Рецензия на книгу Сьюзан Джордж «Доклад Лугано. О сохранении капитализма в
XXI веке». - Екатеринбург: Ультра.Культура, 2005. - 304 с.
«Доклад Лугано» стал первой книгой Сьюзан Джордж, переведенной на русский язык.
Возможность познакомиться с этой работой появилась у
российского читателя спустя шесть лет после ее первого издания в 1999
году. С тех пор книга успела встать в ряд «культовых» европейских книг
по проблемам глобализированного мира и была переведена на 16 языков. В
России автора многочисленных книг и публикаций, посвященных экономике
стран «третьего мира» и глобализации, знают благодаря ее политической
деятельности: Сьюзан Джордж является вице-президентом ATTAC Франции
(одной из ключевых организаций всемирного антиглобалистского движения,
борющейся за введение международного налога на финансовые сделки) и
принимает участие во Всемирном Социальном Форуме, организованном в
противовес ежегодно проводимому неолиберальными силами Всемирному
Экономическому Форуму. Весной 2005 года Джордж стала одним из инициаторов и
лидеров движения «NON» во Франции, выступавшего против принятия
евроконституции и в итоге добившегося своего: более 55% французов не
поддержали проект конституции Европейского Союза.
Российская презентация книги в ноябре 2005 года проходила при
непосредственном участии самого автора, которая в интервью
прокомментировала не только свою политическую и научную деятельность,
но и отметила принципиальную верность выводов «Доклада», подтвержденную
последними мировыми событиями.
Несмотря на то, что книги Сьюзан Джордж в основном посвящены проблемам
глобализированной рыночной экономики в современном мире, сама она настаивает
на том, что не имеет научных степеней в экономической науке, не является
экономистом, и называет себя «political scientist» или «political economist»,
что, по ее выражению, более всего соответствует месту, занимаемому ею в
науке и политике.
Можно ли назвать «Доклад Лугано» системным экономическим исследованием?
Безусловно можно – объект исследования обязывает. Но этого мало. Книга эта –
прежде всего документ, памятник эпохи глобализации – написана в жанре
«factual fiction», предполагающем некую литературную мистификацию. Откуда
же берется момент мистификации? Сьюзан Джордж называет свою книгу «factual
fiction» не из-за погони за популярным каламбуром или сенсацией, в этом
обозначении есть вполне запланированный момент раскрытия логики действия
«Доклада»: в современном мире могут найтись (нашлись?) заинтересованные в
благополучии системы рыночной экономики «Стороны-Заказчики» и те, кому
будет заказано критическое исследование положения и перспектив рыночной
экономики «без прикрас» - «Рабочая Группа». Книга Сьюзан Джордж написана
в форме доклада Рабочей Группы (группы специалистов в разных научных
областях, состоящей из людей, которых Сьюзан Джордж назвала «policy
intellectuals») для совершенно непрозрачной и недосягаемой группы
Сторон-Заказчиков. Что же, кроме «беспристрастного подхода» и системного
изложения фактического материала, могут предложить policy intellectuals
своим заказчикам? - Лишь стратегию дальнейшего бескризисного существования
системы: это, конечно, не New World Order (хотя бы потому, что методы стары
как сама система), но все же до боли знакомая картина...
Разумеется, ни для Рабочей Группы, ни тем более для Сторон-Заказчиков
вопрос о возможности альтернативы глобализированной рыночной экономике не
ставится, цель и так ясна: предусмотрев все возможные сценарии поведения
свободного рынка, исключить его альтернативы. Вопрос лишь в средствах
достижения этой цели.
Сьюзан Джордж исходит из того, что экономическая система не охватывает
природу как подсистему, а, напротив, включена в нее: невозможно полностью
поставить природу на службу производству, не ожидая крупномасштабного кризиса
как в экономической системе, так и в «неисчерпаемой» системе природы. Но
заставить экономическую систему функционировать по намеченному плану, не
ожидая кризиса, можно: стоит только преодолеть то, что нельзя полностью
контролировать: рост населения стран «третьего мира» вместе с
его растущими социальными запросами. Главное – избрать наиболее
эффективные стратегии сокращения населения. Здесь речь не идет о геноциде
в его «старых» и уже неприемлемых формах: XXI век должен привнести в историю
не просто новые технологии урезания демографического роста, но
систематическую и непрозрачную политику транснациональных
корпораций, направленную на уничтожение населения в масштабах,
адекватных увеличению его численности.
«Необходимость не знает законов» - вот что отныне должно стать
девизом власти и деятельности ТНК, вот где путь к рациональному
поведению системы и избавление от ига индивидуальных и краткосрочных выгод и
интересов отдельных участников транснационального процесса, процесса
глобализации.
Либеральная идеология имеет в себе зияющую брешь: нельзя полагаться
на свободный саморегулирующийся рынок, на его «невидимую руку»:
«''невидимая рука'' даст по морде тем, кто столь слепо ей доверился»
(стр. 54). Необходимо либо изменить систему, либо ждать ее неминуемого
обвала, последующего за непредсказуемым поведением, «безумством» рынка.
У системы есть выбор, но она должна подчиниться необходимости. Вот
вывод, к которому приходит Рабочая Группа в ходе своего детального
исследования, и мы уж никак не можем усомниться в их пристрастности
или попытке подтасовки фактов – ведь за критикой современного
состояния рынка стоят интересы его долгосрочного существования.
Более того, эмпирический материал, столь тщательно проанализированный
членами Рабочей Группы, за прошедшие с момента появления английского
издания книги долгие семь лет стал притчей во языцех и уже мало у кого
может вызвать удивление – неолиберальные реформы ускоряют свой шаг...
Более того, пускаясь в длительные разъяснения механизмов функционирования
рыночной экономики и политики ТНК, мы проявим в отношении возможных
читателей «Доклада Лугано» недопустимую жестокость, лишив их удовольствия
получить критическое исследование современной капиталистической системы из
первых рук – из рук идеологов ее «устойчивого развития».
Но критической оценки апологии «саморегулирующегося» рынка недостаточно:
Сьюзан Джордж становится перед необходимостью поставить под вопрос и сами
выводы, сделанные из очевидных и – как кажется – безальтернативных посылок
Доклада.
Большая часть Доклада посвящена статистическим исследованиям
демографических процессов в современном обществе, расколотом «свободным»
рынком на две неравные части: «треть причастных, две трети непричастных»,
«мир первый» и «мир третий», «цивилизацию» и «варварство», «Север» и «Юг».
Рабочая Группа дает единственный возможный сценарий «сохранения
капитализма в XXI веке»: «Нужно будет приложить усилия и к увеличению
смертности и к сокращению рождаемости, причем в пропорциях, которые будут
меняться в зависимости от времени и обстоятельств» (стр. 111). Иного для
«саморегулирующегося свободного рынка» не дано: Рабочая Группа прекрасно
знает своего «классового» врага в лицо – это страны «третьего мира»,
в которых темпы роста численности населения обратно пропорциональны
национальному богатству и прямо пропорциональны росту внешнего долга:
«Характер распределения доходов является ключевым критерием для
благосостояния системы в долгосрочной перспективе» (стр. 22).
«Вслед за либерализацией и дерегуляцией улучшают свое положение
верхние 20%. И чем ближе они к вершине, тем больше они приобретают.
Тот же самый закон с точностью до наоборот приложим к остающимся 80%:
все они что-то теряют; тот, кто был изначально более бедным,
пропорционально теряет больше всех» (стр. 22 – 23). Причем стоимость
ценных бумаг возрастает именно тогда, когда компания объявляет о крупном
сокращении штатов.
В книге масса примеров функционирования логики экономической
непричастности. Но вы не встретите в «Докладе Лугано» понятий
«класс», «классовый интерес», «классовая борьба», «социализм»,
«революция» - и это отнюдь не следствие нелюбви Сьюзан Джордж к
старой доброй марксистской терминологии, это просто иная
логика представления альтернатив глобализированному свободному
рынку, подробное изложение которой дается Сьюзан Джордж в «Приложении»
к «Докладу». При этом на страницах самого Доклада вы постоянно будете
наталкиваться на однозначный вердикт в отношении рациональности
существования общественного класса (именно класса, и никак иначе –
как бы мы его ни назвали – «непричастными» или, если угодно,
«эксплуатируемым классом»), численность которого растет столь
быстро, что даже сама его эксплуатация становится день ото дня
слишком рискованным предприятием. Именно поэтому Рабочая Группа осознает
реальность существования у «непричастных» общих интересов и
предлагает использовать – как идеологически, так и вполне «материально» -
политику идентичностей как единственно возможную панацею от
интернационализма: «Часть идеологически-этического наступления...
должна быть посвящена тому, чтобы оказывать материальную и моральную
поддержку наиболее ярким и агрессивным выразителям сексуальной, расовой,
религиозной и этнической исключительности» (стр. 128). И здесь же:
«шумные протесты должны очень скоро превратиться в оглушительную какофонию,
так что за гвалтом невозможно будет расслышать никакого другого призыва к
оружию. Целью здесь является усиление фрагментации, подчеркивание разногласий
одних с другими и учреждения множества гетто»...
И вот здесь нам следует серьезно задаться вопросом, который ставит перед
своими читателями Сьюзан Джордж в «Приложении»: «Если принять предпосылки,
то могут ли выводы быть иными? (стр. 258). Для идеологов рыночной
экономики выводы однозначны, и мы уже убедились в их «здравости» и тем
более рациональности – они ставят цель, вполне сообразную серьезности и
очевидности «угрозы снизу». Очевидно, что не только предлагаемые альтернативы
должны соответствовать наличным данным, предпосылкам, но и сама оценка этих
предпосылок должна быть адекватной возможностям системы, которую мы
анализируем. Оценка работы системы с позиции «мудрецов из Лугано», данная
Сьюзан Джордж, – это вполне здравый взгляд на будущие перспективы,
и мы знаем, что его «материализация» не заставила себя долго ждать.
Но что же в таком случае предлагает сама Сьюзан Джордж как альтернативу
свободной рыночной экономике, порождающей столь грандиозные социальные
«волнения» и грозящей обвалом, если не прибегнуть к политическим стратегиям,
описанным Рабочей Группой? «Проблема состоит не в том, чтобы убедить тех, кто
стоит на пути к этим целям, что их политика ошибочна, а в том,
чтобы обрести власть (стр. 275), – пишет Сьюзан Джордж. –
Бесполезно просить у ТНК, чтобы они приносили чуть-чуть меньше вреда
– нам необходимо выступить против того, чем они являются»
(стр. 276). Действительно, метод убеждения власти – это труд Рабочей
Группы, но каким же образом можно заставить ТНК и свободный рынок стать
тем, чем они не являются? Как какие-либо изменения могут идти снизу? И
главное – от кого? Напрашивается ответ о «непричастных» - уж кто-кто, а
они-то именно и заинтересованы в разрушении господствующей экономической
системы. Но нет, Сьюзан Джордж, говоря об интересах «третьего мира», подобно
Рабочей Группе говорит прежде всего о роли «первого мира» в этом процессе.
В «Приложении» Сьюзан Джордж пишет об «изобретении международной демократии.
Альтернативой являются тоталитаризм и решение, предлагаемое «мудрецами из
Лугано»; выбирать предстоит между их правилами и нашими» (стр. 276). И далее:
«Я также уверена, что мир будет двигаться именно по направлению,
начертанному «мудрецами из Лугано», если только немедленно не будет
предпринята радикальная перестройка как внутри отдельных государств,
так и в отношениях между ними. Цель этой книги – причинить беспокойство
успокоенным, но, увы, не принести существенное утешение обеспокоенным»
(стр. 292).
Для Рабочей Группы демократия – вопрос, решенный в форме идеологемы:
«Свободный рынок есть предпосылка демократии, демократия есть предпосылка
стабильности и мира, которые, в свою очередь, являются предпосылками
дальнейшего процветания бизнеса» (стр. 262). Современные рыночные условия
таковы, что «глобализованный рынок, таким образом, должен определять почти
все отношения между индивидуумом и обществом. Поскольку государство не
может сильно повлиять на общество – и ему не следовало бы этого делать,
даже если бы оно могло, - то демократия уже не столь важна, как раньше. Она
может создавать декоративный фасад, но демократию необходимо держать под
контролем (или постоянно свертывать)» ( стр. 263). И если для Рабочей
Группы демократия может окупаться только в форме работающей на интересы
ТНК идеологии, то Сьюзан Джордж видит в ней реальный механизм контроля над
глобализированным рынком с помощью создания альтернативы
– тоже рыночной: «Чем больше форм экономической деятельности можно
забрать себе и вывести из транснациональной орбиты, тем лучше» (стр. 278).
Вопрос лишь в том, насколько «третий мир» живет по законам рыночной
экономики, то есть насколько он подчиняется той же необходимости, которая
«не знает законов», и насколько он вообще знаком со «свободой выбора»,
ставшей в постмодернистском мире такой же идеологемой, как и демократия,
право на труд и другие социальные «права». «Для индивидуума все сводится
к выбору между условиями третьего мира и отсутствием работы» (стр. 266),
– пишет сама Сьюзан Джордж. Вообще сама идея «свободы выбора» в отношении
экономической модели ближе к идее классовой борьбы, нежели
«построению гражданского общества» и тому подобным конструктам по модели
«the Welfare State».
Что же такое «международная демократия», если взглянуть на нее глазами
«третьего мира»? Какой «другой» рынок она может предложить обществу
потребления, в которое посредством идеологии потребления включаются и
страны «третьего мира» (стр. 86)? И здесь ответ неоднозначен –
действительно, организации, подобные ВТО, вводят «принудительные
транснациональные правила для частного корпоративного инвестирования,
заменяющие собой национальные законы» (стр. 123), а приватизация
социального сектора укрепляет социальные «достижения» на ниве либеральных
реформ... В этом мы не можем не согласиться со словами Сьюзан Джордж. Но
странным кажется изобретать в XXI веке новый «общественный договор» и
эксплицировать из построения «гражданского общества» и «международной
демократии» другие рыночные отношения в международных масштабах.
Сьюзан Джордж не отождествляет «рынок» с «капитализмом»: «''Рынки''
и капитализм не идентичны друг другу: рынки могут существовать и существуют
без капитализма (хотя обратное неверно)» (стр. 85), – и видит возможность
баланса между рынком и обществом на основе формирования «гражданского
общества», способного отстаивать свои экономические и социальные интересы,
регулируя налогообложение сделок ТНК – также на транснациональном
уровне.[1]
Если не отождествлять рыночную экономику и
капиталистические отношения, то каким должен стать этот «новый»
рынок? Автор «Доклада Лугано» открыто говорит о том, что так как
мы не имеем возможность прекратить существование ВТО и подобных ей
организаций, то необходимо нажать на систему там, где мы вообще видим
возможность каких-либо
изменений. [2]
Возможно ли тогда говорить о
«новом» рынке в существующей капиталистической системе, не
исключающей, впрочем, идею всеобщего благосостояния?
Более того, эти «новые» рыночные отношения с помощью экономического
принуждения и контроля над ТНК – который, как пишет Сьюзан Джордж,
возможен даже с помощью потребления (стр. 280) - возможны лишь
в странах «первого мира», - точно так же, как сама политика потребления
и формирования спроса и предложения (и об этой экономической «ущемленности»
стран «третьего мира» в отношении политики спроса и предложения пишет сама
Сьюзан Джордж).
Страны «третьего мира» остаются не у дел? - Автор «Доклада Лугано» не
дает нам ответа на этот вопрос.
И если в самом «Докладе» Сьюзан Джордж говорит об идеологии «свободы
выбора» для стран «третьего мира» как об одной из методик действия для
Сторон-Заказчиков, то в «Приложении» к «Докладу» она отстаивает интересы
«третьего мира» под знаменами той же самой идеологемы... Разумеется,
отстаивая интересы «непричастных», Сьюзан Джордж говорит не о сложении
ответственности с «первого мира», а, напротив, о его самоорганизации и
организации процесса, альтернативного глобализации рыночной экономики.
Но похоже, что «третий мир» в этом процессе не должен и не сможет сыграть
первую роль. Ему вообще не придется выбирать – роль статиста ролью не
назовешь...
Доклад о сохранении капитализма в XXI веке заканчивается словами:
«И уж конечно, вы не выберете мир, подчиняющийся логике «Доклада Лугано».
Выбор есть».
Прочесть книгу Сьюзан Джордж – насущная необходимость для каждого более
или менее просвещенного читателя, тем более что это чтение, благодаря
систематизированности материала и простоте изложения, по силам каждому.
А вот что касается хваленой свободы выбора, то остается только надеяться,
что в XXI веке она выйдет из программных документов эпохи глобальной
рыночной экономики на улицы и площади больших и малых городов.
2006 г.
По этой теме читайте также: