Среди высокопоставленных чиновников уже не первый год существует мода украшать свои доклады, статьи и интервью «крылатыми» словами идейно близких авторов, желательно из числа «философов с именем», не замеченных никоим образом в симпатиях к революционному движению, освободительным да и просто демократическим традициям русского народа. Одной из самых популярных фигур подобного толка считается Иван Ильин.
Приход нацистов к власти поспобствовал карьере г-на Ильина в берлинском «Русском научном институте»: он стал его вице-президентом.
|
Так, выступая 24 апреля этого года с традиционным годовым посланием перед депутатами Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, губернатор Северной столицы в ходе своего второго по счёту отчёта о проделанной работе нашел место для отсыла к мнению, видимо, весьма авторитетного в его глазах политического мыслителя. Под самый конец своего доклада наш градоначальник сослался на соображения Ивана Ильина «о нравственной пользе пресечения злодеяний»: «Правовая угроза отпором создаёт атмосферу взаимного признания, уважения и даже общее, незримо разлитое в душах настроение доверия и дружелюбия». Подобный случай — отнюдь не исключение. Ещё 24 мая 2009 года тогдашний председатель правительства РФ и нынешний глава государства посетил кладбище Донского монастыря, где возложил цветы на могилы белогвардейского генерала Антона Деникина, философа Ивана Ильина, писателей Ивана Шмелёва и Александра Солженицына. Попутно выяснилось, что теперешний гарант Конституции РФ из личных средств оплатил приведение в порядок захоронений белоэмигрантов Деникина, Шмелёва и Ильина. Этот жест не был спонтанным появлением гуманизма и человеколюбия со стороны действующего российского президента. Не раз он цитировал Ивана Ильина и, похоже, не намерен отказываться от подобной практики и впредь. Так, 25 апреля 2005 года национальный лидер сказал о том, что «государственная власть, — писал великий русский философ Иван Ильин, — имеет свои пределы, обозначаемые именно тем, что она есть власть, извне подходящая к человеку».
10 мая 2006 года в послании Федеральному Собранию РФ президент страны, говоря о роли армии, снова сослался на любимого философа:
«Известный русский мыслитель Иван Ильин, размышляя о базовых принципах, на которых должно прочно стоять российское государство, отмечал, что “солдат есть звание высокое и почетное”. И что “он представляет всероссийское народное единство, русскую государственную волю, силу и честь”».
На заседании Госсовета РФ в июне 2007 года, посвящённом профилактике правонарушений, в президентских высказываниях тоже не обошлось без отсыла к мудрости Ивана Александровича: «Знание без соответствующего воспитания сердца и души представляет одно из наиболее
опасных социальных явлений, вредно и для здорового правосознания».
23 января 2012 года в ходе предвыборной президентской кампании кандидат от партии «Единая Россия» опубликовал за своей подписью текст в «Независимой газете». Рассуждая о национальном вопросе в нашей стране, предводитель Общероссийского народного фронта, бывший на тот момент ещё и председателем
партии «Единая Россия», в очередной раз сослался на авторитет Ильина:
«Не искоренить, не подавить, не поработить чужую кровь, не задушить иноплеменную и инославную жизнь, а дать всем дыхание и великую Родину, всех соблюсти, всех примирить, всем дать молиться по-своему, трудиться по-своему и лучших отовсюду вовлечь в государственное и культурное строительство».
Что ж, давайте вспомним, кем был на деле Иван Александрович Ильин, какие взгляды он не стеснялся проповедовать публично. Особенно актуально будет напомнить об этом накануне очередной годовщины великой Победы советского народа над гитлеровскими нацизмом, его союзниками из «малых фашистских держав» и его пособниками из числа власовцев. 12 сентября 1922 года коллегия Главного политического управления при НКВД РСФСР (так тогда официально именовались советские органы государственной безопасности) приняло решение о высылке гражданина Ильина «из пределов РСФСР за границу» в связи с антисоветской деятельностью.
Судя по всему, «охранительно-диктаториальные» рецепты общественного развития и обеспечивают пособнику нацистов и адвокату фашизма благодарную любовь сегодняшних поклонников «крепкой руки». Может быть, что цитаты г-на Ильина попадают в тексты высокопоставленных должностных лиц усилиями референтов и секретарей, а сами докладчики не особенно вникают в то, что произносят или подписывают. Если это так, пусть ответят на один простой вопрос: кого они цитируют?
|
В чём именно заключалась враждебная интересам трудового народа деятельность московского профессора, станет ясно по прочтении протокола заседания комиссии политбюро ЦК РКП(б) «по рассмотрению списков подлежащих высылке представителей враждебных интеллигентских группировок» от 31 июля 1922 года:
«Ильин И.А. Профессор философии. Проживает по Крестовоздвиженскому пер., 2-12, кв. 36. Весною 1920 года был арестован по делу Тактического центра в связи с происходившими у него на квартире собраниями членов Национального центра. Настроен определенно антисоветски. Весною сего года посещал нелегальные собрания на квартире профессора Авинова, где читались рефераты и доклады контрреволюционного характера. Арестовать, выслать за границу. Главпрофобр за высылку».
Если вникнуть в скупые формулировки документа, подписанного чекистами Иосифом Уншлихтом и Яковом Аграновым, то очевидно, что нынешний кумир российского чиновничества поучаствовал и в деятельности антисоветского подполья, и в подготовке вооружённого восстания в Москве осенью 1919 года, чем собственно и занимался Национальный центр, и в открытой агитации против народной власти, принявшей в связи с изъятием весной 1922 года церковных ценностей в помощь голодающим открыто черносотенный, откровенно погромный характер.
Уплыв в Германию на «философском пароходе», г-н Ильин не пропал. «Выдающегося религиозного мыслителя», к тому же подтвердившего у себя наличие немецкой или, как тогда выражались, «истинно арийской» крови, пригрели не только белоэмигранты, но и самые реакционные круги берлинской политической сцены. Под псевдонимом «Юлиус Швейкерт» (мать Ивана Ильина Екатерина Швейкерт была дочерью немецкого врача) г-н Ильин боролся с «проклятыми большевизанами» вместе с председателем «Всеобщего союза немецких антикоммунистических объединений», уроженцем Саратова и активистом гитлеровской НСДАП Адольфом Эртом. Приход нацистов к власти поспобствовал карьере г-на Ильина в берлинском «Русском научном институте»: он стал его вице-президентом и, когда в октябре 1933 года это заведение перешло под крыло рейхсминистра пропаганды Йозефа Геббельса, а его директором был назначен Адольф Эрт, «патриот» Ильин остался работать в нём как один из трёх русских сотрудников (двое других — белоэмигранты Александр Боголепов и Владимир Полетика). Остальных нацисты уволили в силу «нелояльности идеям фюрера и рейха» или «неарийского происхождения». Согласно данным современного немецкого историка Хартмута Рюдигера Петера, деятельность пропагандиста Ильина получила явное признание со стороны первого главы гестапо Рудольфа Дильса. Иван Ильин вплоть до 1937 года выступал с докладами антикоммунистического содержания на территории «Третьего рейха» — антикоммунистическая пропаганда матёрого реакционера отвечала интересам Гитлера, Геббельса, Розенберга, Штрайхера.
В 1948 году, после решений Нюрнбергского трибунала, когда правда о преступлениях гитлеризма стала общеизвестной, в статье «О фашизме» Ильин пишет о том, что «фашизм возник как реакция на большевизм, как концентрация государственно-охранительных сил направо. Во время наступления левого хаоса и левого тоталитаризма — это было явлением здоровым, необходимым и неизбежным. Такая концентрация будет осуществляться и впредь».
|
Последнее утверждение блестяще подтверждают цитаты из работ Ильина. В издававшейся в Париже белоэмигрантской газете «Возрождение» кумир современной российской элиты 17 мая 1933 года опубликовал статью «Национал-социализм. Новый дух», где, в частности, утверждал, что
«леворадикальные публицисты чуть ли не всех европейских наций пугают друг друга из-за угла национал-социализмом и создают настоящую перекличку ненависти и злобы»…
Но есть, есть «правдолюбец» Ильин, звучит его веское слово:
«Я отказываюсь судить о движении германского национал-социализма по тем эксцессам борьбы, отдельным столкновениям или временным преувеличениям, которые выдвигаются и подчеркиваются его врагами. То, что происходит в Германии, есть огромный политический и социальный переворот… Мы советуем не верить пропаганде, трубящей о здешних “зверствах”… Весь мир не видел и не знал, сколь неуклонно и глубоко проникала в Германию большевистская отрава. Не видела и сама немецкая масса. Видели и знали это только три группы: коминтерн, организовывавший все это заражение; мы, русские зарубежники, осевшие в Германии; и вожди германского национал-социализма… Реакция на большевизм должна была прийти. И она пришла. Если бы она не пришла, и Германия соскользнула бы в обрыв, то процесс общеевропейской большевизации пошёл бы полным ходом. А если бы вся организаторская способность германца, вся его дисциплинированность, выносливость, преданность долгу и способность жертвовать собою — оказались в руках у коммунистов, что тогда?.. Что сделал Гитлер? Он остановил процесс большевизации в Германии и оказал этим величайшую услугу всей Европе. Пока Муссолини ведёт Италию, а Гитлер ведёт Германию — европейской культуре даётся отсрочка… в Германии произошёл законный переворот. Германцам удалось выйти из демократического тупика, не нарушая конституции. Это было (как уже указывалось в “Возрождении”) легальное самоупразднение демократически-парламентского строя. И в то же время это было прекращением гражданской войны, из года в год кипевшей на всех перекрестках. Демократы не смеют называть Гитлера “узурпатором”; это будет явная ложь. Сторонники правопорядка должны прежде всего отметить стремительное падение кривой политических убийств во всей стране. Сторонники буржуазно-хозяйственной прочности должны вдуматься в твёрдые курсы и оживлённые сделки на бирже…».
Комментарии, как говорится, излишни, особенно в части сокращения «кривой политических убийств» в условиях создания гестапо и массового строительства концентрационных лагерей.
Впрочем, классовую природу нацизма г-н Ильин уловил довольно точно и откровенно отбрасывает в сторону «социальную демагогию» гитлеровцев. Ему своих почитателей оболванивать нужды нет:
«О социализме же в обычном смысле этого слова — нет и речи. То, что совершается, есть великое социальное переслоение; но не имущественное, а государственно-политическое и культурно-водительское (и лишь в эту меру — служебно-заработанное). Ведущий слой обновляется последовательно и радикально. Удаляется всё, причастное к марксизму, социал-демократии и коммунизму; удаляются все интернационалисты и большевизаны; удаляется множество евреев. Удаляются те, кому явно неприемлем “новый дух”. Этот “новый дух”… непримирим по отношению к марксизму, интернационализму и пораженческому бесчестию, классовой травле… Дух национал-социализма не сводится к “расизму”. Он не сводится и к отрицанию. Он выдвигает положительные и творческие задачи. И эти творческие задачи стоят перед всеми народами… И разве не клеветали на белое движение? Разве не обвиняли его в “погромах”? Разве не клеветали на Муссолини? И что же, разве Врангель и Муссолини стали от этого меньше?»
Показательна искренняя уверенность Ильина в духовном, идейном и политическом родстве белогвардейщины с итальянским фашизмом и германским нацизмом. Само по себе такое откровенное признание дорогого стоит. Становится очевидно, насколько закономерно в одном ряду с такими пособниками Гитлера и предателями Родины, как Власов или Жиленков, оказались белые атаманы Краснов и Шкуро — и на одной скамье подсудимых за преступления против советских людей они тоже оказались вместе.
Классовую природу нацизма г-н Ильин уловил довольно точно и откровенно отбрасывает в сторону «социальную демагогию» гитлеровцев: «О социализме же в обычном смысле этого слова — нет и речи. То, что совершается, есть великое социальное переслоение; но не имущественное, а государственно-политическое и культурно-водительское»
|
Даже разгром нацизма Красной Армией и войсками союзников не поколебал профашистских симпатий Ивана Ильина. В 1948 году, уже после решений Нюрнбергского трибунала, когда правда о преступлениях гитлеризма стала общеизвестной, в статье «О фашизме» он пишет о том, что
«фашизм возник как реакция на большевизм, как концентрация государственно-охранительных сил направо. Во время наступления левого хаоса и левого тоталитаризма — это было явлением здоровым, необходимым и неизбежным. Такая концентрация будет осуществляться и впредь, даже в самых демократических государствах: в час национальной опасности здоровые силы народа будут всегда концентрироваться в направлении охранительно-диктаториальном. Так было в древнем Риме, так бывало в новой Европе, так будет и впредь».
Судя по всему, «охранительно-диктаториальные» рецепты общественного развития и обеспечивают пособнику нацистов и адвокату фашизма благодарную любовь сегодняшних поклонников «крепкой руки». Вполне могу допустить, что цитаты г-на Ильина попадают в тексты высокопоставленных должностных лиц усилиями референтов и секретарей, а сами докладчики не особенно вникают в то, что произносят или подписывают. Если это так, пусть ответят на один простой вопрос: кого они цитируют? Ссылаться на незнание смысла нет. Факты налицо. Или в нашей стране можно бороться с реабилитацией фашизма, поднимая на щит его апологетов, и противостоять фальсификации истории, беря в духовные наставники самых рьяных фальсификаторов?
По этой теме читайте также: