назвал «негативной идентичностью»[238]. Эта идентичность опирается на расовую ненависть и направлена прежде всего против иммигрантов, появление которых в России объявляется абсолютным злом. Именно на их счет списываются все беды, переживаемые Россией в течение последних 15-20 лет. Между тем, проявляемая скинхедами ксенофобия имеет определенные пределы: ее объектами служат «черные», «азиаты» и «африканцы», тогда как к «белым европейцам» у скинхедов, похоже, претензий нет. Основные идеологемы скинхедов («белая раса», «чистота расы», «человеческий мусор», «расовая война», «белый порядок» и пр.) заимствованы из багажа западных расистов и неонацистов, с которыми у них установились тесные контакты[239].

В свою очередь, будучи адаптированы к местным условиям, эти понятия выражаются в лозунгах «Россия для русских», «Москва для москвичей». Как это сформулировал один из московских скинхедов в беседе с журналистом, их главными принципами служат «раса, долг, честь»[240]. В переводе на язык улицы это, по словам другого скинхеда, означает: «В славянской России черным не место». Правда, в ходе дальнейшего разговора выяснилось, что «черных» он делит на «плохих» и «хороших»: «Есть хорошие черные — строители, например, которые приезжают в Россию, строят здесь все и уезжают. А остальные сидят, рынки оккупировали, русским проходу не дают: купи, дескать, купи…» Он был убежден в том, что такие «черные» «спаивают русских и квартиры отбирают» и поэтому надо спасать от них русскую нацию[241]. Два года спустя тот же подросток объяснял, что «Россия должна быть не только для русских, но — для белых русских», ибо «белые умнее», а «черные» им только мешают[242]. Любопытно, что этот скинхед, заявивший, что не любит евреев, затем признал, что одна из его бабушек — еврейка. Тем не менее, он считает себя представителем «русской расы» и готов спасать ее от «черных»[243]. Мало того, он сделал себе татуировку в виде эсэсовского рунического знака «зиг», но был искренне убежден в том, что это — знак «русского коловрата»[244]. Наконец, повторяя известный миф, он верил, что у «черных» все «заразное». Действительно, популярность у скинхедов мифа об опасных инфекциях, исходящих едва ли не от всех приезжих поголовно, подтверждает и С. Беликов[245].

А вот какое письмо московский скинхед написал в газету «Московские новости»:

«Хачи ведут себя у нас как хозяева. Скоро Питер, Москва и другие города превратятся в автономные области Кавказа. Для русских наших соотечественников не хватает рабочих мест. Но почему же все рынки и торговые точки заполнены хачами с мобильниками? Происходит порабощение России… Сегодня мы, русские, находимся в России на положении индейцев времен колонизации Америки. Если ничего в государственной национальной политике не изменится, то судьба нам уготована такая же».

Успехи иммигрантов он объяснял тем, что, выкачивая огромные деньги из русского населения, они имеют возможность подкупать продажных чиновников. Но «они паразиты на теле России — никогда не будут вкладывать деньги в развитие нашей страны, не станут посылать своих детей на ее защиту. И поэтому их надо вытравить из России». И далее:

«Я не фашист. Я — национал-социалист! Мне плевать на негров. Приезжают, учатся, ну и пусть учатся, отучатся и уедут к себе. Я вовсе не против армян или молдаван, которые живут у себя дома. Им до меня нет дела, и мне до них… Я против тех, которые едут сюда, начинают заниматься грязными делами, барыжить и разлагать нашу культуру».

Он считает себя патриотом и намерен в рядах скинхедов «заниматься освобождением России от оккупантов»[246].

Еще один скинхед, сославшись на падение рождаемости у русских, с раздражением говорил о том, как дагестанцы якобы вытесняют русских из московского района Купчино, где живет его семья[247]. По словам одного из лидеров московских скинхедов С. Токмакова, иммигранты «с собой привозят только наркотики и СПИД. Каждый день они пристают к нашим женщинам и крадут их»[248]. От подростков-скинхедов можно услышать и такое: «Мы не любим негров и чеченцев, потому что они не такие, как мы и делают русским гадости»[249].

А вот как понимает свое место в обществе другой московский скинхед: «Мы “чистим” город от разной грязи, мы, как санитары, работаем, причем абсолютно бесплатно. Так что истинно русские люди должны нам спасибо сказать»[250]. Ему вторит его собрат из Ханты-Мансийска:

«По моему мнению, скины — истинные и единственные патриоты России. Мы — как общественные дружинники, но только вне закона из-за статьи о разжигании межнациональной розни. Мы идем на риск ради страны, стараясь очистить ее от людей, распространяющих оружие и наркотики. Мы против наркоманов, которые позорят нацию, и против чрезмерного употребления алкоголя, отупляющего ее. Мы нужны народу для защиты от эмигрантов, которые творят беспредел. Главная идея движения скинхедов — русское национальное единство. Россия — для русских и тех национальностей, которые здесь живут с древних времен. Мы против дагестанцев, чеченцев...».

Говоря об иммигрантах, он заявил: «Они как вирус. А мы иммунная система организма, которая борется с болезнью»[251]. Все такие высказывания почти буквально воспроизводит известные нацистские изречения[252]. Подобным же образом совершавшие в 2002-2005 гг. нападения на узбекских и таджикских гастарбайтеров скинхеды Новосибирска называли себя «нацией чистых арийцев» и призывали «очистить область от нерусских»[253].

Иными словами, в представлениях скинхедов странным образом смешиваются обрывки школьных знаний с услышанным от взрослых или почерпнутым из СМИ, что наслаивается на страшный комплекс неполноценности и полное непонимание того, как работают современные политическая, социальная и экономическая системы. Во-первых, всю сложную проблему иммиграции они сводят, главным образом, к тому, кто и как торгует на мелкооптовых рынках. Во-вторых, безработицу среди русских они почему-то стремятся объяснять тем, что среди торговцев на рынках преобладают южане, хотя совершенно ясно, что никаких связей между этими явлениями не наблюдается. Не понимают они и того, что подавляющее большинство иммигрантов находят применение своим силам в тех областях, куда местное население идти не желает. В-третьих, они со слов взрослых обвиняют иммигрантов в стремлении завести здесь свои порядки и «разложить нашу культуру», но понятие «культуры» в этом дискурсе остается весьма неопределенным. В-четвертых, исходя из примордиалистских штампов, они не верят, что иммигранты могут быть лояльными России и действовать в ее интересах; иммигранты для них по определению являются «пятой колонной», лишь приносящей стране вред. В-пятых, они представляют русских, включая и чиновников, безвольными исполнителями желаний якобы могущественных приезжих: те «спаивают русских», «делают их наркоманами», «крадут русских женщин», «подкупают русских чиновников» и т.д. Примечательно, что в коррупции обвиняются не чиновники или работники правоохранительных органов, обкладывающие иммигрантов бесчисленными поборами, а сами иммигранты, страдающие от чиновничьего произвола. Иными словами, русские изображаются покорной безвольной массой, с которой иммигранты якобы делают все, что хотят. В этом контексте русские оказываются «индейцами», а иммигранты — «колонизаторами» и «оккупантами», против которых якобы следует вести «национально-освободительную борьбу». В-шестых, наличие у России развитой государственности, включая законодательство, административные и правоохранительные органы, полностью выносится за скобки. Им скинхеды не доверяют и помощи от них не ожидают, представляя именно себя главной силой, способной решить проблему миграции.

В то же время, считая себя патриотами России, многие скинхеды не одобряют Гитлера и вовсе не хотят ассоциироваться с «фашистами». Они с гордостью называют себя «расистами»: «Русские националисты — да! Расисты — да! Но только не фашисты»[254]. По той же причине многие из них предпочитают называть себя «бритоголовыми», а не «скинхедами»[255]. В ряде случаев они представляют себя «народными мстителями», как это было в случае кавказских погромов в Москве и Подмосковье осенью 2002 г. вслед за захватом заложников в Театральном центре на Дубровке[256]. По словам того же С. Беликова, принадлежность к скин-движению придает позитивный имидж хулигану и насильнику, делая его борцом против «кавказцев и азиатов», «защитником идеи», «русским патриотом», «защитником Родины»[257]. При отсутствии внятных общественных целей идея «защиты Родины» от «пришельцев», хорошо укладывающаяся в парадигму официального патриотизма, кажется подросткам весьма привлекательной и позволяет придавать своей бесцветной жизни героическую окраску. Поэтому, как это сформулировал один журналист, «сегодня в России модно быть нацистом»[258]. Действительно, скин-движение помогает вчерашним неудачникам и маргиналам поверить в свои силы, преодолеть комплекс неполноценности, ощутить чувство солидарности и увидеть себя победителем в борьбе за «правое дело»[259]. Как говорит герой популярного у скинхедов романа Д. Нестерова; «Фашизм — это круто! Потому что культивируются здоровые вещи — храбрость, любовь, личность»[260].

Между тем, романтический образ скинхеда («русский Робин Гуд», борец за идею, избегающий алкоголя и наркотиков)[261] разрушается при столкновении с суровой действительностью. Например, обвиняя «инородцев» в склонности к криминальным действиям, скинхеды не имеют ничего против преступников-славян и, повзрослев, иной раз сами охотно вступают в такие группировки. В 1997 г. журналист Е. Карамьян даже выделил среди скинхедов особую группу рэкетиров, прикрывающихся неонацистскими лозунгами. Эту группу он считал самой опасной[262]. Позднее это с полной силой проявилось в деятельности ОБ-88, костяк которой, по данным того же журналиста, составляли бывшие уголовники, занимавшиеся рэкетом. Они питали ненависть не только к «врагам расы», но и к конкурентам[263]. Любопытно также, что «патриотизм» не мешает скинхедам недолюбливать армию и стремиться «отмазаться» от военной службы[264]. Кроме того, в отличие от своих западных единомышленников многие российские скинхеды вовсе не чураются алкоголя и наркотиков[265].

В беседе с журналистом один из скинхедов с гордостью назвал себя «арийцем» и безо всяких сомнений отождествил русских с арийцами. Он представился журналисту чистокровным русским, якобы обладающим «особым генетическим кодом». Он даже попытался просветить того относительно «идеальных арийских черепов», якобы уже встречавшихся в неолите[266]. Другой скинхед, напротив, заявил корреспонденту: «Мы не считаем себя русскими, мы принадлежим к белой расе»[267]. В любом случае «арийская идея» получила среди скинхедов необычайную популярность. Ее истоки следует искать в многочисленной антисемитской литературе, распространявшейся в России, начиная с 1990-х гг., где воспроизводился славянизированный нацистский миф о вечной борьбе «арийцев» с «семитами»[268]. На российской почве он иной раз выступает в виде борьбы Сталина с евреями, причем Сталин изображается осетином, а, следовательно, «аланом, или арийцем»[269]. Одновременно к «арийцам» причисляются и русские. Именно эта версия получила необычайное распространение у скинхедов[270]. Огромную роль в навязывании им арийской идентичности играют тексты песен их любимых рок-ансамблей, где говорится об «арийском реванше», «арийском мече», «арийской доблести» и «Белой цивилизации». Одна из московских групп скинхедов, отличившаяся в мае 1998 г. попыткой поджога синагоги в Отрадном, гордо называла себя «Небесными ариями»; другая, тюменская, звалась «Арийскими тюменскими скинхедами». Во второй половине 1990-х гг. один из лидеров московских скинхедов Кирилл Колосов увлекался «арийским православием».

Среди излюбленных песен скинхедов есть и «Слава Победе!», исполняемая их культовой рок-группой «Коловрат». Речь идет отнюдь не о победе в Великой Отечественной войне, как мог бы подумать непосвященный. В песне говорится следующее:

«Ты поднялся на бой,/ Белый воин, арийский герой./ Сталь зажата в тяжелой руке,/ Гнев народа в твоем кулаке./ (...)/ Белый порядок, арийский диктат,/ Власть на штыках беспощадных солдат./ Вьется кровавый нордический стяг,/ Бритоголовый печатает шаг./ (...)/ Мы боремся против смешения рас,/ Эта планета во власти у нас./ Братья, в атаку, и только вперед!/ За нами Россия, за нами народ»[271].

А вот слова другой песни, называющей уже конкретного врага: «Перебить без пощады/ Всех кавказских чертей/ Да за русский порядок!/ Ради наших детей…»[272].

Важными символами для скинхедов служат: «88» (условное обозначение для нацистского приветствия «Heil Hitler»), «18» (Adolf Hitler), ZOG (Zionist Occupation Government), WP (White Power), рунические знаки — все эти символы пришли к ним от Западных неонацистов и расистов. Но особенно большой популярностью пользуются «кельтский крест»[273] и изображение косого «конфедератского» креста с 13 звездами (символа южных американских штатов эпохи гражданской войны, перешедшего по наследству к Ку-клукс-клану). Широкий спрос получают и нашивки с изображением государственного флага России. За «доблесть», проявленную в борьбе с «инородцами», скинхед получает право носить белые шнурки на ботинках. Кроме того, огромным символическим смыслом нагружаются особенности поведения, одежда и ее специфические детали, молодежный жаргон, ритуал посвящения[274]. А убийство «инородца» считается наиболее верным путем к повышению своего авторитета[275].

Таким образом, как свидетельствует бывший скинхед С. Беликов, «большинство скинхедов в России исповедуют крайне расистские взгляды со значительным уклоном в сторону фашизма и национализма»[276]. В его изложении социально-политические представления скинхедов сводятся к следующим положениям: безусловное превосходство своей расы (нации) над другими («раса — наша религия»), построение унитарного русского (славянского) государства на принципах расовой дискриминации, апартеида и сегрегации, установление жесткого контроля над передвижением «цветного» населения, введение сегрегации в сфере занятости («небелым» — лишь тяжелые и вредные виды работы, полное блокирование их доступа к руководящим должностям), распределение социальных благ только среди «белого» населения, стимулирование высокой рождаемости среди «белых» и снижение рождаемости у «небелых», введение сословности и преемственности трудовых династий, изоляционизм на международной арене и отказ от республик Северного Кавказа с насильственной депортацией туда всех выходцев оттуда. Что касается потери Северного Кавказа, то скинхеды считают, что «беречь надо не землю, а чистоту русской крови»[277]. Они являются принципиальными противниками демократии и сторонниками жестких мер в решении как внутри-, так и внешнеполитических проблем[278].

При этом расизм в идеологии скинхедов имеет определенные ограничения и рационализируется как неприятие чужаков на своей территории. В отличие от нацистов скинхеды даже и не помышляют об уничтожении всех евреев, чеченцев, азербайджанцев, таджиков или, наконец, африканцев поголовно и повсюду. Они лишь отстаивают «чистоту» своей «этнической территории», полагая, что каждый обязан жить исключительно на своей «исторической родине». Мало того, как мы видели, иной раз они даже допускают, что приезжие могут работать на стройках, однако убеждены, что к бизнесу тех допускать никак нельзя[279]. Так, по словам С. Беликова, «на общую дестабилизацию ситуации <в стране> повлияло и то, что многие из приезжих сохранили основы своей национальной культуры, обычаев, традиций, а также религиозные нормы». И он в полном согласии с некоторыми современными российскими культурологами и конфликтологами находит «естественным» тот факт, что культурные различия непременно должны приводить к конфликтам[280]. Среди десяти основных претензий скинхедов к иммигрантам, которые он выделяет, два относятся к сфере культуры: «насаждение своих порядков» и «разрушение национальной культуры»[281]. В этом смысле настроения скинхедов идеально соответствуют идеологии западных «Новых правых» или «культурному расизму», который в последние годы активно завоевывает популярность и в России[282].

Впрочем, в своих рассуждениях некоторые скинхеды идут много дальше и ставят перед собой более радикальные задачи, как это зафиксировал московский журналист:

«Мы боремся с расово неполноценными ублюдками, заполонившими Россию. Всех недочеловеков депортировать невозможно, поэтому скоро мы начнем тотальную резню ниггеров, жидов, кавказцев, цыган и прочих существ низшей расы. Но главное — уничтожить неполноценных человекообразных существ от смешанных браков. Затем мы начнем учить татар быть слугами своих белых хозяев»[283].


Примечания

217. Впрочем, С. Беликов, напротив, убежден в том, что «по сравнению с другими молодежными неформальными группами российские бритоголовые обладают достаточно сложной и развитой идеологией». Однако сам он подчеркивает, что «на настоящем этапе скин-движению не требуются особо умные и грамотные» и что «сложной идеологией» обладает лишь очень небольшое число «элиты» скинхедов («старые скинхеды»). У других же излишний «интеллектуализм» вызывает лишь насмешливое презрение. См.: Беликов С. Бритоголовые, с. 5, 57, 64-67, 86. См. также: Аминов Д.И., Оганян Р.Э. Молодежный экстремизм, с. 71. В свою очередь «скины-интеллек-туалы», составляющие до 20% участников движения, презрительно называют остальных «карликами» или «ушлепками» и гордятся своей «осмысленной» защитой русского народа и русской культуры от «разложения из-за проникновения инородцев». Понимая расу в духе «нового расизма», один из них объяснил журналистке, что «белый человек – это не столько цвет кожи, сколько твое поведение». См.: Стрижевская М. Раненные родиной.

218. О том, как Интернет служит упрочению идентичности скинхедов, см.: Campbell, Alex. The search for authenticity: an exploration of an online skinhead newsgroup // New Media and Society, 2006, vol. 8, no. 2. P. 269-294. Сегодня роль Интернета в распространении радикальной идеологии хорошо сознается и представителями российских правоохранительных органов. См.: Николаева А. Правосудие в сети //Интерфакс, 8 октября 2009 (http://www.interfax-russia.ru/r/B/eventday/497.html?menu=4&id_issue=12311896); Чеботарев И. Смертников вербуют в Интернете // Утро.ру, 29 октября 2009 (http://www.utro.ru/articles/2009/10/29/848935.shtml); В Липецке по иску прокурора два материала, размещенных в сети «Интернет», признаны экстремистскими //Генеральная прокуратура РФ, 8 декабря 2009 (http://genproc.gov.ru/news/news-10815/); Кузьмин А.Г. «Правый» интернет в России: специфика развития и проблемы противодействия // Политическая экспертиза, 2008, № 3 (http://www.politex.info/content/view/ 470/30/); Экстремизм в интернете становится все более острой проблемой //ИТАР-ТАСС, 20 апреля 2010 (http://www.itar-tass.com/level2.html? NewsID =15040852); Маяков А. Вопросы противодействия распространению экстремистских материалов в сети Интернет // Прокуратура СПб, 20 мая 2010 (http://www.prokuratura.sp.ru/news.html?pathnews= /news/2010/05/ 20/4).

219. Любопытно, что осенью 1998 г. сходное расистское отношение к иммигрантам журналистка обнаружила в одной из московских школ, где его продемонстрировали 19 из 23 опрошенных ею подростков. См.: Долгинова Е. Существует ли вакцина от подросткового шовинизма? // Литературная газета, 28 октября 1998, с. 6. Похоже, с этим тогда были согласны и немало взрослых москвичей. Об этом см., напр.: Евстифеева Л. В Москве фашисты убили человека //Новая газета, 11-17 мая 1998, с. 1-2; Опрос ребром // АиФ – Москва, 1998, № 20, с. 3.

220. Азбука славянских бритоголовых (http://wwwp.front.ru/litra/ slavbrit. htm)

221. Королев Н. Библия скинхэда (http://news.nswap.info/?p=8034)

222. См.: Suncharion. Скинхеды (2005) (http://suncharion.narod.ru/Text2/ skinheads/ Part01.html)

223. Яшин С. Метафизика молодости. Киев: изд. группа BHV, 2003.

224. Яшин С. Право на оружие. М.: Опричное братство им. Святого преподобного Иосифа Волоцкого, 2005, с. 7.

225. Яшин С. Запретное небо. Архангельск: Опричное братство им. Святого преподобного Иосифа Волоцкого, 2009, с. 59-60.

226. В кого влюбляться патриоткам // Новороссийский рабочий, 16 ноября 2000. О решении по этому поводу Большого Жюри Союза Журналистов, отметившего непрофессионализм местных журналистов и признавшего необходимым привлечь Орлова к уголовной ответственности, см.: Большое Жюри Союза Журналистов // Верховский А.М. (ред.). Язык мой… Проблема этнической и религиозной нетерпимости в российских СМИ. М.: Центр Панорама, 2002, с. 189-193.

227. В марте 2006 г. участники нападения были приговорены к различным срокам лишения свободы. См.: Вынесен приговор "скинхедам", избившим спортсменов-лучников из Бурятии // Известия, 1 марта 2006 (http://news.izvestia.ru/community/news103626#2)

228. Свободина Н. Скинхеды спровоцировали избиения на «Байкал-Шамане» // Пресса Ирк.ру, Номер один, 16 августа 2006 (http://pressa.irk.ru/number1/2006/33/005002.html)

229. Монгуш С. Ученые Тувы считают, что молча смотреть на то, как безнаказанно убивают будущую интеллектуальную элиту народа, нельзя //tuvaonline, 25 апреля 2006 (http://www.tuvaonline.ru/2006/04/25/tigi.html)

230. Новая жертва скинхедов? (http://pressa.irk.ru/number1/2007/23/ 001002.html)

231. Кончаров М. Скинхеды избили в метро женщину // Комсомольская правда, 4 декабря 2007; Шергина Н. По следам скинхедов // Новые Известия, 5 декабря 2007, с. 2.

232. Николаев С. Участники предвыборного "белого рейда" задержаны // Фонтанка.ру, 17 декабря 2007 (http://www.fontanka.ru/2007/12/17/060/); Борисов Д. Весеннее обострение на берегах Невы //Независимая газета, 27 марта 2008, с. 1, 7.

233. Цыренжапова Т. В Москве был убит уроженец Бурятии // Информ Полис, 30 сентября 2009 (http://www.infpol.ru/newspaper/number.php? ELEMENT_ID=23551&phrase_id=643803)

234. Тарасов А. Горючая смесь, с. 8; он же. Экстремисты по вызову, с. 68.

235. Зарахович Ю. Из России с ненавистью // ИноСМИ.ру, 3 августа 2005 (http://www.inosmi.ru/translation/221317.html)

236. Соловей В.Д. Регрессивный синдром. Варвары на развалинах III Рима // Политический класс, 2005, № 2, с. 20. В своих последних книгах этот автор и сам проявляет склонность к расовому взгляду на окружающую действительность.

237. Серебрянников П. Ненависть по рыночной цене // Новые Известия, 28 августа 2006, с. 4.

238. Гудков Л.Д. Негативная идентичность. М.: Новое литературное обозрение, 2004.

239. Специалисты уже отмечали, что субкультура скинхедов тесно связана с постмодерном и процессами глобализации. См.: Ware V., Back L. Out of Whiteness: color, politics and culture. Chicago: The Univ. of Chicago Press, 2002. P. 107.

240. A study in red.

241. Васильев Ю. «Я ненавижу черных».

242. Самоторова А. «Я мог бы…»

243. Британские ученые, изучавшие группу скинхедов в Бирмингеме, тоже обнаружили, что два ее члена имели смешанное происхождение: их матери были англичанками, а отцы происходили из афро-карибской среды. Любопытно, что их участие в скинхедской деятельности оправдывалось тем, что в этом случае враждебность была направлена против азиатов («пакистанцев»). Это давало им возможность считать Англию «своей страной». Чтобы быть ближе к своим соратникам, они одевались «как белые» и следовали соответствующему языковому стилю. А те принимали их в свою среду, подчеркивая, что своим поведением они отличались от «черных». Иными словами, здесь «раса» воспринималась в очевидных культурных символах. См.: Nayak A. White lives //Murji K., Solomos J. (eds.). Racialization: studies in theory and practice. Oxford: Oxford University Press, 2005. P. 149-151. Аналогичным образом, в Уфе в скинхедскую группировку наряду с русскими входили и местные татары, а ее лидер был женат на башкирке, что не мешало им вместе бороться «за чистоту нации». См.: Смирнов А., Гайнуллин И. В Уфе судят «борцов за чистоту нации» // Коммерсант-Казань, 20 сентября 2006 (http://www.kommersant.ru/ region/kazan/page.htm?Id_doc=706121)

244. На самом деле в древнескандинавской традиции руна «зиг» означала власть и энергию и была символом бога войны Тора.

245. Беликов С. Бритоголовые, с. 38, 69. Между тем, вопреки аналогичным обвинениям со стороны украинских СМИ (Шульга Н.А. Великое переселение: репатрианты, беженцы, трудовые мигранты. Киев: Институт социологии НАН Украины, 2002, с. 216), специальные медицинские обследования, проведенные в Киеве, показывают, что иммигранты в основной своей массе отличаются лучшим здоровьем, чем местное население. См.: Ruble B. A. Creating diversity capital. Transnational migrants in Montreal, Washington, and Kiev. Washington, D. C. and Baltimore: Woodrow Wilson Center Press and The Johns Hopkins University Press, 2005. P. 175.

246. Петр К. Ненавижу хачей // Родительское собрание (ежемесячное приложение к газете «Московские новости»), март 2004 (№ 1-2), с. 4.

247. A study in red.

248. Данилова М. В России нарастают экстремизм и ксенофобия // The Associated Press, (США) 9 июня 2004. Между тем, в середине 1990-х гг. наркобизнесом среди студентов Университета дружбы народов занимались не более 5%. В то же время из-за расовой дискриминации многие из студентов не могли найти в Москве работу, и нередко именно это толкало некоторых из них в криминальный бизнес. См.: Азова А. Потребность в диалоге // Московские новости, 11-18 июня 1995, с. 5; Кольчик С. Чернокожие конкуренты // Аргументы и факты, 1997, № 11, с. 4.

249. Карамьян Е. Бритый череп.

250. Авербух В. Ребята с нашего двора // Известия, 24 июня 1998, с. 5. О типичности образа «грязи», который придается иммигрантам в расистском дискурсе, см.: Linke U. Blood and nation. The European aesthetics of race. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1999. P. 142-143.

251. Морозова Л. Патриоты или преступники? // Новости Югры (Ханты-Мансийск), 17 ноября 2005 (№ 129). Термин «эмигранты» здесь не опечатка и не оговорка. Скинхеды не отличают эмигрантов от иммигрантов, и называют приезжих именно этим термином.

252. Сравн.: Blackburn G. W. Education in the Third Reich: a study of race and history of Nazi textbooks. Albany: State Univ. of New York, 1985. P. 140.

253. Марчук М. «Бредовые идеи не утратили своей значимости» //Газета, 27 декабря 2005, с. 11; Печко В. Срок «Белого братства». Члены группировки призывали «очистить область от нерусских» и относили себя к «нации чистых арийцев» // Взгляд, 28 марта 2006 (http://www.vz.ru/society/2006/3/28/27681.html); Антонов К. Скинхедов посчитали просто разбойниками // Известия, 29 марта 2006, с. 6.

254. Рстаки А. Дивизия «бритая голова» – 2 //Новая газета, 6-12 июля 1998, с. 3. Похоже, скинхеды не знают, что идеология германских нацистов основывалась на расизме.

255. Беликов С. Бритоголовые, с. 5.

256. Мохель Р., Бородина Е. Скины взяли рынок без боя // Московский комсомолец, 26 октября 2002, с. 5; Юрьева Л. Горящая точка // Московский комсомолец, 1 ноября 2002, с. 1.

257. Беликов С. Бритоголовые, с. 58, 126-127.

258. Богомолов А. Сегодня в России модно быть нацистом //Новые Известия, 26 марта 2002, с. 2. См. также: Аминов Д.И., Оганян Р.Э. Молодежный экстремизм, с. 51.

259. Мамедов В.А., Кочкин Ю.В., Ерыкалина А.Ю. Наци-скинхеды, с. 84-88.

260. Нестеров Д. Скины. Русь пробуждается. М.: Ультра-культура, 2003, с. 75.

261. См., напр.: Бритая колонна // Хорс. Славянское языческое обозрение, 2006, вып. 3, с. 18-19.

262. Карамьян Е. Бритый череп… См. также: Резников Л. Превратности антисемитизма в России; Рагозин О. Бойня на Ичке // Московский комсомолец, 14 июня 1997, с. 8; Беликов С. Бритоголовые, с. 208-209.

263. Карамьян Е. Москва коричневая // Россия, 5 февраля 2002, с. 20. О подобном явлении в Екатеринбурге см.: Добрынина С. Чума рабочих окраин.

264. Карамьян Е. Бритый череп…; Беликов С. Бритоголовые, с. 213. Даже сам Иванов (Сухаревский) рекомендует скинам избегать армии и идти в милицию, ибо, на его взгляд «именно там место русскому человеку». См.: Пунанов Г. Скинхеды // Известия, 20 апреля 2002, с. 3.

265. Резников Л. Превратности антисемитизма в России; Мамедов В.А., Кочкин Ю.В., Ерыкалина А.Ю. Наци-скинхеды, с. 83.

266. A study in red.

267. Зарахович Ю. Из России с ненавистью // ИноСМИ.ру, 3 августа 2005 (http://www.inosmi.ru/translation/221317.html)

268. Об особенности арийского мифа в постсоветской России и его создателях см.: Шнирельман В.А. Интеллектуальные лабиринты. М.: Academia, 2004, с. 123-225. Сегодня одним из самых плодовитых пропагандистов арийского мифа в России является журналист и писатель А. И. Асов, псевдонаучные книги которого о «славянах-арийцах» регулярно выходят в московском издательстве «Вече».

269. Как известно, Сталин воспитывался в грузинской среде и называл себя грузином. См.: Rieber A. Stalin as Georgian: the formative years // Davies S., Harris J. (eds.). Stalin. A new history. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2006.

270. Тарасов А. Skinheads ou naturel, с. 83; он же. Бритоголовые, с. 132-133.

271. Нехорошев Г. У настоящих скинхедов шнурки на ботинках белые.

272. Лихачев В. Нацизм в России, с. 115.

273. Кельтский крест наряду с кельтскими орнаментами служат излюбленными символами Западных скинхедов. С осени 1994 г. при «Корпорации тяжелого рока» работал салон, делавший неонацистам и скинхедам татуировки, основанные на кельтских орнаментах. См.: Железный марш, 1995, № 14.

274. Подробно см.: Лихачев В. Нацизм в России, с. 111-112; Беликов С. Бритоголовые, с. 102-103. Об особой роли символики у скинхедов см.: Аминов Д. И., Оганян Р. Э. Молодежный экстремизм, с. 88-99; Мамедов В.А., Кочкин Ю.В., Ерыкалина А.Ю. Наци-скинхеды, с. 107-118.

275. Скинхед убивал, чтобы заслужить благодарность // Московский комсомолец, 18 сентября 2008 (http://www.mk.ru/blogs/MK/2008/09/18/ srochno /371543/).

276. Беликов С. Бритоголовые, с. 5.

277. Там же, с. 69-72.

278. Там же, с. 89.

279. Рстаки А. Дивизия «бритая голова» – 2 // Новая газета, 6-12 июля 1998, с. 3; Тарасов А. Экстремисты по вызову, с. 68; он же. Наци-скины. Любопытно, что этого мнения придерживается и их главный идеолог Иванов (Сухаревский). Он пишет: «Все по своим домам. Негры в Африку. Турки на Аму-Дарью! Евреи в пустыню Гоби!» См.: Иванов (Сухаревский) А. Моя вера – русизм, с. 34. См. также: «Наша цель – это власть» // Московские новости, 16-22 апреля 2002, с. 2-3.

280. Беликов С. Бритоголовые, с. 30, 32. К сожалению, это весьма спорное положение, фактически легитимирующее «культурный расизм», уже вошло в ряд учебников по культурологии и конфликтологии и служит руководством к действию властям ряда регионов России.

281. Беликов С. Бритоголовые, с. 68-69.

282. Подробнее о культурном расизме см.: Шнирельман В. А. Расизм: вчера и сегодня // Pro et Contra. 2005. Т. 9. № 2; он же. Этничность, цивилизационный подход, «право на самобытность» и «новый расизм» //Дадиани Л. Я., Денисовский Г. М. (ред.). Социальное согласие против правого экстремизма. Вып. 3-4. М.: Институт социологии РАН, 2005; он же. «Несовместимость культур»: от научных концепций и школьного образования до реальной политики // Верховский А. М. (ред.). Русский национализм. М.: Центр «СОВА», 2006.

283. Карамьян Е. Москва коричневая // Россия, 5 февраля 2002, с. 20.

Предыдущая | Содержание | Следующая

Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
Александр Воронский
За живой и мёртвой водой
«“Закон сопротивления распаду”». Сборник шаламовской конференции — 2017
 
 
Кто нужен «Скепсису»?