Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Судьбалайф, или Новые сказки для детей изрядного возраста

Проблемы? Не знаете, как жить дальше? Не можете найти выхода из тупика, куда завела вас тропа размышлений и деяний? Вас никто не понимает? Считаете, что ничего нельзя поделать с вашей невыносимо тяжелой /или скучной и непонятной/ жизнью? Мы знаем, чем вам помочь! Потребуется всего несколько дней, чтобы понять, как обрести все, чего вам не хватало, в том числе душевный покой и уверенность в себе! Для этого вам придется прочесть лишь одну книгу, и чтение не слишком утрудит вас: она не отпугнет ни размером, ни литературным стилем. Автор этой удивительнейшей книги, Пауло Коэльо, сумел добиться уважения и восхищения у народов уже 117 стран – так что отметайте все сомнения в его гении.

Заинтересовались и хотите узнать, как же произойдет чудо в недрах вашей души? С радостью объясним вам, чтобы рассеять остатки неуверенности. Скорее всего, вы уже хоть раз да замечали где-нибудь книгу, о которой мы говорим. Называется она «Алхимиком»; неудивительно, что автор, которого читатели давно уже называют одним из самых интересных философов мира, избрал для своей главной книги такое глубокомысленное, по всеобщему признанию, название. К тому же, и до сих пор существуют люди, уверенные в том, что чудесные превращения возможны – и Коэльо из их числа. Он убежден, что как любой металл можно превратить в золото («по мнению мудрецов, золото является металлом, эволюция которого зашла дальше, чем у остальных»), так и любого человека можно сделать счастливым.

В книге Коэльо содержится самый настоящий рецепт счастья человека. Мы не раскроем тайны и не испортим вам чтения, рассказав о сути идеи Коэльо: этот рецепт описан уже в предисловии, чтобы даже самым непонятливым читателям было легче разобраться, если что-то вдруг окажется недоступным. Конечно, можно удивиться, зачем же читать всю книгу, если достаточно предисловия? Похоже, потому что «Алхимик» – это притча, написанная, как утверждают миллионы читателей, очень красиво. Да и недаром же ее создавал писатель – она содержит наглядный пример «авторской методики счастья».

Итак: Каждый человек живет не просто так. Вселенная позаботилась о судьбе для него. «Что же такое Своя Судьба? Это наше высшее предназначение, путь, уготованный нам Господом здесь, на Земле. Всякий раз, когда мы делаем что-то с радостью и удовольствием, это означает, что мы следуем Своей Судьбе». Осуществлению желаний человека мешают четыре преграды. Во-первых, с детства ему втолковывают, что его желания неосуществимы, и с годами «душа все больше обрастает коростой многочисленных предрассудков и страхов, преполняется чувством вины». Во-вторых, человек боится причинить боль своим близким – на его пути стоит любовь. На самом-то деле любовь должна помогать человеку в достижении желаемого, ведь тот, кто любит, желает ему добра. В-третьих, человек боится потерпеть поражение. Избранный путь будет тяжелым, но ведь он стоит трудностей. «Поэтому Воин Света должен обладать терпением, столь необходимым ему в трудные моменты жизни, и всегда помнить, что вся Вселенная способствует тому, чтобы его желание осуществилось, пусть даже самым непостижимым для него образом». Эти страдания гораздо лучше тех, что будут жить в душе человека долгие годы в случае отказа от действий, взращивая в ней «чувство горечи», ведь в конечном итоге они приведут к «ощущению полного счастья». Ну и наконец, четвертое препятствие состоит в том, что человек начинает испытывать чувство вины по отношению к другим – они-то не смогли добиться желаемого. И в двух шагах от заветной цели он совершает глупости и так и не достигает ее. «И только когда человек осознает, что достоин того, за что он так страстно боролся, он становится орудием в руках Господа, и ему открывается смысл его пребывания здесь, на Земле».

Но талант Коэльо, считают поклонники, далеко не только в этой теории. Он давно уже стал в их глазах как прекрасным философом, так и психологом. Ведь он блестяще подмечает такие интересные, но не заметные обычному наблюдателю моменты жизни людей! Именно благодаря этому умению автор смог добиться невероятной легкости чтения его книг, одновременной невесомости и глубины рассуждений!

И даже несмотря на талант писателя, все равно остается удивительным, как же Коэльо удалось заполучить симпатию огромного количества людей? Неужели все-таки он осуществил несбыточную, казалось, возможность создать универсальный «эликсир счастья»? И смог рассказать обо всех людях одновременно, настолько их уравняв и подравняв?

А может быть, все не так?

В чем истинный талант Коэльо? Может быть, не в одаренности пера и духа, а в способности ее имитировать? В чем нужно разобраться, чтобы понять это? Вкратце: в первую очередь, что же именно такое находит Коэльо, умея задеть за живое и удержать внимание такого огромного круга читателей; каким образом производит столь неизгладимое впечатление умудренного опытом мыслителя? Ведь благодаря этому умению автор оказывается наделен таким доверием, что с успехом преподносит свои идеи в качестве не предположений, а готовых истин, зачастую не разъясненных и не доказанных – посреди текста в почти случайном порядке торчат пророческие утверждения. Действительно, к чему доказательства – притча же. Тут можно, да еще добавляет очков в счет симпатий. А уж псевдодоказательствами у Коэльо служит целый ряд фирменных технологий. Причем впоследствии из этих мелких «доказанных» суждений вырастает могучая теория, которая, встряхнув плечами, принимается менять читателю вид в зеркале.

Отчего же на самом деле эта книга должна вызвать у вас симпатию и доверие? Дело в том, что в ней (да и в остальной своей продукции) Коэльо прибегнул к одной незамысловатой технике, суть которой настолько проста, что прочие, вероятно, просто постеснялись бы использовать ее для собственного литературного успеха. Однако во многом именно за это сомнительное новаторство на писателя обрушилось столь много благоговения. Существуют события, поступки (и их много!), на которые в повседневной жизни никто не обращает внимания и, разумеется, не рассказывает о них соседу (всему дому, всей стране). Они совершаются постоянно и автоматически, либо не имеют самостоятельной ценности, и человек совершенно справедливо не замечает, не осознает их. Вот тут Коэльо и делает первый ход слоном – начинает постоянно демонстрировать читателю, как глубоко он изучил человеческую психологию и как тонко подмечает все движения души, обращая внимание на такие неосознаваемые моменты жизни героев. Но не нужно надеяться, будто перед нами второй Фрейд – никаких, ни полезных, ни бесполезных, ни даже неверных выводов из «открытого» не следует. Перед встречей, которой ждал ровно год (хотя совершенно непонятно, зачем нужно было так точно выдерживать пунктуальность), Сантьяго (главный герой) «на самом деле думал о том, как острижет четырех овечек перед дочкой суконщика, и она увидит, на что он способен. Сантьяго часто рисовал себе эту сцену, всякий раз мысленно объясняя изумленной девице, что овец надлежит стричь от хвоста к голове», – вот, например, как лаконично и глубоко Коэльо умеет описать происходящее в душе человека. Чуть позже он добавляет философскую мысль: «она и не заметит, если он не появится перед ней через два дня, потому что все дни казались ей одинаковыми, а когда один день похож на другой, люди перестают замечать то хорошее, что происходит в их жизни каждый день после восхода солнца» Именно из таких «заметок» и состоит вся книга, и эти потенциальные афоризмы Козьмы Пруткова создают иллюзию философской простоты (и, разумеется, красоты), которая вызывает у фанатов такое восхищение. Читателю сразу начинает казаться, что ему только что показали пальцем в Истину, но он проворонил – или неспособен понять мудреную эту мысль. Поэтому (хотя и не только поэтому, конечно) читатель и не сможет построить никаких умозаключений из «мудреных заметок», а тем более аналогичных авторским.

Как бы еще заставить наивного читателя уважать в Коэльо мыслителя? Один из самых доступных способов придать размышлениям наиболее глубокий вид – повсеместно использовать слова из набора «истинного философа» (его поначалу можно и записать, но желательно выучить и вставлять их в свой текст автоматически). Коэльо вместе со всеми прочими сладостями, приобретаемыми вместе с книгой, дарит его нам бесплатно, разрешая использовать в любых целях. Набор содержит в себе следующие слова: жизнь, смерть, душа, счастье, все, никто, каждый, никакой, везде, нигде, постоянно, никогда, настоящий. Можно найти и другие, но искать придется чуть дольше. Чем больше слов из этого набора уместится в одном предложении, тем солиднее и захватывающе кажется мысль, тем умнее автор. Часто, правда, получается забавно... – Сантьяго прислушался «к голосу сердца»: «Сердце всегда помогает человеку? – Не всякому. Только тем, кто следует Своей Судьбе. И еще детям, пьяным и старикам. – Это значит, что они вне опасности? – Это значит всего лишь, что их сердца напрягают все свои силы». (Отметим, кстати, что самые везучие в этой логике – те, кто в силу разных обстоятельств не может или не умеет пользоваться здравым умом.)

Казалось бы, что тут такого? Во-первых, вы, скорее всего, и не заметите, как именно добивается вашего доверия автор, и уж тем более у вас не возникнет желания подробно изучать методы, которыми он это делает. А во-вторых, если уж Коэльо хочет добиться, чтобы все оказались счастливы, и уже очень многие люди убеждены в этом, стоит прислушаться: возможно, это единственный способ, которым он может достигнуть своей цели, и мы не должны осуждать его?

Но, как я уже говорила, чтобы объяснить и доказать свою главную мысль, автору будет необходимо провести еще несколько – косвенных, причем весьма сомнительных. И он находит несколько удачных способов добиться этого, правда, не очень честно – речь идет о тех самых фирменных технологиях.

Самое простое, что можно сделать, – уйти от какого-либо (принципиального зачастую) вопроса, дав совершенно необоснованный или непонятный для читателя ответ, или просто многозначительно указать пальцем в вечность. Вообще, нужно заранее приготовиться, что даже на вопросы, напрямую в книге заданные, вы ответов чаще всего не отыщете или не постигнете, списав это на собственную непонятливость в отношении абстрактных вещей. Суждения возникают в основном из ниоткуда (видимо, из записной книжки, где они годами скапливались и толпились по случаю написания самого главного произведения человечества – знаменитости называли «Алхимика» и так), и можно их как доказать, так и опровергнуть. Среди голословных ответов чаще всего попадаются повторяющие популярные мифы современного мира (читай: народные суеверия). Это очень удобно: людям, не уверенным в том, полагаться ли на эти суеверия или здравый смысл, непременно придет в голову: «ага, а я ведь догадывался, что это правда!» Для среднего человека (на которого и рассчитывает Коэльо) это вполне нормально. В обыденности редко кто станет задумываться над тем, каким именно образом возможно постигать истину, а уж тем более настолько, чтобы непременно дойти в решении до конца. Это – эффект «жуй-жуй-глотай», по законам которого действуют и прочие убежданты в приворотах и чудесных исцелениях. Человек, у которого нет опоры на собственное знание, окажется беспомощен. Зато потом Коэльо легко ссылается на «доказанные» таким образом утверждения и «рассуждает» с их помощью дальше. Иногда он поступает по-другому. Кто-нибудь из второстепенных героев регулярно сообщает какую-нибудь информацию, абсурдную даже в логике самого «Алхимика», и подтверждать ее, конечно, не собирается. «Когда вошел в пустыню, назад пути нет,» – изречет вам прямо в лицо проходящий мимо бедуин – и все герои начинают действовать по необъяснимо появившимся законам. Такое добавляет в текст загадочности и наслаждения жанром, а заодно оборачивается таблеткой замедленного действия: то, что никаких объяснений для таких реплик не требуется, потихоньку заставляет верить и в остальные заявления автора. Оттого-то и смысл доказывать прочие утверждения исчезает. Выгодная уловка: потому что между вердиктом «назад пути нет» (которому верят и подчиняются симпатичные герои) и уверениями, что счастье состоит в том-то и том-то, читатель не заметит разницы.

Что представляет собой одна из главных идей, выведенных таким образом? Коэльо убедит вас: судьба есть! Но это вовсе не то, как все привыкли о ней думать. Рука, Написавшая Все, проделала титанический труд, и результатом ее работы стало продумывание пути для каждого человека, растения или неодушевленного предмета. Вернее, на самом деле предметы одушевлены все. И куча душек всех песков, актиний и народов в совокупности составляет Душу Мира. И вот тот прекрасный (самый лучший конкретно для вас, разработанный в соответствии с вашими интересами и пожеланиями – совершенно бесплатно!) Путь и называется Своей Судьбой. Если вы по нему пойдете, в конце получите счастье в виде десяти морковок или пятидесяти семи золотых слитков. А если не пойдете – все будет плохо и вы увянете в мыслях вроде «что-то все-таки не то...» Чтобы вы окончательно убедились, что для каждого все задумано как нельзя лучше, вы должны обратить внимание на гармонию в природе – там-то все тоже Написала Рука, и все природные объекты, пообщавшись на Всеобщем Языке, в унисон счастливы и всех любят. (Для этого Коэльо рассказал, конечно, только о полезных ему фактах из жизни природных объектов.) Чтобы все понять, людям надо выучить Всеобщий Язык, то есть научиться расшифровывать расставленные указатели, куда именно нужно двигаться, дабы прийти к морковкам.

Знаки (указатели к морковкам) заслуживают отдельного внимания. Коэльо подразумевает, что надо быть суеверным настолько, насколько сможет разгуляться фантазия. То есть считать указаниями на путь и подсказками в выборе отношения к какому-либо явлению все, что попадется. Разумеется, напрямую он об этом не говорит, но так как сколько-нибудь четких критериев опознания нет (разве что нужно слушать голос сердца), то в итоге получается именно так. Увидели, что с утра засияло солнце – значит, будет вам сопутствовать удача, а если вместо удачи вам отключили воду, значит, вы не умеете читать знаков. Здесь во многом можно провести аналогию с гаданием. Предсказание, которое не сбылось, вы вряд ли запомните, а чересчур явные его ошибки вы, скорее всего, спишете либо на то, что как-нибудь не так что-то провели или что так и знали, что тетка с противными глазками вас обманет, да и вообще не очень-то вы верите в подобные глупости. Зато сбывшиеся прогнозы повергнут вас в восторженное благоговение. Тут-то и срабатывает эффект «Так я и знал!» Почти каждому событию вашей жизни предшествовали какие-нибудь совсем мелкие моменты, имеющие косвенное, чисто ассоциативное отношение к нему. В зависимости от исхода этого события вы и вспомните ту часть ассоциаций, которая соответствовала успеху или неуспеху. Действовать же в соответствии со знаками невозможно, потому как непонятно, что именно должен подразумевать тот или иной знак, и для каждого он будет значить, что надо делать подспудно желаемое. Или не делать, если он уже интуитивно или сознательно пришел к этому решению. Ведь Коэльо же и твердит нам все время: ваша судьба – это то, чего вы хотите; захочется купить все булочки в магазине – это она, родимая, знаком перед вами машет. Значит, если следовать этим несуществующим знакам, вы просто начнете осуществлять свои желания. Любые. А что, если у вас навязчивое желание расправиться нанесением тяжких телесных повреждений с тремя своими товарищами, которые когда-то поступили с вами плохо? Вы этого хотите, действительно хотите, с удовольствием ежедневно представляете себе подробности! Вот оно, настоящее желание! А на это Коэльо ответит: значит, ошиблись и хотели вы не по-настоящему, убили кого-то – сбились с пути. А может, и не сбились, так было Начертано Рукой – поделом троим товарищам. За такие вещи автор ответственности не несет. Пришли не туда? Сами виноваты! Он вам помогал как мог.

И это не все, во что следует поверить. «Любая вещь на поверхности земли способна рассказать историю всей земли. Открой на любой странице книгу, погляди на руки человека, проследи полет ястреба в небе – непременно отыщешь связь с тем, чем живешь в эту минуту. И дело тут не столько в самих вещах, сколько в том, что люди, глядя на них, открывают для себя способ проникнуть в Душу Мира».

Правда, на самом деле выводы вы сделаете вовсе не из взгляда на руки, не из слов на случайно открытой странице, а как раз из прочего своего личного опыта. А уже получив вывод, вполне можно найти ассоциации с ним в «знаках» (и даже не нужно оправдываться, если они слишком далекие), то есть элементах любого явления. И подкрепите свои убеждения, начав относиться к знакам с большим уважением.

Герои в основном думают о чем-то неприземленном. Так легче найти знаки. Проведем эксперимент: давайте сядем за обеденный стол и подумаем, как мы прожили последние пять лет. Стол у нас старый и потертый. Вон и вмятинки остались, когда сосед ведром его задел. Рисунка на столешнице почти не видно... А вот и выводы сами просятся со всколыхнутого сердца. Ага, все с этим столом прямо как с нашей никчемной жизнью. И много у нас плохого случалось, и устали мы – на столе об этом так и написано. А уж вмятины от ведра – точно! – сразу заставляют вспомнить, как Петрович год назад подлецом оказался, долг не вернул, да еще грозить начал. Да, не забыть надо про рисунок стертый: Эх, были и мы молодыми, были у нас свои яркие планы, горячие желания да большие любови. И все, жизнь-зараза, ты повыветрила, все стало бледным и далеким, один узорчик простенький проступает сквозь невозмутимую серость... простите, обыденность.

И если стол наш окажется как раз новым и блестящим, мы все равно найдем подтверждения нашему бедственному положению. Дескать, вот он такой новенький, красивый, как нарочно показывает нам, какие мы старые да никудышные. И блестящий он оттого же, чтобы увидели мы себя со стороны и осознали все трагическое противоречие. Весь он без изъяна, а мы... Ну да все нам ясно.

И не выйдет определить путь к себе с помощью знаков. Но Коэльо говорит о том, что он и так на самом деле известен – нужно просто идти «к тому, чего по-настоящему желаешь». Только опять непонятно, как же узнать – по-настоящему ли вы хотите стать мастером по лепке кувшинов или получить самую дорогую машину? Беда в том, что как вы ни постараетесь, не сможете разделить желания на настоящие и нет. Они могут быть справедливыми, полезными, эгоистичными и необъяснимыми, но не ненастоящими. И даже вселенная, которая почему-то должна помогать осуществлению настоящих желаний, не смогла бы заняться классификацией и разобраться.

Но для вас это едва ли будет иметь большое значение, ведь вы не станете судить автора за нелогичность – в конце концов, что приставать к человеку, он же притчу написал. Да и в прошлом легко найти подтверждения «ненастоящим желаниям», раз хоть какие-то положительные последствия неудач в воплощении «ненастоящего желания» можно найти. Так-то: это были моменты, когда вы сворачивали со своего Пути. Если стояли на нем когда-нибудь, конечно.

Точно так же автор рассуждает и о любви. Если что-то не так (вам не отвечают взаимностью, или просят отказаться от вашего, признаться, несколько эгоцентричного желания добиться воплощения сумбурных, с их точки зрения, затей, или просто вам некомфортно станет), смело идите прочь! – это не Ваша Судьба. Ваша Судьба там, где вам поможет и во всем поддержит любимый человек. «Любовь не может помешать следовать Своей Судьбе. Если же так случается, значит, любовь была не истинная, не та, что говорит на Всеобщем Языке». К слову, говорящая на Всеобщем Языке любовь – это не та, что вызрела из отношения к качествам другого, а только неожиданно народившееся чувство к незнакомому человеку. В книге этот человек к тому же сначала не говорил ни слова, а позже показал рукой и словами на юг. «Когда любишь, совершенно не нужно понимать, что происходит, ибо все происходит внутри нас, так что человек вполне способен обернуться ветром» – в общем, все именно так, как вам рассказывали, когда вам было года три, даже если опустить комментарий о ветре.

Верить в высшие силы – нынче бон тон. А с Коэльо делать это очень приятно, потому что он показывает, как Рука предписала всем много хорошего и интересного, нужно только следовать своим настоящим желаниям. Вернее, любым, потому что никто так и не поймет, куда ему следует отнести свое. Чтобы сделать так, как вам предписано, пишет Коэльо, нужно добиваться желаемого любыми средствами, каким бы нелогичным и абсурдным ни казалось вам желание, как бы ни сопротивлялся рассудок. Вы пойдете по своему пути, если сможете получать от жизни все, не теряя при этом того, что уже есть. Плохое будет свидетельствовать либо о том, что вы идете не той дорогой (автор тут ни при чем), либо это – временные невзгоды, испытания на верном пути.

Что получил Сантьяго по окончании своих путешествий? Богатство и сомнительную философскую мудрость, которую, впрочем, читатель все равно не надолго задержит в себе. Вынесет же он несколько идей.

Эта теория совершенно органично делает вывод: «Каждому – свое». То есть для Руки все равны, кем бы они ни оказались и что бы ни делали. Героев не существует, потому что тем, кого мы так называем, так предназначено. Все должны занять свои удобные места, которые им якобы расставила судьба, и наслаждаться собственным удовольствием и значимостью – ведь «каждый человек, чем бы он ни занимался, играет главную роль в истории мира». Свою теорию Коэльо повторяет по много раз во всех своих книгах (написанных, кстати, по тем же законам), просто «Алхимик» был создан именно с целью совсем в кашку разжевать ее для читателей. Почему? Да потому что и «11 минут», и «Вероника решает умереть», и все остальные рассказывают о том, как бы найти наконец удобную позицию человеку, который долго ерзал в кресле, полагая, что это диван. Мария из «11 минут» никак не могла понять, что такое хорошо и надо ли так делать, и не менее долго определялась с выяснением, чего же она в жизни хочет. У Вероники все проходило острее: она поначалу решила, что хорошего не бывает, а кругом расплодилась Горечь, снедающая сердца людей. Таким бесхитростным способом она объясняла недостаток внимания, проявляемого друг к другу в обществе – отчуждение.

Едва ли существует много людей, которые пойдут искать знаки; да знаков они так и не научатся толковать с помощью этой книги. Разве только тот, кто поверит еще и в мистическую составляющую теории. Да и подразумевает ли Коэльо необходимость в этом? Еще раз заметим, что этот текст – притча, поэтому из него следует вынести только главную идею, и не обязательно добавлять к ней все остальные, что там отыскались. Поэтому, закончив книгу и вдохнув полную счастливую грудь воздуха, человек отправится воплощать осевшие в легких идеи.

Кто-нибудь из действительно бедствующих может даже постараться начать борьбу против ситуации; и успеха, конечно, не добьется (ведь держать в уме он будет по-прежнему невнятную цель с абсолютно недействующим руководством по ее достижению). Остальные обычные Маленькие люди без особенных проблем найдут укромное место и убедят себя, что добились его трудами-испытаниями. А человек поувереннее оправдает любые свои действия с помощью этой идеологии. Ведь любые ошибки могут угрожать в худшем случае жизни человека, но никогда возможности обрести «счастье», а тем более душевному покою – нравственными угрызениями. О них вы сможете вообще не вспоминать: ведь отныне на пути к желаемому ошибка – это не сломать кому-нибудь жизнь, а свернуть с пути. Вступайте в клуб просветленных и счастливых. Пополняйте ряды оптимистов. Правда, ничего в вашей жизни так и не изменится, кроме отношения к себе, зато жить будет легче – обывательщина спасет от любых камней на сердце без операции и иных страданий. Ваш «путь», ваша цель – сделать хорошо себе, в вашей же интерпретации.

Возможно, в 88-ом году, когда Коэльо писал эту книгу, он надеялся с ее помощью заставить людей поверить в возможность изменения их бедственного положения путем активных действий. И даже если это в самом деле было так, то увы, став популярным, «Алхимик» не изменил в жизни читателей ничего, кроме их личного мнения о себе. Среди безмолвной серой массы, как оказалось, можно с легкостью насаждать вечнозеленую уверенность, что массе быть серой суждено, и ничего зазорного в этом нет. Кто бы ты ни был, найди свое кресло в огромном зале с пультиками управления (ведь каждый играет главную роль), расположись в нем поудобнее и знай, что остальные ничем не отличаются от тебя. Каждый, пробираясь к своему креслу каким бы то ни было путем – духовного самосовершенствования ли, или расталкиванием локтями конкурентов, – он вполне хороший человек и должен получить свои морковки, причем те, что нужны именно ему, и морковкам соседа завидовать не нужно. Вечнозеленая уверенность на болоте расцветет, и никто больше не должен стыдиться чего-нибудь гадкого в своей жизни и в себе, не должен учить других, как делать нельзя (такого понятия даже существовать теперь не должно!), и станет заботиться о себе и мягкости своего кресла. Да и к чему обращать внимание на прочих? Вперед, к креслу, а все вокруг могут разбираться сами, хоть провалиться, хоть шеи друг другу посворачивать – они не имеют отношения к вашему Пути, следовательно, не должны вас беспокоить и отвлекать.

Коэльо понимает все это прекрасно, но тем не менее продолжает воодушевленно радоваться ростам продаж и небывалым прибылям, рассказывая читателям, что это – его морковки, и все, кто тоже хочет их получить, легко могут узнать у него рецепт из несуществующих препаратов. Можем устроить конкурс на лучшую «притчу» про Коэльо.

«Человека звали Пауло. В 1988 г. он оставил на дороге острый топор. Теперь его подобрали и создали огромное количество копий, так что нынче можно встретить топоры на любом пути. Те, кто не понял, как его использовать, выбросили лезвие, и живут, гордясь топорищем и показывая его всем в метро. А кто понял, в большинстве случаев отрубили ноги – себе или кому-нибудь еще. <…>»

Формально, конечно, в выдумывании идеологии для маленьких [людей] виноват сам автор. Но не он создал людей, которые готовы бежать за разноцветными ярлычками, среди которых есть и «счастье». Он оказался на рынке, и товар у него специфический – билет в «ощущение полного счастья и спокойствия» называется. То ощущение, когда нечего желать, некуда и незачем стремиться. И товар оказался нарасхват – спрос! С одной стороны, условия действительно выматывают и прижимают покупателей билетов, а с другой – что теперь еще простому человечку надо? Быть простым человечком в собственном соку. Или сиропе – это уж как Рука напишет.

Статья опубликована в №3/4 журнала «Скепсис»

По этой теме читайте также:

Имя
Email
Отзыв
 
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
Дружественный проект «Спільне»
Сборник трудов шаламовской конференции
Книга Терри Иглтона «Теория литературы. Введение»
 
 
Кто нужен «Скепсису»?