Во второй половине марта 1974 года в здании «Диполи» в Хельсинки прошел Первый Международный общественный трибунал над чилийской хунтой — первая сессия Международной комиссии по расследованию преступлений хунты. Эта комиссия была создана в соответствии с решением состоявшейся в сентябре 1973 года в Хельсинки Международной конференции солидарности с народом Чили.
Для участия в работе Международной комиссии инициативный подготовительный комитет во главе с министром просвещения Финляндии Ульфом Сундквистом пригласил видных юристов, парламентариев, ученых, общественных деятелей со всех континентов Земли. Международная комиссия, избранная в составе свыше 50 человек, включает граждан около 30 стран. И хотя члены Международной комиссии действуют в качестве лиц, не выступающих от каких-либо организаций или государств, тем не менее они представляют самую широкую мировую общественность. Эти люди, выходцы из разных социальных слоев, придерживаются разных политических убеждений и религиозных воззрений. По многим вопросам современности они по-разному смотрят на мир. Но по своему отношению к фашизму эти люди стоят на одной платформе: они ненавидят его и считают борьбу с ним святой обязанностью каждого честного человека, где бы он ни жил.
Совесть человечества не может смириться со злодеяниями духовных преемников гитлеровского фашизма. Произвол чилийской военной хунты, преследования демократов, творимые ею бесчинства и беззакония являются грубейшим нарушением Устава Организации Объединенных Наций, Всеобщей декларации прав человека, международных пактов о правах человека, принятых ООН.
Вот почему в зале «Диполи» в едином стремлении помочь борьбе чилийского народа против преступной военной хунты работали в числе членов Международной комиссии генеральный секретарь Социалистической партии Португалии Мариу Соареш и известный американский юрист Стэнли Фолкнер, генеральный секретарь Международного комитета бывших узников гитлеровских концлагерей австриец Генрих Дюэрмайер и председатель Верховного суда Демократической Республики Вьетнам Фам Ван Бать, видный деятель Лейбористской партии Австралии сенатор Джордж Джарджиз и председатель Алжирской коллегии адвокатов Амар Бентуми, секретарь ВЦСПС, председатель Советского комитета солидарности с чилийскими демократами С. А. Шалаев и бельгийский каноник Раймон Гоор, президент Международной организации женщин-юристов француженка Ивон Тольман и венесуэльский сенатор Луис Бельтран Прието Фигероа, генеральный секретарь Всемирного Совета Мира индиец Ромеш Чандра и испанская герцогиня Луиса Исабель Альварес де Толедо, известный шведский адвокат социал-демократ Ханс Еран Франк и вице-президент Союза юристов Германской Демократической Республики профессор Фридрих Карл Кауль и многие другие.
В работе первой сессии Международной комиссии приняли участие руководящие деятели левых политических партий Чили, в том числе левого крыла христианско-демократической партии. В работе сессии участвовала вдова убитого хунтой президента Чили Ортенсия Бусси де Альенде и его младшая дочь Исабель.
В качестве свидетелей для дачи показаний перед членами Международной комиссии в Хельсинки прибыли чилийцы и граждане ряда других государств — очевидцы и жертвы фашистского террора чилийской хунты.
Повестка дня первой сессии Международной комиссии по расследованию преступлений чилийской военной хунты включала три следующих вопроса:
- нарушение основных прав человека (убийства, пытки, массовые политические и социально-экономические преследования);
- проблема чилийских политических заключенных и политических беженцев и их семей;
- заговор, включая иностранное вмешательство, против народа и законного правительства Чили.
Члены комиссии выслушали доклады авторитетных юристов, выступавших по каждому пункту повестки дня, мнения экспертов, показания свидетелей, просмотрели тысячи кадров кинохроники, фотографии, анализировали многочисленные письменные документы и свидетельства, чтобы нарисовать объективную картину преступлений военной хунты и представить эту картину миру.
Невозможно переоценить значение работы Международной комиссии в общем движении: международной солидарности с народом Чили. Она стала одним из духовных центров этого движения. Комиссия будет и в дальнейшем принимать меры для получения новых данных о преступлениях, совершенных и совершаемых военной хунтой, чтобы неотложным образом распространять во всем мире документальные доказательства и другие материалы, рассказывающие о положении в Чили.
Оставить преступления безнаказанными — значит попустительствовать им
Из выступления Ульфа Сундквиста,
министра просвещения Финляндии, председателя
подготовительного комитета Международной комиссии
по расследованию преступлений чилийской военной
хунты
Несмотря на значительные успехи в ослаблении международной напряженности и достижении мира во всем мире, в международной жизни за последнее время произошли события, внушающие серьезные опасения.
В своей недавней речи в Нью-Йорке президент Финляндии Урхо Кекконен сказал о необходимости обратить внимание на возрождение фашизма в некоторых странах. Говоря о трагических событиях в Чили, президент Кекконен резко осудил их: «Демократия и гражданские свободы в Чили потоплены в крови, что вызвало возмущение во всем мире». Беспокойство в связи с событиями в Чили выразили руководители других стран, священнослужители, включая папу римского, политические деятели различных убеждений.
Можно с уверенностью сказать, что единство, возникшее в связи с событиями в Чили, — одно из самых широких в истории нашего века.
Это единство исходит из сознания того, что сегодня фашисты попирают человеческое достоинство в Чили. Оставить эти преступления безнаказанными — значит попустительствовать им.
Народы мира требуют, чтобы все происходящее в Чили стало широко известным. Поэтому они настаивают на создании комиссии, состоящей из лиц, обладающих высокими моральными качествами и известных всему миру. Цель комиссии — провести расследование и сообщить правду о положении в Чили.
Трудно поверить, что подобная жестокость может существовать
в наше время
Из выступления премьер-министра Финляндии Калеви Сорса
Борьба за более справедливый порядок в мире может быть успешной только в том случае, если мы выразим солидарность тем, кто борется за свои права.
Здесь нужна солидарность со стороны отдельных граждан, массовых движений и правительств.
В мировой истории бывают моменты, когда судьба одной страны привлекает внимание всего мира. Мы в Финляндии с большим интересом следили за событиями в Чили, особенно после прихода к власти правительства президента Сальвадора Альенде. Перед правительством Народного единства стояли огромные проблемы, но за три года оно смогло осуществить глубокие реформы, которые породили большие надежды относительно возможностей демократического развития Латинской Америки.
11 сентября прошлого года чилийская демократия была уничтожена и в стране установлена военная диктатура. Все еще трудно поверить, что подобная жестокость может существовать в наше время. Президента, избранного демократическим путем, убили, убили, как тысячи других людей. Демократия и гражданские свободы, невзирая на возмущение мировой общественности, были раздавлены военным сапогом, как сказал президент нашей республики доктор Урхо Кекконен.
Это хорошо, что дана полная картина событий в Чили, которая станет известна во всем мире. Желая ycпехов работе этой представительной комиссии, я бы хотел подчеркнуть, что для укрепления солидарности с народом Чили нужны настойчивость и упорство. В соответствии с принципами ООН международная общественность несет ответственность за сохранение основных прав человека.
Чили — это открытая рана на теле мира
из выступления Ортенсии Бусси де Альенде,
вдовы убитого хунтой президента Чили
Сальвадора Альенде
За шесть месяцев диктаторского правления военная фашистская хунта уничтожила все свободы, совершила ужасные преступления против Чили и против человечества и продолжает совершать. В стране царит беззаконие. Состояние «внутренней войны» продлено еще на шесть месяцев. Военная хунта с бесстыдством, свойственным фашизму, цинично призналась в этом.
Генерал Пиночет открыто признал существование заговора путчистов против конституционного правительства, заговора, готовившегося длительное время. Передо мной сообщение испанского информационного агентства ЭФЭ, которое я хотела бы зачитать вам. Оно гласит: «Сантьяго де Чили, 13 марта. Генерал Аугусто Пиночет Угарте, президент военной хунты, заявил в специальном интервью еженедельнику «Эрсилья», что уже в апреле 1972 года армия была поставлена в известность о создании непреодолимых трудностей для государственной власти и что 28 мая 1973 года оборонительные планы армии были заменены планами оборонительно-наступательными, которые тщательно скрывались». Это дословное заявление Пиночета — прямое признание существования заговора. Далее в сообщении говорится: «Заявление Пиночета чрезвычайно важно, так как в нем офицер вооруженных сил прямо говорит о том, что армия подготавливала свержение конституционного правительства задолго до того, как этим занялись политические круги. Военный переворот был закодирован под названием «план Рассвет», а план захвата коммуникаций — под названием «план Тишина». Генерал рассказал, что он поручил военному училищу подготовить разработку операции и принять необходимые меры для того, чтобы о плане не узнали те, кто не должен о нем знать. Операция именовалась «Оценка состояния внутренней безопасности чилийской армии» и была замаскирована под военную игру. Генерал Пиночет указал, что операция прошла успешно благодаря обстановке строжайшей секретности, окружавшей ее. «До 10 сентября я никому ни о чем не говорил. 10 сентября я провел совещание с высшим командным составом и в тот же день под присягой поставил задачу. Я работал до позднего вечера, как всегда, я попросил купить для жены пирожных, так как на следующий день у нее была встреча с несколькими дамами. Пирожные были куплены, я послал оплатить их, как если бы все шло нормально...»
Надо ли продолжать! Это еще один документ к обвинительному акту, который человечество вынесло против палачей Чили. Но откровенное признание господина Пиночета имеет также и другую сторону. Представители военной хунты патетически заявляли, что они приняли решение действовать только в конце августа, после того, как узнали о якобы существующем «плане Z», то есть о страшном заговоре, который, по их словам, подготовили левые силы для уничтожения военной верхушки. «План Z» никогда не существовал. Пиночет подтвердил это, что не мешает, однако, военным трибуналам приговаривать патриотов, гражданских и военных, под предлогом их причастности к мифическому «плану Z».
Однако и это не все, это всего лишь видимая часть, фрагменты правды о Чили, известные в той или иной мере международной печати. Но есть чудовищная правда, скрытая за стенами тюрем, казарм, полицейских участков, стадионов, где упражняются в «спорте» под названием «пытка». Еще предстоит узнать окончательную статистику убитых и задержанных, статистику концлагерей и транспортных судов-тюрем, статистику преступлений, безнаказанно совершенных против невинных, безоружных жертв на берегах рек, в полях и даже в больницах. Хунта боится этой правды, как самой смерти. Потому что эта правда — ее смерть. Но напрасно она старается скрыть, задушить правду. Народы, все человечество, пережившие достаточно трагедий, без труда сумеют увидеть истину. С каждым днем становится все больше людей, которые не боятся открыто обличать преступления и преступников.
Значение Международной комиссии по расследованию преступлений чилийской военной хунты против Чили и всего человечества поистине огромно. Мы знаем, что первая сессия комиссии не сможет — да она и не ставит перед собой такой задачи — составить полный список злодеяний или дать исчерпывающую картину режима, который за шесть месяцев пребывания у власти зашел столь же далеко, как фашизм в своих самых худших проявлениях. Но беспристрастное рассмотрение фактов, юридический анализ бесправия, которое царит ныне в Чили, выдающимися представителями мировой общественности позволят обнажить эту правду до конца, чего так страшится хунта.
Если довести эту правду до мирового общественного мнения, то это поможет остановить руку палачей, открыть двери тюрем, покончить с концлагерями.
Расследование должно также позволить детально ознакомиться с механизмом иностранного вмешательства, действиями международных монополий и разведывательных служб, способных на проведение геноцида во имя определенных интересов. Антинациональная экономическая политика со всей очевидностью доказала, что военная хунта полностью находится на службе американского империализма и местной олигархии.
Пусть эти факты послужат суровым предупреждением всем народам, и в особенности развивающимся странам.
Чили в огромном долгу перед народами всего мира, многими правительствами, демократической общественностью самых различных политических и религиозных направлений, которые приняли глубоко к сердцу нашу трагедию. Мы уверены, что проявление массовой солидарности дает свои результаты, что эта солидарность сегодня помогает спасать жизнь, а завтра остановит кровавую бойню, развязанную генералами-предателями.
Мы понимаем, что мировая демократическая общественность восприняла трагедию Чили как свою собственную. Чили не одинока.
Глубокое и всестороннее знание фактов будет способствовать освобождению узников острова Досон, проклятого места, которое еще в прошлом веке Чарлз Дарвин окрестил как «остров смерти». Тяжело больным был перевезен с острова Досон в казармы «Такна» в Сантьяго министр иностранных дел Клодомиро Альмейда. Здоровье его подорвано. Луис Корвалан и многие другие продолжают находиться на острове Досон. Мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы вызволить их оттуда, пока не настала суровая южная зима. Нужно добиться закрытия этого концлагеря, являющегося позором для человечества. Я добавлю всего лишь одну деталь: сенатор Уго Миранда, один из руководителей Радикальной партии, узник острова Досон, является официальным представителем Комиссии ООН по делам беженцев.
Список жертв бесконечен. В нем фигурируют и женщины моей отчизны, страдающие от гнусных, отвратительных издевательств. Например, Лусиа Нейра, вдова убитого заместителя генерального секретаря правительства Арсенио Поупина, приговорена к 20 годам заключения и содержится в женской исправительной тюрьме. Вместе с ней находится Инес Фигероа, работавшая в Чилийском университете, выдающаяся представительница интеллигенции. Жены министров, заключенных на острове Досон, длительное время находились под домашним арестом. Хунта преследует женщин – членов парламента при правительстве Народного единства. Арестована депутат Аманда Альтамирано. Гладис Марин, Хулиета Кампусано, Кармен Ласо, Мирейя Бальтра находятся в иностранных посольствах, где они нашли убежище, и им отказывают в разрешении на выезд.
Тяжело положение простых женщин, жен рабочих и крестьян. Их мужей преследуют или увольняют с работы, и они вынуждены буквально биться за кусок хлеба, чтобы спасти от голодной смерти своих детей. Эта само по себе уже героизм, ежедневное самопожертвование, ибо чилийский народ переживает голод и нищету, как следствие экономической разрухи, в которую ввергла страну военная хунта и от которой прежде всего страдают трудящиеся.
Да, Чили сегодня — это открытая рана на теле мира. Но мы не теряем надежды. Перед лицом фашизма Народное единство сплачивается еще более решительно, вовлекая всё новые силы, действующие в стране. Крепнут и множатся ряды сопротивления, и в бою выковывается день ото дня единство Чили.
Растет мощное международное движение солидарности с Чили, и народы, несмотря на различие идеологий и политических режимов, воздвигнут непреодолимую стену на пути возрождения фашизма.
Товарищ Альенде сказал в своем последнем слове: «У предателей в руках сила, они могут подавить нас, но социальный прогресс невозможно остановить ни силой, ни преступлением. История принадлежит нам, и делает ее народ».
По ком звонит колокол?
Из выступления Якоба Седермана, бывшего министра юстиции Финляндии,
избранного председателем Международной комиссии по расследованию преступлений
чилийской военной хунты
Почему необходима эта Международная комиссия по расследованию преступлений военной хунты в Чили? Какую пользу может принести эта комиссия чилийскому народу и всему человечеству? Мы знаем, что у комиссии нет ни правовых санкций, ни прерогатив суда. Но мы знаем о повсеместно растущем влиянии общественного мнения. Другими словами, нашей самой важной и эффективной санкцией является моральный вердикт человечества,
Вспомним известные строки поэта Джона Донна, которые цитирует Эрнест Хемингуэй в своем романе о гражданской войне в Испании «По ком звонит колокол»: «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе: каждый человек есть часть Материка, часть Суши... смерть каждого человека умаляет и меня, ибо я един со всем человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе».
Я думаю, эти слова лучше всего показывают отношение современного человечества к демократии и свободе.
Содержание |
Следующая