Нервное состояние, в которое после письма нобелевских лауреатов и академиков РАН впали представители т.н. православной общественности да и некоторые деятели церкви, показывает, что прошедшие двадцать лет для церковников и клерикалов явно не прошли даром. Они вполне в пространстве «свободы совести и вероисповедания», причем освоились настолько, что любую вполне робкую реакцию на их ползучее проникновение во все сферы жизни уже воспринимают как «возрождение воинствующего атеизма». Собственно говоря, их настойчивое проникновение во все поры общества при их неумеренной активности и постоянном попустительстве и заигрывании с ними власти, по сути, уже поставило под вопрос сам светский характер государства и постулат об отделении церкви от государства, конституционное положение не только о праве исповедовать любую религию, но и не исповедовать никакой.
Церковники всюду: они на телевидении и радио, они в воинских частях, они в больницах, они освящают школы, включая кабинеты естественнонаучной направленности (химии и физики), они благословляют космонавтов перед полетом и спортсменов перед соревнованиями.
Кстати, уж последнее вызывает особое недоумение: очевидно, благословляя олимпийскую сборную, они как-то забыли, что более полутора тысячелетий Олимпийские игры были ими запрещены. Причем были запрещены не какими-нибудь неблагонадежными католиками или протестантами, а абсолютно православной греческой церковью, а потом и русской. А уж коли взялись благословлять спортсменов, надо нести ответственность за результат, а то наши «освященные» сборные сразу стали привозить медалей меньше, чем в проклинаемые богоборческие времена.
Чего, собственно, хотят сегодня церковники и пресловутая православная общественность и что вызывает явное раздражение сохранивших здравый смысл и достоинство членов общества?
Они хотят ввести в школах богословие, которое лукаво именуют основами православной культуры. А с какой стати? Они говорят, что в стране большинство – православные. Во-первых, более чем спорно, но об этом позже. Во-вторых: ну предположим. Но даже в этом случае, с одной стороны, есть и меньшинство, а с другой – кто сказал, что те школьники, которым будет преподаваться это лукаво замаскированное богословие, хотят его изучать? Точнее, что в своем возрасте они являются сознательными православными? Все первые убежденные атеисты вышли из вполне православных (католических, протестантских и пр.) семей.
Церковь считает изучение этих дисциплин полезным – пусть организует и расширяет сеть воскресных школ.
Кто захочет, чьи родители захотят – придут в эти школы и будут учить. И рассказывать, если там будет интересно, сверстникам, как это здорово, и тогда и те пойдут туда. Только представляется, что не пойдут. И церковники это знают, понимают и боятся. Потому что не может нормальный, современный и грамотный человек верить в то, что человек был создан Господом на седьмой день творения, и церковники сами понимают, что это не так, и пытаются оговорить множеством трактовок. Кстати, если учить основы православной культуры – почему не учить основы советской культуры? Ведь «советских» по рождению, духу, культуре у нас никак не меньше, чем «православных». А заодно – основы социалистической культуры и основы атеизма, можно основы атеистической культуры. Можно основы пролетарской культуры.
Кстати, преподавателям кто платить будет? Государство? Из налогов, взимаемых и с тех, кого этот предмет не интересует? Церковь? Ради бога – в свободное от учебы время и не в государственных помещениях.
Это как с капелланами. Их церковники тоже хотят ввести в армии. И даже убедительно обосновывают: ну неблагополучно в армии – внеуставные отношения, дедовщина, издевательства… Вот придут полковые священники – и жизнь наладится. Положим, офицеры-воспитатели и так есть, а жизнь не налаживается. Но понять заботу церковников можно. Только о чем? О психологической и нравственной атмосфере в армии? Так призовите православных идти служить на срочную службу и исправлять положение в армии, направьте туда выпускников семинарий – рядовыми, на срочную службу – и пусть несут слово Божье. Наконец, отмобилизуйте священников – и в высшие военные училища. Пусть подготовленные из «православной общественности» офицеры несут в полки заповеди Божьи. Почему нет?
Потому что полковые священники – это вам не верующие с лопатой или баранкой в руках. Это погоны, офицерские должности, соответствующие оклады – и власть.
И возможность в тот или иной момент решать, служит целям церкви приказ данного командира или нет, надо выйти на защиту существующей власти или надо повернуть штыки против нее. И подчиняться эти офицеры будут не верховному главнокомандующему, а патриарху.
Кстати, на тему о «поголовном православии». По данным прошлогоднего опроса ВЦИОМ (пресс-выпуск от 24 августа 2006 года), во-первых, собственно верующих, которые хотя бы пытаются соблюдать обряды, у нас всего 22% граждан. И на вопрос, нужны ли в армии капелланы, твердо «да» отвечают лишь 23%. Еще церковь хочет в перечень научных специальностей ввести теологию. А вот зачем? Есть церковные университеты и академии. Они могут вводить ее там и изучать – сколько угодно. Присваивать звания, степени, выдавать дипломы. Нет, церковь хочет, чтобы все это было записано в государственных стандартах и признано государством.
Но ведь церковь-то отделена от государства. При этом она претендует на то, чтобы давать светской власти моральную оценку. То есть она претендует, что она выше государства и ведет себя не «по-православному», а вполне «по-католически». И, если она выше, что значат для нее какие-то государственные аттестаты и дипломы?
Ведь если церковь – моральный судия и моральный авторитет, не удостоверяется такой статус государственной печатью…
А все дело в том, что государственная ученая степень – это государственная доплата за нее. Наличие этой степени – это до сих пор определенная льгота по оплате жилья. Это возможность иметь в духовной академии свой ученый совет и приходить с выданным им дипломом в государственный вуз с требованием получить государственную должность. Кстати, если уж вводить специальность теология, почему не вернуть специальность научный атеизм? А заодно научный коммунизм? Куда Зюганов смотрит?
На самом деле во всех этих случаях церковь, которая и так, признаем прямо, материально не бедствует, ведет борьбу не за души прихожан и даже не только за власть и влияние, а самым примитивным способом за ставки и оклады от государства для своих служителей.
Завтра она потребует приравнять своих служителей к госслужбе с соответствующим социальным пакетом, окладом из бюджета и государственной пенсией соответствующего уровня.
И все это прикрывается разговорами о том, что Россия – православная страна (была когда-то) и в ней сегодня живет большинство православных. И здесь есть основа для отдельного анализа.
Действительно, по апрельскому опросу ФОМ, 60% граждан называют себя православными, а 29% – неверующими.
Но вот только на вопрос, соблюдали ли вы Великий пост, в апреле этого года ответили утвердительно всего 8% граждан. Конечно, церковникам виднее, что это у них за «православные» такие, которые пост не соблюдают, и пусть «ихний Синод с их моральным обликом разбирается». Но до сих пор считалось, что соблюдение (хотя бы в той или иной форме) Великого поста – это такая вещь, без которой нет даже попытки не называть себя православным, а быть таковым по собственному душевному состоянию.
Великий пост – он не партсобрание, не некая внешняя обязанность, это внутренняя потребность души православного, акт торжества его духа над плотью.
А вот если посмотреть еще поближе, то и совсем интересные вещи даже среди этих 8% обнаруживаются. И недаром, как уже упоминалось, по зимним опросам Левада-центра, лишь 22% граждан однозначно признают себя православными. Напомним, что, если уж на то пошло, по вышеприведенным данным, неверующих у нас насчитывается 29% человек, то есть заметно больше тех, кто «пишет себя» верующими, а пост не соблюдают 91% человек. То есть не испытывает потребности в подтверждении своего «православия» в 11 раз больше народа, чем испытывает.
Так что, с какой стати надо насиловать большинство, вводя в школах богословие (основы православной культуры), ученые звания теологов и полковых священников, абсолютно неясно.
А вот истерическая реакции «православной общественности» вполне ясна. За 15–20 лет вседозволенности, которая была прикрыта словами о «свободе вероисповедания», эта «общественность» так привыкла к тому, что люди, не желая обижать реально верующих, молча проходят мимо их нарастающей экспансии в обществе, что они успели почувствовать себя полными хозяевами в доме, который им не принадлежит и в котором они лишь одни из проживающих.
7 августа 2007 года
По этой теме читайте
также: